Бэтмен: Аркхем Сити — Идеальное продолжение серии. Рецензия на Batman: Arkham City

Приветствую, читатель. Мне так не терпелось сыграть в это, что обзор игры Batman Arkham City не заставил себя ждать. О ней мне точно есть что сказать.

После выхода Batman: Arknam Knight ребята из Rocksteady Studios громко заявили на весь мир, что только они достойны выпускать лучшие игры из линейки Бэтмена. И они еще раз это подтвердили, выпустив идеальное продолжение серии. Леди и джентльмены! Batman: Arkham City!

Вселенная Бэтмена – это мрачный, но очень приятный тандем из запоминающихся и уникальных персонажей с сумасшедшем экшеном, серьезными разборками и атмосферой, которая завораживает своей темнотой и жестокостью.

Аркхем Сити прекрасен.

Безусловно, самое большое достоинство игры – это детализация уровней и атмосфера. Лунный свет, отражающиеся мелкие снежинки, вопли и разбитые улицы – это все с головой погружает в атмосферу дикого Готэма. Больше всего пугает то, что в этом сборище маньяков и убийц, в этих темных переулках ты начинаешь чувствовать себя как дома.

Огромное количество перемещения в игре компенсируется визуальной составляющей города. Дизайнеры проработали каждый закоулок до самых крохотных моментов. Улицы всегда живы – они всегда наполнены разносортными отбросами и бандитами, где на каждом углу какая-то заварушка или драка. Заскучать эти знойные ребята точно не дадут.

Нелегкая жизнь

События развиваются крайне быстро, и с первых минут игры мы с головой погружаемся в нить приключений и опасностей. Разработчики порадовали новым взглядом на отношения главных героев.

Джокер, уже в инвалидной коляске, заражает Бэтмена своей кровью с мутагеном, который он подхватил в прошлой части серии, и с этого момента и начинается настоящая разборка.

Клубок запутан серьезно – протагонисту приходиться искать ДНК бессмертного злодея Ра`са аль Гула, а помочь нам может только другой злодей, а давать он все сразу не хочет, и эта история затянется еще на 20 часов геймплея, под постоянным сопровождением небольших «дружеских» сообщений от Джокера, которые не дают герою о нем забывать ни на секунду.

У каждого персонажа свои цели и у каждого найдется свой коварный план. Будь то Хьюго Стрейндж, чокнутый профессор, пытается наполнить преступниками весь город, будь то мистер Фриз, который отказывается отдавать лекарство просто так и заставляет нас потратить уйму времени на спасение его жены из лап коварного Джокера.

В игре присутствует также альтернативная сюжетная линия, от лица соблазнительной героини Женщины-Кошки. Нам предстоит помочь ей с проворными кражами, предстоит решить серьезные моральные проблемы и отношения с Бэтменом, обокрасть самого Двуликого и сразиться с ним в неравной битве. Лично мне эта сюжетная линия понравилась больше.

Ох, геймплей!

Игра немного поменяла свое направление. В ней появилось больше гаджетов, больше приемов, режим детектива и еще целая масса нововведений, которые, в принципе, не убирают самые главные проблемы: линейность и простоту. Даже с таким огромным количеством различных приборов, только несколько из них по-настоящему полезны. Про остальные просто забываешь из-за ненадобности. Большинство приемов бесполезны, до сих пор огромную толпу бандитов можно перебить, нажимая лишь одну кнопку.

Все уровни предусматривают только одно возможное прохождение, не оставляя поля для креативности и экспериментов, но даже с такими узкими возможностями можно получить массу удовольствия от прохождения. Особо радует перемещение по городу с помощью гарпуна, который целиком и полностью заменяет Бэтмобиль так, что по нему даже не скучаешь.

При входе в помещения ход игры сразу меняется – врагов в разы больше, но воевать с ними смысла меньше. Вспоминается прошлая игра серии с клаустрофическими коридорами, мерцающими лампами и пятнами крови на полу. Приходиться скрываться в тени и проводить различные манипуляции с решетками и глушителями связи, что бы достичь своей цели.

Появилась новая система, «Режим детектива», который частично помогает разобраться и найти предметы, которые не сразу бросаются в глаза, и одновременно позволяет нам решать головоломки и учитывать неочевидные детали. Он так же спасает ситуацию с миникартой, которая выполнена не лучшим образом.

Под конец игры постоянные схватки на улицах перестают быть такими интересными. Все действия врагов угадываются наперед, и приходиться повышать уровень сложности или специально стараться бить исключительно комбо-ударами, что бы повысить эффектность и красочность боя.

Радуют глаз катсцены – кинематографичность Batman: Arkham City достойна отдельного внимания. Все кадры и ракурсы и вправду сделаны как в качественном фильме, и выглядят они живыми и информативными.

Итог

Не смотря, на все незначительные минусы, игра определенно стоит вашего внимания. Игра сделана крайне качественно, и она по праву занимает место лучшей игры о вселенной Бэтмена на данный момент. Будем надеется, что разработчики из Rocksteady Studios не потеряют свою хватку и продолжат нас радовать прекрасными играми, ведь в этот раз они выложились на все сто процентов.

Спасибо всем, кто дочитал обзор игры Batman: Arkham City. Надеюсь, вы насладитесь этой игрой так же, как и я. Подписывайтесь на обновления блога и удачи друзья.

Обзор Batman Arkham City будет интересен не только фанатам данной франшизы, но и тем людям, которые ищут качественные игры о супергероях. Данный проект является второй частью, от которой ожидали многого. Оправдались ли надежды пользователей, можно узнать из данной статьи.

Завышенные ожидания

Первой частью всей линейки стал проект под названием Batman Arkham Asylum, от которого изначально никто ничего не ждал. Игра выстрелила настолько мощно, что ее некоторые профильные издания признавали шедевром года. В ней были идеальные механики, интересные идеи, а главное - сюжет, что держит в напряжении до последних минут. Именно этим она подкупала аудиторию. Когда было объявлено разработчиками из компании Rocksteady о выходе сиквела, то многие стали пристально следить за проектом. Создатели обещали много всего нового, что сиквел станет в разы лучше первой части, но верили в это немногие люди. Все потому, что первую часть считали идеалом, а прыгнуть выше своей головы редко кому удается в игровой индустрии.

Игровой мир

В обзоре Batman Arkham City можно смело с первых строк объявлять, что игра изумительна. Разработчики сумели не просто прыгнуть выше своей головы, но и войти в историю индустрии, ведь это уже второй проект на оценку 10/10. В каждом аспекте просматривается качественная, скрупулезная работа. Игровой мир не стал исключением. На фоне нынешних продолжений по типу Batman Arkham Knight отдельная резервация в Готэме может выглядеть не настолько впечатляюще.

Подобное мнение сразу изменится при первом путешествии по миру, который подготовили фанатам разработчики. Карта огромных размеров, и на ней всегда появляются случайные события. Мир живой, что чувствуется на каждом шагу. То банды рыскают по улицам, то полицейских взяли в плен, то антагонисты дают о себе знать. Спланирован дизайн локаций едва ли не идеально. Здесь приятно планировать от одного здания к другому, пользуясь крюком. При этом чувствуется атмосфера одноименной с игрой резервации, а для многих игроков это играет большую роль.

Шире во всех смыслах

После выхода любой первой игры в серии от разработчиков фанаты требуют лишь одного - не ломать старых хороших механик новыми идеями. В обзоре Batman Arkham City следует отметить, что это один из немногих примеров, где работа выполнена на высочайшем уровне в этом плане. Это касается не только карты мира, которая по стандарту в продолжении любой песочницы становится шире. Здесь имеется в виду игровой процесс, что стал действительно богаче, количество персонажей и головоломок.

Игрок будет разгадывать разнообразные тайны с помощью своих примочек. В этом поможет перехват радиочастот, специальное зрение, возможность моделировать ситуацию и другое. Пользователь в роли Бэтмена встретится с огромным количеством антагонистов из комиксов. Джокер, Двуликий, Пингвин, Харли Квинн - все это только вершина списка. Загадочник предлагает также более разнообразные способы пробраться к его коллекционным предметам со знаком вопроса. Эта ширина во всех смыслах заставляет пропасть в мире Arkham City на долгие десятки часов.

Боевая механика

В обзоре Batman Arkham City просто невозможно не упомянуть о механике сражений, которая здесь выполнена идеально, но в своем уникальном стиле. По сути, сражения заключаются только в выборе противника и нанесении ударов простым нажатием левой клавиши мыши. Только вот в это время на экране разворачивается настоящее шоу, которое демонстрирует главный герой. Удары проводятся максимально разнообразно, особенно это чувствуется в моменты проведения контратак. Брюс Уэйн изящными перехватами наносит мощные атаки в разные части тела бандитов. Пристальное внимание было уделено завершающим ударам, где ломается хребет или колено летит в подбородок злодею, плюс все это в замедленной съемке. Для некоторых людей боевая система может показаться откровенным минусом, ведь сражаться здесь легко, но набирать большие комбинации не так-то просто. Игра поощряет опытом только тех, кто показывает разнообразие в бою.

Прочие элементы игрового процесса

Если сравнивать Batman Arkham City и будущее продолжение Batman Arkham Origins, то будет заметна большая разница. Вторая часть принесла множество нововведений, а продолжение делала другая студия, которая во многом провалилась. Сиквел подарил незабываемый арсенал примочек, которые открываются вместе с прокачкой главного героя. Она здесь также присутствует, а очки опыта начисляются за изящное проведение боев с максимальным числом множителя. Наиболее часто игрок будет пользоваться крюком для путешествий и специальным бумерангом.

В число других гаджетов можно отнести пистолет-электрошокер, шашки с дымом для ухода с поля боя, бомбы-липучки и прочее. Благодаря такому арсеналу игрок может экспериментировать в любом бою. В больших зданиях можно проходить миссии в тихом режиме, истребляя врагов без привлечения внимания. Игровой процесс настолько разнообразен, что даже после второго и третьего прохождения пользователь будет находить что-то новое.

Сюжетная составляющая

В обзоре игры Batman Arkham City невозможно миновать сюжет, который здесь объясняет причину попадания главного героя в резервацию. Все началось с того, что Хьюго Стрейндж сумел убедить власти в необходимости запуска программы «Протокол 10». Суть ее заключалась в отделении целого района Готэма большой стеной с охраной по периметру. Внутри этой территории будет царить беззаконие, так как там соберутся все главные противники Бэтмена. Хьюго Стрейндж также позаботился о том, чтобы в эту зону отправили миллиардера Брюса Уэйна, который должен был погибнуть уже на входе. Только вот он не учел того факта, что он физически подготовлен и скрывается под маской супергероя. Когда Бэтмену удалось миновать первые неприятности, он связывается с Альфредом, который присылает нужное обмундирование. После этого начинается грандиозное расследование происходящих событий. Герою предстоит выяснить все тайны резервации и причин ее основания.

Второй персонаж

Сиквел Batman Arkham City ярко отличается на фоне Batman Arkham Origins уже хотя бы тем, что здесь есть второй доступный для игры персонаж. По сюжету пользователям дадут возможность несколько раз примерить роль Женщины-Кошки. Весь геймплей за нее сильно преображается, что видно даже по одной боевой системе. Она движется быстрее, а удары наносит изящнее, хоть и проигрывает Бэтмену по силе. В арсенале Женщины-Кошки присутствуют свои гаджеты, по типу кнута. Применять его в бою одно удовольствие. Введение такого персонажа является интересным решением. У этой героини присутствует свой взгляд на вещи, мотивация действовать и черты характера. С этим у разработчиков нет никаких проблем. Каждый антагонист здесь также отличается самобытностью. Их цели и стремления сильно отличаются друг от друга. В конце развлечения игрок сможет выстроить целую иерархию злодеев и узнать, кто сидит на вершине преступного мира. Подобного пользователь никогда не встретит в Batman Arkham Origins.

Графика и второстепенные задания

Возможно, в Batman Arkham City графика покажется требовательным игрокам немного устаревшей, но на момент 2011 года дизайн выглядел достаточно прилично. Даже сейчас на максимальных настройках картинка продолжает радовать глаз из-за идеального дизайна открытого мира, о чем уже упоминалось выше. Мрачные тона подчеркивают ситуацию в резервации, откуда даже не успели эвакуировать простых граждан и полицейских. Разработчики смогли сделать огромный район по-своему уникальным с делением на несколько зон. Если не присматриваться к каждой детали с поиском изъянов, то графика не должна разочаровать. С дополнительными заданиями похожая ситуация. Их есть несколько разновидностей, от решения головоломок Загадочника, до спасения пленных от Виктора Зсасза. При желании проходить их перед центральной сюжетной линией, через несколько часов может стать слишком скучно. Если же чередовать их вместе с основными миссиями, то подобный коктейль принесет много удовольствия.

Дополнения

В Batman Arkham City обзор всех DLC сделать не так-то просто. Многие из них были посвящены добавлению очередной порции костюмов, которые влияют только на внешний вид и карт в режиме «Испытания». Дополнения Nightwing Bundle и Robin Bundle посвящены двум одноименным героям. Их можно будет использовать в вышеупомянутом игровом режиме. Отдельно следует отметить в списке DLC Batman Arkham City дополнительную сюжетную кампанию за Женщину-Кошку. Дополнение было названо именно в честь этой героини, хоть также добавляло альтернативные облики. Последним интересным контентом из данной категории можно считать новое приключение «Месть Харли Квинн». Эта безумная помощница Джокера решает вступить в прямую конфронтацию с Бэтменом. Дополнение запускается отдельно от основной кампании, поэтому его можно считать мини-игрой. В нем пользователи ближе познакомятся с бывшей медсестрой лечебницы Аркхема, а также поймут ее чувства к Джокеру. Контент получил хвалебные отзывы, а потому фанатам серии обязательно следует приобщиться к дополнению.

Системные требования и итоги

В Batman Arkham City системные требования минимального характера достаточно низкие, и даже компьютеры шестилетней давности справятся с запуском. Достаточно иметь операционную систему Windows XP с последними обновлениями, 2 гигабайта оперативной памяти и видеокарту NVIDIA 8800 или другую эквивалентную. Процессор подойдет любой двухъядерный с тактовой частотой 2,4 гигагерца. Для максимально комфортной игры необходимо иметь ОС Windows 7. Оперативной памяти рекомендуется в два раза больше, а видеокарта GeForce GTX 460. Тактовая частота процессора осталась без изменений.

Если подводить итоги в обзоре, то можно уверенно говорить, что пользователи получили идеальный сиквел. Даже люди, далекие от комиксов, здесь смогут ощутить всю атмосферу мрачного мира, в котором Бэтмен борется с преступностью. Разработчики проработали каждый элемент геймплея, вывели на новый уровень дизайн, а также добавили пачку интересных персонажей. В итоге получился шедевр, о котором помнят даже спустя почти семь лет многие люди.

Я много раз спрашивал себя, можно ли сделать игру о Бэтмене сколько-нибудь лучше или хотя бы не хуже, столь же верно передать характер героев, создать такие же убедительные образы, живой мир... И теперь, когда пройден, со всей ответственностью заявляю: Rocksteady Studios удалось удержать планку на прежнем высоком уровне, а может быть, даже во многих моментах превзойти прошлую часть.

Сюжет сразу же берет вас за шиворот и бросает в водоворот самых неожиданных событий. И с ходу возникает ощущение, что столь яркая история первой части была лишь генеральной репетицией к этому захватывающему, завораживающему приключению. На смену старым врагам пришло много новых, однако и злодеи прошлой части - особенно Джокер - играют здесь центральную роль. Если раньше место действия ограничивалось лишь пределами психиатрической лечебницы (пусть довольно большой, со множеством разнообразных зон, зданий, с прекрасными природными пейзажами), то здесь территория более обширная и открытая для изучения - полгорода (старый участок Готэма) выделили профессору Хьюго Стрэйнджу для организации Arkham City с внушительными стенами, вооруженной охраной, вертолетами, электричеством, камерами.

Разработчик: Rocksteady Studios.

Издатель: Warner Bros Interactive.

Издатель в России: 1C-СофтКлаб.

Жанр: экшен, детектив, фантастика.

Неизвестно, каким путем Срэйндж добился разрешения на это безумие (точнее, мне-то известно, но я не скажу), однако этот огромный участок был заселен преступниками, суперзлодеями и обычными бандитами. Здесь они не сидят в клетках, а свободно разгуливают по территории «тюрьмы», разбившись на группы под покровительством разных лидеров, устраивают войны друг с другом, борются за власть внутри этого города. У каждой банды свой костюм, своя зона. Особенно запомнился мне стиль одежды людей Двуликого.

Начинается игра довольно неожиданно

Бэт-сигнал в небе обозначает нужное место

Что-то странное на уме у Стрэйнджа (занятный каламбур получился ), что-то не так с Аркхэмом. Психиатр, который сам не многим отличается от своих пациентов, затеял какую-то свою игру, которая будет пострашнее прошлого плана Джокера. Брюс Уэйн выступает одним из противников Arkham City. Он лично приезжает к стенам тюрьмы и выражает свой протест перед журналистами, однако здесь его уже ждали. Очень скоро он сам оказывается внутри города… в качестве одного из заключенных. И первые десять минут вы будете играть не за Бэтмена, а за Брюса Уэйна! В его дорогом костюмчике, без каких-либо орудий, со сцепленными руками. Да, это вызывает небольшое удивление, ведь мы совсем не успели сориентироваться, осознать, что произошло. И первая задача - освободиться и найти костюм, а врагов у Брюса как у бизнесмена и человека по эту сторону стены немало. На входе нас тепло встречает Пингвин со своей компанией, и даже рядовые бандиты мечтают провести пару минут наедине со звездой.

Сюжет в игре достаточно сложен и интересен, почему я и не могу рассказывать о нем подробно. Он тесно связан с прошлыми событиями, нас постоянно отсылают к Arkham Asylum , однако здесь появилось и много новых злодеев, сюжетных линий. Повстречаете вы тут и совсем неожиданных противников, тех, кто остался за кадром раньше. Назову Пингвина, Двухликого, Мистера Фриза, Дедшота, Соломона Гранди… А некоторых не назову, чтобы вам не портить впечатление.

Играть Женщиной-Кошкой интересно, но несколько сложнее, чем Бэтменом

Но и в нашем полку прибыло. В Arkham City вы периодически будете переключаться между Женщиной-Кошкой и Бэтменом, определенную роль сыграет в сюжете Робин, а в испытаниях и дополнительной кампании «Месть Харли Квинн» вы и им сможете поиграть. Причем способности, стиль боя, устройства у других персонажей отличаются, геймплей немного меняется, когда вы переключаетесь на Кошку или Робина. Бэтмен здесь не просто стрелой пронзает воздушные просторы, выбирая любое направление. Он почти что научился летать, благо умереть от падения с высоты вы по-прежнему не можете. Поэтому настоящее удовольствие просто исследовать город, проносясь над ним с огромной скоростью, словно выпущенное из пушки ядро или барон Мюнхгаузен. Зацепился бэткогтем - разогнался - взлетел, спикировал вниз, набрав ускорение, снова поднялся выше, снова спикировал, зацепился - полетел. Что перед нами расстояния, когда мы можем летать, как ветер? Полеты выполнены очень искусно, даже наблюдать за ними приятно. Так бы и летал все время, если бы не нужно было еще и задания какие-то выполнять… Кроме того, пройдите дополнительные задания на полеты, научитесь новым приемам и получите усовершенствование вашей «кошки».

Надо сказать, что Селиной Кайл все же играть сложнее, хоть это и приятно. У нее нет таких мощных устройств, она хуже защищена, не может летать. Хотя есть у нее свои приемчики, имеются шипы, кнут, бола, которой можно сбивать с ног противника. Даже замена режиму детектива присутствует - воровское зрение, вот только оно менее эффективно, не столь удобно. А еще она более ловкая, быстрая, умеет лазить по стенам и даже по потолку. Она прекрасно выглядит в своем костюме и весьма привлекательна… Впрочем, это уже к делу не относится.

У Кошки свои правила и свои цели в Аркхэме. Она, как всегда, обеспокоена личной выгодой, хорошей добычей, но как же ей не помочь бедной Мышке, когда та попала в беду? Так она и мечется всю дорогу между личными, корыстными целями и благородными позывами. И ближе к финалу - неожиданно! - вам даже дают сделать выбор, как поступить.

Интересно, что в ходе игры вы не раз будете замечать, как бандиты разбираются с соперничающими группировками или же просто разговаривают о планах своего босса, отзываются на последние события. Вы можете даже вмешаться в их драку и кого-то спасти. Кроме этого, все заключенные делятся на бандитов из группировок суперзлодеев и условно «невиновных», так называемых «политических заключенных». Их нужно защищать, для этого предусмотрено отдельное задание, не самое интересное, правда. А есть еще журналисты, полицейские, посланные Гордоном, и обычные горожане, пойманные людьми Стрэйнджа недалеко от Arkham City и привезенные сюда.

В городе можно отыскать и некоторые любопытные и ключевые для вселенной места

Одно из основных отличий от прошлой части - большая свобода, открытость, наличие множества дополнительных квестов, временами весьма интересных, сюжет которых дополняет основную историю и рассказывает о злодеях из прошлой части. Загадочник оставил немало значков и испытаний для Бэтса и Женщины-Кошки (причем у Кошки свои загадки, а у Мышки свои; хотя Кошка воровать значки Бэтмена почему-то может, но не наоборот, - странная логика Ридлера). Тут есть именно сбор значков и отгадывание мест, про которые говорит Ридлер. А кроме этого - уничтожение предметов: всякие шарики, куклы Харли, камеры… Все это, конечно, мелочи, но азарта собирательство добавляет, а опыт лишний за это дается. Причем загадки подчас весьма сложные, не сразу сообразишь что от тебя требуется, да еще и устройства специальные для их решения бывают нужны, а открываются они, как и в Asylum , постепенно.

Среди гаджетов также появились новые предметы: замораживающие шарики, «обратные» бэтаранги, бьющие противника сзади; дымовые бомбочки, спасающие от выстрелов, позволяющие обезвреживать врагов незаметно; устройство, блокирующее огнестрельное оружие так, что сам враг даже этого не замечает, или же взрывающее мины. Весь арсенал может использоваться быстро, прямо в бою, соединяясь в убийственное комбо. Сражения стали разнообразнее и сложнее, враги нападают намного активнее, одним приемом всех не одолеешь, приходится изощряться, использовать и гаджеты, и решающие удары, комбо. Бои стали намного красивее, зрелищнее, да и сопротивление чувствуется постоянно, есть с кем сразиться. А битвы с боссами могут вообще делиться на несколько этапов, происходить в другой реальности, в подсознании или в бреду, что часто резко меняет геймплей. Неожиданных и интересных ситуаций здесь намного больше. Сказать, что ты не скучаешь, - это слишком большое смягчение, от происходящего временами просто сносит крышу. Доля экшена и динамики здесь огромная. Даже в рядовых дополнительных миссиях вам могут «дать прикурить», расслабляться совершенно некогда, хотя вскоре ты уже начинаешь действовать со сноровкой профессионального борца и суперагента - иначе тут просто не выжить, даже на нормальной сложности.

В кампании «Месть Харли Квинн» дадут поиграть Робином

Полная прокачка брони не спасет от очередей из автомата, ударов ножом и электричеством, поэтому еще важнее тщательно продумывать план, осматривать территорию перед боем и готовить пути отступления. Намного чаще используется окружение: всевозможные люки, препятствия, огнетушители, создающие дымовую завесу при повреждении, взрывающиеся контейнеры. В вас даже предметами могут швыряться, что позволяет, например, отослать метко летящий стул назад в своего противника.

В думать придется намного чаще. И детективный режим уже не так упрощает геймплей, не всегда он даже будет доступен - своеобразные «глушилки», используемые людьми Пингвина, Джокера, Стрэйнджа, почти полностью выводят из строя этот читерский, в сущности, но такой удобный и безотказный ранее инструмент, покрывая все завесой неизвестности, делая вас таким уязвимым, обычным человеком... Враги научились использовать мины, они носят приборы теплового видения, легко обнаруживая вас даже в темноте, наверху, куда они раньше вообще не заглядывали и где вы могли просто переводить дух. Особые устройства позволяют им сигнализировать о «вырубившемся» союзнике всем остальным, однако это можно и использовать для своего плана. Намного выгоднее действовать тихо, чем рваться в открытый бой с вооруженными громилами, но оставаться незаметным не так просто.

Бывает интересно почитать информацию о героях

Да и загадки стали запутаннее, разнообразнее. Очень часто проблема будет заключаться не в победе над усиленным врагом, а в поиске пути, использовании гаджетов. Приходится осматривать каждый уголок, каждый туннель и люк, чтобы пробраться на вражескую базу. Детективные способности нужны тут не реже, чем умение лихо раскидывать разнообразных болванчиков суперзлодеев.

Чаще будет применяться и стелс. Чтобы победить Мистера Фриза, отключить его костюм, вам вообще придется постоянно прятаться и использовать все средства, нападать сзади, снизу, бить его электричеством, взрывать стену. Даже такие небольшие эпизоды показывают, как хорошо разработчики продумывали даже незначительные детали, каждый элемент геймплея, сколько нового здесь появилось, насколько игра стала разнообразнее.

В плане развития способностей и прокачки здесь многое сохранилось от прошлой части, но новые комбо, приемы, улучшения также имеются. И если вы достаточно прилежны в выполнении квестов и сборе загадок, то прокачать получится почти все. Кстати говоря, искать загадки стало удобнее, теперь их можно отмечать. Кроме того, вам предлагается устраивать «допросы с пристрастием» некоторым преступникам и выпытывать у них нужную информацию, открывать новые объекты на карте. Правда, чтобы кого-то допросить, нужно сначала расправиться со всеми остальными противниками, находящимися поблизости, а этому субъекту, отмеченному особой «аурой», до поры до времени сохранить сознание, даже если он вооружен, иначе ничего не получится.

Локации также не нагоняют тоску похожестью - вспомнить хотя бы демонический мир, сражения с Безумным Шляпником, локацию Кобблпота-Пингвина… нещадно обрушивает на нас шквал событий, загадок, вопросов, ведь всего этого много в запасе. При этом сюжет выстраивается стройно и гармонично, без рывков и провисаний, хотя дополнительные квесты все же проще и уступают по занимательности, необычности основным. Но если вы пройдете только основной сюжет - это будет даже меньше 50% всех сюрпризов, которые для вас так предусмотрительно заготовили. Персонажам, которым раньше просто не нашлось места, здесь дали больше «экранного времени». Впрочем, намного проще освоиться будет тем, кто знаком с миром «Бэтмена».

Не на последнем месте здесь визуальное оформление, стиль и драматичная, мрачная музыка, заставляющая тебя верить, что ты - Бэтмен, что это все - по-настоящему, несмотря на всю условность, фантастичность происходящего. Даже множество игровых меню выполнено очень стильно, а на трехмерные фигурки, которые открываются при получении различных достижений, можно вообще любоваться бесконечно, как и на эскизы. Одно плохо - аудиозаписей сеансов психотерапии больше нет, но это ведь и не больница. Зато подчас открываются весьма полезные сведения об истории Аркхэма, о героях. И если внимательно осматривать город, то вы обнаружите немало интересного (есть тут, например, Crime Alley, где убили родителей Брюса; можно узнать кое-что о судьбе злодеев, произошедшем «между» частями).

Споры бандитов можно прослушивать, как и переговоры по радио среди охранников, узнавая из них что-то интересное. Устройство дешифровки используется то же, но механика изменилась, теперь вы угадываете-находите кодовые слова, что в сюжете постоянно используется. Можно не только летать по городу с помощью «кошки» и плаща (в такие моменты я почему-то чувствовал себя Человеком-Пауком, очень уж похожие ощущения), но и прицепившись к вертолету охраны.

О можно рассказывать очень долго, перечисляя все интересные и примечательные штрихи, которые дополнили общую картину. Улучшений и дополнений действительно много, не сказать, что все они одинаково полезны, но работа проделана большая. Немного разочаровало, что здесь так и не дали порулить ни «бэтмобилем», ни самолетом, хотя в Asylum машина даже использовалась в сюжете. Раздражали неудобные автоматические сохранения, когда получаешь уровень, покупаешь навык, а потом, если вдруг умрешь, нужно снова делать то же самое, иначе будешь ходить с висящей на экране надписью, загораживающей обзор. Или вот разобрался с группой сильных врагов, пошел к следующей, умер - будь добр снова проделать то же самое. Но такие мелочи не могут испортить впечатление от игры.

Есть отдельная миссия, посвященная Ридлеру

Имеются в игре и очень экзотичные места

Arkham City - это целый мир, мрачный, жестокий, грозный, безжалостный, но в то же время манящий, загадочный, с хорошей долей фантастики. История, рассказываемая здесь, обладает и большим драматизмом, и эмоциональностью, продуманностью. Бэтмен старается все так же, с прежней глупой и жестокой упертостью придерживаться своих принципов, щадя смертельных врагов даже тогда, когда нормальный человек, кажется, уже не смог бы этого делать. Но такова уж концепция этого мира. И, тем не менее, смерть идет за Темным Рыцарем повсюду, и финал здесь впечатляющий и одновременно неожиданный. После игры для вас откроют дополнительный сложный режим, имеет смысл также попробовать испытания, для участия в которых предлагается много героев и моделей персонажей (в том числе и из мультфильмов).

После Arkham City не понимаешь, правда, что может быть дальше, после всего, что здесь произошло? Какой может быть следующая игра после этого? И самое главное - о чем? Ведь все так изменилось… Вы сами это поймете, когда завершите сюжет. Быть может, именно поэтому отправляет нас в прошлое, а не в будущее. Но с этой серией расставаться не хочется. Это было бы слишком печально.

Сражения в Asylum были лишь тренировкой для подготовки к Arkham City

Стоит сказать, что я не пытаюсь сравнивать Asylum и Arkham City , выяснять, что из них лучше. Для меня это одна игра в разных частях, они должны восприниматься как единое целое, т.к. и сюжет в них связан, и характеры героев сохранены. Это одна из самых близких мне интерпретаций Бэтмена, стоящая в одном ряду и с оригинальными комиксами, и с разными киноверсиями. Да и одна из самых любимых игр вообще, таких игр, которых мало.

Следовать негласной традиции игровой журналистики начинать рассказ о игре с некого подобия монографии студии разработчика в случае с Batman: Arkham City право дело даже как-то неудобно. И, правда, кто бы мог подумать, что студия Rocksteady смастерит совершенно шикарного Arkham Asylum после скверного, безыдейного консольного шутера прошлого поколения о полицейских и бандитах. Создав в 2009 году только один из лучших экшенов современности, но и главную игру о супергероях, Rocksteady взвалили на себя колоссальный груз ответственности, с которым не справлялись даже великие (ближайший ориентир - id Software). Британские разработчики в данном случае справились со своей задачей настолько непринужденно и виртуозно (у некоторых студий на подобные вещи уходит по пять лет), что диву даешься, как за такой короткий срок из Batman: Arkham City, от которого ожидалось классическое, в общем-то, продолжение, вышел один из главных проектов года.

Первое, что приходит на ум после нескольких минут после знакомства с Arkham City , - ощущение того, что Rocksteady пошли по накатанному Ubisoft Montreal пути и просто расширили уже существующую механику. Но так это лишь отчасти. Сохранив прежнюю формулу успеха и достаточно сильно ее расширив, разработчики выводят геймплей к новым горизонтам: перед игроком открывается целый преступный город. Не стоит, правда, строить в голове воздушные замки о заезженном бесшовном (загрузки в игре есть) и открытом (перед нами всего лишь небольшая и к тому же закрытая часть Готэма) мире. Являясь, по сути, идеальным местом для раскрытия всех способностей Темного рыцаря, создание «Аркхем Сити» стало отличным поводом еще больше рассказать о характере самого главного героя и о его антагонистах.

О Бэтмене как о персонаже уже давно ходит много нехороших слухов, и не важно, что перед нами вроде как супергерой. Мол, с головой у Брюса не все в порядке, злодеи, которые почти и не злодеи, рождены самим существованием темного рыцаря (и правда, ну какой пример может преподать мужчина, рассекающий по ночам в черном латексном обтягивающем костюме по крышам?) и доработаны воображением Брюса. А тут еще и неуставные отношения с Джокером - яркий пример нездорового психического состояния обоих персонажей. В «Batman: Аркхем Сити» Rocksteady выпускает всех злодеев в город. Не Готэм, а свой собственный, особенно темный, и туда же непременно спешит и наш герой с достаточно, заметим, странной мотивацией, но нам-то понятно - покуражиться. В этом смысле сама игра и мир, который она воссоздает, представляют из себя идеальную аллегорию того, что собственно творится у Брюса в голове: Джокер на коленках, море фриков-злодеев, психи, Альферд на проводе и условный город Готэм с совершенно надуманные проблемами.

Над антагонистами нашего летучего друга здесь поработали ничуть не меньше, чем с актерами среднестатистического голливудского блокбастера - их здесь без малого два десятка. Говорить обо всех не будем, но то, как ведет себя Джокер, никого не оставит равнодушным: порой он «одаривает» Брюса частичкой себя, почти флиртует, да и вообще не особо желает знать, кто скрывается под маской Бэтмена. Он пришел поиграть, как впрочем, и сам Бэтмен. Мистер Фриз сохранил тепло лишь к своей женщине, Пингвин выступает классическим мерзким рэкетиром, Виктор Зсасз - сумасшедшим маньяком, а Ридлер - все тем же надменным гением. Попадаются в «Аркхем Сити» и совсем малоизвестные для широкой, не знакомой с комиксами публики персонажи, например, бессмертный Соломон Гранди. Примечательно то, как у разработчиков получилось создать соответствующий бэкграунд вокруг каждого из персонажей. Помимо уникальных узнаваемых декораций для каждого антагониста, Rocksteady Studios припасли целый ворох архивной информации, привязывающей его комиксовую предысторию к игре.

Не отстают и немногочисленные союзники Бэтмена. На проводе у Брюса осталась Оракул, известная нам по прошлой части, наконец-то на сцену выходит знаменитый меланхоличный дворецкий Брюса, а также Робин (исходя из информации предоставляемой игрой его вторая итерация - Тим Дрейк) и, конечно, Женщина-кошка. Отдельно стоит отметить Альфреда, он невозмутимо принимает любые вести, не особо беспокоится за Брюса и, похоже, единственный понимает, что происходящее - всего лишь игра, хоть и игра на жизнь. А за Робина и Женщину-кошку так и вовсе дадут поиграть. Видно, что разработка игры подвернулась под руку по-хорошему «повернутым» парням, эдаким совершенным перфекционистам. Буквально все в столь обязательном аспекте, как атмосфера, и соответствующем ей фоне проработано на твердую «ять». Рука фанатов видна невооруженным глазом.

Вообще удивительно, как Rocksteady с помощью новых героев уже второй раз удается выставить Брюса Уэйна одновременно горой с мышцами и мышкой с комплексом супергероя. Тут мы вспоминаем и шикарные психологические сцены с родителями, и «лекарство» Шляпника. То есть Брюс, по большому счету, попал домой, где его, в общем-то, уютно встречают... каменные гаргульи, чернуха, полные улицы маньяков, психопатов, убийц, и только один из немногих вменяемых людей, связываясь с Бэтменом, напоминает, что он вроде как в городе преступников, пора бы уже привыкнуть.

Все эти персонажи легко наслаиваются на отличный, полностью проработанный как стальной каркас (веришь каждому поступку персонажей) сюжет. По понятным причинам раскрывать перипетии истории и портить впечатление читателям у нас нет никакого желания, но от количества «клифхэнгеров», гениальных диалогов, монологов и сцен приходишь в искреннее изумление.

Что касается механики, то и здесь все более чем хорошо. Выпустив главного героя с больничной койки Аркхема, разработчики снабдили его куда большим количеством гаджетов, улучшили анимацию, научили планировать и пикировать на собственном плаще. В перерывах между заданиями Бэтмен путешествует по городу при помощи максимально удобного крюка и опять же плаща. Сказать, что все это выглядит завораживающе - не сказать ничего, уже после первого же спуска с местного небоскреба на землю вы станете любоваться буквально каждым телодвижением темного рыцаря.

Понятно, что перемещения по городу представляют из себя не бездумное следование по контрольным точкам. К вашим услугам и уже ставшие традицией загадки Ридлера, и охота на телефонного маньяка Зсасза, и спасение политических заключенных, и просто случайные задания. Главная особенность сторонних квестов заключается в том, что по содержанию это нисколько не сторонние задания. Во-первых, каждое из них сюжетно обоснованно, во-вторых, аккуратно вписано в происходящие события. Вообще, во время прохождения складывается стойкое ощущение, что, не пройдя все побочные задания, понять все сценарные задумки Rocksteady просто нельзя.

Спускаться с небес на землю, впрочем, тоже придется - здесь вас встретит всячески улучшенная боевая система. Используя сканер, Брюс Уэйн проникает в помещение, аккуратно исследует местность, отключает огнестрельное оружие противников с помощью очередного гаджета, устанавливает взрывчатку, готовит бэтаранги, слезоточивый газ и бесшумно, но хирургически методично расправляется со всеми противниками. Кто-то висит на горгулье, кого-то оглушило взрывом, кто-то получил незаметный электрический заряд в спину. Скрытное прохождение, как видите, по-прежнему в почете. Если же описанных приемов вам не хватило, а нахрапистые верзилы, которые порой наваливаются на героя десятками, таки затащили Бэтмана в драку, то на помощь придет боевая система, заметно похорошевшая с предыдущей части. Темный рыцарь еще более кинематографично разбрасывает часть противников налево, часть - направо, ломает, что называется, полностью, но не убивает. Заметно увеличилось количество комбо-ударов, тут же разнообразные враги, требующие к себ индивидуального подхода и, опять же, гаджеты Бэтса. И даже при условии, что в пылу схватки вы позабудете об одной половине приемов и устройств, а о второй будете вспоминать лишь изредка, здешний экшен все равно покажется вам аддиктивным. Или просто идеальным.

Причем в данном случае невозможно сказать, что «Batman: Аркхем Сити» тесно в этих рамках. Это очень правильно скроенная, цельная, мощная и стоеросовая игра, очередная медийная страница Бэт-истории, такая же оригинальная, как комиксы, мультфильмы и фильмы. Примечательно, что видеоигровой аналог совершенно от них не отстает. Каждая игровая ситуация, каждый «босс», количество которых стало заметно большим, буквально каждый сантиметр игрового пространства здесь пропитан юношеской любовью к деталям. Персонажи, которых, как кажется поначалу, «завезли» уж слишком много, стремительно раскрываются и радуют оригинальными характерами. Перемещение по городу, к счастью, не превратилось в очередной симулятор паркура. К каждому компоненту игры в Rocksteady нашли собственный подход, что в сегодняшней индустрии практически нонсенс. Практически все в этом проекте хорошо, если бы не один нюанс.

Главная прелесть вселенной Бэтмена заключается в том, что ее довольно трудно испортить. Возможно, дело в персонаже — хмуром миллиардере, который по ночам переодевается в латекс и разделывается со злодеями не лучами смерти из глаз, а кулаками и гаджетами гаражного производства. Возможно, дело еще и в Готэме — пожалуй, самом болезненном из выдуманных городов Америки, где каждый первый — жертва, а каждый второй — преступник или маньяк. Как бы то ни было, такую задумку в принципе сложно испоганить: даже у Джоэля Шумахера, в мерзком «Бэтмене и Робине» были эпатажные персонажи, вроде синего и лысого Арнольда Шварценеггера. И даже у самых нелепых Бэт-игр (у Бэтмена, как и у большинства супергероев, хватает нелепых поделок в этом разделе портфолио) был этот небьющийся козырь: сильные личности на главных ролях и сеттинг, по атмосфере безысходности похожий на заблеванный советский полустанок декабрьским вечером. Настоящая, взрослая история. Супермэну, который, в отличие от Бэтмена, так и не смог вырасти из надетого поверх штанов исподнего, такое и не снилось.

Я — черная моль

Талантливые же люди, прикасаясь к волшебным резиновым ушам Брюса Уэйна, становятся великими: это произошло с Тимом Бертоном, снявшим в 1989 году лучшую на свете Бэт-экранизаию. Это произошло с Джеком Николсоном, который после «Сияния» и до гениальной роли Джокера девять лет снимался в различной ерунде. И сейчас это происходит с вылезшими буквально из ниоткуда Rocksteady Studios .

После оглушительного успеха Batman: Arkham Asylum 2009 года они ведут себя, как стадионные рок-звезды, выходящие на запланированный бис: в Arkham City дают побить почти всех более-менее значимых злодеев (включая Пингвина и мистера Фриза), поиграть за невероятно пластичную, но уязвимую Женщину-кошку, а также свободно исследовать целый район Готэма. Даже если не тратить время на побочные задания и бежать только вперед, прохождение займет никак не меньше 15-16 часов: серьезный результат для современного блокбастера и сложная задача для геймдизайнеров, которым нужно идеально выдержать темп, чтобы никто не заскучал.

Но спешить или скучать здесь хочется меньше всего на свете. Впервые вырвавшись на волю, занимаешься вовсе не разгадкой очередной интриги Джокера, а заворожено осмотришь на то, как мелкий снег падает на развевающийся в лунном свете кожаный плащ Бэтмэна. Или, расправив руки, резко прыгаешь вниз с высоченной крыши собора для того, чтобы свободно облететь полрайона. Как вариант — можно просто прыгать от здания к зданию, цепляясь за них при помощи гарпуна. Или, свесившись с патрульного вертолета, хозяйским взглядом осматривать окрестности. Главное — без крайней надобности не спускаться вниз, на улицы. Ведь Аркхем Сити — это ни что иное, как готическая версия Марьино: отгороженный стенами и патрулируемый вертолетами район-тюрьма для известных преступников, в котором не существует чистых подворотен, а последняя лампочка в туалете была разбита еще при царе Горохе.

Впрочем, основная часть истории разворачивается все-таки в довольно камерных декорациях соборов, заброшенных полицейских участков, больниц, лабораторий, разрушенном метро, канализаций и секретных подземельях старого города. Там все вопросы «куда идти» отпадают сами собой, остаются только вопросы «как». В такие моменты понимаешь, что Arkham City позволяет не просто примерить знаменитый кожаный костюм, она дает почувствовать себя Бэтменом.

Бэтмен не ломится сквозь локации, словно кабацкий бугай — он тяжелой поступью входит в комнату, и это значит, что кроме него оттуда уже никто не выйдет

Я — летучая мышь

В такие моменты все то, что казалось недоработками (вроде неудобной навигации, когда нужно битый час бродить вокруг очередного здания в поисках входа) внезапно обретает смысл, становится понятно, чем Бэтмен отличается от других ряженых дурачков, именуемых супергероями. Бэтмен не тычется носом в стены дома — он проводит расследование, ищет секретный лаз. Бэтмен не шкерится в вентиляции, он, включив рентгеновское зрение, изучает обстановку. Бэтмен не ломится сквозь локации, словно кабацкий бугай — он тяжелый поступью входит в комнату, и это значит, что кроме него оттуда уже никто не выйдет. Но это не значит, что он неуязвим. Герой силен и может раскидать голыми руками любое количество шпаны с битами и арматурой, но он не выдержит даже пары пуль из автомата. Поэтому он действует скрытно, смертоносной тенью пикирует на врагов сзади и не стесняется нечестных приемов — вырубает урок ударом о кирпичную кладку. Будучи лучшим в мире детективом (или играя роль пресыщенного жизнью богатея) Уэйн-Бэтмен остается человеком, который думает, чувствует и не собирается умирать ради геройской бравады. Как Буратино из детской песни, «он не игрушка, он живой»

И это, в первую очередь, заслуга Rocksteady. В недавнем эти люди сравнивали себя с Бэтменом от игровой индустрии, и небезосновательно. Проблема большинства студий в том, что почти у всех есть талантливые программисты, дизайнеры, художники и продюсеры, но мало у кого есть режиссеры. В Rocksteady кто-то явно обладает соответствующим талантом. Игра не только разнообразна, красива и т.д., она идеально выверена во всем, от необязательных внесюжетных встреч до уровня сложности. Едва вы приучите себя включать рентгеновское зрение перед каждой стычкой (очень помогает в бою), как на сцене появятся враги с портативными глушилками, убивающими любую электронику. Только научитесь осознано чередовать две кнопки удара, наблюдая, как Бэтмэн в ритме танца раскидывает врагов — получите противников с мечами, щитами и электродубинакми, против которых старые приемы окажутся уже недействительны.

Как и Джокер, Arkham City знает, когда и где позлить игрока головоломным заданием, а когда — заманить очередным роликом или телефонным звонком. Она откровенно манипулирует игроком, но делает это настолько профессионально, что правила игры принимаешь сразу и безоговорочно. Будь Arkham City чуть проще — безумная магия бы вмиг улетучилась, превратив игру в интерактивную экскурсию по местам боевой славы. Стоит только добавить в нее Бэтмобиль — сразу пропадет все очарование путешествий по крышам города.

Для того, чтобы уничтожить очередную игру с открытым миром, журналисты держат наготове ровно одну претензию, напоминающую лозунг демонстрантов с Триумфальной — «Нет свободы, все линейно». Arkham City действует тоньше — несмотря на ощущение вседозволенности (Пойти на сюжетную миссию или заняться поисками Риддлера? Придушить этих снайперов, или прокрасться мимо них по вентиляции?), все уже и так решено за нас визгливым клоуном. Но знает об этом только сам Джокер.

Arkham City — это Джокер от игровой индустрии, тонкий кукловод и гениальный постановщик

Многие современные игры, даже те, кто получает у прессы «восьмерки» и «девятки», хороши частями, но в целом похожи на неудачные генетические эксперименты по клонированию из четвертой части «Чужих»: вроде бы основные части тела присутствуют, но вместо левого плеча почему-то оказывается зубастый рот, позвоночник имеет форму знака «&», а из-под ребер вылезают грыжи. У Arkham City — все на месте: ни один гаджет не пылится без дела, ни одна возможность не оказывается лишней, а любой побочный квест стоит того, чтобы если не пройти его, так хотя бы обратить внимание. Поэтому, продолжая метафору самих Rocksteady, Arkham City — это Джокер от игровой индустрии, тонкий кукловод и гениальный постановщик, чьи представления заслуживают только высших похвал.

Как работает Batman: Arkham City?

1 — Все бандиты в игре работают на разных злодеев — эти, судя по наряду, состоят на зарплате у Двуликого.
2 — Каждое помещение и подворотня оформлены с каким-то неземным тщанием — повсюду необязательные плакаты, узоры и секреты.
3 — Все уровни в игре, как правило, многоэтажные и нелинейные: везде есть обходные пути, где можно прокрасться по-тихому.
4 — Четыре врага для Arkham City — это скорее исключение: в некоторых сценах приходится сражаться с толпой из нескольких десятков бандитов.
5 — Бэтмэн по ходу игры может разучивать новые комбо и открывать более сложные гаджеты. Но игра не утомляет прокачкой — участие игрока в этом процессе минимально.

1 — Отсидеться на каменной горгулье — по-прежнему универсальное спасение почти в любом бою. Но со временем враги это поймут и начнут расстреливать горгулий из автоматов.
2 — За летающие над городом патрульные вертолеты можно незаметно уцепиться — получится бесплатное, хотя и неуправляемое такси.
3 — Гарпун цепляется за любое здание и бьет чуть ли не с километровой дистанции — Спайдермэн удавился бы.
4 — Бэтмобиля в игре, к сожалению, нет. По словам Rocksteady, они просто не хотели превращать игру в еще одну GTA.