Архангел михаил и дьявол. Михаил архангел, архистратиг

Каждый, кто знаком со Священным Писанием, знает, что, кроме видимого и осязаемого мира, существует иной, отличный от него мир ангельских сил - бесплотных духов, по повелению Божию призванных хранить и защищать людей - высших творений, предназначенных Им для вечной Небесной славы. Согласно Библии, на борьбу с прародителем зла ведёт за собой ангельское воинство святой архистратиг Михаил, волею Божьей исполняющий это высокое предназначение. Кто же он, этот наш страж и хранитель? И из кого состоит его войско?

Ангельский мир

Прежде всего отметим, что слово «ангел» в переводе с древнегреческого означает «вестник, посланец». Бытие этого бесплотного существа в равной степени признаётся тремя монотеистическими религиями - христианством, исламом и иудаизмом. Его главная задача - возвещать людям волю Божью, отсюда и название. Традиционно изображается он в виде антропоморфного (то есть соединяющего в себе черты человека и животного) существа, наделённого крыльями.

Согласно богословским представлениям, ангельский мир имеет сложную иерархию, причём в каждой религии она своя. Не касаясь этой обширной темы, следует лишь упомянуть, что в христианской ангелологии - разделе богословия, занимающимся этой темой - принято считать, что архангелы относятся к восьмому из девяти

Приставка «архи» в переводе с древнегреческого означает «старший, главный». Таким образом, нетрудно догадаться, что архангел - это не кто иной, как старший ангел. Во всех трёх монотеистических, или, как их ещё принято называть, «авраамических» (так как они восходят к патриарху Аврааму) религиях наиболее известным и почитаемым является святой архангел Михаил. В православии он часто именуется как Архистратиг Михаил, что указывает на его главенствующее положение в Небесном воинстве.

Кто такой Архангел Михаил

Любопытно, что если разобрать само выражение «архангел Михаил», то выяснится, что оно включает в себя пять слов: арх, ангел, ми, ка, ел. «Арх» и «ангел», как видно из вышесказанного, означают «старший посланник», а «ми ка ел» и с древнееврейского языка, и с иврита дословно переводится выражением «кто как Бог». Подводя итог, можно заключить, что в представлении трёх крупнейших мировых религий Архангел Михаил (или Архистратиг Михаил) - это «старший посланник, подобный Богу».

Однако следует учесть, что в богословии никогда не ставился знак равенства между Божьим величием и значением Его слуги, пусть даже главенствующего над ангелами. Поэтому более корректным следует считать такой перевод: «старший посланник, наделённый божественными полномочиями» или «полномочный посланник Бога».

Архангел Михаил в Библии

Архангел Михаил неоднократно упоминается как в Книге пророка Даниила, входящей в Ветхий Завет, так и в новозаветных текстах. Например, на страницах Апокалипсиса повествуется о битве ангельского воинства, возглавляемого Архангелом Михаилом, с драконом, который преследовал «Жену, облечённую в солнце», под которой, по мнению богословов, подразумевалась христианская церковь в период гонений.

Фигурирует святой Архистратиг Божий Михаил и в послании где описывается его спор с дьяволом по поводу тела пророка Моисея. Этот эпизод, кстати, является единственным в канонических текстах, где Михаила именуют архангелом. По утверждению исследователей, он заимствован из более раннего христианского апокрифа - текста, не признаваемого каноническим, а тот, в свою очередь, воспроизводит сюжет из древнееврейской литературы.

Неумолимый судия

Роль Архангела Михаила в борьбе добра и зла нашла своё отражение во многих христианских эсхатологических трудах, рассматривающих вопросы, связанные с концом света, искуплением и загробной жизнью. Согласно установившейся религиозной традиции, он приобрёл черты не только победителя сатаны, но и одного из главных вершителей Страшного суда. Именно он должен будет призвать души «трубным гласом».

Ему же отводится роль судьи, выносящего неумолимый приговор душам грешников и открывающего праведникам врата вечного блаженства. Эта тема нашла широкое отражение в иконографии, и благодаря ей покровителем умерших считается именно Архистратиг Михаил. Молитва, возносимая ему, содержит просьбу о защите в борьбе со злом и о поддержке на Страшном суде.

Характерно, что в литературе коптов - последователей этно-религиозной общины Северной Африки, распространённой главным образом в Египте - существует рассказ о том, как на Страшном суде Архангел Михаил, призвав из могил души умерших, будет горько плакать об участи грешников, и Иисус Христос, снисходя к его мольбам, простит их.

Образ Архангела Михаила в ветхозаветных апокрифах

Как упоминалось выше, религиозная литература включает в себя, кроме текстов, признанных церковью и считающихся каноническими, большое количество так называемых апокрифов - текстов, не получивших официального признания, но тем не менее представляющих интерес для исследователей.

Одним из них является Книга Еноха - наиболее значимый апокриф Ветхого Завета. В ней описывается, как по повелению Божьему Архангел Михаил в присутствии сонма ангельского облачил Еноха - седьмого израильского патриарха - в ризы славы Господней. В этом отрывке подчёркивается значимость Архангела Михаила и та исключительная роль, которая ему отводилась в представлении древних евреев.

Другим широко известным апокрифом являются Кумранские свитки - собрание манускриптов, обнаруженное в 1947 году в пещерах Кумрана на побережье Мёртвого моря. В этом, самом раннем из дошедших до нас библейских текстов содержится рассказ о том, как Архистратиг Михаил, являясь предводителем света, ведёт Божье войско на борьбу с силами тьмы, возглавляемыми Велиалом. Кумранская община, которой принадлежали найденные свитки, существовала во II веке до нашей эры, таким образом, становится ясно, насколько древним является почитание Архангела Михаила на Ближнем Востоке.

Архистратиг Михаил в христианских апокрифических текстах

Но особенно часто этот образ встречается в христианских апокрифах. В IV веке был написан текст, получивший название «Евангелия от Никодима». В нём говорится, в частности, что после сошествия в ад Иисус Христос возложил именно на Архангела Михаила миссию отвести в рай спасённые Им души. В тот же период появилось и апокрифическое «Откровение Павла». В нём первоапостол рассказывает о том, как Архистратиг Михаил совершает омовение душ усопших, перед тем как им откроются врата Небесного Иерусалима.

В широко известном, но не признаваемом церковью произведении X века «Хождение Богородицы по мукам» описывается, как Архангел Михаил служит проводником сошедшей в ад Царице Небесной. Следуя за ней, он рассказывает, кто и за какие грехи там принимает мучения. О том, что Архангелу Михаилу суждено вострубить в последний день и воззвать из могил на Страшный суд души умерших, свидетельствует и «Апокрифическое откровение Иоанна Богослова» (не путать с его каноническим текстом).

Архангел Михаил у древних евреев и мусульман

Как уже упоминалось, образ Архангела Михаила встречается и в еврейской традиции, и в исламе. У древних евреев он известен как Микаэль, вместе с другими архангелами - Гавриэлем, Ориэлем и Рафаэлем - охраняющий четыре стороны света. В Коране он назван Микаилом, и находится на краю моря, переполненного ангелами и расположенного на седьмом небе. В представлении мусульман он наделён крыльями изумрудного цвета.

Образ Архистратига Михаила в православии

В православии Архангел (Архистратиг) Михаил - вождь Небесного воинства, традиционно выступает как страж Божьего закона и борец с силами ада. В связи с этим в наименовании его чина чаще употребляется слово «архистратиг», чем акцентируется внимание на его роли воителя и защитника. Неслучайно именно он считается покровителем «воинствующей Церкви», объединяющей в себе всех противников зла, сохранивших верность Богу.

Наряду с этим православная церковь традиционно представляет его защитником душ усопших, которому вверялись Богом души Авраама и Пресвятой Богородицы для перенесения их на Небо. Но и для живых может стать помощником Архистратиг Михаил - молитва, вознесённая ему о здравии, имеет необычайную силу. Это объясняется тем, что, по религиозным представлениям, любой недуг насылается злыми духами, а именно с ними Архангел Михаил и ведёт неустанную борьбу. Одолев их, он тем самым избавляет страждущих от их болезней.

Есть и ещё одна традиция в православии, связанная с его именем. Принято считать, что ангелом, стоявшим у врат рая с огнепалящим мечом в руках, был именно Архистратиг Михаил. Икона, находящаяся в Михайло-Архангельском монастыре Великого Устюга и датируемая XVII веком, представляет изображение этой сцены на одном из своих клейм.

Чудеса Архангела Михаила

Священное предание хранит много легенд о чудесах, явленных Архангелом Михаилом. Одна из них рассказывает о том, как в древней Фригии был посвящённый ему храм, в котором долгие годы служил благочестивый пономарь Архип Херотопский. Язычники, жившие в округе, питали к нему ненависть и однажды, желая погубить праведника, а заодно и уничтожить храм, соединили вместе русла двух горных рек и направили на него образовавшийся поток. И быть бы несчастью, но по молитве Архипа появившийся чудесным образом Архангел Михаил ударом жезла рассёк скалу, и вся вода ушла в образовавшуюся расщелину. Православная церковь ежегодно отмечает день памяти об этом событии 19 сентября.

В другой легенде говорится о том, что во время страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Риме в конце VI века, жители города были спасены от гибели лишь после того, как на вершине мавзолея императора Адриана появилась фигура Архангела Михаила, вкладывавшего свой меч в ножны. В память об этом на том месте, где появился спаситель города, была установлена его статуя, а сам мавзолей переименован в замок Святого Ангела.

Продолжать перечень подобных легенд можно очень долго. Часть их стала отражением реальных событий, а некоторые явились плодом фантазии раннехристианских и средневековых авторов, желавших таким образом возвысить любимого ими святого.

Почитание Архангела Михаила в Малой Азии и Египте

Его почитание как целителя характерно не только для русского православия. Например, в на территории современной Турции, с давних времён существовало несколько чудотворных источников, связанных с его именем. Они известны со времён Византии, где Архангел Михаил славился как великий целитель. В честь него даже был воздвигнут особый храм, называвшийся Михалионом.

Но особым почётом Архангел Михаил пользовался у египетских коптов. Христиане этой страны посвятили ему самое дорогое, что у них имелось - реку Нил. Они же переняли у Византии традицию устраивать в честь него ежегодные празднества, приурочив их к 12 июня - дню, когда Нил выходил из берегов. Для жителей страны, постоянно иссушаемой солнцем, разлив реки был синонимом жизни, и не удивительно, что они связали его со столь дорогим им именем.

Праздники в честь Архангела Михаила

Святой Архистратиг Михаил - архангел, глубоко почитаемый Русской православной церковью. День празднования его памяти, называемый и прочих небесных сил бесплотных, празднуется 21 ноября. Его установление связано с решением состоявшегося в 360 году Лаодикийского собора, на котором было объявлено ересью учение о том, что ангелы являются не служителями Божьими, а правителями и творцами мира.

В католическом мире этот праздник также отмечается, но датой торжеств является 29 сентября. В этот день многие почитатели святого совершают паломнические поездки в построенный в период Раннего Средневековья монастырь святого Михаила, расположенный на острове Мон-Сен-Мишель, у побережья Нормандии, а также посещают находящуюся в Италии пещерную церковь Монте Гаргано. В прочее же время у католиков принято по окончании мессы читать молитву святому Архангелу Михаилу.

Немного истории

На вопрос о происхождении этого образа, ставшего столь популярным в трёх великих мировых религиях, у исследователей нет однозначного ответа. Принято полагать, что Михаил был известен уже древним халдеям, населявшим в IX веке до нашей эры нижнее течение Евфрата и Тигра. Но поскольку в христианстве он представлен как святой воинствующей церкви, то, очевидно, корни его следует искать в религии древней Персии, где весь пантеон богов делился на представителей света и тьмы, и где они находились в состоянии постоянного противоборства.

Следует заметить, что Архистратиг (Архангел) Михаил пользуется большим почётом в Германии, где его считают покровителем государства. Его культ тесно связан со старинными народными поверьями. По одним из них, он появляется главным образом на горных вершинах, там, где до него обитал языческий бог Один. С древними же поверьями связано и установление дня его памяти - 29 сентября. Когда-то в этот день отмечался праздник завершения уборки урожая.

Оказывал он помощь и в ратном деле. Известно, что, начиная с IX века, изображением Архистратига Михаила украшались все германские боевые знамёна. Согласно легенде, его помощь решила исход битвы при Лехфельде, где немцы противостояли вторгнувшимся в их земли кочевникам-венграм. В народном искусстве Германии даже наблюдается тенденция отождествлять Архангела Михаила с их национальным героем, легендарным победителем дракона Зигфридом.

Архистратиг Божий Михаил вошёл также в целый ряд мистических и оккультных учений. Его имя часто упоминается в текстах как ассоциируемое со Святым Духом, Логосом и Метатроном. В одной из таких книг, известной как "Апокалипсис Баруха", Архангел Михаил представлен хранителем ключей от рая, что в христианской традиции связано с именем апостола Петра.

Сюжеты икон Архангела Михаила

В православии среди наиболее почитаемых святых всегда упоминается и этого защитника Божьей правды и борца с Сатаной, как правило, присутствует в каждом храме. Изображается он держащим в правой руке копье, а в левой особую сферу-зерцало, являющуюся символом предвидения, дарованного ему Богом. Можно видеть и иные сюжетные построения, в которых Михаил Архангел - Архистратиг Божий - представлен попирающим змея. Часто на иконах в левой руке он держит финиковую ветвь, символизирующую победу, а в правой хоругвь с червлёным крестом.

Варианты сюжетов икон, на которых представлен Архистратиг Михаил, небесные силы и сонм святых, весьма разнообразны. Нередко встречаются изображения Страшного суда, где он явлен грозным судьёй, держащим в руках весы. Иногда он - сопроводитель душ усопших на Страшный суд. В целом его иконография столь же обширна, сколь многообразны сюжеты Священного Писания и преданий, в которых фигурирует Архистратиг Михаил. Фото, сделанные с этих икон, представлены в данной статье.

Подводя итог, нужно отметить, что значение Архистратига Михаила в православии заключается прежде всего в его роли предводителя ангельского войска в борьбе со злыми силами, а также вершителя Страшного суда, открывающего двери рая праведникам и низвергающего грешников в ад. Он же и ходатай наш перед Богом, испрашивающий прощения нашим грехам.

21 ноября Православная Церковь празднует день, посвященный небесному воинству - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Этот праздник, хоть и не входящий в число двунадесятых, тем не менее, имеет большое значение для Церкви, а корнями уходит в глубокую древность.

Он появился в IV веке, и его установление связывается с решением Поместного Ладиокийского собора (около 363 года н.э.), где была осуждена ересь поклонения ангелам и прочим небесным чинам как творцам и повелителям вселенной.

Но, отвергнув мысль о власти ангелов над миром, Церковь провозгласила православное понимание их как служителей Божьих и установила им празднование.

По старому стилю, день праздника приходится на 8 ноября. Почему? В этом есть определенный символизм: ноябрь - девятый месяц от начала года (который прежде считался от марта), что соответствует число ангельских чинов, а восьмой день месяца - намек на восьмой день творения, когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним».

Небесная иерархия

Существует предание Церкви, отраженное у Псевдо-Дионисия Ареопагита опирается на упоминания ангельских чинов в Посланиях св. ап. Павла и других текстах Писания. Согласно ему, небесные силы делятся на три иерархии, каждую из которых в свою очередь составляют три чина. В первую, высшую, иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы - пламенеющие, огненные - величайшие из духов, горящие любовью к Богу и зажигающие ею других. Херувимы - воплощение премудрости Божьей, помощники в подлинном Богопознании. Престолы - служители Божьего правосудия.

Вторую иерархию составляют Господства, Силы и Власти. Господства властвуют над всеми чинами Ангелов, кто находится под ними, а также - над земными властителями. Именно они учат людей владычествовать над своими искушениями и страстями, побеждать их и управлять ими. Силы помогают в духовном укреплении, несут людям чудеса и дар чудотворения для Божьих избранников. Власти стоят на страже перед ухищрениями и нападениями дьявола и помогают борющимся с ними отвергать его нападки.

В третью иерархию входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала правят вселенной (не самовольно, как учили еретики, и не как творцы, а как наместники Божьи) и учат земные власти править не ради себя, а для Бога и для людей. Архангелы - открывают волю Божью. Ближе всего к нам Ангелы - наши наставники к праведной жизни, хранители и помощники в исполнении заповедей Господних.

Почему Архангел выше серафимов?

Если чинов целых девять, а Архангелы находятся в третьей иерархии, то почему же праздник называется Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных? Почему именно Архангел Михаил вознесен над прочими чинами?


Архангел Михаил, фреска собора Святой Софии в Киеве, XI в.

Для Господа не существует утвержденных иерархий. Именно Архангел Михаил поставлен Им над всеми девятью ангельскими чинами. Как повествует предание, именно Михаил, чье имя в переводе означает «кто как Бог?», в начале времен, когда сатана взбунтовался против Господа, воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" и сокрушил отступника. С тех пор Михаил не просто Архангел - он Архистратиг, предводитель всего ангельского воинства.

Об Архангеле Михаиле повествует как Ветхий, так и Новый завет. Он хранит наш мир от первого дня и будет хранить до самого последнего: как вначале времен Архистратиг сражался с отступником Денницей, так и в конце сразится с Драконом-дьяволом и победит его. А Писание позволяет проследить, как имя славного Архангела появляется в ключевые моменты библейской истории.

Христиане веруют, что именно Михаил был тем архангелом, которого Бог поставил стеречь райские врата после изгнания людей, хотя на это нет прямых указаний в Писании. Однако, эта традиция нашла свое отражение в иконографии: нимб архангела Михаила нередко состоит из растительного орнамента, что намекает на его место у райского сада.

Князь народа Израильского…

Архангел Михаил стал хранителем народа Израилева при выходе его из Египта. Он шел перед ними во время их пути в Землю Обетованную - ночью в виде огненного столпа, днем - в виде облачного. Через архангела Михаила явилась сила и воля Божья, погубившая фараона и его воинов, мчавшихся за израильтянами.

Архангел Михаил явился Иисусу Навину перед взятием Иерихона: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15).

Архангел Михаил спас трех отроков из пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

Михаил всячески помогал своим собратьям, как сказано в книге пророка Даниила. К пророку явился архангел Гавриил и рассказал, как тяжек был его путь: «… князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских… Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего».

Пророк Даниил узнал и записал также волю Божью об участии архангела Михаила в последней Битве: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге

Архангел Михаил спорил с дьяволом о теле пророка Моисея. По воле Божьей оно должно было остаться скрытым от его народа, дабы тот не устроил себе «культа Моисея» и, при склонности ветхозаветных израильтян к отпадению от Единого Бога, не превратил останки пророка в предмет языческого поклонения. Дьявол же, конечно, весьма хотел, чтобы случилось именно так, но на его пути встал Михаил.

Это место из Писания свидетельствует не только о вечном прямом противостоянии Архистратига и Падшего, но и о удивительном смирении Михаила: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Наделенный величайшей силой, которая только была, есть и будет у тварных созданий, Михаил тем не менее всецело уповает лишь на Божью волю и Его запрет. Интересно, что этот текст известен нам уже из новозаветного Послания апостола Иуды, хотя корнями восходит к иудейскому апокрифу об успении Моисея.

Последняя битва

А самое, пожалуй, известное свидетельство об Архангеле-Архистратиге содержится в Откровении святого Иоанна Богослова. Это слова об участии Михаила в битве Судного дня. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале).

Помимо Писания, Михаил занимает немало места и в христианском Предании. Так, именно архангелу Михаилу «вручена» труба Страшного Суда, которая должна своим звуком поднять из гробов и могил всех усопших от начала времен.

Архангел Михаил в апокрифах

Согласно некоторым христианским апокрифам, таким, например, как неканоническое Евангелие от Никодима, в котором содержится рассказ о схождении Христа в ад, гласит, что именно Михаилу были препоручены души праведников, ждавших спасения.
Феофан Грек. Архангел Михаил. Фреска в куполе церкви Спаса Преображения. XIV в. Новгород Великий.

Именно Архистратиг, согласно другому апокрифу, «Откровению Павла», омывает души праведных перед тем, как им войти в Новый Иерусалим.

А в известном произведении «Хождение Богородицы по мукам» именно архангел Михаил сопутствует Деве Марии в Ее скорбном пути по аду, рассказывает Ей о грешниках и объясняет, чем заслужено то или иное наказание.

Спаситель Рима от чумы и покровитель Нила

К архистратигу Михаилу прибегают с молитвой и как к целителю - ведь кто, как не он, может отогнать мучающего злого духа? Во временя Византии Михаил чтился именно как целитель.

Целителем явился Архангел при одном из самых известных своих чудес: в 590 году Рим косила чума, и свт. Григорий Двоеслов, папа римский, провел торжественное шествие-молебен об избавлении города от бедствия. Тогда явился архангел Михаил, и папа увидел, как Архистратиг вкладывает меч в ножны. С того дня чума пошла на убыль.

Замок Святого Ангела в Риме

Интересно, что христиане копты посвятили Архангелу Михаилу Нил, и 12 июня, в день разлива реки, празднуют и благодарят за это Архистратига.

На Руси Архангел Михаил известен чудом спасения Новгорода Великого от Батыя в 1239 году. Согласно Волоколамскому патерику, Господь и Пречистая Дева послали Архангела, чтобы тот заслонил путь хану. Батый сам свидетельствовал об этом, увидев в Киеве фреску с изображением Архангела: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

Михаил в Писании и Предании известен более других ангельских сил, за исключением, пожалуй, Архангела Гавриила - вестника Божьего. Но не стоит забывать, что Михаил сражается не в одиночку и сегодняшний праздник посвящен не ему одному, но всему небесному воинству. Целый сонм Ангелов, Архангелов, Начал, Сил, Властей, Престолов, Господств, Херувимов и Серафимов сражается за наши души и всегда готовы молить за нас перед Богом и противостоять дьяволу.

Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.
Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка “архи ” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил - на еврейском значит “Кто, как Бог”.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил , Уриил , Салафиил , Иегудиил и Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: “Я - Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил .

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле , как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

Архангел Михаил является самым почитаемым ангелом не только в христианстве, но и в иудаизме, и в исламе. Именно он является главой Святого воинства ангелов и архангелов, из-за этого его именуют архистратигом . Обратившись с молитвой к Святому Михаилу можно вооружиться поддержкой могущественного заступника.

В статье:

Архангел Михаил в разных религиях

Фигура Архангела Михаила известная и почитаемая во всем мире. С ангелом связано немало историй и легенд. В иудаизме Михаил считается предводителем Света, который управляет всем войском Господним и ведет его бороться с армией сил Тьмы, которая возглавляется .

Изображение Архангела Михаила на иконе 14 столетия, Византийский музей, Афины.

Михаил один из четырех главных ангелов (среди них еще есть Габриэль , и ), которые находятся перед престолом Господним и охраняют все стороны света.

В исламе - ангел самой высокой категории, находящийся на седьмом небе. О нем говорят как о посланнике, который наполняет сердца людей добротой и дарует им благодать, способен повелевать облаками.

В христианстве верят, что Михаил - предводитель . Ангел следит, чтобы все соблюдали Божий закон, борется с Тьмой. Кроме этого, Архангел должен присутствовать на Страшном суде - он является защитником душ всех усопших верующих.

Приверженцы христианства уверены, что провоцируют различные недуги чары темных сил. А так как Михаил борется с темными силами, то к нему стоит обращаться, прося о выздоровлении. В Малой Азии есть немало лечебных волшебных источников, которые посвящены ангелу.

Михаил, вооружившись мечом, охраняет врата рая. На это указывают некоторые православные изображения, на которых нимб святого состоит из растительного орнамента, а также сборник чудес Архангела Михаила дошедший до нас из средневековья.

День Архангела Михаила , заступника всех людей, православной церковью отмечается 21 ноября. Существует еще важная дата - 19 сентября (в это день вспоминается чудо в Хонех ). Католической церковью день Святого Михаила принято отмечать 29 сентября.

Чудеса Архангела Михаила

Святой Михаил был настоящим чудотворцем, помог множеству молящих, спасал честных верующих от недругов, давал шанс всем, кто отвернулся от Бога, снова стать на путь истинный. Известно множество разнообразных историй, которые связаны со святым. Среди них есть несколько наиболее известных, которые стоит знать каждому.

Чудо в Хонех

Икона: Чудо Архангела Михаила в Хонех

Во Фригии, если верить древней истории, располагалась церковь, в которую люди приходили помолиться и пообщаться со святым. Ее построил один из горожан. Причиной этому было удивительное выздоровление его дочки благодаря Архангелу. На протяжении многих лет здесь был пономарем Архипп Херотопский.

Многобожцы питали к пономарю ненависть, агрессию. Поэтому задумали стереть с лица земли церковь и уничтожить Архиппа. Враги решили объединить в одно русло две горные реки и направить его к святилищу.

Архипп не ведал, от кого ждать помощи. Как честный верующий, он начал искать поддержки у Господа и Архангела Михаила. Во время молитвы святой появился рядом с пономарем, ударил своим жезлом по холму, после чего в нем образовалась расщелина. Поток устремился в нее, и в результате святилище не пострадало.

Чума в Риме

Чума в Ашоде (Николас Поуссон, 1630)

В 590 году Рим был охвачен чумой. Многие люди гибли, и, казалось, эпидемию остановить невозможно. Папа Георгий Великий молился, прося Господа избавить простых людей от верной гибели.

Во время молитвы он узрел образ ангела, который, глядя на него, прятал свой меч в ножны. Легенда гласит, что именно после этого события чума прекратилась.

Спасение Сипонта

Церковь Монте-Сант-Анджело в пещере Михаила горы Гаргано

В 630 году город Сипонт был охвачен язычниками. Местный епископ усердно молился Господу, прося защитить мирных граждан от кровавых распрей. В процессе молитвы он увидел Михаила. Архангел пообещал верующим изгнать обидчиков. Если верить легенде, то образ ангела поразил язычников и те приняли истинную веру. В память о случившемся горожане хотели соорудить церковь во славу святого.

Однако, придя снова к епископу, Архангел отказался от этой почести, сказав, что место для церкви он уже себе выбрал. На том месте, неподалеку от стен городка, в пещере была сделана маленькая церквушка. Вскоре оказалось, что в ней находился волшебный источник, который помогал избавляться от любых болезней.

Грешница, ставшая святой

В далекие времен, когда еще правил Троян, жила прекрасная, красивая девушка - Евдокия. Однако не соблюдала она целомудрия, пользовалась красотой своей, было у нее много поклонников, и в скором времени она очень разбогатела. Однажды услышала она, как люди обсуждали Страшный Суд, говорили о муках людей и вознесении.

На следующее утро женщина позвала к себе священника и стала расспрашивать у него о вере. Все следующее 7 дней Евдокия просидела у себя в доме, неустанно молясь и плача. Лишь на седьмой день явился к ней Архангел Михаил, который поведал о Великой радости и покаянии грешников. С того момента Евдокия решила стать верующей и провела дни свои, упорно молясь Господу.

Спасение отрока близ Афонской горы Грешница ставшая святой

Спасение отрока близ афонской горы

Михаил пришел на помощь молодому парню, которого пытались убить бандиты за то, что он обнаружил спрятанные неподалеку от горы Афон драгоценности.

Люди не забыли этого чудесного события и возвели церквушку в честь спасителя, а все отысканные сокровища пошли на ее убранство.

Чудо в Новгороде

Архангела Михаил,попирающий сатану (Симон Ушаков, 1676г)

В летописи указано, что в 1239 году Батый пошёл на Новгород. Однако Богородица и Бог помешали хану осуществить его планы.

А когда же Батый обнаружил в Киеве фреску, на которой был изображен Архангел, его ужасу не было предела. Хан сказал, что это ангел помешал ему взять Великий Новгород.

Архангел Михаил и Жанна д’Арк

Явление архангела Михаила Жанне Д’Арк, Эжен Тирион, 1876

Легенды, связанные с такой исторической личностью, как Жанна Д’Арк, известны наверное каждому. Люди верят, что у нее были могущественные помощники и заступники, такие как Екатерина Александрийская, Маргарита Антиохийская и Архангел Михаил.

Именно ангел дал Жанне ответственное задание (возвести на трон Карла VII в Реймсе) и поддерживал ее в этом деле.

Молитва архангелу Михаилу на каждый день

Использовать славословие можно на протяжении дня, но лучше обращаться с мольбой утром, на рассвете. Если человек чувствует, что над ним зависла угроза или на душе неспокойно, пусть обратится за помощью к своему заступнику.

О святый Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоей защиты и милосердия, убереги нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых недругов, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Люцифер и Михаил

Архангел Михаил повергает Люцифера, Francesco Maffei

Борьба с Люцифером - символичный момент, так как соединяет в себе аспекты культа Архангела Михаила. Логично что святой (раз его возвели в ранг командира войска Господнего) должен быть победителем Сатаны и всей Тьмы, которая существует в нашем мире. Именно такого освободителя в нем увидели люди.

Мало кто знает, что молясь Архангелу Михаилу мы можем избавить наших близких и родных от геенны огненной. Считается, что Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геенну огненную, которая в это время гаснет. И молясь в ночь под праздник Архангела Михаила 19 сентября и 21 ноября, мы просим за наших усопших о спасении и даровании жизни вечной.

Почитание святых Ангелов уходит своими корнями в ветхозаветную Церковь. Пророк Моисей, получивший от Бога Нравственный Закон - знаменитые 10 Заповедей, принял от Него и повеление поставить во Святая Святых первого походного храма - скинии золотые изображения Херувимов (Исх 37:7-9). Впервые о чинах Ангельских поведал апостол Павел своему ученику, которого он из язычников обратил ко Христу во время проповеди в Ареопаге (верховном суде) Афин. Имя этого ученика - Дионисий Ареопагит, всё слышанное от Павла он изложил в сочинении «О Небесной иерархии».
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения.

Архистратиг Михаил поставлен над всеми девятью чинами так как именно Он низверг с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.

Святой Архангел Михаил мучит душу богатого. Стена от притвора церкви «Рождество Богородицы» в монастыре Святого Иоанна Рыльского

Чудо Архистратига Михаила

Проповедь, произнесенная Тимофеем, патриархом Александрийским, к празднику Чуда Архистратига Михаила 19 сентября, возвещающего великую милость, дарованную от Бога человекам:

«Мир Божий да снизойдет на вас, братья. Расскажу я вам, что случилось со мною, Тимофеем, рабом Иисуса Христа. Однажды я отправился ко Святому Животворящему Кресту и гробу Господню и ко всем святым местам, по которым проходил Господь наш Иисус Христос.

Зашел я в дом святого Прохора, любимого ученика евангелиста Иоанна Богослова. Здесь я нашел книгу, писанную Прохором. В этой чудной книге я прочитал следующее великое утешение Иоанна Богослова.

Когда мы с Ангелом подошли ближе, то я увидел огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников.

«Однажды я шел в сопровождении Ангела Божия, который открывал мне Небесные тайны о людях. И вот я услышал шум, подобный шуму многих вод, падающих с большой высоты. Когда мы с Ангелом подошли ближе, то я увидел огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников. Я спросил моего проводника, и он объяснил мне, что это за лютая бездна. Мы увидели огромное пламя, исходящее из этой преисподней - с облаком огромного дыма над ней.

Пламя бурлило и с шумом поднималось на 300 метров в высоту. Мерзкие черви, величиной с гадюку, ползали по телам грешников в этом озере-бездне.

О, Иоанне, друже Божий, мучение, которое мы видели сейчас, страшнее всех казней. Это огненное озеро может вместить в себя - весь мир. Глубина его безконечна: черви-змеи, которые грызут тела грешников, заставляют их подниматься вверх. Иоанн горько заплакал о гибели человеческих душ. «Не плачь, Иоанне, друже Божий, не плачь, скоро ты увидишь великую радость - великое благоволение к Архистратигу Божию Михаилу у Господа».

В это время я увидел в чудной красоте самого Архистратига Михаила, который в прекрасной ладье из Херувимов и Серафимов в сопровождении множества Ангелов, святых, пророков и мучеников, приближался к огненному озеру.

Все они были облечены красотой неописано. Скоро Ангелы приблизились к грешникам, преданным на казнь. Тотчас же огонь погас, бездна перестала дымиться, омерзительные животные исчезли. Когда все утихло, Архангел Михаил погрузил свое белоснежное крыло в озеро - вывел множество человеческих душ и перенес их на берег. Потом опустил то же правое крыло во второй раз - и вывел из озера еще больше душ, чем в первый раз. Тогда Херувимы и Серафимы простерлись ниц перед ним и стали просить его погрузить крыло - в третий раз. Архистратиг Михаил устремил свой благой молящий взор ко Господу, вознес горячие сердечные молитвы о спасении страдающих за свои грехи.

Потом снова погрузил в озеро белоснежное крыло и вывел безчисленное множество - новых душ.

Архангел Михаил, спорящий за душу с дьяволом. Музей искусств Каталонии. Барселона. Испания. ок. 1200г.

Тогда Ангелы и святые, с великой радостью приняв эти души, омыли их водою Благодати, умастили их благоуханием радости и поставили перед лицем Божиим. В тот час из завесы Господней исшел глас: «Предстательством Архангела Михаила и Матери Моей, Пресвятой Девы, и всех Моих Ангелов и избранных, исполнивших на земле волю Отца Моего - введи эти души в Рай блаженства, Вечности и покоя. Аминь». При этом страшном и святом деянии святой Иоанн подивился состраданию Михаила Архангела.

21 ноября

Священное Предание доносит до нас историю о том, что прежде видимого мира, Бог сотворил мир невидимый, ангельский. Но один Ангел Люцифер, что значит «Светоносный», возгордился и пожелал стать равным Богу. Он восстал против Творца и увлек за собой часть ангелов. Тогда один из Архангелов - Михаил, чье имя означает «Кто как Бог?», т.е. «Кто может быть равен Богу?» возглавил Ангельское воинство против падших духов и изгнал Люцифера - главного богоотступника. С тех пор Люцифер именуется Сатаной (что значит «противящийся») или Диаволом («клеветником»), падшие духи - «бесами», а Архангел Михаил почитается как главный борец с силами зла.

Ангел сказал: «Когда Господь наш Иисус Христос восстал из гроба, именно Михаил Архангел отвалил камень и принес благую весть женам-мироносицам. Он удержал сатану в геене и отнял все, что у него было. Бог даровал Архангелу Михаилу великую силу и власть спасать тех, кто пребывает в муках.

Господь наименовал ему чины небесных сил безплотных и позволяет ему ежегодно 19 сентября и 21 ноября в сопровождении Ангелов и святых приближаться к душам, осужденным на мучения.

Архангел Михаил помогает спастись тем, кто совершил милостыни во имя его, а также во имя мучеников и святых. Он навсегда освобождает от казни тех, за кого приносятся жертвы и молитвы. Архангел Михаил не перестает творить Божию милость каждый год 6/19 сентября и в свой день 8/21 ноября - что будет продолжаться до скончания времен. В святые его праздники все Ангелы собираются вокруг Архангела Михаила у завесы Божией. Потом он отвел меня на гору Елеонскую, а затем оставил меня, взлетев на Небо. Я много удивился и прославил Бога и Архангела Михаила».

Этот рассказ найден мною в доме Прохора, ученика Иоанна Богослова.

Молитва святому Михаилу Архангелу

Господи Боже Великий Царю, Безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях - тихое пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящагося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.

О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя рек), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших…) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи.

Кто читает сию молитву каждодневно, не прикасается к нему ни диавол, ни злой человек, и лестию не соблазнится сердце его, и ада преисподняго избавится.