Медицинская эмблема горизонта нет. Символ медицины - чаша со змеей: истоки, значение

В разные времена в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Говоря о происхождении медицинских символов, мы вспомним известные нам имена богов — покровителей врачебного искусства, а также древние способы врачевания, о которых рассказывают предания и священные тексты многих народов. Наиболее распространенный символ медицины — чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды — покровительницы врачевания в Древнем Египте.

Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит: «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк — олицетворение жизни и здоровья (с.35). В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания.

ЗМЕЯ

Змея — традиционный символ мудрости и могущества. В мифах и легендах стран Древнего Востока нашли отражение отголоски культа змей, часто связанного с водной стихией. Древнеегипетская сказка повествует о мореходе, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном волной на чудесный остров. Вскоре он услышал сильный шум: «деревья трепетали, земля тряслась. Я открыл лицо мое и понял, что это змей, который приближался. Длина его 30 локтей, борода его более 2 локтей, члены его вызолочены, брови его из настоящей ляпис-лазури. Он продвигался вперед». Змей называется в этой сказке «князем Пунта» — легендарной страны благовоний, «страны богов». Другая, более поздняя египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря. Предания Вавилона и Ассирии, еврейские и абиссинские легенды связывают доисторические времена с царством змея. Вот что говорит об этом абиссинская легенда: «Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина — 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути». Предания об островах, населенных змеями, сохранились в греческих хрониках. Геродот и Теофраст упоминали о змеях, стерегущих драгоценности на чудесных островах, Диодор Сицилийский рассказывает о «змеином острове», наполненном драгоценностями, и описывает охоту на змея длиной в 30 локтей, в пасти которого погиб один из охотников. Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение. Это представление нашло интересное воплощение в религии египтян. Смена дня и ночи связывалась с тем, что в полночь бог Солнца Ра выходит со своей свитой из солнечной ладьи и входит в тело огромного змея, из которого утром все выходят «детьми», вновь садятся в ладью и продолжают путешествие по небу. Африканские сказки и легенды рассказывают о первых людях, которые могли, подобно змеям, менять старую кожу на новую и жить вечно. В шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами. Греческий миф повествует о чудесном средстве, которое Зевс подарил людям. Оно могло вернуть человеку молодость. Однако люди не захотели сами нести этот бесценный дар и положили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной молодостью.

Исторические параллели:

Легенды Древнего Китая называют огромного змея — дракона родоначальником первых императоров, наделяют его когти, зубы, слюну и рога целебными свойствами. На спине дракона можно было достичь страны бессмертных. Дракон, согласно легенде, некогда вышел из Желтой реки и впервые показал императору знаменитое изображение тайцзы, в котором отражена взаимосвязь инь и ян. Йога уподобляет змее духовную энергию человека — кундалини. За тысячу лет до нашей эры культ змеи как символа мудрости, науки и познания возник у греков. Именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды знаменитый исцелитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего. В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего очага. Во время раскопок Помпеи на стенах и домашних алтарях многих домов было обнаружено изображение змеи, которая символизировала покой и здоровье обитателей дома. Как мы знаем, змеи были непременной принадлежностью асклепийонов (с. 127). Древнеримские хроники сохранили свидетельства о том, что во время эпидемии чумы Асклепий символически был перевезен из Эпидавра в Рим в виде змеи. Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей — «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

Однако в истории медицины с образом змей и червей часто связывали не только жизнь и здоровье, но также болезни и смерть. В Египте олицетворением бога Тота был ибис — птица, пожирающая змей и червей, которые вызывают болезни. Вавилонские маги-врачеватели часто изображались с кнутом для изгнания всех ползающих животных, прежде всего — змей и червей. Вавилонское заклинание связывает происхождение зубной боли с проникновением червя внутрь зуба. В индийском эпосе и буддийской литературе священная птица Гаруда нередко называется «пожирателем змей». Китайская легенда приписывает червям смерть древнего мудреца Янь-ди, который пытался пробовать лекарства по примеру Шэнь-нуна, мифического покровителя врачей и аптекарей: «Рассказывают, будто у Шэнь-нуна тело было из прозрачного нефрита и можно было видеть все его внутренности; и это правда. Как иначе удавалось бы избавлять его от смертельной опасности, когда он пробовал по двенадцати ядов в день? Но вот рассказывают, будто Янь-ди пробовал лекарства и спасался от всех ядов, но проглотил сороконожку, каждая нога которой превратилась в червяка, червяки же тоже начали размножаться и Янь-ди, не сумев побороть их, умер...»

Римский писатель Плиний Старший писал, что укус змеи в любой момент может положить предел жизни человека, что даже под землей черви не оставляют людей в покое и пожирают умерших. Некоторые исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи. Древние предания содержат множество упоминаний о мифических змееподобных существах, угрожающих жизни человека. В то же время части их тела и яд считались сильными и универсальными лекарствами. Так, Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») — змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд»

Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример воплощения этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

ЧАША

Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Древнего Востока. Вода была здесь даром небес. Поймать и сохранить драгоценную влагу можно было руками, сложенными вместе в виде чаши, а также с помощью камней с углублениями —- «чашечных камней», глиняной и металлической посуды. Моления о ниспослании воды сопровождались просьбами о сохранении жизни и исцелении от недугов. Больной, изображенный на древнеегипетской стеле, держит в руках чашу, обращаясь к богам. Лечение с помощью воды — древнейшая традиция медицины Древнего Востока. Средство внешнего и внутреннего очищения, вода считалась универсальным лекарством: есть библейские свидетельства о целительном действии вод Иордана; традиции лечения водой получили развитие в медицине Древней Индии; алхимики использовали росу и дождевую воду для получения лекарств. Когда лечение водой было связано с религиозными ритуалами, кубки для нее украшались надписями-заклинаниями или изречениями из священных текстов. Так, например, страх («болезнь боязни») мусульмане излечивали глотком воды из «кубка боязни» — медной чаши, изготовленной в Мекке и украшенной изречениями из Корана.

Народные сказания сохранили дошедшие до нашего времени выражения «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Они говорят о двойственном начале образа чаши — двойного (двудонного) кубка, творения земли и неба. В нем, согласно мифологическим представлениям Древнего Востока и античного мира, отражается двойственная природа человека. Когда человек пьет из чаши земного начала, его силы обращаются к земным страстям. Питье из небесной чаши устремляет его к небу, к возвышенным идеалам, избавлению от страстей и заблуждений. Греческий фиал — чашу без подставки использовали в различных ритуалах, направленных на достижение здоровья, исцеления от болезней, успеха в делах. Ее часто держат в руках дочери Асклепия Гигиея и Панакея. У этой чаши не случайно нет второго дна: она призвана нести в себе лишь целительное начало и душевный покой.

Иногда происхождение чаши со змеей как медицинского символа связывают с историей ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали в себя змеиный яд, который хранили в специальных чашах. О действии змеиного яда писали многие врачи и философы Древней Греции и Рима. Изучением ядов животного происхождения, в том числе змеиного, занимался Аристотель. Клеопатра (I в до н.э.), последняя александрийская царица из рода Птолемеев, изучала змеиный яд и испытывала его на рабах. Греческий врач Никандр Колофонийский (III в.) описал действие змеиного яда и указал состав противоядий. Змеиный яд и в наше время входит в состав медицинских препаратов. Особенно большое распространение в качестве лекарства змеиный яд получил в эпоху средневековья, и вплоть до XIX в. он входил в состав многих противоядий — «териаков». Кроме того, считалось, что печень и жир змеи очищают кровь, а суп из змей прибавляет мужества. Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Посох

Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, обычно изображался в виде необработанной деревянной палки с сучьями. Он символизирует связь с землей и дорожный посох, означающий долгие странствия врача. Медицинские трактаты Древней Индии рекомендовали врачу иметь посох, поскольку больные больше доверяли опытным и пожилым людям. Об этом писали Сушрута и Чарака.

У многих народов до сих пор существует обычай оставлять в храмах у статуй святых написанные на листке бумаги просьбы. Яйцо в руке Асклепия — символ начала всего живого, а также новой жизни, которую боги возвращают больному с выздоровлением.

Исторические параллели: Яйцо было символом начала всего живого как для западной, так и для восточной натурфилософии. Известный средневековый энциклопедист Бируни, рассуждая об индийской мифологии и восточном учении о яйце как начале всех начал писал в X в.: «Подобные взгляды имели греки относительно своего бога Асклепия, основателя медицины. Когда они изображают его, то они, по примеру Галена, изображают в его руке яйцо как указание на аналогичное строение Земли и как символ всех начал, а также для того, чтобы показать, что все живое на земле нуждается в медицине».

Посох Асклепия стал прообразом врачебной трости. В эпоху средневековья и Возрождения в ее верхней части иногда находили лекарство, противоядие, ароматические средства или уксус для предохранения от заражения. Здесь уместно вспомнить о знаменитом мече Парацельса, с которым никогда не расставался этот врач

Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление, начало новой жизни. Особое значение этот символ приобрел в эпоху распространения христианства в землях Нового света. Географические карты XVI столетия часто украшало изображение св. Христофора (греч. «несущий Христа»), переносящего Христа на своих плечах через реку. В самом имени Колумба, который смог пересечь океан, видели пророческое знамение распространения христианства. Как известно, обращение в христианство народов Нового света и восточных стран часто сопровождалось трагическими событиями. Их причиной была охватившая колонизаторов жажда золота. Мысли о том, как труден путь к спасению, о грехов-ности человека, его неспособности вершить суд Божий на земле постоянно возвращали людей той эпохи к христианской легенде о св. Христофоре — сильном и храбром великане, который желал служить только самому могущественному царю на свете. Он пошел в услужение к дьяволу после того, как узнал, что этого владыку боятся самые великие властители. Однако вскоре великан увидел, что его новый хозяин боится креста. Тогда Христофор пошел к святому отшельнику и спросил у него, как лучше угодить Богу. По совету старца он стал переносить через реку путников, которые хотели попасть на другой берег. Однажды, перенося на плечах ребенка, он с удивлением почувствовал, что ноша сделалась невыносимо тяжелой. Тогда младенец, которым был Христос, сказал великану, что тот держит на своих плечах весь мир. Сгибаясь под этой тяжестью, опираясь на посох, св. Христофор донес Христа до другого берега и увидел, как его посох дал молодые побеги. Они символизируют удивительную способность человеческой души возрождаться для праведной жизни.

Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. Этот греческий бог был посредником между богами и людьми, между царствами жизни и смерти. Согласно преданию, Гермес не только прекрасно пел и играл на лире, но изобрел этот прославленный музыкальный инструмент и в знак почтения подарил его Аполлону. В награду Гермес получил от Аполлона волшебный жезл. Позже этот жезл стал символом мира, красноречия и остроты ума. Греки называли жезл Гермеса — кирекийоном, римляне — кадуцеем.

Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в это время становится не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. Кадуцей часто венчал

ворон как один кз символов алхимии. Результатом соединения алхимического искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия, великим представителем которой был Парацельс. Впрочем, сам он более охотно использовал в качестве символа медицины пентаграмму.

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма — пятиконечная звезда, вычерченная одной линией. История ее происхождения уходит своими корнями в Египет и Месопотамию. Считают, что этот магический знак связывал между собой пять известных в то время планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и использовался как талисман против духов, вызывающих болезни и несчастья. Впервые изображение пентаграммы было обнаружено археологами при раскопках Древнего Вавилона периода правления царя Урука IV (около 3000 лет до н.э.). В качестве символа медицины она была принята в Древней Греции, особенно в кротонской медицинской школе, основателем которой считают Пифагора. Пифагорейцы начинали свои послания словами «Будь здоров!» и ставили при этом знак пентаграммы как символ здоровья.

В эпоху распространения христианства в Европе пентаграмма считалась еретическим знаком и часто заменялась изображением человеческой руки с растопыренными пальцами. Однако иногда она использовалась как символ, способный защитить человека от влияния дьявольских сил. Например, Мефистофель в «Фаусте» Гёте не мог выйти из комнаты потому, что на пороге была начертана пентаграмма. Одна из вершин ее была направлена внутрь комнаты, а линии противоположного вогнутого угла немного стерлись от времени, так что Мефистофель мог войти в комнату Фауста, но выйти из нее никак не мог:

МЕФИСТОФЕЛЬ: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: Волшебный знак у вашего порога. ФАУСТ: Не пентаграмма ль этому виной?

Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путем впросак попался? МЕФИСТОФЕЛЬ: ИЗВОЛИЛИ ее вы плохо начертить, И промежуток в уголке остался, Там, у дверей — и я свободно мог вскочить.

Фауст отказался выпустить непрошеного гостя. Мефистофелю пришлось усыпить его и призвать на помощь мышей и крыс. Он смог выйти только после того, как они прогрызли дыру в вершине пентаграммы.

Пентаграмма — не единственная геометрическая фигура, которой приписывали магическое действие в искусстве врачевания. К глубокой древности восходят представления об исцеляющих свойствах магического квадрата и магического круга. Тексты шумерских заклинаний связывали магический круг с именем Эа — бога врачевания: «Магический круг Эа в моих руках» Магические свойства треугольника отразились в очертаниях священных треножников.

Треножник Аполлона

В каждом посвященном Асклепию храме стояли треножники, называемые треножниками Аполлона. Согласно преданию, Аполлон убил у подножья горы Парнас злое чудовище — Пифона, охранявшего долину, и основал здесь свое святилище. Так возник в Древней Греции Дельфийский храм, на фронтоне которого были написаны слова «Познай самого себя». Восточной стеной Дельфийского храма была скала. Из ее расщелины струился опьяняющий аромат. Его вдыхала сидящая рядом на золотом треножнике жрица Пифия. Таким образом она общалась с богами, узнавала их волю. Ни одно серьезное дело не могло совершиться без одобрения оракула.

Аполлон был покровителем медицинских знаний, и треножник из его святилища стал одним из символов медицины. Его называют иногда «эмпирический треножник» и связывают с тремя основаниями мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы:

— собственное наблюдение с привлечением опыта врача,

— наблюдение других, дополняющее собственный опыт,

— заключение по аналогии.

Исторические параллели:

Непосредственное отношение к медицине и алхимии имели треножники и в Древнем Китае. Об этом рассказывает множество легенд. В сосуде-треножнике хранились травы, которые пробовал Шэнь-нун. Согласно преданию, Хун-ди, первый император и великий мудрец, сделал бронзовый треножник для того, чтобы варить в нем снадобье бессмертия. Когда работа была закончена, из-за облаков появился огромный волшебный дракон, покрытый золотым панцирем. Он опустил свой длинный ус прямо в треножник. Хуан-ди понял: его зовут к бессмертным, в небесный дворец. Быстро взобрался он по усам на спину дракона и стал подниматься в небо. Правители мелких царств и простые люди хотели последовать за ним. Толкаясь и давя друг друга, ухватились они за усы дракона. Усы не выдержали такой тяжести и оборвались. Люди упали на землю, а из усов дракона выросла целебная трава «драконов ус».

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ-СИМВОЛЫ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА

Наиболее известное животное, символизирующее врачебное искусство — змея. Менее известные — сова и петух, ворон и собака. Все они в разные времена изображались рядом с Асклепием. Ворон, как и сова, считался символом мудрости. В эпоху Ренессанса его образ стали связывать с употреблением лекарственных средств, приготовленных алхимиками. Собака — символ верности и преданности. Кроме того, она всегда настороже и охраняет своего хозяина. Медаль с изображением посоха Асклепия, совы и петуха.

Присутствие петуха рядом с Асклепием на античных и средневековых изображениях иногда связывают с тем, что петуха обычно приносили в жертву богу врачевания. Петух с древних времен был жертвенной пищей: считалось, что мясо его исцеляет больных. Выражение «петух для Аскле-пия» вошло в поговорку. Согласно другой гипотезе, петух и змея символизируют два дополняющих друг друга качества врача: бдительность и осторожность. Петух как христианский символ встречается уже в первых веках нашей эры. Считалось, что его пение не только прогоняет нечистую силу, но и приносит облегчение больным после страданий, которые часто обостряются по ночам, сопровождаясь тоской и бессонницей. Вот как писал об этом один из отцов церкви Амвросий Медиоланский (III в.): «Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Исторические параллели:

Изображение петуха и змеи как символов врачевания существовало и в Древнем Китае. Согласно учению китайских медиков, необходимым условием здоровья была гармония двух начал в организме человека: инь и ян. Олицетворением мужского начала (ян) был петух, женского (инь) — змея.

В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде. увенчанной лаврами женщины с посохом, обвитым змеей, и петухом в руке. В XIII в. изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. С 1696 г. золотой петух появился на гербе французских врачей.

Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепийонах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы не относились к числу жертвенных животных.

На античных монетах и медальонах Асклепий часто изображен с лекарственными растениями — маком, виноградом, пальмой, кипарисом. В эпоху Ренессанса в качестве эмблемы медицины широкое распространение получило изображение ландыша.

Лекарства из него были незаменимым средством лечения сердечно-сосудистых заболевании. Известен портрет великого польского астронома и врача Н.Коперника (1473-1543) с цветком майского ландыша в руке. Коперник изучал медицину в Италии, в университете Падуи. Искусный врач, он не отказывал согражданам в медицинской помощи. До наших дней сохранились выписанные его рукой рецепты лекарств.

В заключение рассказа о растениях — медицинских символах упомянем «платан Гиппократа». Это гигантское дерево, окруженное бетонными подпорками, до сих пор стоит на острове Кос. Согласно преданию, две с половиной тысячи лет назад под ним сидел со своими учениками великий основатель косской врачебной школы.

МЕДИЦИНСКИЕ СИМВОЛЫ - ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА

Распространенными врачебными символами в разное время были изображения пестика и ступки, уринария, медицинских банок, которые украшали гербы городов, известных своими больницами. Однако наиболее широкое признание в эпоху средневековья получили символы, созвучные христианским представлениям. Особое место среди них занимают горящий факел и пламенеющая свеча. Огонь, дающий тепло, благодатный покровитель жизни, стал символом духовной сущности врачебной деятельности. Уже в Древней Греции пламя костра в форме факела сопровождало изображения покровителей жизни: Деметры — богини земледелия и плодородия, Персефоны, олицетворяющей животворящую силу земли, принесшего солнечный свет Аполлона и Асклепия-врачевателя. Часто держит факел в руке и кентавр Хирон, научивший Асклепия медицинском искусству

У многих народов древности огонь считался одним из основных элементов природы. Он был одной из стихий из первоначал в натурфилософии Китая, Индии и Греции. Гераклит Эфесский (VI-V вв. до н.э) считал огонь вечно живым первоначалом мира. Он сравнивал зарождение жизни с возгоранием пламени, а ее угасание — с угасанием огня. По мнению другого философа, Демокрита, жившего в V—IV вв. до н.э., из мельчайших частиц огня состояли души живых существ, населяющих землю. В античной медицине огонь рассматривался как всеисцеляющее средство, к которому врач обращался в крайнем случае, когда другие методы лечения не давали результата. «Что не лечится огнем, — говорил Гиппократ, — то неизлечимо». В эпоху христианства расширилось значение горящей свечи как символа созидания, борьбы с темнотой. Особое восприятие света как «основы мироздания» сформировалось под влиянием библейских текстов. Слова Бога «Да будет свет!», произнесенные в первый день творения, служили символом начала круга Вселенной.

Сжигание свечей во время церковных обрядов символизировало смерть Христа, искупающего грехи людей. С этим были связаны известные изречения, которые помещали на лентах, обвивающих свечу: «Светя другим — сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя», «Исполняя свой долг, я забываю о себе». Часто горящие свечи украшали портреты известных врачей. На фамильном гербе великого английского врача В.Гарвея, открывшего систему кровообращения, изображена горящая свеча, обвитая двумя змеями. Этот символ сопровождает изречение «Чем сильнее горит, тем ярче светит».

В эпоху Возрождения становится популярным еще один символ медицины: изображение змеи, которая обвивается не вокруг посоха или свечи, а вокруг зеркала. Оно в данном случае является не только олицетворением осторожности, необходимой врачу, но и символизирует необходимость ясновидения, способности «видеть все как в зеркале» для овладения искусством врачевания. Зеркало как символ врачебного искусства встречается уже в древней медицине. Например, в медицине Тибета ритуальное магическое зеркало предсказаний было символом гадания, непременно предшествующего лечению. Оно является атрибутом «Матери-божества», дарующей здоровье.

Серебряное зеркало в тибетской медицине считается местом обитания водного духа, отгоняющего демона болезни. Зеркало и водная и гладь у многих народов связаны между собой. Они олицетворяют существование «другого мира», недоступного для человеческого восприятия. С образом зеркала мифология разных стран Запада и Востока связывает представление о «мире Зазеркалья», где все устроено не так, как у жителей Земли. Легенда Древнего Китая так рассказывает об одном событии легендарной древней эпохи Желтого императора:

«В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполнил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали волшебные чары Желтого императора. Он прогнал захватчиков, заточил их в зеркала и наказал им повторять, как бы в некоем сне, движения людей. Он лишил их силы и облика и низвел до простого рабского положения».

В мифологических представлениях древних культур зеркало противопоставлялось смерти. До нашего времени дошел обычай завешивать зеркало в доме, где находится покойник. Древние легенды часто говорят о том, что силы, скрытые в зеркале, могут по-разному проявлять себя при дневном свете и в темноте. Символом знаний в разных областях, «духовного просветления» служило зеркало, на которое падают солнечные лучи. Однако в темноте зеркала могли быть пристанищем темных сил, опасных для жизни человека. При свете дня демоны, вампиры и другие существа, угрожающие жизни и здоровью человека, согласно поверьям многих народов, не отражаются в зеркале, они невидимы, и это делает их особенно опасными. В XVTII-XIX вв. зеркало стало символизировать честное исполнение долга, чистоту помыслов врача, его искреннее стремление помочь ближнему. Наряду с посохом и чашей оно стало использоваться в качестве эмблемы медицины во многих странах Европы. Как видим, образ зеркала несет на себе отпечаток той же двойственности, которую мы уже встречали у других древних магических символов — змеи и чаши.

Исторические параллели: Отражение этой двойственности проявляется, например, в восприятии братьев — близнецов, похожих друг на друга как отражение в зеркале. Так, греческая мифология рассказывает об Эпиметее — неразумном и легкомысленном брате искусного и предусмотрительного Прометея, о Танатосе, боге смерти, похожем на своего брата-близнеца Морфея, бога сна. Ахурамазда, главный бог иранской мифологии, создатель шестнадцати стран добра, считался братом — близнецом злого духа Ахримана, создателя шестнадцати стран зла. Однако близнецы — далеко не всегда враги, соперники, противоположности. Множество мифов повествует об их трогательной дружбе, братской любви. Когда один из близнецов погибает, другой воскрешает его.

Искусными врачевателями были близнецы Ашвины, герои индийской мифологии. Братья-близнецы, добрые духи из китайских народных преданий, "выметали " из дома болезни и несчастья.Искренняя любовь связывала неразлучных братьев Кастора и Поллукса. Об этих героях греческой мифологии напоминает название одного из зодиакальных созвездий - Близнецы.

В разных культурах зеркало символизировало разные аспекты восприятия мира. В одном из направлений китайского буддизма (школа Чан, VII в.) с этим символом связано учение о «постепенном просветлении». Сознание человека уподобляется зеркалу, которое надо протирать время от времени, чтобы пыль и грязь, скапливаясь на поверхности, не сделали его мутным. Обращаясь к историческим свидетельствам, мы как будто «протираем» зеркало нашего сознания, стираем с него пыль, которая скопилась за сотни и тысячи лет. Наверное, поэтому Международные конгрессы по истории медицины в Бухаресте (1970) и в Барселоне (1980) выбрали в качестве эмблемы зеркало, рукоятку которого обвивает змея. Это изображение стало и эмблемой Международного общества истории медицины

Заканчивая последнюю главу книги, посвященной истории медицины, вспомним и мы этот древний символ. За его простыми очертаниями можно увидеть многое. Надо только не забывать стирать пыль с зеркала...

Изображение чаши со змеей, украшающее вывески аптек и прочих медицинских учреждений, знакомо с детства. Взрослые на вопрос «Что бы это значило?» любят отвечать, что «так собирают змеиный яд, из которого потом делают лекарства». Версия распространенная, хотя несколько наивная. Можно подумать, что все лекарства только из яда и делают. На самом деле вся фармацевтическая промышленность всего мира использует в год всего несколько сотен грамм этой субстанции. С таким же успехом символом медицины могла бы быть, например, пчела, или оленьи рога, или что-нибудь еще более экзотическое.

Несмотря на повсеместное распространение этого символа, называемого «Гиппократова чаша», точное его происхождение и толкование до сих пор неизвестны. Автором версии про яд является известный исследователь Заблудовский. По его мнению, это изображение появилось на рубеже нашей эры. По данным других исследователей, в частности академика Павловского, это изображение стало использоваться как символ медицины лишь в XVI веке с легкой руки знаменитого Парацельса.
Впрочем, и чаша, и змея, правда, по отдельности, использовались в качестве различных символов еще в 800 - 600 гг. до н. э., в том числе и как атрибуты древнегреческих богинь здоровья Гигеи (от имени которой произошло слово «гигиена») и Салуты.
Змея всегда символизировала мудрость, знания, долголетие и вечную юность - ежегодная смена кожи символизировала омоложение.
Впрочем, существует и противоположное мнение о том, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи.
Использование чаши в качестве символа врачевания связывают с целительными свойствами воды и традицией приготовления лечебных снадобий в ритуальных чашах.
Однако еще в намного более отдаленные времена чаша со змеей использовалась в символизме Древнего Египта. В виде змеи изображалось древнеегипетское божество Кнеф или Кематеф - самосозданный создатель, сформировавший мир из хаоса. Чаша в этом изображении символизировала сосуд, содержащий первоматерию - физическую основу всего. Кнеф в виде змеи склоняется над чашей с первоматерей и одухотворяет ее своим дыханием, пробуждая к жизни. Согласитесь, очень красиво и символично, хотя от медицины далековато. Кстати, известно, что Парацельс, впервые предложивший это сочетание в качестве медицинского символа, был алхимиком и мистиком, хорошо знакомым с древними эзотерическими знаниями. Ему то уж наверняка был известен точный смысл этого изображения.
Во времена Петра I чаша со змеей или двумя змеями была введена как знак врачебной службы в армии. В 1924 году Гиппократова чаша была утверждена в качестве символа военной медицины Реввоенсоветом и до сих пор остается в России эмблемой военно-медицинских подразделений. А наиболее общепринятым является использование этого символа в фармацевтической деятельности. Украшала Гиппократова чаша и значки, выдававшиеся в СССР выпускникам медицинских вузов.
Один из современных историков медицины, обратившихся к анализу символизма чаши, обвитой змеей, Бородулин высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы".
Кстати, официальным символом медицины является не Гиппократова чаша, а змея, обвивающая посох древнегреческого бога врачевания Асклепия. Это изображение было принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 г.
В заключение истории Гиппократовой чаши остается добавить, что в народе этот символ интерпретируют как «Теща кушает мороженое».

Кстати…
Красный крест - не символ медицины
Другим распространенным символом «всего медицинского» является красный крест. Удивительно, но в большинстве случаев эта эмблема используется незаконно.

История Красного креста
Красный крест стал символом в XIX веке. Во время франко-австрийской войны швейцарец Анри Дюнан был настолько впечатлен увиденным на полях сражений, что написал статью, в которой задавался вопросом: возможно ли создание благотворительной организации для оказания помощи раненым во время вооруженных конфликтов. Публикация Дюнана привлекла внимание Женевского благотворительного общества, которое создало комитет из 5 человек для практической реализации этих идей. Позже этот комитет получил название Международного Комитета Красного Креста - МККК.
Первое заседание МККК состоялось в 1873 году в Швейцарии, и в дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам и организовавшей первую Женевскую конференцию, за основу эмблемы МККК был принят государственный флаг Швейцарии, но с заменой цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.
Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.
Таким образом, эта эмблема изначально создавалась для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, как символ беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает. Она предназначена для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военных конфликтов. Это совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз".
Согласно Женевским конвенциям 1949 г., эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.
В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, при условии, что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.
У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности.
Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне. По мнению общества Красного креста, неправильное использование этого символа может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Поэтому власти многих стран по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться исключительно как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным.


Посох Асклепия . Одним из наиболее древних символов медицины является посох Асклепия – суковатая палка, обвитая змеей. Возникновение этого символа датируется примерно VIII в. до н.э. Асклепий в древнегреческой мифологии и Эскулап в древнеримской являются богами медицины и врачевания. Согласно мифу изначально Асклепий был рожден человеком и воспитан кентавром Хироном. Именно Хирон обучил Асклепия врачеванию. Ученик оказался весьма талантливый и превзошел в этом искусстве и своего учителя, и других смертных. Однажды знаменитый целитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего. Появление в этой легенде именно змеи неслучайно. У многих древних народов змея являлась символом мудрости и могущества, играла роль хранительницы очага, а также была существом, способным возвращать молодость.

В середине ХХ в. Всемирная организация здравоохранения на своей первой ассамблее в Женеве утвердила изображение посоха Асклепия как международную эмблему здравоохранения. Посох Асклепия на фоне синей «снежинки» – сегодняшняя эмблема экстренной медицинской помощи в США. Название этой эмблемы – «звезда жизни». Каждый из лучей звезды обозначает одну из функций службы экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи.

Змея и чаша . Чаша со змеей - наиболее распространенная в нашей стране медицинская символика. Первые изображения чаши со змеей относят к 800 - 600 гг. до н.э. Это были атрибуты богини Гигеи – дочери Асклепия. В одной руке она держала чашу, в другой – змею. Чаша была очень богатым по значению символом. Это и пресная вода, льющаяся с неба на засушливые пустынные страны Древнего Востока, и сложенные вместе ладони для того, чтобы поймать капли этой воды. Лечение водой было древнейшей традицией в медицине Древнего Востока.

Считается, что изображение чаши, обвиваемой змеей, появилось только в XVI в. благодаря знаменитому врачу Парацельсу. Возможно, что змея символизирует мудрость, знание, бессмертие. Кроме того, чашу со змеей связывает история ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали в себя змеиный яд, который хранили в специальных чашах. О лечебном действии змеиного яда писали многие врачи и философы Древней Греции и Древнего Рима. Именно чаша со змеей в наше время является символом аптечного дела. Правда, надо отметить, что змея на посохе Асклепия с древних времен считается ужом. И в центрах культа Асклепия всегда заводили ужей. Считалось, что для пациентов очень полезно прикасаться к ним, ибо в облике ужа предстает сам бог Асклепий. То есть, если говорить о змее, которая присутствует практически в каждой медицинской символике и ведет свое начало от посоха Асклепия, то это неядовитое пресмыкающееся.

Красный крест . Самый молодой, самый новый из медицинских символов. Был утвержден в Женеве в 1863 г. в качестве символа Международного комитета Красного Креста (МККК). Комитет был основан швейцарцем Анри Дюнаном. Красный крест на белом фоне – негативная копия швейцарского флага (изначально эта эмблема не имела религиозного смысла) - отличительный знака помощи раненым военным. Год спустя он был признан отличительным знаком медицинской службы вооруженных сил. Во время русско-турецкой войны на Балканах в 1876 году, Османская империя предпочла использовать вместо красного креста красный полумесяц на белом фоне (поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами). За ней последовали другие страны, где бoльшая часть населения исповедует ислам. На Дипломатической конференции в 1929 году в качестве отличительного знака медицинских учреждений и формирований был признан красный полумесяц на белом фоне. 8 декабря 2005 г. государства - участники Женевских конвенций приняли третий дополнительный протокол, устанавливающий дополнительную эмблему - Красный Кристалл. Эта эмблема лишенная какого-либо религиозного, культурного или политического значения, обладает таким же правовым статусом, как и красный крест и красный полумесяц, и может быть использована на тех же условиях, может временно использоваться национальными обществами и медицинскими службами вооруженных сил вместо их обычной эмблемы в целях усиления защиты. Несмотря на то, что в данный момент эмблемой комитета является сочетание красного креста, красного полумесяца и красного кристалла, использование красного креста именно как общей медицинской эмблемы запрещено. Официальная эмблема МККК должна использоваться исключительно как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным.

Кадуцей . Еще один пришедший из Древней Греции и схожий с посохом Асклепия символ – кадуцей. Это жезл Гермеса (у римлян – Меркурия) – посланника богов. Жезл обвивают две змеи, символизирующие две противоположности – свет и тьму, добро и зло, смерть и жизнь. По легенде Гермес использовал свой жезл, чтобы примирить двух дерущихся пресмыкающихся. Что интересно, изначально этот символ не относился к медицине. Он использовался парламентерами при походе во вражеский лагерь – играл ту же роль, что и белый флаг. Кадуцей был знаком, защищающим тайну коммерческой или политической переписки. На сегодняшний день это эмблема Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Медицина, или «искусство исцеления», возникла ещё у древних цивилизаций. Большинство современных символов, связанных с нею, тоже берут начало с тех времен. В особенности на них повлияла культура Что означают медицинские знаки и символы? Фото и значение самых распространённых эмблем вы найдете далее в статье.

Основные эмблемы

За всю историю у медицины набралось огромное количество эмблем. Они используются нами в качестве распознавательных знаков и могут размещаться на документации, офисах или спецодежде различных организаций здравоохранения.

Наиболее известными медицинскими символами и знаками являются:

  • красный крест и красный полумесяц;
  • сосуд Гигеи;
  • посох Асклепия;
  • «звезда жизни»;
  • кадуцей.

Самыми распространёнными являются эмблемы с изображением змеи - древнегреческого символа мудрости, исцеления и возрождения. Она считалась атрибутом знаменитого врача Гиппократа, богов Гермеса, Асклепия и Гигеи. Изображаться змея может с посохом, чашей, зеркалом, свечей, треножником Апполона и прочими предметами.

Существуют и другие медицинские знаки. Например, клизма, сосуд для сбора мочи, или уринария (как символ опеки доктора над пациентом), петух, капля крови, яйцо, горящий факел, светильник.

Посох Асклепия

Посох Асклепия - медицинский знак, родившийся из мифа. Согласно последнему, посох древнегреческого бога-лекаря однажды обвила змея. Он убил её, но на его пути появилась ещё одна. В пасти она держала траву, которой воскресила убитую «подругу».

Так Асклепий нашёл средство для возвращения умерших к жизни, а змея, обвивающая посох, стала первой международной эмблемой древнего искусства врачевания. Сам символ появился примерно в VIII веке до нашей эры.

Символом скорой помощи во многих странах является «звезда жизни». Она представляет собой белый посох Асклепия на фоне синей шестиконечной звезды.

Сосуд Гигеи

Гигея - богиня здоровья и дочка легендарного Асклепия. Начиная с 800 года до нашей эры её символом выступала чаша. Позже стали появляться изображения чаши, которую обвивает уж. Иногда изображали и саму богиню, которая держала в руках кубок и кормила из него змею.

Примерно в XVIII веке сосуд Гигеи стал медицинским знаком фармации сначала в Париже, а потом и в мире. У Национального Общества Фармацевтов США и Канады в виде кубка Гигеи существует награда, её присуждают лидерам области.

Кадуцей

Керикион, или кадуцей - ещё одна эмблема родом из Древней Греции. Этот медицинский знак очень похож на посох Асклепия, что приводит к их путанице. Но, в отличие от посоха, кадуцей принадлежит Гермесу.

Символ представляет собой жезл с крыльями наверху, который обвивают целых две змеи. Гермес являлся очень многопрофильным божеством. Он покровительствовал торговцам, путникам, магии и алхимии. Его кадуцей считался жезлом глашатаев и обладал способностью примирять людей. В античные времена он не имел никакого отношения к медицине.

Позже он стал ассоциироваться с тайным знанием, познанием мироздания и дуализма Вселенной. Особую популярность знак получил в XV-XVI веках, когда алхимики сделали его своим символом. В медицину он перекочевал только в XIX веке, олицетворяя жизнь и смерть как две стороны единого целого.

Красный крест и полумесяц

Эмблема красного креста возникла в 1863 году как символ помощи военным, раненным в бою. Она появилась благодаря швейцарцу Анри Дюнану, свидетелю битвы при Сольферино. Анри увидел, что из-за отсутствия отличительных знаков у санитаров и врачей помощь пострадавшим на поле боя была сильно затруднена. В результате возник знак красного креста на белом фоне.

Во время русско-турецкой войны Османская империя отказалась от креста, связав его с религиозным знаком. Вместо него они использовали красный полумесяц на белом фоне. В 1929 году в Женеве полумесяц признали второй эмблемой помощи. Чаще она встречается в мусульманских странах.

Оба знака являются символами Международного движения Красного Креста и Полумесяца, которое обязуется оказывать помощь всем нуждающимся независимо от их различий и способствовать миру на планете.

История развития медицины, гуманнейшей из наук, - это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.

Первый лекарь был современником первого человека. Как говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов: "В лаборатории врача - все больное человечество... их деятельность - ровесница первого человека." Трудной была многовековая борьба человека против болезней и страданий.

На протяжении своего развития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому, что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне.

Медицинская символика постоянно привлекала и привлекает внимание людей самых разных профессий: врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других. Недостаточность публикаций по данной теме, а также разночтения в толковании одних и тех же символов побудили автора к углубленному изучению вопроса об их происхождении и содержании. Настоящая работа является лишь частью исследования, посвященного отображению медицины мира в малых формах изобразительного искусства. Исследование базируется на коллекции автора, собранной за 50 лет, содержащей свыше 15 тысяч экспонатов, среди которых монеты, банкноты, медали, ордена, значки, марки, экслибрисы и другие предметы материальной культуры разных стран и народов.

Изучение возникновения и внутреннего содержания символа - весьма сложное, но увлекательное занятие. Любой символ, имея свою собственную историю, в разное время приобретает различные смысловые оттенки.

Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) - условный знак, широко известный и используемый для чисто практических целей. Но он может оказаться и тайным знаком, смысл которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, у древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и т. п. Со временем символ приобрел природу эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета.

По определению выдающегося русского врача XVIII в. Н. М. Максимовича-Амбодика, автора первого в нашей стране руководства по акушерству "Искусство повивания" (1784 г.), выпустившего также два издания книги "Емвлемы и символы" (1788 и 1811 гг.), "...символ есть краткая надпись, состоящая в остроумном изречении немногих слов, совершенный смысл в себе заключающих, кои, будучи соединены с емвлемою, руководствуют нас к познанию другой вещи..., исторический, политический, нравственный или таинственный смысл, или подобное сему ознаменование содержащей".

Эмблема же "...есть остроумное изображение или... картина, очам представляющая какое ни есть... вещество..., с принадлежащей к ней надписью, состоящей в кратком слов изречении".

Более развернутое определение эмблемы и символа дает вышеупомянутый словарь, в котором говорится, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия, идеи в рисунке и пластике. От символа эмблема отличается тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть ясны и просты, зритель должен видеть в них то, что ему хотели сказать. Напротив, символ можно понимать совершенно по-разному, независимо от замысла художника, т.е. символ воплощает идею, а эмблема - условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. "Там, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем эмблему: это не символ, а аллегория - прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа". У древних греков и римлян слово "эмблема" означало рельефные украшения на предмете из дорогого материала.

В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи. Например, серп и молот - эмблема союза рабочих и крестьян; улей - эмблема трудолюбия; якорь - эмблема надежды; лира - эмблема поэзии и музыки и т. п.

Стара, как мир, символика, связанная с растениями и животными. Еще в глубокой древности растения и животные стали символами определенных качеств. Дуб и лев олицетворяли силу и крепость, кедр и ворон - долголетие, лавр и пальма - победу и торжество. Цветущий гранат стал знаком дружбы, голубь - символом мира, а два голубя - вечной любви.

Символика некогда была известна каждому и играла важную роль в жизни человека, в его общении с другими людьми. Она отразилась в многочисленных эмблемах, среди которых особое место занимают изображения растений. Например, в книге Н. М. Максимовича-Амбодика, где каждая эмблема сопровождается надписью на пяти языках (русском, латинском, французском, немецком и английском), указывается, что вечнозеленые растения - лавр, ель и др. - символизируют неизменность и постоянство; роза означает все возвышенное, милость и справедливость.

Свои специфические символы и эмблемы имеет и медицина. В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся, вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений, человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленными предметами.

С развитием общества и накоплением знаний об окружающем мире начальные представления переосмысливались, а символы, олицетворяющие различные явления, приобретали новые формы и значения. Вследствие этого символика на разных этапах исторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание. В настоящее время существует многоплановая трактовка смыслового содержания дошедших до нас символов и эмблем медицины.

В процессе работы удалось выявить и собрать более 50 условных отображений древнейшей из профессий - врачевания. Попытки дешифровать их с помощью какого-нибудь одного метода исследования (исторического, лингвистического или любого другого), как это делалось раньше, сегодня приводят к одностороннему, ограниченному, а порой и ошибочному разъяснению. Настоящий уровень развития научной мысли характеризуется взаимодействием, взаимопроникновением и синтезом на первый взгляд далеких друг от друга дисциплин.

Изучая историю возникновения и развития медицинской символики, приходится обращаться к наукам и искусству многих стран и народов, ибо медицина (а вместе с ней ее символы и эмблемы) развивалась на протяжении всего своего существования в тесной связи с материальным состоянием и общей культурой всех стран и народов.

Наряду с использованием многих научных методов изучения медицинской символики за основу был взят исторический метод исследования, позволяющий рассмотреть проблему во всех ее связях и взаимозависимостях с явлениями истории, культуры, науки и искусства.

Ценными источниками для изучения истории символов и эмблем медицины являются нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты, медали, ордена и жетоны, а также бонистика, предметом исследований которой являются денежные знаки в экономическом, историческом, и художественном отношениях. Термин "нумизматика" происходит от латинского слова Numisma - монета. Первые известные в мире монеты появились в Лидии (Малая Азия) в VII в. до н.э. Греческие и римские монеты, например, являются одним из основных материальных источников изучения культуры античного мира. Именно о них Гёте сказал: "На этих монетах нас радует бесконечная весна цветов и весна искусства". В качестве отрасли исторической науки нумизматика развилась только в XV в. На монетах различных эпох можно найти много символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях монеты являются их единственными свидетельствами, дошедшими до нас.

К общим медицинским эмблемам относятся:

1. просто змея;

2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);

3. змея, обвивающая чашу;

4. змея, обвивающая треножник Аполлона;

5. змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);

6. две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);

7. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);

8. змея, обвивающая зеркало;

9. анк Импотеха;

11. горящий факел или горящая свеча;

12. светильник;

14. сердце на ладони и др.

К частным медицинским эмблемам относятся:

1. изображение ландыша;

2. флорентийского младенца;

3. уринария;

3. клистира;

4. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля;

5. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.);

6. капля крови - эмблема хирургического профиля;

7. ступки, ступки с пестиком - эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ;

8. военно-медицинские эмблемы и др.

Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности.