Правила регистрации кандидатов-самовыдвиженцев на выборах президента РФ. Досье. Каков порядок избрания президента рф

Правом стать президентом РФ обладают многие граждане страны – действующее законодательство предусматривает возможность баллотироваться на пост главы государства практически для каждого человека. Однако существует ряд ограничений и достаточно строгих требований к кандидатам в президенты России, которым должно соответствовать лицо перед допуском к всенародному голосованию. Узнайте, кто может стать президентом РФ и как это сделать.

Оглавление:

Президент с точки зрения российского законодательства

Права, полномочия и обязанности Президента РФ закреплены, в первую очередь, в положениях Главы 4 Конституции РФ. В основном же документе также излагаются и главные требования к претендентам на должность Президента. Кроме этого, указывается и механизм, в соответствии с которым проводятся выборы – тайное всенародное голосование дееспособных граждан. Однако Конституция регулирует лишь самые основные требования к кандидатам в Президенты РФ, к каковым относится:

  • Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность.
  • Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ.
  • Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.
  • Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.

Более подробно действующие нормативы, касающиеся порядка регистрации кандидатов в Президенты РФ, а также проведения таковых выборов и требований, предъявляемых к кандидатам, соответственно положениям статьи 81 Конституции определяются соответствующим Федеральным законом. Таковым является ФЗ №19 от 10.01.2003. Данный закон регулярно обновляется и дополняется нормативами с целью обеспечения эффективной защиты национальной безопасности и независимости Российской Федерации в целом и Президента в частности.

Обратите внимание

Статус Президента в соответствии с законодательством, а также кандидата в Президенты наделяет как определенным спектром дополнительных прав и полномочий в сравнении с остальными гражданами и должностными лицами РФ, так и соответствующими ограничениями. В частности, таковые могут включать обязательный отказ от ведения предпринимательской деятельности, хранения средств на счетах в иностранных организациях и так далее.

Подробные требования к кандидату в Президенты РФ

Действующее Федеральное законодательство тщательно регулирует порядок регистрации кандидатов в Президенты России и механизмы, при которых обеспечивается отказ в регистрации кандидата. Так, к регистрации в качестве кандидата в Президенты могут допущены лишь лица, соответствующие как конституционным требованиям, так и положениям вышеозначенного ФЗ «О выборах президента». Общий список требований, согласно которым можно понять, кто не может быть кандидатом для выдвижения в президенты, является следующим:


Обратите внимание

Все вышеозначенные ограничения касаются как лиц, самовыдвигающихся в Президенты, так и выдвинутых политическими партиями.

Порядок самовыдвижения кандидатов либо выдвижения их от политических партий является различным. При этом политическая партия не имеет права выдвигать кандидатов, состоящих в иных партиях, но может предлагать к выдвижению беспартийных лиц. Для регистрации в качестве кандидата в Президенты необходимо подтвердить наличие народной поддержки у такового кандидата.

Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты России

В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:


Важный факт

Все отказы центральной избирательной комиссии по поводу регистрации кандидатов на любом этапе должны выдаваться не более, чем в двухдневный с момента подачи документов. Кроме этого, любой отказ должен быть мотивирован. Оспаривание таковых отказов проводится исключительно в Верховном Суде РФ, а рассмотрение таковых исков составляет не более пяти суток с момента их подачи.

В целом, касательно регистрации кандидата действует дополнительный существенный список ограничений прав. В частности, не допускается превышение установленного на федеральном уровне максимума затрат на ведение избирательной компании и предвыборной агитации более, чем на 5 процентов. Таковые нормативы призваны обеспечить равные права у участников предвыборной гонки вне зависимости от наличествующих у них финансов.

В детстве каждый из нас, наверняка, сталкивался с вопросом «Кем ты мечтаешь стать в будущем?». Кто-то отвечал - учителем, кто-то - космонавтом, а кто-то - президентом. Если эти мечты сохраняют свою актуальность и во взрослом возрасте, то появляется необходимость понять, как же эти мечты можно осуществить.

С учителем все довольно просто и понятно. Выбираешь предмет, который хочешь преподавать, поступаешь в ВУЗ на соответствующую педагогическую специальность, усердно учишься, получишь диплом и вуа-ля - ты стоишь перед целым классом ребятишек и рассказываешь им о Дарвине, Ньютоне, Пифагоре или о других великих умах человечества.

Стать космонавтом уже, конечно, сложнее. Нужно обладать определенными физическими качествами, но в целом алгоритм достижения мечты существует - выполни все этапы и ты в космосе.

А как же быть тем, кто мечтает стать президентом? Ни одно образовательное учреждение не готовит студентов по специальности «первое лицо государства». В связи с этим возникает вопрос - какое образование выбрать?

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к наглядным примерам и посмотрим, какое образование в свое время получали бывшие и действующие президенты разных стран мира.

Россия

1. Борис Ельцин (1991−1999)

Первый президент России родился в Свердловской области и окончил Уральский государственный технический университет по специальности инженер-строитель .

2. Владимир Путин (2000−2008, 2012- н.в.)

Действующий лидер нашей страны является обладателем диплома юридического факультета ЛГУ, Лениградского государственного университета, который сейчас именуется Санкт-Петербургским государственным университетом или СПБГУ.

3. Дмитрий Медведев (2008−2012)

Дмитрий Анатольевич так же, как и Владимир Владимирович, получал образование в современном Санкт-Петербурге. Более того, он также выучился на юриста в ЛГУ.

Франция

1. Франсуа Олланд (2012 - н.в.)

Действующий президент Франции обучался в Институте изучения политики, а также в бизнес-школе HEC Paris, где изучал бизнес и юриспруденцию.

2. Николя Саркози (2007−2012)

Николя получил образование в области гражданского права в Университете Париж X - Нантер.

3. Жак Ширак (1995−2007)

Жак, также как и Олланд, окончил Институт изучения политики в Париже, где изучал юриспруденцию.

США

1) Дональд Трамп (избранный президент США на момент написания статьи)

Новоизбранный президент США окончил Уортонскую школу бизнеса, где изучал экономику и финансы.

2) Барак Обама (2009−2017)

Барак Обама изучал юриспруденцию в Школе права Гарвардского университета.

3) Джордж Буш-младший (2001−2009)

Буш-младший получил сразу два образования: историческое в Йельском университете и экономическое в Гарвардской школе бизнеса.

Аргентина

1) Маурисио Макри (2015 - н.в.)

Действующий президент Аргентины выучился на инженера вКатолическом университете Аргентины.

2) Кристина Элизабет де Киршнер (2007−2015)

Первая женщина-президент, выбранная всеобщим голосованием, получила юридическое образование в Национальном университете Ла-Платы.

3) Нестор Карлос Киршнер Остоич (2003−2007)

Кирншнер также успешно окончил «юрфак» Национального университета Ла-Платы.

Южная Корея

1) Пак Кын Хе (2013−2016)

Пак Кын Хе по образованию - инженер-электрик . Она получила эту специальность в сеульском университете Соган. Кстати говоря, Пак президентствовала меньше положенного срока по причине того, что ей был объявлен импичмент.

2) Но Му Хён (2003−2008)

Но Му Хён получил образование юриста в Юридическом институте исследований и несколько лет работал адвокатом .

3) Ким Дэ Чжун (1998−2003)

Ким окончил университет Кёнхи в Сеуле по специальности менеджмент .

Рассмотрев 15 президентов из 5 государств в разных частях света, подытожим нашу статистику:

1. Юридическое образование получили 9 президентов.

2. Техническое образование получили 3 президента.

3. Экономическое образование (финансы, менеджмент) получили 3 президента.

Не берусь предположить, какие именно качества, необходимые президенту, позволяет развить в себе юридическое образование. Но можно утверждать, что в какой стране вы бы ни жили, если хотите стать президентом - поступайте на юрфак.

Что нужно сделать, чтобы стать президентом.

Сложный вопрос: как стать президентом, может оказаться не таким сложным. Это лишь цель сложнодостижимая, но вполне реальная, если проявлять и упорство, и старательность, и порядочность не растерять на пути к цели. Выработайте для себя план к дальнейшим действиям, что нужно, чтобы стать президентом. Сначала изучите, что от вас требует Конституция РФ, а потом постепенно действуйте. Помните, президентом РФ может старше 35 лет, постоянно проживающий в России более 10 лет. Права быть президентов РФ может лишить лишь постановление суда. Но более 2 сроков подряд один и тот же человек не может занимать должность президента. Свою кандидатуру человек может выдвинуть сам, как например, не так давно это сделал Прохоров. Выдвигается кандидатура в Центральной избирательной комиссии с упомянутым ходатайством. На должность президента страны могут выдвигать кандидатов партии, как это было сделано с Медведевым, Путиным и Жириновским. Каждую кандидатуру должна одобрить Центральная избирательная комиссия. Далее начинается процесс предвыборных агитаций людей за свою кандидатуру. Так же необходимо в Интернете выложить свою программу. О программе необходимо сообщить в Центризбирком:

— предоставить сведения о программе,

— указать адрес программы в Интернете,

— принести копию текста программы в электронном виде.

Далее остается лишь призывать на помощь друзей и родственников, агитировать людей голосовать за вас, и ожидать результатов голосования. Все в ваших силах, можете попробовать показать себя на ближайших выборах.

Сложно ли быть президентом, стоит ли выбирать такую профессию.

На самом деле, стать президентом не просто сложно, а порой не возможно вовсе, однако такой шанс есть у каждого гражданина РФ, подходящего под необходимые требования. Но вопрос даже не в том, подойдете ли вы, сможете ли пройти выборы и стать выбором целой страны. Мало кто понимает, как сложно быть президентом страны! Это только сидя дома в кругу семьи или в компании друзей, на форумах и пр., очень легко осуждать действия главы государства. Порой мы не можем справиться с личной жизнью, убиваемся из-за неудач в любви или учебе, а тут целое государство под вашей ответственностью. Необходимо уследить за каждым отдельным человеком и руководителем, что просто невозможно.

Мы смеемся, что при проверках всех катают по нужным местам, где все отремонтировано и т.д., но не все понимают это, тем более после того, как на реставрацию города выделены большие деньги. Как можно «случайно» и неожиданно проверить руководителей отделов или города, когда все переплетено между собой и предупредить проверяемых всегда кто-то успеет.

Смеяться и осуждать могут все, а стать президентами могут единицы. Порой даже став депутатами люди теряются, так как в роли избирателей они считали, что можно добиться много и многое можно исправить, а став людьми-управленцами, вникнув в сложную систему, они начинают понимать, как сложно управлять, руководить и делать все так, как хотелось. Потому давайте возьмем за правило не думать о том, как все могло бы быть, подумаем лучше о том, как все уже сложилось, как можно помочь в той или иной ситуации и т.д. Если каждый гражданин нашей страны будет участвовать в ее жизни, то все изменится к лучшему, а начать нужно с себя!

Россия, как считает большинство юристов, - это Основной объем власти сконцентрирован, таким образом, в руках избираемого народом. Собственно, посредством каких процедур россияне выбирают своего Президента? Каковы требования к кандидатам на высшую государственную должность?

России: ключевые аспекты

Конституция РФ определяет основной механизм, посредством которого проходят выборы Президента РФ - это всеобщее прямое голосование граждан. Интересно, что в главном законе государства ничего не сказано об альтернативности (наличии нескольких кандидатов на должность главы государства) выборов, но в ряде иных правовых актов данный аспект раскрывается в достаточной мере подробно.

Человек может претендовать на РФ, если ему уже есть 35 лет. Это один из ключевых критериев для кандидатов. Другое важное требование - проживание на территории России как минимум 10 лет к моменту выборов. При этом, как отмечают некоторые юристы, в законах РФ нет прямого указания, что кандидатом на должность президента РФ может быть только тот человек, который родился в России.

Как осуществляется выдвижение претендентов? Человек может стать кандидатом, если его выдвинет группа других граждан или же избирательное объединение. Также возможно самовыдвижение. Рассмотрим аспект, касающийся требований к претендентам на высшую государственную должность в РФ, более подробно.

Выдвижение кандидатов: нюансы

Каковы критерии участия претендентов в выборах главы государства? Порядок избрания Президента РФ включает в себя следующие нормы касательно данного аспекта. Кандидаты на должность главы российского государства, как мы отметили выше, могут участвовать в выборах как в порядке самовыдвижения, так и при посредничестве общественных объединений - таковыми чаще всего выступают партии.

В первом случае гражданин, стремящийся получить в свои руки власть президента РФ, хотя и выдвигается сам, тем не менее должен обзавестись поддержкой по меньшей мере 500 своих соотечественников. При этом претендент на должность главы государства обязан в соответствующем порядке зарегистрировать свою "группу поддержки" в ЦИК. Во втором случае - когда кандидата выдвигает партия - данное общественное объединение должно иметь официальную регистрацию в государственных реестрах. Срок действия ее - как минимум год до президентских выборов. Интересно, что при условии, что кандидат выдвигается партией, сам он не должен быть ее членом. Общественное объденинение, представленное в Парламенте, может поддержать только одного претендента на избрание главой государства.

При обоих сценариях - самовыдвижении или же поддержки партией - кандидат на должность Президента обязан предоставить в ЦИК как минимум 1 млн подписей граждан. Они, как предполагается, одобряют соответствующую кандидатуру. При этом максимальное число подписей в каждом из субъектов федерации не должно превышать 70 тыс. Данное требование кандидат может обойти, если заручится поддержкой партии, имеющей действующие мандаты в Госдуме.

Подготовка и проведение выборов

Выборы главы российского государства назначаются верхней палатой Федерального Собрания. Соответствующее решение данный орган власти должен принять не позднее, чем за 3 месяца до предполагаемого дня избрания Президента. Если так получится, что за 35 дней до назначенного дня выбора в избирательном списке не будет присутствовать 2-х кандидатов, то выборы будут отложены еще на 60 дней.

Как правило, уже за несколько месяцев до предполагаемой даты голосования за главу государства в России начинается избирательная кампания. Кандидаты, стремящиеся завоевать доверие граждан, занимаются политической рекламой, устраивают дебаты, ведут деятельность, которая может сформировать их положительный имидж в глазах избирателей.

Выборы Президента РФ проходят в первое воскресенье того месяца, в котором граждане нашей страны ходили на избирательные участки в предыдущий раз. Законом предусмотрен вариант, что Совет Федерации по каким-либо причинам не назначит их в рамках требуемых сроков. В этом случае порядок избрания Президента РФ таков, что инициатива переходит в руки ЦИК. Данный орган назначает, а также проводит выборы при таком сценарии во второе воскресенье того же месяца, в котором в норме Совет Федерации должен был назначить соответствующее мероприятие.

Выборы

Если кандидат на должность главы государства получил более 50% голосов, то он сразу же становится избранным Президентом. Если простое большинство - назначается второй тур. По факту его проведения Президентом становится человек, набравший как минимум на 1 голос больше, чем его оппонент.

Сроки полномочий

Срок избрания Президента РФ, установленный законом, - 6 лет. При этом его полномочия прекращают исполняться, как только в должность вступает новый глава государства. Законом предусмотрены сценарии, при которых Президент может уйти с должности. В этом случае Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы главы государства. Срок, в который сенаторы должны уложиться, - 14 дней с момента, когда Президент прекращает полномочия. День голосования в этом случае - последнее воскресенье перед тем днем, когда истекает 90-дневный срок со момента ухода главы государства с должности.

Когда выборы несостоявшиеся

Порядок избрания Президента РФ допускает случай признания выборов главы государства несостоявшимися. Когда это возможно? Первый сценарий: прошел второй тур, но кандидатом в нем являлся единственный человек, и его выбрало менее 50% граждан. Также выборы могут быть признаны несостоявшимися, если никто из претендентов не набрал более половины голосов в первом туре. Еще один вариант - к моменту выборов все кандидаты вышли из президентской гонки. Также рассматриваемая электоральная процедура будет признана несостоявшейся, если явка составила менее 50% от зарегистрированных избирателей. Рассмотрим особенности организации собственно второго тура.

Второй тур выборов

Процедура избрания Президента РФ предусматривает, что второй тур выборов главы государства проводится через 21 день после первого. При этом, если один из кандидатов, кто прошел в следующий этап, решит прекратить участие в выборах, то его место занимает человек, показавший третий результат в первом туре. Вместе с тем возможен сценарий, когда граждане РФ будут выбирать Президента на втором этапе при участии одного кандидата. Правда, при этом он по итогам второго тура должен набрать не менее 50% голосов граждан. Отметим, что в рамках данного этапа рассматриваемого электорального мероприятия требований к явке нет.

Когда выборы недействительные

Порядок избрания Президента РФ включает сценарии, когда выборы признаются недействительными. Это возможно, например, если результаты проведенного голосования выглядят недостаточно достоверно вследствие нарушений. Другой вариант - если на значительном количестве участков (формирующих собой одну четверть и больше от общего количества избирателей) результаты выборов признаны по тем или иными причинам недействительными. Еще один сценарий - выборы аннулирует суд.

Если выборы главы государства квалифицируются как несостоявшиеся или же недействительные, а также в том случае, если во втором туре оба кандидата прекратили участие в состязании на должность Президента, то верхняя палата Парламента РФ проводит процедуру повторного избрания главы государства. Это должно поизойти в течение четырех ближайших с месяцев со дня, когда было принято решение признать предыдущие выборы недействительными.

Сколько раз можно стать Президентом?

Как мы уже отметили выше, срок избрания Президента РФ - 6 лет. Один и тот же человек при этом не может занимать должность более двух соответствующих периодов подряд. При этом власть Президента РФ может вновь возвращаться в руки гражданина после того, как его преемник проработает положенный срок на данной должности.

Вступление Президента в должность

Через 30 дней после того, как проходят выборы главы российского государства и на них определяется победитель, осуществляется процедура вступления избранного Президента РФ в должность. Это мероприятие, как правило, транслируется в прямом эфире государственных и других каналов ТВ, радио. В торжественном зале, где проходит вступление Президента в должность, могут присутствовать представители органов власти, партий, общественных организаций России и других стран.

В ходе мероприятия, на котором присутствуют сенаторы депутаты Госдумы, а также судьи КС РФ, новый глава государства приносит присягу. После этого он может исполнять свои официальные полномочия до тех пор, пока его место не займет преемник или же пока народ не переизберет его, при наличии соответствующей законодательной возможности.

Тезисы о присяге

Присяга не приносится человеком, который занимает должность исполняющего обязанности главы государства, если предыдущий прекратил свои полномочия. Вместе с тем ее приносит повторно избранный Президент РФ - так же, как он это делал в предыдущий раз. Присягу принимает глава КС РФ.

Процедура, о которой идет речь, предусмотрена во многих других странах мира. При этом в ряде государств, как отмечают некоторые юристы, Президент вступает в должность только после того, как принесет присягу. Подобные формулировки, в частности, присутствуют в Конституциях Чехии и Словакии. Многие эксперты полагают, что схожая норма присутствует и в России, исходя из некоторых формулировок в основном законе нашей страны. Таким образом, полагают юристы, избранный Президент РФ не может официально, посредством юридически корректных процедур вступить в должность, не приняв присяги. Хотя прямого указания на подобного характера последствия в законах РФ нет.

Права и обязанности главы государства

Каковы основные права Президента РФ по факту вступления в должность? Юристы включают в их число следующие:

Назначение премьер-министра (или Председателя Правительства);

Руководство заседаниями Правительства;

Назначение общегражданского референдума;

Отставка Правительства.

Наряду с правами, у главы российского государства есть и обязанности. В числе ключевых - ведение внешней политики страны, внесение законопроектов в Парламент, подписывание прошедших процедуры принятия правовых актов, издание собственных источников - указов, распоряжений. Отметим, что некоторые юристы не разграничивают права Президента РФ и его обязанности, полагая, что достаточно тяжело определить в данном случае необходимые критерии. Например, то же издание указов, считают эксперты, вполне можно отнести и к правам.

Финансирование выборов

Каков порядок избрания Президента РФ в финансовом аспекте? Основная часть мероприятий, связанных с подготовкой и практическим проведением выборов главы российского государства, оплачивается за счет средств федерального бюджета РФ. В то же время каждый из кандидатов обязан создавать собственные фонды для дополнительного финансирования электоральных мероприятий.

Расходовать денежные средства в рамках соответствующих учреждений претенденты на должность Президента должны, соблюдая регламентируемую законами страны отчетность.

Подсчет голосов и опубликование результатов

Изучая порядок избрания Президента РФ, кратко рассмотрим такой аспект, как подсчет голосов, а также опубликование результатов проведенного электорального мероприятия. После того как избирательные участки закрываются - в 20 часов по местному времени, начинается, соответственно, подведение результатов выборов. Территориальные комиссии изучают бюллетени, подводят статистику, формируют протоколы и направляют данные в ЦИК. Затем результаты сводятся в общий документ. Значительный объем задач в этом направлении решается с применением высокотехнологичного ресурса - государственной автоматизированной системы подсчета голосов избирателей и статистического анализа соответствующих данных.

Официальное опубликование итогов изучаемого электорального мероприятия, а также цифр по голосам, отданным за каждого претендента, должно быть осуществлено в течение 3 дней после того, как итоговый протокол ЦИК будет составлен. Данные по каждому из территориальных избирательных участков должны быть напечатаны в официальных изданиях ЦИК в течение 10 дней. Как правило, еще до того, как результаты выборов обнародуются, социологи сообщают результаты exit-poll - опроса избирателей на выходе с территориальных участков, позволяющие гражданам получить примерное представление об итогах голосования.

Первые задачи после выборов

Изучив то, как вступает в должность Президент РФ, порядок избрания, полномочия человека, выбранного народом, мы можем рассмотреть то, каковы предписанные законом первые шаги главы государства в аспекте решения задач политического управления. Дело в том, что вступление Президента в свою должность сопровождается некоторыми правовыми последствиями, имеющими отношение к структуре властных институтов. В частности, освобождаются от должностей - таковы предписания в законе, регулирующем деятельность высшего исполнительного органа. Также, как отмечают некоторые эксперты, меняется, как правило, кадровая структура в администрации Президента, а в ряде случаев полномочные представители главы государства в верхней палате Парламента и в федеральных округах де-юре снимаются с должности.

Однако фактически сотрудники соответствующих аппаратов продолжают выполнять свои трудовые функции, пока не будут назначены другие чиновники и руководители ведомств или юридически сохранят за собой должности текущие сотрудники. Таким образом, первые после РФ касаются должностей в Правительстве. Иногда - администрации главы государства и ряде других структур политического управления. Меняет ли свою структуру Управление делами Президента РФ? В среде экспертов нет единого мнения на этот счет, а в законах России - норм, которые бы в строгом порядке регулировали принципы ротации кадров в данном органе. Таким образом, Управление делами Президента РФ - орган, функционирующий независимо от процедур, отражающих избрание главы государства.

Выборы при военном положении

Рассмотрев то, какими правами и обязанностями обладает Президент РФ, избрание и полномочия главы российского государства, изучим также такой аспект, как проведение соответствующей электоральной процедуры в условиях военного положения. Действительно, если страна по каким-то причинам втянута в некий международный конфликт, населению, вероятно, не до выборов и президентских гонок.

Отметим, что в основном законе страны - Конституции - ничего не сказано о таких случаях. В то время как в ФЗ "О военном положении" отмечено, что любые выборы в органы власти, равно как и референдумы, в соответствующих условиях не проводятся. То есть Президент будет оставаться в своей должности до тех пор, пока военное положение не будет отменено. Срок полномочий главы государства тем самым будет продлен, даже если он уже отработал 6 лет. Это же правило, как отмечают юристы, действует и в отношении других органов власти. К слову, во многих других странах законодательный режим предусматривает схожие нормы.

Есть ли в России вице-президент?

Нет, такая должность в нашей стране не предусмотрена. Однако были периоды, когда она присутствовала в системе власти. Например, во времена, когда только появился - сначала в СССР, а затем в первые годы после образования Российской Федерации. Но в Конституции, которая была принята в 1993 году, никаких сведений о должности вице-президента не присутствовало. Равно как ни в одной из последующих поправок к основному закону страны. Юристы отмечают, что вице-президент присутствует в системе власти сравнительно небольшого количества государств. Прежде всего, можно отметить развитость соответствующей традиции в США, в некоторых европейских странах, например в Болгарии или на Кипре.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.