Конспект урока «Безударные гласные в корне слова. Конспект урока на тему "правописание безударной гласной в корне слова"

Тема

Правописание безударных гласных в корне

Цель

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной в корне слова.

Задачи

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о безударных гласных в корне, развивать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне.

Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух орфограммы, устную речь, внимание, мышление; развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать.

Воспитательная : воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.

Здоровьесберегающая : обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.

Планируемый результат

Предметные: создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные в корне , решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные:

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; умения самостоятельно формулировать выводы ; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в группах.

Основные понятия

Безударные гласные, безударные гласные – проверяемые и непроверяемые, проверочные слова, проверяемые слова.

Ресурсы

Интерактивная доска SMART (программное обеспечение SMART Notebook 11), презентация для интерактивной доски, проектор, интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося, персональные компьютеры для учащихся (4 шт.) для работы на сайте . , документ – камера MimioView, тест для учащихся, созданный в программе easyQuizzy , толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки с заданиями.

Межпредметные связи

Работа с информационными источниками

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: закрепление и обобщение

УМК: Школа 2100

Учитель: Пакшина Л. А

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, что вы будете активными… Жду от вас красивых ответов.

Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы и у нас все получится.

Сложите слово из слогов на доске. (слайд 2 ) Интерактивная доска SMART

ФИ ЛО ЛОГ

Кто такой филолог?

Прочитаем: Филолог – специалист по филологии.

Какой возникает вопрос?

Значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение слов. У меня есть известный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Слайд 3.

Посмотрим при помощи документ – камеры значение слова «филология» прямо из словаря.

Документ – камера MimioView

Если определение слова вам трудно понять, то, если взять знакомые слова «язык» и «литература», станет ясно, что филология – наука о языках и литературе.

А вы изучаете языки? Какие? Слайд 4. (русский, английский и коми), значит вы тоже немного филологи. Продолжим изучать русский язык.

Обучающиеся улыбаются друг другу.

ФИЛОЛОГ

Высказывания учащихся.

А что такое филология?

Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Русский, английский и коми языки.

Личностные: интерес к познанию русского языка, формирование положительного отношения к процессу познания .

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные: Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

II этап.

Актуализация знаний.

Определение темы, целей урока.

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе, создать условия для формирования умения находить безударный гласный в корне слова.

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (слайд 5 ) Интерактивная доска SMART

Проверка у доски. Что можете сказать об этих словах? Какая орфограмма во всех этих словах?

Какое слово лишнее и почему? Подберите проверочное слово.

Интерактивная доска SMART

«Мозговой штурм».

Слайд 6

1. В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово , …

1) чтобы на согласный падало ударение.

2) чтобы после согласного стоял гласный.

3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].

4) чтобы на гласный падало ударение.

Слайд 7

2. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:

1) ковёр

2) шалун

3) волна

4) свисток

Слайд 8

3. В каком ряду в слове безударную гласную можно проверить:

1) тарелка

2) пальто

3) улица

4) часовой

Слайд 9

4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:

1) весло – вёсла

2) чистый – чистота

3) шалун – шалость

4) гроза – грозный

Слайд 10

5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:

1) положить

2) гороховый

3) переделать

4) заколосится

Кто сможет сформулировать тему урока?

А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Воспользуйтесь словами подсказками на доске. Слайд 11

Интерактивная доска SMART

Как проверить безударную гласную? Расставьте части алгоритма по - порядку. Слайд 12 Интерактивная доска SMART

Учащиеся работают со словами на доске:

в.тер ч.тверг
п.года уж.н

обл.ко м..ря

Учащиеся вписывают пропущенные буквы.

Непроверяемая безударная гласная в корне.

В слове «моря» проверяемая безударная гласная в корне.

Лишнее слово «моря». Проверочное слово «море».

Чтобы на гласный падало ударение.

- волна

- часовой

Чистый – чистота

- заколосится

Правописание безударных гласных в корне.

1.Учиться видеть и слышать орфограммы в корне слова.

2. Применять правило.

3. Подбирать проверочные слова

Учащиеся складывают алгоритм на доске, передвигая части алгоритма.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова.

Обозначь орфограмму.

Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы; развитие умения совместно с учителем определять тему и цели урока.

Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию.

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию.

Закрепление и применение знаний . Цель: уметь применять полученные знания на практике

Работаем с презентацией. Слайд 13 Интерактивная доска SMART

1. - Подберите проверочные слова, соедините проверочные и проверяемые слова. Обозначьте орфограмму.

.. - стр..ла

.. - к..л..сок

.. - б..р..да

.. - з..л..той

.. - в..шнёвый

.. - з..л..неть

.. - м..довый

Мёд,вишня, зелень, зелёный, бороды, бородка, колос, колосья, стрелы, золото, позолота, медовик, вишенка, вишнёвая, зеленеют, бородатый, колосится, стрелок, золотая.

Какие слова лишние и почему?

2. - Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Слайд 14 Интерактивная доска SMART

1 вариант . С.лить; к.рмить; б.льной; д.лёкий; м.лчун; в.рить.

2 вариант. Св.тить; п.сьмо; пч.ла; уд.влять; з.рно; пл.сать.

Слайд 15. Самопроверка с доски. Оцените свою работу.

Всё ли верно выполнили? Где были допущены ошибки?

3. - Всегда ли, чтобы правильно написать букву безударной гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово?

Послушайте 2 текста.

«После школы я люблю поиграть и поласкать котёнка,» - сказала Дина. «А разве котят полощут?» -удивилась Света.

Мама пошла полоскать белье на речке. Я решила помочь ей.

Какие два слова с безударной гласной в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся? Какие проверочные слова можно подобрать? Какой вывод можно сделать?

Слайд 16. Интерактивная доска SMART

Работа в группе. Вспомните правила работы в группе.

Каждой группе даны предложения. В некоторых словах пропущены буквы. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить написание буквы и значение слова. Для проверки воспользуйтесь толковым словарём на сайте грамота. ру .

1 группа

Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв..вает ,
А на крыше мой флажок
Разв..вает ветерок.

2 группа

К старости наш дедушка очень пос..дел .
Он в саду на брёвнышко сел и
пос..дел.

3 группа

Зап…вать лекарство – зап…вать песню

4 группа

У Толи братишка пломбир весь сл..зал,

Пока тот с друзьями с забора сл..зал.

- Проверка. Представитель каждой группы объясняет написание слов. Работу группы можно увидеть на экране при помощи документ – камеры. Документ – камера MimioView

Посмотрите, как можно проиллюстрировать слова, которые вы проверяли. Слайды 17-20. Интерактивная доска SMART

4. - Проверочная работа на RayBook , тест «Безударные гласные». Выберите правильный ответ. Интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося

Тест.

Какую букву надо вставить в слова?

1.Л..сёнок е и я

2.Кр..чать и е

3. Прош..гать о а

4. Покр..снели о а

5. Пот..мнело и е

Какую отметку получили за тест? Почему? Какие ошибки допустили?

Учащиеся выходят к доске и подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.

Учащиеся работают самостоятельно.

Проверяют и оценивают свою работу. Исправляют допущенные ошибки.

Учащиеся слушают тексты, определяют на слух одинаковые по звучанию слова. Подбирают проверочные слова, учитывая лексическое значение слова.

Вспоминают правила работы в группе.

Работа в группах. Учащиеся работают с заданием, пользуясь сайтом . на персональных компьютерах для учащихся

Представитель от группы объясняет выполнение работы. Все видят работу на экране.

Самостоятельно выполняют тест «Безударные гласные» в программе easyQuizz , получают отметку за работу.

Устно исправляют допущенные ошибки.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы ; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; освоение доступных способов изучения с получением информации из информационных источников;

Познавательные: умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления; умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; формирование умения работать с ИКТ;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Слайд 22. Интерактивная доска SMART

Какие цели ставили в начале урока?

Удалось ли выполнить поставленные цели?

Что нового узнали на уроке?

Как оцениваете свою работу?

Слайд 23. Интерактивная доска SMART

Я хочу закончить урок стихотворением.

Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

Подводят итоги урока.

Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: на основе результатов решения речевых задач делать выводы

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Здоровьесберегающая пауза

Цель: снять утомление мышц туловища, мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.

Здоровьесберегающая пауза, как этап урока в конспекте не прослеживается, так как выражена в виде смены динамических поз учащихся в течение всего урока.

Ссылка на видеозапись урока: https :// youtu . be / d 0 ACTmpUjk (На уроке присутствовали 11 учащихся, так как 20 ноября был актированный день)

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА

(закрепление)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции;

    уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    осуществление межпредметных связей;

    активизация познавательной деятельности учащихся;

    развитие орфографической зоркости;

    развитие операций мышления, памяти, внимания, воображения, речи;

    создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма;

    воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня на уроке мы проведем игру “Что? Где? Когда?”

Как называются участники этой игры?

ДЕТИ:

– Знатоки.

УЧИТЕЛЬ:

Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали сказочные персонажи. (Появляется пособие с изображением Дюймовочки, Кота в сапогах, Айболита, Буратино, Чебурашки, Красной шапочки.)

Давайте вспомним из каких сказок эти герои и кто автор.

ДЕТИ отвечают.

2. Постановка проблемы

УЧИТЕЛЬ:

Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Первое задание от Чебурашки.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти.

Собрались ребята вечером.

“– Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт.”

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был длинный деревянный меч.

Ребята расстроились,что в футбол поиграть не удастся.

Почему так получилось?

ДЕТИ:

Дима допустил ошибку в своей записке.

УЧИТЕЛЬ:

Какое правило не знал Дима?

ДЕТИ:

Правило о правописании безударных гласных в корне слова.

(Повторяется правило о правописании безударных гласных, проверяемых ударением. Учитель обращает внимание детей на плакат.)

УЧИТЕЛЬ:

Помогите Диме исправить его ошибку.

ДЕТИ:

Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет в сильной позиции,т.е. под ударением: с мячом – мяч, мячик.

УЧИТЕЛЬ:

Все ли гласные в слабой позиции требуют проверки?

ДЕТИ:

Только 5 гласных: а, о, и, е, я.

УЧИТЕЛЬ:

Испытание вы выдержали достойно. 1-0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло.)

3. Актуализация знаний

На столе разложены конверты с заданиями. Приглашается ученик, который выбирает любой конверт.

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 2. Задание от Буратино.

Следует установить соответствие. Приглашается 1 участник из команды знатоков.

стр-на и

м-сты е

п-сьмо а

з-мля я

п-тно о

УЧИТЕЛЬ:

Проверяем. Докажите, что задание выполнено верно.

(КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО. Дети называют проверочные слова к данным, записывают в тетрадях, выделяют в словах корень.)

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы! Счёт 2–0 в пользу Знатоков.

(1 из учеников выбирает следующий конверт.)

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 3. Это письмо вам прислала Красная шапочка. Даны слова: (запись на доске)

ст-лица, ст-рожка, р-бота, т-традь, с-довник, сн-говик

Задание: определить закономерность и записать слова в 2 столбика.

(2 учащихся выполняют задание на индивидуальных досках.)

Проверка.

ДЕТИ:

В 1-й столбик мы выписали слова с безударной гласной, проверяемой ударением (доказывают).

Во 2-м столбике слова, правописание которых надо запомнить, безударную гласную нельзя поставить в сильную позицию.

Дополнительное задание: придумать и записать предложение с любым словом из 2-го столбика.

УЧИТЕЛЬ:

Счёт 3–0 в пользу Знатоков!

4. Физкультминутка

УЧИТЕЛЬ:

За такой ударный труд вы заслужили музыкальную паузу.

(Включается аудиозапись. Дети танцуют под музыку.)

5. Упражнение в подборе проверочного слова через ряд родственных слов

УЧИТЕЛЬ:

Выбираем следующее письмо. Оно от Айболита.

ВНИМАНИЕ! Чёрный ящик!

Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.

ДЕТИ:

– Это часы.

УЧИТЕЛЬ:

Проверим. (Достаёт из ящика часы.) Какие это часы?

ДЕТИ:

– Механические.

УЧИТЕЛЬ:

А какие ещё бывают часы?

ДЕТИ:

Электронные, песочные…

УЧИТЕЛЬ:

4–0 в пользу Знатоков!

Какая орфограмма в слове “часы”?

ДЕТИ:

Безударная гласная, проверяемая ударением.

УЧИТЕЛЬ:

Запишите отгаданное слово и ряд родственных слов.

ДЕТИ записывают: часы, часовой, часовщик, часик.

УЧИТЕЛЬ:

Подчеркните слово, которое будет проверочным для всех остальных?

ДЕТИ:

Часик, т.к. гласная в сильной позиции.

УЧИТЕЛЬ:

Почему вы не записали слово “час”?

ДЕТИ:

В ряд родственных слов его записать нельзя, т.к. это форма того же слова.

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 5.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

Это послание от кота в сапогах.

(На партах приготовлены карточки с текстом.)

Что надо сделать, чтобы выполнить задание?

ДЕТИ:

Надо исправить ошибки.

6. Самостоятельная работа. (по вариантам)

(2 ученика составляют схемы предложений для проверки с/р.)

1 вариант: Настала осинь. На диревьях пожилтели лесточки. Часто идут халодные дажди.

2 вариант: Дятел – лисной доктор. Он лечит бальные диревья. Под карой много вредных насекомых.

Взаимопроверка.

На доске:

1 вариант:

2 вариант:

УЧИТЕЛЬ:

Счёт 5–0 в пользу Знатоков.

Последний раунд.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

Дюймовочка хочет проверить ваше внимание. Приготовили сигнальные карточки.

Я называю слова, вы показываете карточку с гласной, требующей проверки. Озеро, моряк, больница, ряды, варенье, грибники, звонок, цветник, мясник.

7. Итоги урока

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 6–0 победила команда Знатоков!

Знание какого правила вам помогло одержать победу?

ДЕТИ:

Правила о правописании безударных гласных в корне слова.

УЧИТЕЛЬ:

Как пишется гласная в корне родственных слов?

ДЕТИ:

– Одинаково.

УЧИТЕЛЬ:

Давайте вспомним весёлый стишок про безударную гласную.

ДЕТИ (хором):

Если в слове безударная вызвала сомнение,

Ты её немедленно поставь под ударение!

УЧИТЕЛЬ:

Но не всегда мы можем поставить гласную под ударение, есть в русском языке много слов с непроверяемой безударной гласной, написание таких слов надо запомнить.

Все наши ученики награждаются медалями с изображением мудрой Совы.

Наиболее активные участники команды получают по 5 баллов в журнал.

8. Домашнее задание

Класс : 5

Тема: «Безударные гласные в корне слова».

Цели: Личностные :

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.
  • Осознание практической важности данного правила.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные:

  • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные:

  • Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Ход урока

1.Орг. момент

Создание ситуации для психологического настроя.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Ребята, обратите внимание на доску

Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»

Итак, прочитайте рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?

Вспомните, что такое орфограмма.

Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?

Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.

Какую цель мы поставим перед собой?

Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? (поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).

Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.

2.Изучение нового материала

Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

1. Лингвистическая задача «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Снегирь – в словарь

2.Кейсовый метод. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп...шу в кино, сп...шу упражнение, св...ла гнездо, св...ла в

школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.

При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.

  1. «Четвертое лишнее»:
    Менять, сменить, заменить, мина.
    Волны, волнистый, вол, волноваться.
    Изба, избаловать, избушка, избенка.
    Давка, давить, давно, придавить.
    Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.
    Физкультминутка .

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
    Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.

3.Закрепление изученного материала

Если безударные гласные в корне:

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.

4.Итог урока

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

5.Оценивание

6.Домашнее задание

Базовый: упр.63 (пункт 1)

Повышенный: упр.63 (пункт 1,2,3)


Чубурова Кристина
Конспект урока «Безударные гласные в корне слова»

Здравствуйте, меня зовут Ксения Павловна. Я рада вас видеть. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить знания и узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

У вас на столах лежат оценочные листы, в течение урока мы будем оценивать свою деятельность на уроке .

Давайте вспомним, из каких значимых частей состоят слова ? (корень, суффикс, приставка.) А что самое главное в слове ? (корень) .

Ребята, а теперь давайте вспомним какие бывают гласные ? (ударные/безударные ) .

(1 слайд) Давайте подберем однокоренные слова слову - грОза ) грозы. Прежде чем поставить пропущенную букву, давайте составим алгоритм наших действий. Что же мы сделаем в первую очередь? - прочитаем слово , а следующее действие? - поставим ударение. Хорошо, а что дальше? - выделим корень. А еще? - подчеркнем безударную гласную . И последнее? - подберем однокоренное слово , чтобы безударная была под ударением .

Какую букву пропустили в этом слове ? Букву О

Послушайте внимательно стихотворение, и постарайтесь определить тему урока :

(2 слайд)

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

(3 слайд) Вы, наверное, уже догадались, как будет звучать тема нашего урока . Правильно, сегодня на уроке мы говорим о правописании безударных гласных в корне слова . А что узнаем? узнаем алгоритм и правила проверки . А чему же мы с вами научимся? Находить орфограмму - безударную гласную и подбирать проверочные слова .

(4 слайд) Ребята, я вам предлагаю найти безударную гласную в корне слов , используя алгоритм который мы разработали.

мОря – ставим под ударение моря, выделяем корень мор, подчеркиваем б/гл О, подбираем проверочное слово море .

Молодцы. Давайте сделаем предположение : почему написание безударных букв надо проверять ? (потому что только ударная буква слышится ясно и отчетливо) .

Так Что нужно сделать, чтобы проверить ? (Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова , чтобы безударная стала ударной ).

Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на данном этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились с заданием поставьте плюс в столбике «отлично» «хорошо» «неплохо» .

(5 слайд) Физминутка 12345-678910

А теперь, я предлагаю вам поработать в парах. А кто нам напомнит правила работы в паре? (6 слайд) . Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказываем вежливо . Если не понял переспроси.

Ребята, у вас на карточках надо найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова , и подчеркнуть орфограмму.

З. л…неть, к…р…шок, сп…шить, л…сник.

Хорошо, какие орфограммы вы увидели здесь? А на какие две группы мы можем разбить данные слова ? Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне ) . Как же их проверить? Можно ли сразу две безударных гласных проверить ? Как поступить в этом случае? (проверить двумя словами ) .

(7 слайд) Зеленеть - зелень, зелёный. Какие буквы вы вставите в этом слове ?

Корешок - корень, коренья. Какие буквы вы вставите в этом слове ?

А слово СПЕШИТЬ , как напишете? А как вы догадались?

Лесник? …

Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на этом этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились, поставьте плюс в столбике «отлично» , если были небольшие затруднения в столбике «хорошо» , а если у вас остались вопросы поставьте плюс в столбике «неплохо» .

(8 слайд) Ребята, давайте вспомним, какая была тема урока ? А что мы с вами узнали? Алгоритм и правило проверки слов с безударной гласной в корне слова . А чему мы с вами научились? (находить орфограмму- безударную гласную в корне слова и подбирать проверочные слова ).Справились мы с этой задачей? А где нам это пригодиться? Чтобы грамотно писать

Ребята, если у вас получились все плюсики в первом столбике, вы получаете оценку отлично, если вы ставили плюсики во втором столбике, вы получаете оценку хорошо, ребята, а есть те, кто ставил плюсики в третьем столбике? Нет, таких детей у нас нет.

Вы молодцы, прекрасно все работали на уроке , я горжусь вами. Давайте поаплодируем друг другу! Наш урок закончен .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Изучаем гласные буквы» Подготовка к школе детей 6 – 7лет Изучение гласных букв по БУКВАРЮ Н. С. Жуковой Читаем букву А. 1. Знакомство с буквой (Букварь – Н. С.

Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект образовательной деятельности «Пропавшие гласные звуки» Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы ктоИ что?» Тема: "Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»". Задачи: формировать у обучающихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?.

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»

Цель:

    формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

    уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    развивать орфографическую зоркость;

    развивать внимание, мышление, речь.

Задачи урока:

    предметные: формирование умения видеть орфограмму в корне слова и уметь её проверять; уметь правильно подбирать родственные слова; повторить написание словарных слов.

    метапредметные: уметь подводить орфограмму под понятие правила, строить логические цепочки доказательств, уметь комментировать свои действия.

    личностные: уметь выполнять самооценку своей деятельности; уметь работать в группе и в паре; уметь ставить учебные цели.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Оборудование:

    карточки со словами;

    схема с основными вопросами урока;

    алгоритм проверки безударной гласной;

    листы с корнями для работы в группах;

    сигнальные карточки;

    карточки для самооценки.

Ход урока

I. Организация класса

Итак, друзья, внимание —
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок русского языка.

II. Постановка проблемы урока

Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

Я хочу вам рассказать историю.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Коля принесет”.

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

Проанализируйте, почему так получилось?

Какое правило не знал Дима?

Как правильно записать это слово?

III. Постановка темы и цели урока

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

Исходя из этой проблемы и используя слова-подсказки (мороз, беда, живот), попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.)

Какие цели поставите перед собой? (Научиться узнавать слова с безударной гласной, правильно писать слова с безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова)

В течение урока мы ответим на вопросы:

IV. Чистописание.

Ну, а начнём, как обычно, с чистописания. Буква, которую мы сегодня будем писать, в данной ситуации обозначает гласный звук и мягкость предшествующего согласного звука. (Используем слова-подсказки: мороз, беда, живот) Докажите правильность своего выбора. (Буква е – делает согласный мягким и обозначает гласный звук Э)

Найдите закономерность и продолжите написание:

ера ерб ерв ….

Составьте предложение и запишите: всё, у, сегодня, получится, нас

Сегодня у нас всё получится

V. Словарная работа.

Посмотрите внимательно на слова-помощники и скажите, все ли они относятся к одному правилу? (Мороз – это словарное слово.)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжки вдруг погрызли мышки.”

Узнайте слова, допишите пропущенные буквы.

Во…бей,…лефон, берё…, …етер, …традь,с…бака, …зык.

    7 + — “ 5 ”

    6 + — “ 4 ”

    5 + — “ 3 ”

VI. Актуализация знаний.

Повторение ранее изученного материала.

Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

VI I. Работа над темой урока

Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.

Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм

    Прочитай слово.

    Поставь ударение.

    Выдели корень.

    Определи безударную гласную.

    Подбери проверочное слово.

    Узнайте, какая буква должна стоять в корне. (С комментированием у доски.)

М…ря, тр…ва, р…чной, б…льшой, р…ка, б…жал, гр…бы.

На доске записаны слова.

Работа в парах.

Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.

Проверка.

В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово – полет. Допишите его и подчеркните. Назовите в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)

Почему эти слова являются проверочными? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

Проблемная ситуация.

Послушайте сказку В.Волиной “Чужак” и попробуйте сами найти чужака.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Работа с учебником (стр. 86) – самостоятельно.

Саша об…жал вокруг дома.

Саша об…жал друзей.

(проверочные слова должны быть родственными, имеющими общую часть и близкие по значению )

Работа в группах.

3) Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан “корень”, вам нужно найти его “родственников” и записать. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

— вар-

— звон-

Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

4) Игра “Будь внимательным”.

Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Использование какографии. Самостоятельная работа. Исключение лишнего слова. Выбор обосновать.

5 Найди и исправь ошибку.

Молодцы! Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

Сколько слов он написал правильно? (Одно.)

Какое? (Свистеть.)

Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

VIII. Итог урока

Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

Кто хочет задать первый вопрос?

Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.

Какое умение мы отрабатывали на уроке?

Рефлексия

Самооценка собственной работы на уроке.

У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

Домашнее задание.

— Выберите себе задание по желанию. Карточка № 1 – вставить пропущенные буквы в текст. Карточка № 2 – собрать рассыпавшиеся предложения и составить из них рассказ .