Как расселяются растения мини-исследование. Как расселяются растения мини-исследование Как расселяются растения

Чтобы выжить, растения должны путешествовать. Для этого, впрочем, достаточно, чтобы перемещались только семена. Они распространяются с помощью ветра, воды или животных.

Туристы с удовольствием фотографируют склоняющиеся над песчаными пляжами кокосовые пальмы. Но сможете ли вы точно сказать, где сделан снимок — на Антильских островах, в Африке, на Сейшельских островах, в Индонезии или Полинезии?

Ответить на этот вопрос иногда непросто, потому что кокосовые пальмы, которые стали символом безмятежного отдыха на солнечном пляже, встречаются на всех тропических побережьях. Как же удалось этому растению расселиться по миру?

По морям и рекам

В случае с кокосовой пальмой ответ — по морю. Семена растений, живущих по берегам морей, распространяются главным образом морскими течениями. Толстая волокнистая оболочка кокосового ореха хорошо удерживает его на воде и надежно защищает семя от повреждений.

Орех может плавать по морю несколько дней, месяцев и даже лет. Многие орехи гибнут в пути. Но некоторые наконец прибивает к берегу, где они пускают корни. Ольха, дерево, растущее в заболоченных поймах, доверяет свои семена реке. Они плавают на поверхности воды, потому что в них много жира. Они сохраняют способность к прорастанию, даже пробыв в воде больше года. Но у рек есть один недостаток: они текут лишь в одном направлении. Чтобы осваивать новые территории выше по течению, семенам ольхи нужна помощь ветра.

Семена-воздухоплаватели

Главное средство расселения семян — вездесущий ветер. Чтобы летать по ветру, растения обзавелись множеством хитроумных приспособлений. Одно из самых эффективных, экономичных и распространенных — парашютик. Семя одуванчика крепится к венчику из тонких волосков. Когда оно созревает, венчик разворачивается и при первом же дуновении ветра уносит с собой семя. Парашютик всегда приземляется семечком вниз, что облегчает прорастание. Конструкция парашютика у разных растений неодинакова. Иногда это просто пучок волосков, как, например, у хлопчатника. Люди делают из этих волосков вату и ткани.

Другое приспособление, облегчающее перенос семян ветром, — крылья. Крыло — это широкая, уплощенная и слегка изогнутая стенка плода. При падении оно начинает вертеться, удерживая семя в воздухе. Ветер разносит такие «вертолетики» на огромные расстояния. С помощью крыльев расселяются плоды клена — крылатки. Крылатки легко залетают на новые территории, поэтому клен распространился по свету очень широко. Семенам других растений плоские крылья позволяют легко планировать по воздуху и далеко улетать даже при слабом ветре.

С помощью животных

Растения закреплены корнями в почве и сами передвигаться не могут, зато живущие рядом звери могут бегать где угодно. Почему бы не воспользоваться таким «транспортным средством»? Задумка проста: нужно пристать к шерсти животного, а через некоторое время упасть — желательно на плодородную почву.

Возьмем для примера лопух, или репейник, растущий в природе почти по всей Евразии и Северной Америке и выращиваемый в Японии ради питательных корней. Плод, содержащий семена, представляет собой шарик с торчащими во все стороны крючками. Когда плоды созревают, они легко отламываются от стеблей и прицепляются к шерсти животных. Пытаясь освободиться от назойливого репья, животное начинает чесаться и разбрасывает семена лопуха по земле.

Некоторые растения (например, орешник и многие злаки) расселяются благодаря животным, которые уносят с собой их лакомые семена. Некоторые из семян, перетаскиваемых грызунами и муравьями в свои кладовые, теряются по дороге и прорастают. Другие семена дают ростки в хранилищах, о которых их хозяева попросту забывают.

Пернатые разносчики семян

К гладкому оперению птиц семенам и плодам прицепиться непросто. Пернатые распространяют семена на огромные расстояния иным способом. Каждый год от арктической тундры до экваториальных лесов созревает масса вкусных ягод и других сочных плодов, которыми растения расплачиваются с птицами и прочими животными за свое расселение по свету: животные поедают их, а через некоторое время выбрасывают семена наружу вместе с пометом.

В южноамериканских дождевых тропических лесах плодами дикорастущего авокадо питается птица квезал. Пернатые с удовольствием поедают плоды с сочной маслянистой мякотью, но при этом проглатывают и находящееся внутри крупное семя. На следующий день оно выходит наружу вместе с пометом и падает на землю, где через некоторое время прорастает. Квезали и авокадо не выжили бы друг без друга. Без птиц это растение не смогло бы распространять семена, а квезали вымерли бы без своего основного источника пищи.

Зеленые конструкторы

Бешеный огурец (Ecballium) выбрасывает свои семена под высоким давлением, словно из шприца. Это дикорастущее растение из семейства тыквенных с большими желтыми цветками распространено в Средиземноморье. Его мясистые щетинистые плоды напоминают по размеру и форме огурцы. По мере созревания плод наполняется жидкостью. В этой жидкости, находящейся под высоким давлением, плавают семена. От легкого сотрясения плод отрывается от плодоножки и из образовавшегося отверстия начинает бить клейкая струя, которая выбрасывает семена на расстояние до 12 м!

Полагаясь только на собственные силы, обычно растение может разбросать семена лишь на несколько метров, но для травянистых растений бывает достаточно и этого. Используемые ими для этого устройства весьма разнообразны и вполне сравнимы с самыми совершенными механизмами, изобретенными человеком.

Например, семена могут вылетать из плодов, как из катапульты, благодаря деформации тканей в результате высыхания. Род недотрога (Impatiens) семейства бальзаминовых с треском раскидывает свои семена при самом легком прикосновении к зрелым плодам. Некоторые комнатные и садовые виды этого растения многим известны под названием бальзамин.

Семена некоторых злаков, бобовых и многих других растений могут ползать по земле. Семянки (односеменные нераскрывающиеся плоды с околоплодником, не срастающимся с семенем) василька и крупины, как и одуванчика (все эти растения относятся к семейству сложноцветных), снабжены щетинистым хохолком. Он очень мал, и по воздуху такие семена летать не могут. Упав на землю, они начинают медленно отползать от материнского растения с помощью щетинок своего хохолка: во время дождя он складывается, а в сухую погоду расправляется, отталкивая семечко от поверхности почвы.

Путешественники во времени

Агростемма, или куколь, образует крупные округлые семена, которые падают на землю рядом с растением. Они не имеют никаких приспособлений для расселения. Чем же растение компенсирует недостаток подвижности своих семян? Путешествием во времени! Упавшие семена могут долго оставаться в состоянии покоя и не прорастать, до тех пор пока не ослабеет конкуренция со стороны других растений, например после паводка или вспашки земли. Семена куколя способны прорастать даже через несколько десятков лет — в условиях, отличных от тех, которые были на месте их осыпания сразу же после созревания.

Семена растений могут сохраняться даже в самом сухом песке. Вот почему через несколько дней после сильного дождя пустыни покрываются цветочным ковром. Растения прорастают, цветут, плодоносят и умирают в течение нескольких недель. Образовавшиеся при этом семена будут терпеливо дожидаться новых дождей.

Е. Линник

Маленький коралловый островок, затерянный в безбрежных просторах Тихого океана. Узкая полоска суши окружает небольшую лагуну с прозрачной зеленоватой водой. Пенистые волны окутывают островок тучами водяной пыли.
На островке растет несколько кокосовых пальм. Как попали семена на заброшенный клочок земли, отделенный океаном от других островов и материка сотнями километров? Где их родина?
Распространяясь по земному шару, семена растений переплывают океаны, перелетают по воздуху тысячи километров, преодолевают высокие горные хребты и безводные пустыни.
О таких путешествиях мы и расскажем в нашей статье.

ПО ВОЗДУХУ И ВОДЕ

Середина мая. Распускаются листья на деревьях и кустарниках. Зацветает черемуха. Нежная щетинка молодой травы становится с каждым днем все гуще и зеленее.
Что это? Откуда летят тучи белых пушинок?
Возьмем одну из них. Внутри – семечко. Его окружает легчайший пушок.

Семена ивы

Такие пушистые планеры образуются у тополя, ивы, ольхи, осины и некоторых других древесных и травянистых растений. Иногда их семена пролетают несколько сотен метров, пока не упадут на землю. И если условия окажутся подходящими, из них вырастают новые растения.
Несколько лет назад во Франции на высоте 1 500 метров в воздухе были обнаружены семена некоторых африканских растений из семейства сложноцветных.
Для таких планеров действительно не страшны ни моря, ни горные хребты!..


ПЛОДЫ-КОЛЮЧКИ. Якорцы – однолетнее ползучее растение со стелющимся ветвистым стеблем и желтыми одиночными цветками. Плоды якорцев снабжены чрезвычайно острыми и крепкими шипами. Их родина – Центральная Азия. Отсюда они распространились по теплым странам почти всего света.
Колючки запутываются в овечьей шерсти, и растение расселяется по новым местам.
Попав в США, якорцы были развезены по стране на автопокрышках. Это вредное растение наносит большой ущерб автомобильному транспорту. Колючки прокалывают и портят автомобильные покрышки. В США даже было объявлено, что будет выдана премия нашедшему эффективное средство борьбы с якорцами на дорогах.

Другие виды растений расселяются с помощью воды. Весенние паводки уносят семена полевых сорняков иногда на значительные расстояния. Конечно, во время дальних плаваний по ручьям и рекам некоторые семена теряют всхожесть и гибнут, но многие, попав в благоприятные условия, начинают прорастать.
Растения, встречающиеся в сырых и топких местах, распространяются главным образом водой. Плоды-коробочки вероники в сухую погоду плотно закрыты и раскрываются только тогда, когда попадают в сырое место. Вода вымывает семена и сносит их в болотистые низины.
Однажды известный шведский ботаник Карл Линней прогуливался по небольшой отмели в глухом уголке Северной Норвегии. Был отлив, и на крупной гальке остались скользкие ржаво-коричневые узловатые водоросли. Линней стал внимательно рассматривать их.
В куче водорослей виднелись темные шарики. Ученый поднял один из них. Да ведь это морские бобы! Это растение встречается в тропиках, на берегах Антильских островов. Как же попали морские бобы в Скандинавию? Линней понял, что они принесены сюда теплым морским течением Гольфстримом. Тысячи километров проплыли бобы по океанским волнам, пока прибой не выбросил их на берега Норвегии.

Ризофора

В заливах, устьях рек, лагунах, отгороженных от океана коралловыми рифами и песчаными отмелями, раскинулись мангровые заросли, приспособленные к жизни на неустойчивом илистом грунте.
Над водой колышется плотная стена деревьев – ризофоры с блестящими кожистыми листьями. В листве видны какие-то дубины, свисающие толстыми концами вниз. Это не что иное, как проростки. Ризофора – живородящее дерево. Семена у нее начинают прорастать, находясь еще в плодах, висящих на дереве. Семя развивается в длинную (до метра) тяжелую палку, висящую до тех пор, пока плод не раскроется. Тогда проросток срывается и падает толстым концом в ил. Вонзившись в вязкий грунт, он быстро разрастается в новое дерево. Не всегда удается проростку укрепиться в иле. Иногда течение подхватывает его и уносит за многие сотни километров. Долгие месяцы носится он по волнам, пока не зацепится где-нибудь в защищенном уголке.


Плоды кокосовых пальм

Зрелые плоды кокосовых пальм, попавшие в море, сохраняют свою жизнеспособность до полугода. Непроницаемый для воды кожистый слой надежно защищает семена, спрятанные внутри ореха, а волокнистый воздухоносный слой придает плоду плавучесть.
Когда начинается ураган, ветер срывает орехи с дерева. Они падают в воду, и волны уносят их к далеким берегам.
У семян некоторых растений, например тропического дерева моринды, есть даже специальные плавательные пузыри.

ЖИВЫЕ СЕЯЛКИ

Зреют на горячем июльском солнце ягоды земляники и малины, наливаются сладким соком вишни, в ясные сентябрьские дни среди перистых листьев рябины появляются оранжево-красные кисти терпких плодов.
Яркие съедобные плоды привлекают птиц. Они поедают ягоды, но семена проходят через пищеварительную систему неповрежденными, так как защищены прочным покровом.


Сойка с желудем

Перелетая с места на место, птицы иногда совершают путь в сотни километров. Вместе с ними путешествуют по воздуху и семена.
В 19 веке в Новую Зеландию были привезены скворцы. Предполагалось, что эта полезная птица будет уничтожать вредителей полей и огородов. Но скворцы перенесли в Новую Зеландию семена ежевики, и густые заросли этого колючего кустарника покрыли во многих местах пастбища. От этого стало страдать животноводство.
Семена странствуют не только в желудках птиц. Они попадаются в комочках грязи, которые птицы часто переносят на лапках.


ГУСИНАЯ ЯГОДА. Много разнообразных деревьев, кустарников и лиан с вкусными, питательными плодами растет в тропических странах. На Антильских островах и во Флориде встречается невысокое вечнозеленое дерево, известное в ботанике под названием "филлантус ацидус". Местное население называет это дерево "гусиной ягодой".
Сочные желтые плоды "гусиной ягоды" собраны в плотные кисти. Эти небольшие плоды клюют птицы, растаскивают и разбрасывают обезьяны.

Иногда семена совершают весьма сложные путешествия. Пресноводные рыбы поедают семена некоторых водяных растений. Рыб, в свою очередь, поедают птицы, и семена путешествуют под водой и по воздуху и оказываются иной раз в очень отдаленном от своей родины районе.
Когда-то южноафриканские степи были покрыты пышной растительностью. На них паслись многочисленные стада антилоп. Постепенно европейцы истребили большую часть этих животных, и степи стали превращаться в пустыню. Оказалось, что антилопы, поедая траву, способствовали расселению ее семян на обширных пространствах.
Жители Южной Африки нашли способ спасти пастбища. В корм овцам они стали подсыпать семена трав.
При помощи этих "живых сеялок" была восстановлена травянистая растительность в степях Южной Африки.

НЕПРОШЕННЫЕ ГОСТИ

Флотилия тяжело нагруженных испанских каравелл входит в гавань Монтевидео. Окончено долгое, утомительное плавание через обширный океан. Корабли бросают якоря и один за другим пришвартовываются к деревянной пристани. Колонисты с надеждой смотрят на пустынные берега и синеющую вдали цепь гор. Что ожидает их здесь?
Начинается выгрузка. На скрипучих блоках спускают на бревенчатый настил причала бочонки с порохом, тяжелые ящики с мушкетами, ножами, гвоздями. Перетаскивают мешки с пшеницей, ячменем, овсом.
С одного из кораблей выгружают скот. Испуганных мычащих коров сводят по шатким мосткам. Сбившихся в кучу овец просто берут за ноги и выносят на плечах, как мешки с мукой.
В стойлах на кораблях остались вороха соломы и сена. Юнга сгребает их и выбрасывает за борт, вскоре прибой выносит сено на берег. Вместе с ним на новую землю попадают и семена.
Так вместе с колонистами приплывали в Америку многие дикие европейские растения. Обыкновенный чертополох настолько освоился на новой родине, что стал теснить местные растения.

Ширица

В зале крупного аэропорта царит оживление, какое обычно бывает после прибытия самолета международной авиалинии. Один за другим подходят пассажиры к столу таможенного инспектора и предъявляют для просмотра свой багаж. Инспектор быстро просматривает чемоданы и саквояжи, наклеивает ярлыки.
Одна из прибывших женщин держит в руках небольшой букет.
Инспектор просматривает ее чемодан, ставит в паспорте штамп. Но тут его внимание привлекают цветы. Он осматривает букетик и находит в нем случайно попавшие туда сорняки с семенами.
Во многих государствах организована карантинная служба по борьбе с сорняками. Нелегко охранять границы от таких "нарушителей". Мелкие семена сорняков скрываются в штабелях леса, прячутся в кипах хлопка и даже в почтовых бандеролях.


Элодея канадская

Особенно легко удается "переходить границы" семенам, снабженным крючочками, шипами или зацепками.
В 19 столетии через черноморские порты в Россию "нелегально" прибыл злостный сорняк щирица. Эта невысокая трава с цветками-метелками чрезвычайно плодовита. Один экземпляр щирицы дает в год до полумиллиона семян. Борьба с ним очень трудна.
В начале девятнадцатого века в Европе появилась канадская элодея. Ее часто разводят в аквариумах. Условия для развития элодеи в водоемах Европы оказались чрезвычайно благоприятными. Она распространилась настолько быстро, что ее прозвали "водяной чумой". Рыхлым, зеленоватым облаком она заволакивает прозрачную глубь озер и иногда размножается так, что даже препятствует движению судов.

* * *
Мы рассказали о некоторых естественных путях распространения растений. Однако, преобразуя природу, человек не может не вмешиваться и в эту сферу ее жизни. Он заставляет растения путешествовать и по своему усмотрению переселяет их из одного района в другой сообразно своим хозяйственным нуждам и целям.

КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

«На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!».

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявил и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22-23).

Как же растения переселяются на новые места?

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22-23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой -

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом -

Береги меня.

В полдень подо мною спрячешься от зноя -

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою -

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый, наберемся силы -

Ты люби меня.

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, -

Не забудь меня!

П. Воронько

3. Чтение рассказа «Как деревья с ветром дружат».

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой - округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. з акрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал -

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба - животными.)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей - животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина - птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух - ветром и птицами.)

2. И г р а «Определи, с какого растения плоды».

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

4. Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и Л. Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, - сказал на это дуб, - и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

IV. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие растения расселяются с помощью ветра?

Какие растения расселяются с помощью зверей?

Задачи урока: познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком; обеспечить развитие умений работать с несколькими источниками информации, описывать на основе иллюстраций способы распространения растений в природе.

Урок можно начать с игры, цель которой - закрепление пройденного. В разных концах класса прикреплены таблички с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения». На столе учителя рисунки растений. Ученик должен подойти к столу учителя (к доске), взять карточку с изображением какого-либо растения, показать остальным и подойти к соответствующей табличке. Остальные ученики оценивают аплодисментами правильность ответов одноклассников.

Далее учитель обращает внимание учеников на то, что, несмотря на различия, у растений есть черты сходства. Учитель показывает таблицы, которые он подготовил самостоятельно, и еще раз объясняет, что общего у разных растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) А как отличить плод от других частей растений? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

Следующий этап урока можно начать с прослушивания учащимися сказки:

«На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!». Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

(Н. Осипов)

После чтения сказки ученики отвечают на вопрос: почему же дуб так и не дождался себе смены? Обобщая ответы первоклассников, учитель заключает: «Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений».

Как же растения переселяются на новые места? Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?». Рисунки-подсказки слева от него отвечают на вопросы: как расселяются растения в природе? Кто (что) им в этом помогает? Слева на переднем плане общего рисунка хорошо виден репейник, а на верхнем рисунке-подсказке нарисована голова собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Учащимся нетрудно сделать вывод, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, лошадь, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Обращается внимание на второй рисунок-подсказку: зачем птица несет плоды? Дети говорят, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?

Ученики рассказывают, что птицы в полете могут уронить плоды с семенами и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняет также, что семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.

На общем рисунке хорошо виден муравейник, а на рисунке-подсказке - муравей, который несет семя. Скорее всего, о том, что и муравьи переносят семена, ученики раньше никогда не слышали. Потому учитель сам рассказывает им о расселении плодов и семян с помощью этих насекомых. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Далее следует обратить внимание на общий рисунок в учебнике. На нем не зря изображен ручей. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Учитель также отмечает, что некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Познакомить учащихся с распространением плодов и семян с помощью ветра поможет рассказ в хрестоматии «Как деревья с ветром дружат». Учитель читает рассказ, а потом школьники отвечают на предложенный в конце вопрос: как путешествует крылатка клена? Желательно раздать учащимся эти плоды, чтобы они внимательно рассмотрели их с помощью лупы. У них один край крылышка прямой и утолщенный, другой - округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

Можно предложить еще один опыт: выяснить, чьи плоды с семенами улетят дальше. Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

Закреплению полученных знаний поможет практическая работа, цель которой - описание детьми плодов рябины, шиповника, дуба, вяза, березы, лопуха, череды, подсолнечника, лещины и выдвижение предположений о том, как они расселяются в природе. (Для выполнения работы необходим заранее подготовленный учителем раздаточный материал.)

Можно разобрать и такой вопрос: все ли семена прорастут на новых местах? В ходе беседы делается вывод, что часть семян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щетку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться - застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решетки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все прорастут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победителями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

Учитель обращает внимание школьников на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: предлагается соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

Учитель показывает детям заготовленный полиэтиленовый пакет с землей и говорит, что через неделю они проверят, переносятся ли семена на подошвах обуви человека (для того чтобы опыт удался, необходимо принести землю с огорода).

РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ

расширение ареала вида вследствие рассеивания диаспор растений и их натурализации на новых местах. Разнос диаспор (спор, семян, плодов) осуществляется ветром (анемохория), водой (гидрохория), животными (зоохория) или человеком (антропохория). Наиб, эффективны по дальности заноса антропохория (см. ПРИШЛЫЕ РАСТЕНИЯ) и орнитохория. Обычное в природе расстояние заноса диаспор - до 1 км (реже - неск. км). Успешное Р. р., т. е. появление на заселяемой терр. семенного подроста и достижение им состояния устойчивого размножения, определяется кол-вом заносимых диаспор, почвенно-климатич. и биотич. (напряжённость конкуренции, наличие и численность опылителей, состав вредителей и т. п.) условиями в р-не заселения. Р. р. в природе осуществляется, как правило, лишь постепенно в пределах и по периферии ареала вида; однако оно бывает и скачкообразным (сразу на большие расстояния).

Плоды, разбрасывающие семена : 1 - бешеного огурца; 2 - кислицы; 3 - чины. Распространяемые ветром : 4 - айланта; 5 - птелеи; 6 - клевера (6а - плод в продольном разрезе); 7 - одуванчика; 8 - ветреницы. Распространяемые животными : 9 - подмаренника (9а - крючковатые щетинки плода); 10 - торилиса (10а - шипы плода); 11 - осоки; 12 - шалфея (12а - желёзки на плодовой чашечке, выделяющие липкую жидкость).

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)


Смотреть что такое "РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ" в других словарях:

    Расширение области распространения Ареала тех или иных видов посредством рассеивания их зачатков (семян, спор) и натурализации (См. Натурализация) на новых местах. Р. р. зависит от количества производимых растением жизнеспособных зачатков …

    РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ - расширение области распространения ареала тех или иных видов посредством рассеивания их зачатков (семян, спор) и натурализации на новых местах …

    Род пространственного перераспределения живых существ. Распространение Расселение это перемещение в пространстве особей, их спор, гамет или особых органов расселения. Оно может происходить как по территории, занимаемой данным видом, так и по… … Википедия

    Иначе фитогеография и геоботаника (Гризебах в 1866). Отрасль Ботаники и Географии. С точки зрения первой исследуются причины и законы распространения и распределения растений по земной поверхности это географическая ботаника. С точки зрения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    МИГРАЦИИ РАСТЕНИЙ - расселение видов растений из центров их возникновения в новые регионы … Словарь ботанических терминов

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ - использование установившихся в биоценозах межвидовых трофических взаимоотношений между видами (хищник жертва) для контроля численности вредителей и возбудителей болезней растений. Так, для борьбы со злостным сорняком заразихой (Orobanche) успешно … Экологический словарь

    Антропогенное расселение видов - процесс их расселения по тем или другим транспортным артериям: а) каналам, соединяющим различные морские бассейны, напр., по Суэцкому каналу в Средиземное море (красноморский краб Neptunus palagious и др.), по Волго Донскому каналу из Черного… … Экологический словарь

    Фитоморфология, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений в их индивидуальном и эволюционно историческом развитии. Один из важнейших разделов ботаники (См. Ботаника). По мере развития М. р. из неё выделились… … Большая советская энциклопедия

    защита растений - защита растений, 1) комплексная система мероприятий в сельском и лесном хозяйстве по предотвращению и устранению вреда, причиняемого растениям вредителями, болезнями и сорняками, основанная на сочетании различных методов и средств (организационно … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь