Дмитрий мережковский биография кратко. Краткая биография дмитрия мережковского самое главное

Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского

СВЕТЛАНА СИДОРОВА, ЛЕОНИД СУРИС

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ МЕРЕЖКОВСКИЙ

2.08.1865, Санкт-Петербург - 9.12.1941, Париж

Выдающийся русский прозаик, философ, поэт, литературный критик, драматург Дмитрий Сергеевич Мережковский был младшим ребенком в большой, многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского (1821–1908). Мать писателя, Варвара Васильевна Чеснокова, была дочерью управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера. О своей семье, в первую очередь о матери, оказавшей на него в детстве особое влияние, Мережковский рассказывает в автобиографической поэме «Старинные октавы».

В 1880 г. Мережковский по инициативе отца знакомится с Ф. М. Достоевским и читает ему свои стихи, которые писатель оценивает отрицательно. В этом же году Мережковский подружился с С. Я. Надсоном, знакомится с секретарем «Отечественных записок» А. И. Плещеевым.

В 1881 г. состоялась публикация его первого стихотворения в сборнике «Отклик».

В 1884 г. Мережковский становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, увлекается позивитизмом и толстовством, путешествует по России.

Весной 1885 г. писатель посещает смертельно больного Надсона, знакомится с И. Е. Репиным и передвижниками.

Весной 1888 г. Мережковский успешно заканчивает университет и отправляется в путешествие по Кавказу с Н. Минским. В этом же году он знакомится со своей будущей женой - Зинаидой Николаевной Гиппиус и 11 июля делает ей предложение.

Осенью 1888 г. Д. С. вместе с невестой открывает литературные вечера, где бывают К. М. Фофанов, А. И. Плещеев, А. Волынский, Н. М. Минский, появляется никому еще не известный Ф. Сологуб.

В 1888 г. в Петербурге выходит первая книга Мережковского «Стихотворения (1883–1987)».

После свадьбы супруги поселились в Петербурге. В их квартире постоянно собирается цвет интеллигенции Санкт-Петербурга.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус становятся друг для друга поддержкой и опорой на 52 года, которые они прожили никогда не разлучаясь, постоянно находясь в духовном общении, и стали при этом двумя крупными писателями, поэтами, мыслителями. Каждый из них оставил после себя свое оригинальное литературное наследие.

Летом 1890 г. писатель начинает работу над романом «Юлиан Отступник».

С 1891 по 1895 г. писатель много работает, изучает исторические материалы, осмысливает явления мировой культуры. В эти годы Дмитрий Мережковский неоднократно посещает Италию, подготавливаясь к написанию романа о Леонардо да Винчи.

Весной 1891 г. Мережковские отправляются в Италию (некоторое время совместно с А. П. Чеховым и А. С. Сувориным) и в Париж. Это время было началом «богоискательства».

В 1892 году выходят «Символы. Песни и поэмы».

Весной 1892 г. Мережковские путешествуют по Италии и Греции. Д. С. пишет очерки «Акрополь», «Плиний Младший», рассказы из итальянской жизни, стихотворения.

В декабре 1892 года, во время путешествия по Италии, семья знакомится с Д. В. Философовым.

В 1895 году «Северный вестник» публикует роман Мережковского «Отверженный», ставший впоследствии первой частью знаменитой трилогии «Христос и Антихрист» - романом «Смерть богов. Юлиан Отступник».

В 1896 году выходит сборник «Новые стихотворения».

В 1897 году печатается сборник статей «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы». Книга вызвала широкий резонанс, жаркие споры в литературной среде.

В этом же году Мережковские встречаются с В. Я. Брюсовым, знакомятся с В. В. Розановым.

В 1898–1899 гг. происходит его сближение с «Миром искусства», А. Н. Бенуа, Л. Бакстом, С. П. Дягилевым и другими. Мережковский замысливает создание Новой церкви, церкви Святого Духа.

В 1900 году в журнале «Мир Божий» была напечатана вторая часть трилогии «Христос и Антихрист» - роман «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи».

В 1900–1902 годах, журнал «Мир искусства» напечатал крупное исследование Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» - одну из вершин русской философской критики. В эти годы Мережковский ищет единомышленников для создания Новой церкви.

В 1901 году писатель стал одним из создателей Религиозно-Философского собрания.

В этом году Мережковские совершают поездки в Москву, встречаются с К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, издателями. Возникает замысел Религиозно-философских собраний.

29 ноября 1901 г. с разрешения обер-прокурора Синода Победоносцева проведено первое заседание Религиозно-философских собраний. Председатель - ректор Петербургской духовной академии Антоний, члены-учредители Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, В. А. Тернавцев, В. С. Миролюбов.

В 1902 г. у Мережковского появляется замысел создания журнала «Новый путь».

14 октября 1902 г. состоялась премьера «Ипполита» Еврипида в переводе Д. С. Мережковского на сцене Александрийского театра со вступительным словом «О новом значении древней трагедии».

Зимой 1903 г. Мережковский публикует статьи о Гоголе в первом номере журнала «Новый путь».

5 апреля 1903 г. Синод издает указ о запрещении деятельности Религиозно-философских собраний. Мережковский начинает работу над романом «Петр и Алексей». Во время работы над третьей частью трилогии «Христос и Антихрист» Мережковский углубленно изучал историческую эпоху, жил среди старообрядцев, наблюдая их быт.

В сентябре 1903 года Дягилев предложил Мережковскому редактировать отдел беллетристики в журнале «Мир искусства».

В 1904 году в журнале «Новый путь» вышла последняя часть трилогии - роман «Антихрист. Петр и Алексей». Трилогия вызвала широкий резонанс в обществе, была отмечена не только в России, но и в Европе. Высоко оценили творчество Дмитрия Мережковского Томас Манн и Георг Брандес.

В мае 1904 г. Мережковский посещает Льва Толстого в Ясной Поляне.

В августе этого года Мережковский объединяется с философами-идеалистами С. Н. Булгаковым, Г. И. Чулковым в целях спасения журнала «Новый путь». Состояла публикация сборника «Собрание стихов. 1883–1903».

В январе 1905 года Мережковский знакомится с Н. А. Бердяевым, позднее - с Б. К. Зайцевым.

5 января 1905 года у Мережковских и Д. Философова возникает замысел «троебратства» как нового религиозного союза и удаления в «духовную пустыню».

В январе на сцене МХТа состоялась премьера пьесы «Будет радость» в постановке В. И. Немировича-Данченко.

В марте 1905 г. происходит окончательный разрыв с А. Блоком.

Летом этого года Мережковский работает над драмой «Павел I»; встречается с А. М. Ремизовым; публикует статьи «Мещанство и интеллигенция. Грядущий Хам», «Теперь или никогда», «О новом религиозном действии».

24 января 1906 г. - Премьера трагедии Софокла «Антигона» в переводе Мережковского, которая долго откладывалась из-за планов Горького и его группы устроить на ней скандал.

Весна - осень 1906 г. У Мережковского возникает замысел создания редакции «Анархии и Теократии», на базе которой готовились сборники под общим названием «Меч», сборник статей Д. Мережковского, З. Гиппиус, Д. Философова «Le Tsar et la Révolution» (Париж) - о проблемах самодержавия и революции в России. Стати были переведены на французский язык.

Мережковские знакомятся с Анатолем Франсом, известными католическими деятелями, Рудольфом Штейнером, постоянно общаются с А. Белым.

В конце 1906 года Мережковские встречаются с Жаном Жоресом, проявляют интерес к левым партиям. Появляется замысел совместного митинга; позднее происходит знакомство с П. А. Кропоткиным, Г. В. Плехановым, А. Ф. Керенским, сближение с Б. В. Савинковым.

В 1906 году Мережковский публикует книгу «Гоголь и черт», в этом же году увидело свет его исследование «Грядущий Хам» - провидческое предостережение о последствиях приближающейся революции.

В 1906 году Мережковские уезжают в Париж, где живут до 1914 года, иногда посещая Россию.

В январе 1907 г. происходит знакомство с Н. С. Гумилевым.

22 апреля Мережковские и Д. Философов уединяются для празднования Пасхи, создают молитву «Великая Пятница».

Летом этого года Д. С. Мережковский заканчивает написание драмы «Павел I» - описание заговора, изменившего многое в истории России и начинает работу над сборником «Не мир, но меч».

Роман "14 декабря" - третья книга трилогии Дмитрия Сергеевича Мережковского "Царство Зверя", куда вошли "Павел Первый", "Александр Первый" и, наконец, роман о Николае Первом и декабристах - первоначально названный писателей по имени венценосного героя. Вечная тема любви и революции находит философское осмысление в произведении. Написанный в начале века, роман как бы предвосхищает события нашего сложного времени.

Известный роман Дмитрия Мережковского рассказывает о конце царствования императора Александра Первого и отображает яркий и сложный период истории России после войны 1812 года - время, отмеченное возникновением революционных тайных обществ и началом войны на Кавказе.

Известному русскому писателю Дмитрию Сергеевичу Мережковскому наибольшую известность принесла трилогия "Христос и Антихрист". Исторический роман "Антихрист", посвященный эпохе Петра I, завершает эту трилогию.

Первая книга антологии дает широкую панораму поэзии старшего поколения русской эмиграции: от главных представителей русского символизма - Д. Мережковского, Вяч. Иванова, З. Гиппиус до старейшего представителя второй волны русской эмиграции Д. Кленовского.

13 января 1910 года в книжных магазинах появилась книга Д.Мережковского "Больная Россия", в состав которой вошли историко-религиозные статьи, опубликованные в газете "Речь" в конце 1908 и в 1909 году.

Чем кончится? Узнать немудрено
Народ еще повоет и поплачет.
Борис еще поморщится немного.
Что пьяница пред чаркою вина.

Тема власти - одна из самых животрепещущих и неисчерпаемых в истории России. Слепая любовь к царю-батюшке, обожествление правителя и в то же время непрерывные народные бунты, заговоры, самозванщина - это постоянное соединение несоединимого, волнующее литераторов, историков.

Статьи, вошедшие в сборник, в большинстве своем написаны "на злобу дня", однако отражают они не только непосредственную реакцию автора на события литературной, религиозно-общественной, политической жизни начала 20 века, но и его раздумья о вечных исканиях духа, об "основных, всеобъемлющих, все решающих" для России вопросах.
Книга адресована всем, кто интересуется русской литературой, историей, религиозной философией.

Настоящий сборник содержит статьи на литературно-общественные темы, созданные Д.С. Мережковским с 1896 по 1915 год и отражающие отношения автора к событиям в России в этот период.

(1866-1941) русский прозаик, поэт, критик, переводчик

Долгое время имя Дмитрия Сергеевича Мережковского было мало знакомо российскому читателю, несмотря на то, что он написал несколько больших романов, множество стихов и критических статей. Впрочем, в этом нет ничего странного. Мережковского в основном волновали нравственно-религиозные проблемы, которые советская власть признавала несерьезными.

Нельзя, однако, сказать, что произведения Дмитрия Мережковского пользовались особой популярностью и раньше. Они в основном рассчитаны на образованного читателя, который способен понять их сложную символику. Немало претензий вызывала в литературных кругах и сама личность Мережковского. Многие писатели относились к нему весьма критически.

Может быть, причина таких прохладных отношений состояла в том, что Дмитрий Мережковский и сам не особенно стремился сближаться с людьми. Очевидно, его особое положение в литературе объяснялось глубоким личным одиночеством, преследовавшим писателя с раннего детства до самой смерти.

Но замкнутость и внешняя отчужденность Мережковского ни в коей мере не умаляют его необыкновенного таланта и огромной эрудиции. Писателя даже называли полководцем цитат, поскольку редкий филолог мог сравниться с ним по начитанности. К тому же он обладал прекрасной памятью и в беседах постоянно приводил выдержки из прочитанных произведений.

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в богатой семье и был младшим из шести сыновей придворного столоначальника. Своего отца он боялся и не любил, зато мать обожал. С ней у Дмитрия сложились особые отношения доверительной дружбы, которые сохранялись вплоть до ее смерти.

В своей «Автобиографической заметке» Дмитрий Мережковский вспоминал о годах своего детства: «Я родился 2-го августа 1866 года в Петербурге, на Елагином острове, в одном из дворцовых зданий, где наша семья проводила лето на даче. Зимою мы жили в старом-престаром, еще петровских времен, Бауэровском доме, на углу Невы и Фонтанки, у Прачечного моста, против Летнего сада: с одной стороны - Летний дворец Петра I , с другой - его же домик и древнейший в Петербурге деревянный Троицкий собор».

Так что Мережковского с раннего детства окружала атмосфера прошлых веков, он жил в мире старины и видел, как живут цари. Может быть, поэтому он и стал писать исторические романы о жизни русских правителей.

Будущий писатель получил превосходное образование сначала в классической гимназии, а потом на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В детстве Дмитрий Мережковский увлекался поэзией Пушкина и, подражая ему, писал стихи. Однажды он показал их Достоевскому, и знаменитый писатель вынес свой приговор: «Слабо... плохо... никуда не годится... чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!». Потом, уже будучи студентом, Мережковский увлекся религиозной философией, и это увлечение определило его дальнейшее творчество.

Весной 1888 года, находясь в Тифлисе, он познакомился со своей будущей женой, Зинаидой Гиппиус, также дочерью крупного чиновника. Вскоре они поженились и переехали в Петербург, где с помощью матери Мережковский снимал квартиру.

Литературную же его судьбу определила встреча в 1891 году с самым известным русским поэтом той поры С. Надсоном, который заметил одаренного юношу и познакомил его с другими знаменитыми писателями, поэтами и артистами.

Вскоре дом Мережковских становится одним из признанных в городе литературных салонов, а после того, как они переехали на Литейный проспект, их дом стал постоянным местом, где собиралась русская литературная интеллигенция. Там бывали крупнейшие писатели и филологи - Андрей Белый , Вячеслав Иванов , Константин Бальмонт , Иван Бунин . Однако, несмотря на такой широкий круг общения, Мережковский и Гиппиус мало с кем водили настоящую дружбу. Многие говорили о том, что их семья представляла собой «маленькую церковь» и к ней могли присоединиться только те, кто безоговорочно принимал их идеи в литературе. Как впоследствии писал русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев , «у них было сектантское властолюбие».

Однако Дмитрий Сергеевич Мережковский и сам еще находился в творческом поиске. Его все больше и больше волнуют религиозные проблемы, и в 90-е годы он испытывает настоящий религиозный переворот. В это время в русской литературе появляется новое направление - символизм, которое по духу было близко Мережковскому, и он его сразу же принимает. Однако принимает тоже по-своему. В 1892 году он печатает свой поэтический сборник под названием «Символы», а на следующий год появляется его знаменитый цикл лекций «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе».

С тех пор критические статьи Дмитрия Мережковского выходят регулярно, и каждая из них становится событием. Не меньший интерес вызывают и его книги. В своем первом историческом романе «Юлиан Отступник» Мережковский попытался совершенно по-новому взглянуть на библейскую историю. Возможно, поэтому этот роман отказались печатать все популярные журналы, и Дмитрий Мережковский был вынужден выпустить его сразу в виде книги.

После этого он начинает работать над следующей книгой, посвященной крупнейшему художнику Возрождения Леонардо да Винчи . На его примере Мережковский хотел показать, что судьба творческой личности складывается непросто в любом обществе и при любом правлении. Ведь и Леонардо да Винчи, несмотря на то, что он был великим ученым, художником и мыслителем, пришлось в своей жизни испытать разное - годы триумфа, ссылки и одиночества.

Для работы над книгой Дмитрию Сергеевичу Мережковскому пришлось совершить большое путешествие по Италии. И тем не менее многие воспринимали писателя как кабинетного ученого, который берет материал только из книг. Во время путешествия он выступал с лекциями в различных университетах Италии, проповедуя новое литературное течение - символизм. Мережковский блестяще владел практически всеми европейскими языками.

После возвращения в Россию он уже окончательно погружается в религиозную проблематику. Теперь в его салоне наряду с писателями можно увидеть крупнейших религиозных философов Николая Бердяева , С. Булгакова, В. Розанова. Вместе с З. Гиппиус он организует так называемые Религиозно-

философские собрания, в которых принимают участие видные богословы, философы, представители духовенства. В частности, там выступал митрополит Санкт-Петербургский Антоний.

В это же время Дмитрий Мережковский становится одним из главных авторов журнала «Мир искусства». Однако Религиозно-философские собрания просуществовали недолго. Их участники довольно резко высказывались в адрес традиционной православной церкви, предлагали соединить православие с католичеством, развивали идеи «религиозной общественности», своего рода христианского социализма. Синод посчитал все эти идеи опасными, и 5 апреля 1903 года власти запретили проведение собраний. Практически одновременно с этим выходит новый труд Мережковского - книга «Достоевский и Толстой», а вслед за ним и роман «Петр и Алексей», завершивший трилогию «Христос и Антихрист».

Несмотря на внешне благополучную и даже обеспеченную жизнь, Дмитрий Мережковский постоянно находится в напряженных духовных поисках, он встречается с людьми самых разных взглядов и направлений. Много дало ему, например, знакомство с Максимом Горьким и Леонидом Андреевым . Кстати, Мережковский вдохновил свою жену написать работу о Горьком, где впервые было показано реальное место Горького в русской литературе.

В 1904 году Дмитрий Сергеевич Мережковский вновь уезжает за границу, в Германию, и по пути из Петербурга специально заезжает в Ясную Поляну, чтобы встретиться с Львом Толстым . Как и другие представители русской интеллигенции, Мережковский отдал дань уважения великому писателю и в свое время увлекался его идеями. Их встреча произвела сильное впечатление на Дмитрия Мережковского, и он вспоминал о ней всю жизнь.

С таким же безмерным уважением писатель относился и к Федору Достоевскому , которому посвятил обстоятельное критическое исследование. Вдова писателя передала Мережковскому записные книжки, и он осуществил их публикацию.

Дмитрий Мережковский не мог принять тех изменений в обществе, которые произошли после первой русской революции 1905 года. Он уехал из России. Вместе с З. Гиппиус они поселились в Париже, где прожили до 1914 года, регулярно приезжая в Россию. В эмиграции еще полнее проявились особые, романтические взаимоотношения, которые с самого начала возникли у Мережковского и Гиппиус. Они прожили в браке пятьдесят два года, «не разлучаясь, - как писала потом Гиппиус, - со дня нашей свадьбы в Тифлисе ни разу, ни на один день».

Как и всегда, пребывание в Париже было заполнено каждодневной работой. Мережковский и Гиппиус начинают глубже постигать католичество, увлекаются модернизмом и сближаются с партией эсеров. Они познакомились и подружились с вождем эсеров, знаменитым Борисом Савинковым , который склонял их к религиозному оправданию политического террора, а также просил советов в своей работе над романом «Конь бледный». Дмитрий Мережковский не оставлял и собственного творчества: в это время он написал два романа - «Павел I» и «Александр I».

Начало Первой мировой войны, Дмитрий Сергеевич Мережковский воспринял как несчастье для России. Понятно, что он не мог принять и революцию 1917 года, поскольку не видел для себя места в новом мире. Еще в 1907 году в Париже вышел коллективный сборник «Царь и революция», для которого Мережковский написал статью под названием «Революция и религия». Рассуждая об исторических корнях русской монархии и церкви, он пишет о том, что в глубинах народной стихии революционный смерч приобретет всесокрушающую силу, и предрекает, что вместе с крушением русской церкви и русского царства наступит гибель России. Тогда эти пророчества никто всерьез не воспринимал, они казались пустыми и отвлеченными. Однако спустя десять лет пророчества Дмитрия Мережковского начали сбываться. После Октябрьской революции старая Россия действительно погибла. Уже летом 1919 года Мережковский и Гиппиус вновь покинули родину, еще, разумеется, не зная, что уже никогда сюда не вернутся. Через Польшу они сумели добраться до Парижа, где и прожили до самой смерти.

Все последующие годы Дмитрий Сергеевич Мережковский продолжал напряженно работать. В отличие от многих других эмигрантов, он не бедствовал и занимался в основном литературным творчеством. Это стало возможным благодаря финансовой поддержке, которую ему оказывал сербский царь Александр. Однако в этот период у него возникли другие трудности. Его произведения не находили спроса. Время исторических романов Мережковского, рассчитанных на элитарного, образованного читателя, прошло. Последним всплеском популярности писателя стали газетные публикации, когда его вместе с И. Буниным и Иваном Шмелевым выдвинули на соискание Нобелевской премии.

Пережив свою славу, Дмитрий Мережковский не всегда адекватно оценивал происходящее. Известно, в частности, что он считал несправедливым присуждение Нобелевской премии Бунину, даже не мог или не захотел скрывать своего уязвленного самолюбия.

До конца жизни Мережковский с ненавистью относился к коммунизму. Родина не вызывала у него сочувствия даже во время войны. Он и тогда отдавал предпочтение гитлеровской Германии. Многие эмигранты перестали с ним знаться, когда 76-летний Дмитрий Мережковский выступил по радио и сравнил Гитлера с Жанной Д"арк , хотя в разговорах со знакомыми называл его «гнусным, невежественным ничтожеством, полупомешанным к тому же». Как сказал по поводу своего выступления сам Мережковский, он это сделал «из подлости». Но, очевидно, были и другие причины. Он видел в диктаторе ту сильную личность, которую в свое время воспел Ницше. Этими идеями писатель увлекался в юности, ими и закончилась его жизнь.

Любопытно, что в повседневной жизни Дмитрий Сергеевич Мережковский был человеком привычек. Он поздно вставал, читал или работал за столом, потом шел гулять и обедал, после обеда чаще всего спал, а потом все повторялось сначала. Завсегдатаи парижских кафе привыкли видеть в одно и то же время этого всегда элегантно одетого господина и невероятно, по театральному раскрашенную даму, его спутницу. Так даже в старости Мережковский и Гиппиус не утратили своего чувства избранности и не захотели разрушать свою «маленькую церковь», которую соорудили для себя еще в молодые годы.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года, всего через шесть месяцев после своего злополучного выступления по радио в поддержку Гитлера, за которое другие эмигранты не простили его даже после смерти. Так что проводить писателя в последний путь пришло всего несколько человек.

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г. Его отцом был мелкий дворцовый чиновник. С 13 лет Мережковский начинает писать стихи.

В 15 лет, он, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Ф. М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,- страдать надо, страдать!» Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном, которому на первых порах подражал в стихах и через которого вошел в литературную среду.

Мережковский-поэт впервые заявляет о себе в 1888 г. с выходом его первого сборника «Стихотворения». Здесь поэт выступает как ученик Надсона. Но, как отмечает В. Брюсов, он сразу сумел взять самостоятельный тон, заговорив о силе и о радости, в отличие отдругих учеников Надсона, «нывших» на безвременье и на свою слабость.

С 1884 г. будущий поэт и религиозный мыслитель учился на историко-филологических факультетах Петербургского и Московского университетов.

Здесь Мережковский увлекся позитивистской философией, а сближение с сотрудниками «Северного вестника» В. Короленко, Г. Успенским, В. Гаршиным обусловило понимание социальных проблем с народнических позиций.

Однако это увлечение было недолгим. Знакомство с европейскими символистами и поэзией Владимира Соловьева существенно изменили мировоззренческую ориентацию Мережковского. От «крайнего материализма» он переходит к символизму.

В 1889 г. он женился на Зинаиде Гиппиус, с которой в течение 52 лет ни на день не расставался. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский». Именно жена поэта была «генератором» идей, которые Мережковский развивал и оформлял.

В конце 1880-х и в 1890-е годы супруги много путешествовали по Европе. Мережковский переводил с греческого и латыни античные трагедии, выступал в качестве критика, печатался в таких изданиях, как «Северный вестник», «Русское обозрение», «Труд».

В 1892 г. Д.С Мережковский выступает с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», где дает первое теоретическое обоснование символизма: он утверждал, что именно «мистическое содержание», язык символа и импрессионизм расширят «художественную впечатлительность» современной русской словесности.

А незадолго до выступления выходит его сборник стихотворений «Символы», который и дал имя новому поэтическому направлению. Третий сборник стихов Мережковского «Новые стихотворения» выходит в 1896 г.

С 1899 г. у Мережковского начинается период поворота в мировоззрении. Его занимают вопросы христианства о соборной церкви. Г. Адамович в статье «Мережковский» вспоминает, что «если разговор был действительно оживлен, если было в нем напряжение, рано или поздно сбивался он на единую, постоянную тему Мережковского — на смысл и значение Евангелия.

Пока слово это не было произнесено, спор оставался поверхностным, и собеседники чувствовали, что играют в прятки».

Осенью 1901 г. у З. Гиппиус зародилась идея создания общества людей религии и философии для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры». Так возникли знаменитые в начале века религиозно-философские собрания, основной темой которых было утверждение, что возрождение России может совершиться только на религиозной основе.

Эти собрания проходили вплоть до 1903 г. с разрешения обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева и при участии священнослужителей. И хотя христианство «Третьего завета» не было принято, само стремление создать новое религиозное сознание на переломном этапе развития России было близко и понятно современникам.

Много времени Мережковский уделял работе над исторической прозой, в частности трилогией «Христос и антихрист», центральная идея которой — борьба двух принципов, языческого и христианского, и призыв к утверждению нового христианства (так называемого третьего завета, идея которого и обсуждалась на религиозно-философских собраниях), где «земля небесная, а небо земное».

Первый роман трилогии «Смерть богов. Юлиан Отступник» вышел в свет в 1896 г. В 1901 г. была издана вторая часть — «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Завершающий роман — «Антихрист. Петр и Алексей» — вышел в 1905 г.

В 1909 г. выходит четвертая книга стихотворений Мережковского «Собрание стихов». Здесь мало новых стихотворений, это скорее антология, чем новая книга. Но определенный выбор стихотворений, сделанный автором, придал ей новизну и современность.

Включены же были лишь те произведения, которые отвечали изменившемся взглядам поэта. Старые стихотворения обрели здесь новый смысл, а несколько новых «озарили всю книгу особым, ровным, но неожиданным светом».

Среди поэтов своего времени Мережковский был резко обособлен, как поэт общих настроений. В то время, как К. Бальмонт, Андрей Белый, А. Блок даже касаясь тем общественных, «злободневных», прежде всего говорили о себе, о своем к ним отношении, Мережковский даже в интимнейших признаниях выражал то, что было или должно было стать всеобщим чувством, страданием или надеждою.

Что же касается внешнего вида Д. С. Мережковского, то, наверное, лучше всего донесли его до нас воспоминания Андрея Белого в книге «Арабески», озаглавленные: «Мережковский. Силуэт».

«Если бы два года тому назад вы прошли около часу в Летний сад в Петербурге, вы встретили бы его, маленького человека с бледным, белым лицом и большими, брошенными вдаль глазами… Он прямой как палка, в пальто с бобровым воротником, в меховой шапке. Высокое его с густой, из щек растущей каштановой бородкой лицо: оно ни в чем не может остановиться. Он в думах, в пурговом хохоте, в нежном, снежном дыме. Мимо, мимо проплывал его силуэт, силуэт задумчивого лица с широко раскрытыми глазами — не слепца: все он видит, все мелочи заметит, со всего соберет мед мудрости… Его лицо тоже символ. Вот он проходит — подойдите к нему, взгляните: и восковое это, холодное это лицо, мертвое, просияет на мгновение печатью внутренней жизненности, потому что и в едва уловимых морщинах вокруг глаз, и в изгибе рта, и в спокойных глазах — озарение скрытым пламенем бешеных восторгов; у него два лица: и одно, как пепел; и другое, как осиянная, духом сгорающая свеча. Но на истинный лик его усталость мертвенная легла трудом и заботой. Отойдите — и вот опять маска. И нет на ней печати неуловимых восторгов неугасимых… Если бы мы подошли к нему здесь, в Летнем саду, посмотрел бы на нас он холодным, неприязненным взором, поклонился бы сухо, сухо».

В марте 1906 г. Мережковские уехали в Париж, где прожили до середины 1908 г. В 1907 г. в соавторстве с З. Гиппиус и Д. Философовым Мережковский написал книгу «Le Tsar et la Revolution».

Здесь же он начал работу над трилогией по материалам российской истории конца XVIII — начала XIX в.в. «Царство Зверя». После выхода в 1908 г. первой части трилогии, романа «Павел I», Мережковский подвергся судебному преследованию. Вторая часть — «Александр I» — вышла в 1913 г. В 1918 г. был опубликован последний роман трилогии — «14 декабря».

В 1911—1913 гг. книжным товариществом О. Вольфа было издано семнадцатитомное собрание сочинений Мережковского, а в 1914 г. Д. Сытин выпустил двадцатичетырехтомное. Проза Мережковского переводилась на многие языки и была популярна в Европе.

При этом в России его произведения подвергались жесткой цензуре, причиной чему служили высказывния писателя против самодержавия и официальной церкви.

В 1917 г. Мережковские еще жили в России. В канун революции она виделась поэту в образе «грядущего хама». Уже после Октябрьской революции, прожив два года в Советской России, он утвердился во мнении, что большевизм — это нравственная болезнь, следствие кризиса европейской культуры.

Мережковские надеялись на свержение большевистского режима, но, узнав о поражении Колчака в Сибири и Деникина на юге, решились бежать из Петрограда. В конце 1919 г. Мережковский добивается мандата на чтение лекций в красноармейских частях.

Затем в январе 1920 г. он и З. Гиппиус переходят на территорию, оккупированную Польшей. В Минске поэт читает лекции для русских эмигрантов. А в феврале Мережковские переезжают в Варшаву, где занимаются активной политической деятельностью.

После того, как Польша подписала перемирие с Россией и, убедившись, что «русскому делу» в Варшаве положен конец, Мережковские выехали в Париж. Они поселились в квартире, которая была у них с дореволюционных времен, и установили знакомство и старые связи с русскими эмигрантами.

Сам Д. С. Мережковский рассматривал эмиграцию, как своего рода мессианство, а себя считал пророком и духовным «водителем» русской эмиграции. В 1927 г. Мережковские организовали литературное и религиозно-философское общество «Зеленая лампа», президентом которого стал Г. Иванов.

Общество сыграло видную роль в интеллектуальной жизни первой русской эмиграции и соединило лучших представителей русской зарубежной интеллигенции. Общество прекратило свои собрания с началом Второй мировой войны в 1939 г. Но еще в 1927 г. Мережковские основали журнал «Новый курс», который продержался лишь год.

В сентябре 1928 г. они участвовали в 1-м съезде русских писателей-эмигрантов, организованном югославским правительством в Белграде. В 1931 г. Мережковский был выдвинут на получение Нобелевской премии, но она досталась И. Бунину.

В русской среде Мережковских не любили; неприязнь вызвала их поддержка Гитлера, чей режим им казался более приемлемым, чем сталинский. В июне 1940 г., за десять дней до оккупации немцами Парижа, Мережковский и Гиппиус переехали в Биарриц на юге Франции.
Умер Д. С. Мережковский 9 декабря 1941 г. в Париже.

— Библиография

— Романы

  • «Христос и Антихрист»
1. «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895)
2. «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901)
3. «Антихрист. Пётр и Алексей» (1904-1905)
  • «Царство Зверя»
1. «Павел I» (1908)
2. «Александр I» (1911-1913)
3. «14 декабря» (1918)
  • Дилогия о примордиальном Христианстве
1. «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» (1924)
2. «Мессия» (1926-1927)
  • Трилогия о Третьем Завете Св. Духа
1. «Тайна трех. Египет и Вавилон» (1923)
2. «Тайна Запада. Атлантида-Европа» (1929-1930)
3. «Иисус Неизвестный»(1934)
  • Итальянские новеллы
1. «Рыцарь за прялкой» (1895)
2. «Святой Сатир» (1895)
3. «Из Анатоля Франса» (1895)
4. «Любовь сильнее смерти» (1896)
5. «Наука любви» (1896)
6. «Железное кольцо» (1897)
7. «Превращение» (1897)
8. «Флорентийская новелла XV века» (1897)
9. «Хроника XVI века»
10. «Микеланжело»— Исторические эссе 1. «Наполеон» (1929)
2. «Данте» (1939)
  • «Лица святых от Иисуса к нам»
1. «Павел. Августин» (1936)
2. «Cв. Франциск Ассизский» (1938)
3. «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа» (1938)
  • «Реформаторы»
1. «Лютер»
2. «Кальвин»
3. «Паскаль»
  • «Испанские мистики» (1940-1941)
1. «Св. Тереза Иисуса»
2. «Св. Иоанн Креста»
3. «Маленькая Тереза»— Поэзия
1. «Стихотворения, 1883-1887» (1888)
2. «Символы. Песни и поэмы» (1892)
3. «Новые стихотворения» (1891-1895)
4. «Собрание стихов» (1904, 1910)

— Критика и публицистика
1. «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892)
2. «Вечные спутники» (1897)
3. «Лев Толстой и Достоевский» (1901-1902)
4. «Гоголь. Творчество, жизнь и религия»» (1903)
5. «Чехов и Горький»
6. «Пушкин»
7. «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества»
8. «Грядущий хам» (1905), сборник статей
9. «Царь и революция» (1907), сборник статей
10. «Не мир, но меч; К будущей критике христианства» (1908)
11. «Было и будет. Дневник» (1910-1914)
12. «Невоенный дневник» (1914-1916)
13. «Больная Россия» (1906)
14. «В тихом омуте»
15. «Лица»
16. «Акрополь»
17. «Россия и большевизм»
18. «Царство Антихриста»

— Драматургия
1. «Борис Годунов» (киносценарий)
2. «Данте» (киносценарий)
3. «Будет радость»
4. «Гроза прошла»
5. «Маков цвет»
6. «Митридан и Натан»
7. «Осень»
8. «Романтики»
9. «Царевич Алексей»
10. «Юлиан-Отступник»

— Переводы
1. Переводы из Эдгара Аллана По. «Ворон». Поэма (1890)
2. «Легеля». Фантастическая новелла (1893)
3. «Гете. Фауст. Пролог на небесах». (1892) перевод с немецкого
4. «Из книги Та-Хио (Великая наука)»
5. «Из книги Чунг-Юнг (Неизменность в середине)»
6. «Из книги Лунь-Ю (Беседы мудрецов)»
7. «Из книги Менг-Тсе (Менция)»



Мережковский Дмитрий Сергеевич биография прозаика, поэта, драматурга, религиозного философа и критика изложена в этой статье.

Мережковский Дмитрий Сергеевич краткая биография

Дмитрий Сергеевич Мережковский появился на свет в Санкт-Петербурге в 1866 году в семье мелкого дворцового чиновника.

Обучаясь в гимназии, в возрасте 15 лет он делает первые творческие шаги. Однажды со своим отцом он пришел в гости к , который выслушал стихи юноши, раскритиковал их.

Как поэт Мережковский заявляет впервые о себе в 1888 году – тогда вышел его первый сборник под названием «Стихотворения».

С 1884 года обучается сразу в двух университетах на историко-филологических отделениях — В Московском и Петербургском. В это время Дмитрий увлекается позитивистской философией и сближается с сотрудниками «Северного вестника» — , Успенским, . Но данной увлечение было коротким – познакомившись с идеями и поэзией В. Соловьева, Мережковский переходит к философии символизма.

В 1889 году он женится на Зинаиде Гиппиус, в которой он прожил счастливо 52 года. С 1880-х и в 1890-е годы супружеская пара путешествовала по Европе. Мережковский занимался переводом античных трагедий с латыни и греческого языка, также выступал как критик. В 1896 году выходит его новый сборник «Новые стихотворения».

С 1899 года у Дмитрия Сергеевича начинается время смены мировоззрения. Он увлекся вопросом христианства и соборной церкви, смысла и значения Евангелия.

Продолжая писать, Мережковский уделил время исторической прозе, создав трилогию «Христос и антихрист», в центре которой борьба принципов, языческого и христианского. Первое произведение трилогии — «Смерть богов. Юлиан Отступник» издано в 1896 году. В 1901 году вышла с печати ее вторая часть - «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Завершающая часть - «Антихрист. Петр и Алексей» - была напечатана в 1905 году. В 1909 году Дмитрий Сергеевич издает четвертую книгу стихотворений «Собрание стихов».

В марте 1906 года семья Мережковских уехали в Париж, где и прожили до середины 1908 года. В соавторстве со своей женой написал книгу под названием «Le Tsar et la Revolution» и начал работу над «Царством Зверя», посвященной русской истории.

Стоит отметить, что проза Мережковского была популярна в Европе. Но в России подвергалась жесткой цензуре, из-за высказываний писателя на счет официальной церкви и самодержавия.