Значение слова несторианство. О несторианстве и халкидонитах Несторианство и основные его заблуждения

НЕСТОРИАНСТВО, одно из 5 основных направлений христианства. Возникло в начале V в. н. э. Основателем является монах Несторий, ставший на короткое время в 428-431 константинопольским патриархом. Вероучение несторианства впитало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском соборе христианской церкви (325) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа.

Основным догматическим отличием несторианства от других ветвей христианства является его учение о том, что Христос не был сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Бог, и что божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга. В связи с таким взглядом, мать Христа - дева Мария считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На III Вселенском (Эфесском) соборе (431) вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а его книги сожжены.

Как и в православии, монофиситстве и католицизме, в несторианстве признаются 7 таинств, однако не все из них идентичны тем, которые приняты 3 указанными направлениями христианства. Таинствами у несториан считаются крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также имеющиеся только у них святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезён апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся в несторианстве таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургию св. Фаддея (апостола из 12) и св. Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах, в отличие от православных, монофиситских и католических, нет икон и статуй.

Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), причём должность эта с 1350 является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде). В 1972 в руководстве несторианской церкви произошёл раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, местопребывание которого в Багдаде. Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

Численность последователей несторианской Ассирийской церкви Востока - около 200 тыс. человек. Несториане расселены в

НЕСТОРИАНСТВО

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Несторианство, христианская ересь.

Возникла в начале V века. Основатель - монах Несторий, ставший на некоторое время в 428 - 431 гг. Константинопольским патриархом.

Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском соборе (в Никее, 325 г.) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа.

Основным догматическим отличием несторианства от православия является умаление божественной природы Иисуса Христа. Христос по нему был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга.

В связи с таким взглядом, мать Христа, считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания.

На III Вселенском соборе (в г. Эфес, в 431 г.) вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а книги его сожжены.

Несторианские миссионеры после отпадения от православия развили бурную проповедническую деятельность, дошли до Монголии и Китая. Некоторые кочевые племена Великой степи приняли от них христианство (напр. кэрэиты и найманы).

В период своего расцвета несторианская церковь насчитывала более 300 епархий по всему Востоку. Затем пришла в упадок - после страшного разгрома и истребления в ходе завоевательных походов Тамерлана.

Таинствами в несторианстве признаются: крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также признаваемые таинствами только у них святая закваска (малка) и крестное знамение.

Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезен апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся у несториан таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургии апостола Фаддея (апостола из 12) и апостола Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах нет ни икон, ни статуй.

Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), причем должность эта с 1350 г. является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде).

В 1972 г. в руководстве несторианской церкви произошел раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, местоприбывание которого в Багдаде.

Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

Численность последователей несторианской Ассирийской церкви Востока - 200 тыс. человек. Расселены: в Ираке (82 тыс.), Сирии (40 тыс.), Индии (15 тыс.), Иране (13 тыс.), США (10 тыс.), России (10 тыс.), Грузии (6 тыс.), Армении (6 тыс.) и прочих странах.

В Российскую империю, США и др. страны несториане стали переселяться в 90-х годах XIX века, после учиненных в Оттоманской империи погромов. Сильно пострадали во время I мировой войны подвергшись резне и преследованиям со стороны турецких властей.

По национальному составу подавляющее большинство несториан (кроме живущих в Индии) - ассирийцы, индийские несториане - малаяли.

Литература

Народы и религии мира. Энциклопедия. Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", Москва, 1999, с. 779

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕСТОРИАНСТВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НЕСТОРИАНСТВО в Большом энциклопедическом словаре:
  • НЕСТОРИАНСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    течение в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основатель - Несторий, патриарх Константинополя в 428-31 [до этого был священником …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • НЕСТОРИАНСТВО в Энциклопедическом словарике:
    течение в христианстве, основанное в Византии и систематизированное Несторием, константинопольским патриархом в 428 - 431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НЕСТОРИ́АНСТВО, течение в христ-ве, осн. в Византии Несторием, патриархом Константинопольским в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рождён человеком, лишь …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Словаре русского языка Лопатина:
    нестори`анство, …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Полном орфографическом словаре русского языка:
    несторианство, …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Орфографическом словаре:
    нестори`анство, …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    течение в христианстве, основано в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии …
  • ЕРЕСИ в Новейшем философском словаре:
    (греч. hairesis; первоначально - отбор, позже - учение, школа, религиозная секта) - различные отклонения от ортодоксального вероучения и культа той …
  • III ЭФЕССКИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР в Кратком религиозном словаре:
    Христианский собор. Состоялся в 431 году. Осудил несторианство. Признал деву Марию Богородицей. В 449 году в Эфесе был созван новый …
  • ЦЕРКОВЬ (07) в Библейском словаре:
    У папы Сергея 3 (904-911 гг.) была любовница Марозия. Она со своей матерью и сестрой превратила папский дворец в притон. …
  • ЕРЕСЬ (02) в Библейском словаре:
    Ариане (4 в.) — последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним …
  • НЕСТОРИАНЕ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. несторианство. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • МОНОФИЗИТСТВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Монофизитство (от греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество»=«единоестественничество») — христологическая ересь, …
  • ИКОНОБОРЧЕСТВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ересь иконоборчества, отвергающая почитание священных изображений под предлогом борьбы с идолопоклонством, возникла во 2-й …
  • ЕРЕСЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ересь (от греч. αιρεσις - выбор) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при …
  • ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Древневосточные Церкви - инославные сообщества, объединенные географическим соседством на юго-восточных рубежах древней Римской Империи, ведущие …
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались …
  • АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Армянская Апостольская Церковь, монофизитский патриархат с центром в Эчмиадзине (Армения). Армянская Апостольская Церковь …

Это фрагмент гораздо более крупной главы, пока еще черновика рукописи к книге о "православных" мифах об ААЦ. Всего сейчас не представляю.. Все, о чем тут написано, я уже многократно у себя в ЖЖ обсуждал. Просто возник новый повод высказаться о Несторианстве, так счел, что проще выставить готовый материал, чем писать специально...
___________________

Начало «православного» мифа. Ложь о несторианстве.

Как свидетельствует выше изложенная «православная» история возникновения и распространения монофизитства, христологические споры начались с проповеди Нестория, якобы учившего о двух личностях во Христе, что богословским языком излагалось как «две ипостаси и два лица». И именно с этого начинается «православный» богословский подлог и искажение истории Церкви. На самом деле, Несторий, как последователь знаменитой Антиохийской богословской школы, ничему подобному не учил. Никаких «двух лиц» и никаких «двух личностей» в учении Нестория не было. Смысл антиохийского богословия сводился только к защите евангельской веры в то, что Христос был не только Богом, но и человеком. Это учение действительно отстаивало исповедание двух ипостасей, поскольку, согласно антиохийскому пониманию, подлинное человечество и подлинное божество возможны только в ипостасях человека и Бога. Если Христос совершенный человек, то Он должен иметь человеческую ипостась - то самое в чем реально проявляется человеческая природа и без чего природы просто не может быть. Для Нестория и его учителей, если во Христе не было человеческой ипостаси, то человеком Он быть не мог. Исповедание несторианами двух ипостасей не вело к исповеданию двух личностей, потому что то, что можно было бы условно назвать «личностным центром» Христа виделось антиохийцами не в ипостасях, а в лице, которое исповедовалось одно! Две ипостаси - Бога и человека, соединялись в одном лице Богочеловека Иисуса Христа, с Его одним личностным самосознанием, с Его одной личностной волей.

Конфликт же возникал из-за того, что антиохийцы не могли признать возможным соединения Божества и человечества в одну ипостась, на чем настаивали представители не менее знаменитой Александрийской богословской школы во главе со святым Кириллом. В то время как Несторий не допускал возможности рождения Бога от Девы, но настаивал, что от земной Матери мог родиться только человек, Кирилл настаивал, что рожденный от Девы есть сам Бог Слово воплощенный (Иоан.1:1,14). Только в таком случае Кирилл мог признать, что совершилось истинное, а не мнимое Боговоплощение, и что нет во Христе раздвоенности. То есть, разница двух доктрин была не в том, что одна учила об одной личности, а другая о двух. Разница была в том, что антиохийское богословие видело единого Христа, Который и Бог и человек в одном лице, как соединение Бога и человека, а александрийское богословие видело Того же единого Христа, который и Бог и человек, как Бога ставшего человеком. И естественно, что обе партии воспринимали учение оппонентов как поврежденное и еретическое. Кирилл подозревал несториан в разделении Христа на двух Сынов, а несториане подозревали Кирилла в отвержении подлинного человечества во Христе.

Богословская терминология.

Невозможность признания двух ипостасей во Христе, для Кирилла помимо всего прочего, обосновывалось установившейся в Церкви усилиями отцов каппадокийцев богословской терминологией. Как тогда, так и сегодня, в богословских концепциях использовались четыре термина - сущность, ипостась, лицо и природа. В тринитарном богословии (учение о Троице), откуда позже терминология была перенесена в христологию (учение о Христе), сущность и ипостась были основными терминами:

Сущность (грч. Усия, арм. Эутюн) - это то, что имеет бытие, то, что есть, имеющее реальное существование, субстанция, существо.

Ипостась (грч. Ипостасис, арм. Андз) - конкретный представитель своего вида. В приложении к человеку, это можно обозначить как субъект, особа, и даже личность.

Во времена тринитарных споров, эти термины еще не имели такого различия и обозначали одно и то же, то есть были синонимами. И когда в Церкви утверждался догмат о Пресвятой Троице и божественности Христа, это порождало множество богословских противоречий и даже ереси. Отцы Первого Вселенского собора в Никее составили догмат о единосущии Отца и Сына, смыл которого сводился к тому, что Отец и Сын не два разных существа, а одно существо Бога, чем защищалась монотеистическая вера в сочетании с верой во Христа как Бога. Но синонимичность терминов сущность и ипостась приводило к тому, что приходилось понимать смыл догмата в контексте, вне которого он мог быть истолкован еретически. Единосущие Бога могли понимать и как указание на то, что Бог одна ипостась (личность), что было ересью, или наоборот, исповедание трех ипостасей Отца, Сына и Святого Духа могло пониматься как исповедание трех Божественных существ. Это терминологическое недоразумение было устранено после Никейского собора великими отцами каппадокийцами, прежде всего, святыми Василием Великим и Григорием Богословом. Они развели оба термина, ограничив смысл сущности как общего, как субстанции или существа вообще, без персонализации, а смысл ипостаси как частного и конкретного. С тех пор вера в Троицу получала свое окончательное богословское оформление, где Бог понимался как одна сущность (существо) и три ипостаси (личности). В приложении к человеку получалось, что сущность - это сам человек, но не кто-то конкретно, а вообще, как представитель биологического вида, а ипостасью является каждый конкретный человек, как то - человек Василий Иванов, человек Григорий Петров и так далее.

В христологии термин сущность уже применяться не мог, потому что во Христе не могли соединиться сущность Божества и сущность человека. По выше описанной каппадокийской терминологии сущность, в контексте человечества, указывала на человека вообще, без личностной конкретизации, а в контексте Божества на всю Троицу. Ни то ни другое не подходило для описания Христа, поскольку Он был конкретной личностью, и как Бог Сын, и как человек Иисус. То есть тут мог применяться только термин ипостась. Но даже не признание Христа конкретной Богочеловечесткой личностью было главным препятствием к использованию термина сущность в христологии. Дело в том, что Божественная сущность, которая по Никейской вере исповедуется в Отце, признается трансцендентной, то есть непостижимой, недоступной тварному миру и не имеющей с ним контакта. Об этом говорит апостол: «(Бог) единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16). В том и был смысл Никейского догмата, что трансцендентный Бог Отец рождал из Своей сущности имманентное Слово, Которым творил миры и общался с человеком. Воплотиться мог именно Сын Божий, и только потому, что Он имманентная ипостась Божества, явленная в тварном мире: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).

Термин сущность стал применяться в христологии только в халкидонизме, под влиянием учения папы Римского Льва, что привело к отождествлению понятий сущность и природа. Такое отождествление было мотивированно еще и тем, что в трудах некоторых дохалкидонских отцов эти два термина, не будучи синонимами, использовались как взаимно заменяемые в определенном контексте слова. В свою очередь, отождествление сущности и природы привело к тому, что халкидониты стали отождествлять единосущие и единоприродие, таким образом, сделав Христа единосущным людям. Однако, исповедание единосущия Христа людям искажало изначальный смысл единосущия Троицы. Единосущие ставши единоприродием уже не могло указывать на единство существа Бога, но делало три ипостаси Божества отдельными Богами имеющими одну божественную природу, как это было в политеизме. По логике халкидонизма, Зевс, Гефест и Гермес единосущны друг другу, поскольку имеют одну божественную природу. А это означает только то, что борьба отцов никейцев за исповедание единосущия обессмыслена и память о них предана. Хотя, конечно же, сами халкидониты такого понимания не имеют и от Никейской веры формально не отрекаются, но при этом, в отождествлении сущности и природы проблемы не видят. Если древние отцы Церкви подразумевали под богословием описание Божественного человеческими категориями, то в халкидонизме этот принцип был нарушен, и все их противоречия снимаются тем, что одни и те же понятия обозначают совершенно разное по отношению к Богу и по отношению к людям. Но от этих всех, возникших уже после Халкидонского собора проблем, были равно далеки и Кирилл и Несторий, которые в основу своих различающихся христологических построений взяли один и тот же термин ипостась.

Помимо двух основных терминов сущность и ипостась, в тринитарном богословии использовался и термин Лицо (греч. Просопон, арм. Демк). Буквальный перевод (грч., лат., арм.) - маска, или лицо, как передняя часть головы. В богословском же смысле, лицо - это тот образ, которым ипостась (личность) являла себя во вне и отличалась от подобных же ипостасей. Термин лицо (маска) был использован еще древним еретиком Савеллием, который, не принимал христианскую веру в триипостасного Бога и, естественно, не различая сущности и ипостаси, учил, что Бог один по сущности-ипостаси (особы), но являл Себя людям в разное время под тремя лицами (масками). Эта ересь была Церковью отвергнута, но термин лицо, при всем своем прикладном значении, принят в вероисповедальную формулу тринитарного догмата - Пресвятая Троица, есть одна сущность, три ипостаси и три лица. Исходя из такого понимания терминологии, святой Кирилл Александрийский не мог согласиться с богословской конструкцией Нестория, где «личностный центр» Богочеловека Христа смещался с ипостаси, то есть с Самого Божественного Субъекта на Его лицо, то есть маску. В этом смысле, корявость несторианского богословия была очевидной, но иного варианта для утверждения подлинного человечества Христова, как исповедание двух ипостасей в одном лице, антиохийское богословие не видело. При том, что термины ипостась и лицо были взаимозаменяемы в соответствующем контексте, все же в дохалкидонском богословии они означали разные понятия. И Кириллу Александрийскому, понимающему под личностью ипостась, несторианское учение, говорившее о двух ипостасях во Христе, представлялось чудовищной ересью, разделяющей Христа надвое. Именно против этой несторианской раздвоенной природы Христовой он провозгласил свою знаменитую христологическую формулу, на все века ставшую знаменем Александрийской богословской школы: «Едина природа Бога Слово воплощенного». Для победивших в этой доктринальной войне александрийцев, эта формула была оружием победы, но и она же, впоследствии, дала повод халкидонитам объявить последователей святого Кирилла в отвержении человечества во Христе и созданию мифа о монофизитстве.

Значение «православного» мифа о двух лицах в несторианстве.

И тут можно задать вопрос - а с какой-такой целью халкидониты неправильно объясняют несторианскую веру, приписывая ей исповедание двух лиц во Христе? Может быть, они просто не знают, что в несторианстве при двух ипостасях исповедуется одно лицо? Наверное, можно согласиться, что простые люди, не только никогда не слышавшие от несториан их вероисповедания, но и не видевшие тех несториан в глаза, могут этого не знать. Но за что же едят свой хлеб профессиональные историки Церкви, различные «доктора богословия» и специалисты по Восточным Церквям? Они этого не знают, и, как и в случае с «армянским монофизитством» просто пересказывают враки своих средневековых «святых отцов»? Или все же знают, но сознательно лгут, скрывают правду? Знают, или не знают, это уже их дело и признак профессиональной компетентности. В любом случае, факт исповедания несторианами одного лица Богочеловека опасен и крайне неприятен для халкидонитского богословия, претендующего на статус Православного учения, преемствующего богословию святого Кирилла Александрийского и согласного с антинесторианским Третим Вселенским собором.

Причина дезинформации относительно веры несториан со стороны «православных» апологетов, вытекает из их собственного богословия и состоит в том, что претерпевшая трансформацию в халкидонизме богословская терминология отождествляет слова ипостась и лицо, делая их синонимами. То есть, халкидониты просто не могут сказать, что несториане исповедуя две ипостаси во Христе, исповедуют одно лицо. Для них это противоречие. Они, глядя на несторианство сквозь призму своей терминологии, говоря о двух ипостасях, вынуждены говорить и о двух лицах, поскольку для них это одно и то же. Но это только причина, лежащая на поверхности. Глубинный же смысл дезинформации о «двух лицах» в том, что «православные» богословы пытаются этим скрыть факт подобия халкидонской веры вере несторианской. Ведь апологеты халкидонизма желают представить свою христологию как «царский путь», как некую «золотую середину», между крайностями несторианства и монофизитства. В то время как монофизитство ими представляется в виде неправильной веры в одну природу и правильной веры в одно лицо, а несторианство, наоборот, в виде правильной веры в две природы и неправильной веры в два лица, халкидонизм подается как абсолютно правильная вера в две природы и одно лицо. И если вдруг окажется, что и несторианство как и халкидонизм учит двум природам и одному лицу, вся эта стройная картинка «православной» апологии рухнет как карточный домик. Тогда самим верующим РПЦ станет очевидным тот факт, что их родной халкидонизм, на самом деле, не есть «царский путь» и «православная середина» между двумя еретическими крайностями, а скорее является разновидностью проклятого на Третьем Вселенском соборе несторианства, в чем сторонников Халкидонского собора вот уже полтора тысячелетия упрекают их оппоненты!

Но кто-то может сказать: «Постойте, разве в греческом православии не исповедуется одна ипостась и одно лицо при двух природах?». И действительно, любой человек читавший «Православный катехизис» подтвердит, что халкидонитская христологическая формула, в отличие от несторианской, выглядит как «две природы, одна ипостась и одно лицо». Но в том то и дело, что это только ВЫГЛЯДИТ так, а на самом деле это совсем не так. Все дело в том, что данная формула является хитро завуалированным подлогом, и отражает не объективную реальность, но эксплуатирует рудиментарные представления халкидонитов об отличии ипостаси и лица. Вот только реального отличия между ипостасью и лицом в халкидонизме нет, а это значит, что там формула «одна ипостась и одно лицо» - не более чем тавтология. Если же отказаться от рудиментарного дублирования одного и того же понятия, то пункт «ипостаси» из халкидонитской формулы просто выпадает, а «лицо» становится «личностным центром самосознания», как в несторианстве. А это значит, что правильно халкидонитская формула должна была бы быть записана так же, как и формула несторианская - «две природы и одно лицо».

Но и на этом проблемы халкидонитской христологии не заканчиваются. Внимательный исследователь может заметить, что в дохалкидонской православной христологии центральным элементом исповедания является термин ипостась, то есть и конкретная субстанция субъекта, и его «личностный центр самосознания». Здесь вопросу природы оставляется некое, второстепенное, можно сказать, прикладное значение. В халкидонизме же, напротив, с фактическим исчезновением понятия ипостась, термин природа ставится во главу угла, становясь решающим элементом вероисповедания. И это не просто вопрос приоритетного выбора терминов. Это глобальная трансформация всего богословия. На самом деле, категория ипостаси не исчезает из халкидонской христологической конструкции, а просто «меняет одежду». В халкидонизме, ипостась, в ее дохалкидонском понимании (как «личностный центр самосознания» и конкретная субстанция), передав свое имя вместе с «личностным центром» лицу, сама, уже только в смысле обезличенной субстанции, берет на себя имя «природа». Открывается невероятно интересная метаморфоза! То, что в несторианстве понималось как ипостась, в халкидонизме начинает пониматься как природа, а потому, несторианские «две ипостаси» оказываются полным аналогом халкидонитских «двух природ». А в сочетании с тем, что «личностный центр» Христа и там и тут признается в едином лице, то несторианство и халкидонизм оказываются практически идентичными учениями. Этот факт объясняет, почему учение Халкидонского собора встретило такое ожесточенное неприятие на всем Востоке, в итоге было объявлено «восстановлением несторианской ереси» и отвергнуто.

несторианство

течение в христианстве, основано в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Осуждено как ересь на Эфесском соборе 431. Пользовалось значительным влиянием вплоть до 13 в. в Иране и от Ср. Азии до Китая. Несториане ныне имеются в Иране, Ираке, Сирии.

Несторианство

течение в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основатель ≈ Несторий, патриарх Константинополя в 428≈31 [до этого был священником в Антиохии (Сирия)]. В Н., сохранявшем элементы античного рационализма, предметом критики являлось мистическое христианское понятие «богочеловека». Согласно Несторию, дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до сына божьего (мессии); в Христе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь (в то время как ортодоксальное вероучение подчёркивало единство человеческого и божественного). Социальную опору Н. составляли главным образом круги, ещё поддерживавшие античные традиции. Особенно велико было влияние Нестория в Сирии. Основным противником Н. был александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на монашество и сельское население Египта, Палестины, Малой Азии. На Эфесском соборе 431 Н. было осуждено как ересь; Несторий отправлен в ссылку. Несториане бежали главным образом в Иран (где конституировалась несторианская церковь, процветавшая до середины 7 в.), в Среднюю Азию, а затем в Китай.

Несториане имеются в Иране, Ираке, Сирии, Индии (на Малабарском берегу). С начала 20 в., когда были опубликованы сочинения Нестория, ранее известные лишь в изложении его противников, в зап. богословии появилась тенденция доказывать, что вероучение Н. не отклоняется от ортодоксального.

А. П. Каждан.

Википедия

Несторианство

Несторианство - диофизитское христологическое учение, приписываемое противниками Несторию, Архиепископу Константинополя (428 - 431). Учение самого Нестория было осуждено как ересь на Эфесском соборе в 431 году. Единственными христианскими церквами, исповедующими данную христологию, созданную через несколько сот лет после смерти Нестория Мар Бабаем Великим на основе христологических учений Диодора Тарсийского и Евагрия Понтийского, все сочинения которого Мар Бабай лично отредактировал для исключения ересей идеализма и оригенизма, являются Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока, таким образом представляя собой самобытную христианскую конфессию.

Независимая богословская экспертиза христологии этой конфессии, проведенная фондом Pro Oriente c участием ведущих богословов и Константинопольского Патриархата, и Ватикана, показала, что она полностью соответствует Халкидонскому символу веры и поэтому не имеет отношения к ереси Нестория. С 1997 года Ассирийская церковь Востока изъяла из литургии анафематизмы миафизитских церквей и призвала их сделать то же самое в отношении её и других диофизитских церквей.

Собственно вероучение, которого придерживался Несторий, фактически является вариантом развития учения Антиохийской богословской школы, к которой он принадлежал, как и Иоанн Златоуст. Антиохийская христология развита в трудах предшественников Нестория - Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского (IV век), которые признаются Ассирийской Церковью Востока предшественниками своей христологии, а Несторий считается в Ассирийской Церкви Востока святым за свою приверженность литургии Церкви Востока, а не за его христологическое учение, отрицаемое этой церковью из-за являвшегося её особенностью задолго до Нестория очень древнего культа Девы Марии в этой Церкви. Поэтому сами несториане всегда протестовали против наименования их несторианами. Интересно наблюдение академика В. В. Бартольда: говоря о несторианах, он отмечает, что в Средней Азии несториане не называли себя христианами или несторианами. Он пишет, что имя «несториане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике ». Христиане этой церкви называли себя насрани, назореями (от Иисус Назорей) и наср (Священное Писание по-арабски).

Примеры употребления слова несторианство в литературе.

Йезиды - наименование части курдов, исповедующих синкретическую религию, которая сочетает элементы язычества, древних индоиранских верований, иудаизма, несторианства и ислама.

После падения Уйгурского каганата уйгуры приняли манихейство, карлуки - ислам, басмалы и онгуты - несторианство , тибетцы - буддизм в его индийской форме, китайская же идеология так и не перешагнула через Великую стену.

Тогда уйгуры приняли манихейство, карлуки - ислам, басмалы и онгуты - несторианство , тибетцы - буддизм в его индийской форме, а китайская идеология не перешагнула через Великую стену.

Ирана уйгуры позаимствовали манихейство, из Сирии кочевники приняли несторианство , из Тибета - теистический буддизм.

У самых культурных и сильных - кераитов и найманов - были ханы и религиозные системы: у кераитов - несторианство , у найманов - буддизм, в меньшей степени несторианство .

И язычество, и иранский зороастризм, и иудаизм, и несторианство , и, конечно, ислам.

В Сирии несторианство было движением протеста крестьян против крупного землевладения.

Нестория, основателя несторианства , где тоже в сатирическом пылу опускается до измышлений.

А первым моим предположением было, что вы инквизитор -- такой же приверженец несторианства , как и.

Эфесском Соборе несторианства бежали в Иран, Среднюю Азию, Индию и Китай, где образовали сплоченные группы, объединявшие в основном купцов и ремесленников.

Основным центром несторианства , хотя и формально возникшего в Константинополе, исследователи считают Антиохию-на-Оронте.

Тибета и Монголии в чем-то соответствует несторианству и монофизитству, будучи примером бессильной, незрелой реакции.

Ислам исполнил то, что оказалось не по силам иудаизму, зороастризму, несторианству и монофизитам.

В Яркенде и Хстане утвердилась махаяна, быстро вытесненная исламом, в Куче, Карашаре и Турфане - хинаяна, мирно уживавшаяся с несторианством , а в Забайкалье симпатии обрел бон - религия предков и потомков Чингиса.

В несторианстве нашли выражение настроения, оппозиционные правительству Византии.

|
казахский несторианство, несторианство
- диофизитское христологическое учение, традиционно ошибочно приписываемое Несторию, Архиепископу Константинополя (428-431), учение которого было осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Единственными христианскими церквами, исповедующими данную христологию, созданную через несколько сот лет после смерти Нестория Мар Бабаем Великим на основе христологических учений Диодора Тарсийского и Евагрия Понтийского, все сочинения которого Мар Бабай лично отредактировал для исключения ересей идеализма и оригенизма, являются Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока, таким образом представляя собой самобытную христианскую конфессию. Независимая богословская экспертиза христологии этой конфессии, проведенная фондом Pro Oriente c участием ведущих богословов и Константинопольского патриархата, и Ватикана, показала, что она полностью соответствует Халкидонскому символу веры и поэтому не имеет отношения к ереси Нестория. С 1997 года Ассирийская церковь Востока изъяла из литургии анафематизмы миафизитских церквей и призвала их сделать то же самое в отношении её и других диофизитских церквей.

Собственно вероучение, которого придерживался Несторий, фактически является вариантом развития учения Антиохийской богословской школы, к которой он, как и несомненно православный Иоанн Златоуст, принадлежал. Антиохийская христология развита в трудах предшественников Нестория - Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского (IV век), которые признаются Ассирийской Церковью Востока предшественниками своей христологии, а Несторий считается в Ассирийской Церкви Востока святым за свою приверженность литургии Церкви Востока, а не за его христологическое учение, отрицаемое этой церковью из-за являвшегося её особенностью задолго до Нестория очень древнего культа Девы Марии в этой Церкви. Поэтому сами несториане всегда протестовали против наименования их несторианами. Интересно наблюдение академика В. В. Бартольда: говоря о несторианах, он отмечает, что в Средней Азии несториане не называли себя христианами или несторианами. Он пишет, что имя «несториане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике». Христиане этой церкви называли себя насрани, назореями (от Иисус Назорей) и наср (Священное Писание по-арабски).

  • 1 Учение Несторианства
    • 1.1 Оппозиция Несторию
  • 2 Размежевание несторианства, православия и монофизитства
  • 3 История
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
    • 6.1 Научная
    • 6.2 Публицистика
  • 7 Ссылки

Учение Несторианства

Главный богословский принцип несторианства состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две кномы (реализации природ, ипостаси - неверный перевод) и две природы - Бога и человека. Воля в несторианстве, в отличие от халкидонского Православия и Католицизма, считается свойством лица, а не природы, и не свойством ипостаси, как в учении других древневосточных церквей. Поэтому в Несторианстве признаётся одна богочеловеческая воля Христа, сложная, состоящая из двух согласных между собой воль Божественной и человеческой. то же время, как и в «халкидонских» церквах, различаются действия во Христе - одни действия Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство относит к его человечеству, другие (творение чудес) - к Божеству.

Поскольку, согласно несторианству, рождение от особо почитаемой Церковью Востока Владычицы Марии имеет отношение только к человеческой природе Христа, но не к божественной природе, термин «Богородица» в догматических сочинениях несториан считается богословски корректным и допустимым только с оговорками. Несторианство особо подчёркивает важность подвигов Христа как человека. Человеческая и божественная природа Христа до Крещения не полностью соединены, а только находятся в теснейшем соприкосновении. До крещения на Иордане Христос как обычный, хотя и праведный, человек в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет соверше́нное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, а смерть является главным последствием грехопадения Адама.

Оппозиция Несторию

Несторианская надгробная плита с надписью на уйгурском, найденная близ Иссык-Куля (датируется 1312 г.)

Основным противником Нестория, как и ранее Иоанна Златоуста, был архиепископ Александрийский Кирилл, утверждавший христологию Александрийской богословской школы. Противостояние между Александрийской и Антиохийской школами усугублялось разным пониманием христологических терминов. целом, в дохалкидонском богословии понятия «природа», «ипостась» и «лицо» были тесно взаимосвязаны, что определяло одинаковое количество природ и ипостасей. Поэтому Кириллом Александрийским учение Нестория воспринималось как разделение Христа на двух Сынов, даже если сам Несторий и пытался свести единство Бога и человека в едином лице соединения.

В Викитеке есть полный текст 12 анафематизмов Кирилла Александрийского

Кирилл Александрийский отвергал ипостасное разделение во Христе, настаивая на исповедании природного единства единой Ипостаси воплощенного Бога. Именно поэтому он отстаивал важность термина «Богородица», так как именно Бог родился от Девы как человек, а не соединился с родившимся от Неё человеком. Общий итог полемики был выражен в знаменитых «12-ти анафематизмах» Кирилла, написанных в послании Несторию. «12 анафематизмов» Кирилла Александрийского, зачитанные на Эфесском соборе (431 год), но освящённые только на V Вселенском соборе, стали знаменем в его борьбе с Несторием, хотя описанное в них учение якобы Нестория не соответствовало учению Феодора Мопсуестийского, отстаиваемому Несторием. Окончательно ересь Нестория, вне богослужения не желавшего именовать Деву, истинно родившую Бога, «Богородицею» без оговорок и использовавшего свои новые термины «Христородица» и «Богоприимица», была осуждена на Халкидонском соборе в 451 году, собранном по поводу смуты, вызванной монофизитским учением константинопольского архимандрита Евтихия, будто Божественная природа поглотила в Иисусе Христе человеческую. Отцы Халкидонского Собора засвидетельствовали, что противостоящие друг другу терминология Нестория и ересь Евтихия чужды учению Святой Соборной и Апостольской Церкви и изложили православное учение о двух естествах в едином лице Иисуса Христа.

Размежевание несторианства, православия и монофизитства

Несторианская стела в Сиане (781 г.) - древнейший христианский памятник Китая

В 431 году на Третьем Вселенском соборе в Эфесе (не признаваемом Вселенским собором в АЦВ) Несторий был предан анафеме, его учение осуждено. Раздельно заседавшая антиохийская делегация объявила еретиком его оппонента - Кирилла, спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление возглавляемой Кириллом александрийской делегации.

Против несторианства собирался и Второй Эфесский собор 449 года, проведённый по инициативе монофизитского патриарха Александрийского Диоскора, впоследствии объявленный «Разбойничьим собором».

По мнению ряда авторов, анафема несторианам была произнесена и на Халкидонском соборе в 451 году. Но христиане Церкви Востока несторианами себя не считают. «Хотя эта Церковь почитает Нестория святым, она не является Церковью, основанной Несторием, - пишет современный богослов Ассирийской Церкви Востока мар Апрем,- Несторий не знал сирийского, а сирийская Церковь Востока, находившаяся в Персидской империи, не знала греческого… Только после смерти Нестория сирийскую Церковь Востока, которая не принимала никакого участия в христологическом конфликте между Несторием и Кириллом и вообще не знала ничего об этих спорах при их жизни, стали, к сожалению, воспринимать как основанную Несторием». Будучи гонимыми в Византии, большая часть собственно несториан ушла в Персию, где присоединилась к Церкви Востока, где преобладала антиохийская богословская традиция. Как оппозиционное византийскому христианству направление учение Церкви Востока закрепилось в церкви Персидской империи, в результате чего эта церковь обособилась от всего остального христианского мира, но после Халкидонского собора наметилось сближение с православием в противостоянии монофизитству. Часть верующих и иерархов церкви признавала халкидонский символ веры (Сахдона), нет в трудах Исаака Сирина доказательств, что он отрицал халкидонский символ веры. «Несторианской» называется только одна из литургий Церкви. Именно монофизиты (так их называл А. В. Карташев вслед за Иоанном Дамаскином, хотя сейчас, ввиду несогласия их с учением Евтихия, эти Церкви с их согласия уважительно принято называть миафизитскими) впервые широко использовали термин «несториане», но называют так и сторонников Церкви Востока, и православных и католиков. Осуждение почитаемого за создание литургии Церкви Востока Феодора Мопсуестийского было проведено императором Юстинианом I с целью примирения с миафизитами. Этого добиться не удалось, но в результате произошёл канонический разрыв с Церковью Востока в целом, независимо от отношения отдельных её представителей к Халкидонскому символу веры, но не разрыв евхаристического общения. Соответственно, в отличие от миафизитов, Церковь Востока признавала Вселенские соборы православных поместными соборами Церкви Запада. С тех пор, считая себя и халкидонитов православными и совместно противостоящими миафизитам и претендуя на руководство халкидонитами на своей территории, Церковь Востока отказывалась и направлять своих представителей на Вселенские соборы, и рассматривать их как Вселенские. Но по правилам Вселенских Соборов для общения с общинами, прославляющими еретиков, требуется только анафематствование ими сути ереси, а не самого еретика как личности, а учение Нестория о Христородице и Богоприимице Церковью Востока никогда и не признавалось, поэтому служение халкидонитов, таких как Сахдона и, видимо, Исаак Сирин, в Церкви Востока правомерно. отличие от отношений с другими древневосточными церквами, православные церкви и Церковь Востока никогда не анафематствовали друг друга. Неясно, когда в Церкви Востока утвердилось впоследствии признанное протестантами особое учение о евхаристии, которое в наше время сделало невозможным евхаристическое общение c не являющимися сторонниками христологии и терминологии Нестория и неанафематствованными «несторианами». Его не было ещё в 13 веке. Находившаяся в евхаристическом общении с Церковью Востока Русская церковь в 14 веке была признана истинно православной Константинопольским патриархатом, его богословы считали русских «истинными ромеями», кардинально отличающимися от христиан-«варваров» - славян Балканского полуострова и католиков. Таким образом, именно Православие является исконной древней религией народов Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири, Китая, Японии, Кореи, Таиланда - то есть, всей канонической территории РПЦ.

История

Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа, в том числе, осетин, хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, хазар, половцев, каракитаев, кереитов, меркитов, найманов, уйгуров, карлуков, киргизов.

Центром несторианства стал Ктесифон (на территории Ирака), епископальные кафедры располагались в Нишапуре (Иран), Герате (Афганистан), Мерве (Туркмения) и Самарканде (Узбекистан), также существовала объединённая епархия Невакета и Кашгара (Киргизия и Уйгурия).

Абу-Райхан Бируни писал: «большинство жителей Сирии, Ирана и Хорасана - несториане». Иранцы до сих пор используют не арабские, а несторианские названия дней недели.

В 635 году несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. Несторианство проникло даже в Японию. Таким образом, несторианство в древности стало самой распространённой (как по территории, так и по количеству исповедующих) формой христианства. Проникло несторианство и в Индию.

В 628 году несторианский патриарх Ишо-Яб II д’Гуэдал получил от пророка Мухаммеда охранную грамоту для своей церкви, которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета, поскольку во всех завоёванных халифатом странах жители должны были оставить языческие верования и принять одну из авраамических конфессий; обычно они предпочитали уже известное им несторианство. То же происходило и в соседних с халифатом странах, которые принимали несторианство, в том числе, для того, чтобы мусульмане не объявляли им священную войну.

Однако к концу Средневековья несторианство зачахло. Уже в 845 году в Китае провозглашается запрет на несторианство. Средней Азии и на Ближнем Востоке восторжествовал ислам, особенно из-за крестовых походов, в результате которых мусульманские правители стали рассматривать христианство как угрозу. Несториане пользовались большим влиянием у монголов, под властью которых в XIII в. находилась большая часть Азии. Несторианам даже удалось организовать Жёлтый крестовый поход. улусе Бату - русских землях - Православная церковь до принятия Золотой Ордой ислама как государственной религии была подчинена сарайскому епископу-несторианину. Если бы несториане действительно были последователями Нестория, то это можно было бы расценивать как утрату канонического преемства на Руси. Но, главное, к канонической территории Русской православной церкви относятся Азербайджан, Средняя Азия, Китай и Япония, куда христианство принесла Церковь Востока, не считающая себя несторианской, и миссионерская деятельность РПЦ не может быть основана на никак не обоснованном Священным Преданием анафематствовании древнего христианства коренного населения только потому, что миафизиты считают и Православную Церковь, и Церковь Востока несторианскими.

Однако уже в середине XIV века среднеазиатский эмир Тамерлан, захвативший Мавераннахр, организовал резню несториан за их отказ принять ислам. Уцелели лишь укрывшиеся в Курдистанских горах. После образования империи Мин христиан изгнали из Китая. Индийские христиане частью присоединились к католикам (Сиро-малабарская католическая церковь), затем часть их после разрыва с католиками - к яковитам (Маланкарская православная церковь), только часть осталась в прежней вере. 1552 года часть ближневосточных несториан заключила унию с католиками, в результате чего появилась Халдейская католическая церковь Так как «несторианство», в отличие от учения Нестория, не было анафематствовано Православной церковью, то половецких ханш, вышедших замуж за русских князей, заново не крестили (Ибн Баттута. Все кипчаки - христиане), значительное число половцев было ассимилировано русскими после монгольского нашествия. Ещё ранее половцы, основавшие Второе Болгарское царство, были ассимилированы православными болгарами, а православными грузинами были ассимилированы половцы Грузии, составлявшие костяк войск Давида Строителя. Значительно дольше - ещё венгерский национальный поэт Шандор Петёфи подчёркивал, что он половец, а композитор Бородин изучал у них пляски - сохранили идентичность половцы Венгрии, но в католицизм они начали переходить сразу же после переселения в Венгрию во время монгольского нашествия. При этом католики не различали половцев византийского и несторианского обряда, считали их всех «греками». Очень многие половцы после убийства их хана Котяна переселились из Венгрии в Болгарию, как более близкую им страну. Слияние половцев и армян создало современных армян Крыма и Украины армяно-григорианского вероисповедания с половецким родным языком. После присоединения Сибири русскими и кряшенами были ассимилированы несториане Сибири, а в конце XIX века епископ Абун Мар Йонан и несколько клириков были приняты в лоно Русской православной церкви в сущем чине, с ними примкнуло и значительное число верующих, их потомки на территории Закавказья пребывают в лоне РПЦ и после восстановления автокефальной Грузинской православной церкви.

Являющееся основным препятствием для евхаристического общения православных и католиков с несторианами несторианское учение о евхаристии воспринято протестантами.

В настоящее время несторианство представлено Ассирийской церковью Востока и Древней Ассирийской церковью Востока, чьи приверженцы в основном проживают в Иране, Ираке, Сирии, Индии, США, Израиле, Палестине. Москве несторианский храм находится по адресу: Шарикоподшипниковская, 14, стр. 3. Здесь же находится центр ассирийской диаспоры Москвы.

По неформальной традиции миряне церкви, считающие свою конфессию самой древней кафолической церковью, начинают празднование всеми мирянами-диофизитами зажжения Благодатного огня в Иерусалиме.

См. также

  • Диофизитство
  • Ассирийская церковь Востока
  • Древняя Ассирийская церковь Востока
  • Церковь Востока
  • История христианства в Центральной Азии
  • Ван-хан
  • Сорхахтани
  • Докуз-хатун
  • Сартак
  • Мар Ябалаха III
  • Христианство в Узбекистане
  • Христианство в Казахстане
  • Мервская митрополия
  • Конфессиональность в Ливане#Несториане
  • Религия в Иране
  • Гондишапур
  • Тибет#Христианство
  • Христиане апостола Фомы
  • Христианство в Индии
  • Христианство в Китае

Примечания

  1. Христология в широком смысле включает в себя экклезиологию, сакраментологию, аскетику, и именно эти аспекты освещены Евагрием.
  2. Христианство: Энциклопедический словарь. - Т. 2. - М., 1995. - С. 196.
  3. Бартольд В. В. Мусульманские известия о чингизидах-христианах. -М., «Леном», 1998-112 с.
  4. Кнома и личность мыслятся различно; они не отождествляются так, как в Римо-Византийском богословии отождествляются ипостась и личность. Кнома в понимании разработанного сирийского богословия, хотя при переводах сочинений Диодора и Феодора на сирийский вначале переводили греческое «ипостась» как «кнома», мыслится неразрывно от сущности: одна кнома может принадлежать лишь одной сущности, она - индивидуальное проявление сущности. Персона, лицо, личность, лик мыслится как нечто видимое, явленное; она может обнимать собою несколько сущностей и, соответственно, несколько кном. Т. о., во Христе (по воплощении) мыслятся две природы, две кномы и одно лицо. Н.Селезнёв, Христология Ассирийской церкви востока, М., 2002; стр. 74-131 и др.; см., особ., стр. 94, 127.
  5. Богородица по человечеству, Богородица в силу единства http://assyrianchurch.ru/publ/4-1-0-19 Оговорка «Богородица по человечеству» содержится и в Халкидонском символе веры.
  6. Несторианство // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Минск: Книжный Дом, 2007. - 960 с. - (Мир энциклопедий)
  7. Иеромонах ИЛЛАРИОН (Алфеев) Ассирийская Церковь Востока: взгляд на историю и современное положение. - История Древней Церкви в научных традициях XX века. Материалы церковно-научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 72-75.
  8. А. В. Карташев. Церкви сирского языка в Персии. Персидские (халдейские) христиане (поздние несториане) Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. www.sedmitza.ru/lib/text/435278/
  9. Михаил Легеев. Распространение христианства в Персии в I-VII веках. Санкт-Петербургская духовная академия. http://spbda.ru/news/a-436.html
  10. Турчанинов Г. Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка. - Ирон, 1990.
  11. Гумилёв Л. Н. Несторианство и древняя Русь. (Доложено на заседании отделения этнографии ВГО 15 октября 1964 г.) // Всесоюзное Географическое Общество. Доклады отделения этнографии. 1967. - Вып. 5. - С. 5.
  12. Владимир Амангалиев. Несторианство, Православие или Ислам? К истории христианства в Казахстане http://rusk.ru/st.php?idar=1001036.
  13. Плоских В. М., Плоских В. В. Подводные тайны Иссык-Куля. - Бишкек: «Илим», 2008
  14. Кляшторный С., Плоских В., Мокрынин В. Раннее христианство и тюркский мир Центральной Азии. - Ч. 2-я.
  15. Кошеленко Г. А., Гаибов В. А. Институт археологии РАН Великая церковь Востока.
  16. Голубовский П. В. Половцы в Венгрии.
  17. Андрей Никитин. Лебеди Степи. http://library.narod.ru/saga/osnova302.htm
  18. http://www.assyrianchurch.ru/ Есть также мнение, что храм построен при участии целительницы Джуны Давиташвили, хотя она из семьи ассирийцев-католиков, ввиду того, что Джуна одно время возглавляла общую ассоциацию ассирийцев в Москве "Хаядта". Опарин А. А. Развенчанные боги. Глава 11. Ассирийцы в Москве. http://nauka.bible.com.ua/gods/g2-11.htm
  19. «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»: Иерусалиме паломники сметали полицейские кордоны http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=3684

Литература

Научная

  1. Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
  2. Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-90141-013-0 Оглавление
  3. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
  4. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения М.: Euroasiatica, 2002. (58 Mb)
  5. Селезнев Н. Н. «Несторий и церковь Востока» РГГУ, Центр изучения религий. М.: Путь, 2005. (36 Mb)
  6. Seleznyov, Nikolai N., «Nestorius of Constantinople: Condemnation, Suppression, Veneration, With special reference to the role of his name in East-Syriac Christianity» in: Journal of Eastern Christian Studies 62:3-4 (2010): 165-190.англ.
  7. Иларион (Алфеев) Ассирийская церковь Востока: взгляд на историю и современное положение (недоступная ссылка с 11-05-2013 (785 дней)) // Научно-церковная конференция «История Древней Церкви в традициях XX века», посвященная памяти проф. СПбДА В. В. Болотова. 18-20 апреля 2000 г.
  8. Baum, Wilhelm; Winkler, Dietmar W (1 January 2003). The Church of the East: A Concise History, London: Routledge. ISBN 0-415-29770-2. Google Print, retrieved 16 July 2005.англ.
  9. Nestorius and Nestorianism. Catholic Encyclopedia. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. англ.
  10. Henri Bernard, La decouverte des Nestoriens Mongols aux Ordos et I’histoire ancienne du Christianisme en Extreme-Orient, Tianjin, Hautes Etudes, 1935.англ.
  11. Hill Henry, ed. Light from the East: A Symposium on the Oriental Orthodox and Assyrian Churches. - Toronto: Anglican Book Centre, 1988.англ.
  12. Rossabi, Morris. Voyager from Xanadu: Rabban Sauma and the first journey from China to the West. - Kodansha International Ltd., 1992. - ISBN 4770016506.англ.
  13. Stewart, John. Nestorian missionary enterprise, the story of a church on fire. - Edinburgh, T. & T. Clark, 1928.англ.
  14. Wilmshurst, David. The ecclesiastical organisation of the Church of the East, 1318-1913. - Peeters Publishers, 2000. - P. 4. - ISBN 9789042908765.англ.

Публицистика

  1. Дмитрий Каниболоцкий, Гиваргис Бадаре Ассирийская Церковь Востока: зарождение, становление, трансформации - Религия в Украине, 22 сентября 2009 г.

Ссылки

  • Голубцов Владимир. Наследники Ассирии в ХХв.
  • Глава: Несторианство. // Карташёв А. В. Вселенские соборы. - М.: Республика, 1994. - 542с.
  • Мервская метрополия
  • Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь
  • Несторианство и христологические споры
  • Ольга Мерёкина. Несторианство в Китае.
  • Список статей Н. Н. Селезнёва по теме АЦВ - сайт РГГУ

казахский несторианство, несторианство

Несторианство Информацию О