Как это работает? Датчик дождя в автомобиле, что это такое? Что такое датчик дождя

4 апреля 2019

Дождь и прочие осадки сильно понижают безопасность дорожного движения. Причина не только в том, что между резиной и дорогой ухудшается сцепление, или в том, что машину может банально занести, а тормозной путь становится заметно длиннее. Сами осадки также несут значительный вред автомобилю. Так что наличие датчика дождя на лобовом стекле – не прихоть, а необходимость, которую многие, впрочем, игнорируют.

Что такое датчик дождя?

Датчик дождя – оптико-электронный прибор, который фиксируется на ветровом стекле автомобиля и реагирует на повышение влажности. Датчик способен управлять «дворниками» и механизмами, которые отвечают за открытие и закрытие люка и стекол на дверцах.

Устройство призвано значительно облегчить жизнь водителям. Не секрет, что снег, дождь и грязь существенно затрудняют процесс управления машиной, а необходимость включать и выключать «дворники», регулировать интенсивность их работы отвлекает от дороги.

Из чего состоит датчик?

Строение антидождевого устройства основано на датчике света. В конструкцию входят:

  • инфракрасный излучатель;
  • фотоприемник;
  • блок управления;
  • корпус;
  • блок реле.

Принцип работы

В основе работы датчика дождя лежит принцип преломления света. Сенсор постоянно исследует поверхность лобового стекла на предмет влажности, анализируя имеющиеся в памяти данные. Если датчик не замечает перемен во влажности стекла (по сравнению с исходными параметрами), то продолжает функционировать в привычном графике. Однако если прибор фиксирует преломление света (что и случается, когда стекло становится мокрым), то система замыкает блок реле, в результате чего авто получает информацию о начинающемся дожде. В этом случае в автоматическом режиме срабатывают стеклоочистители, закрываются окна и люк.

На заметку! Датчик дождя очень часто совмещен с датчиком света. Последний нужен для корректировки яркости фар.

Некоторые модели могут даже определять, насколько сильный дождь идет за окном. На основе полученных сведений приборы корректируют работу «дворников». Интервал может составлять сначала 2 секунды, затем 4, потом 1. Кроме того, в некоторых моделях имеются дополнительные «фишки» вроде датчика, определяющего степень загрязнения стекол.

Дополнительная регулировка прибора после приобретения и установки не требуется. В этом заключается еще один его большой плюс.

При использовании датчика дождя в машине настоятельно рекомендуется почаще промывать стекло стеклоочистителем. Благодаря этому датчик будет работать четко и позволит определить время и место начала дождя предельно точно.

Как правильно установить прибор?

Датчик дождя на автомобиль нужно устанавливать в несколько этапов. Ничего сложного в процессе нет, однако важно уделить внимание деталям. Это позволит избежать проблем в работе устройства.

Правильная схема установки прибора выглядит таким образом:

  1. Подключение держателя.
  2. Нанесение специального геля.
  3. Закрепление самого датчика.
  4. Подключение прибора к машине.
  5. Проверка установки.

Первый этап – самый легкий. Нужно просто установить деталь, которая будет фиксировать устройство на стекле. Делается это с применением клея.

На второй стадии специальный гель наносится на две поверхности по бокам прибора. Таким образом, вы обеспечите сверхточную светопередачу сенсорам от внешней части стекла. Когда гель будет нанесен, непосредственно датчик крепится к держателю при помощи самореза или специальных креплений.

Обратите внимание! Перед подключением прибора к машине нужно проверить его на отсутствие пузырьков, сора и прочих элементов, которые наверняка затруднят функционирование сенсора.

На следующем этапе прибор можно подсоединять к электронике машины. Чаще всего датчики дождя имеют 4 контакта. Красный – это питание, он подсоединяется к системе управления «дворниками». Синий – заземление, его необходимо подсоединить к корпусу вашего «железного коня». Другие контакты могут быть разного цвета, от них зависит работа «дворников».

На последнем этапе проверяем правильность повторения вышеуказанного алгоритма.

Нюансы эксплуатации

При использовании данного прибора важно знать о некоторых особенностях. Помните, что ни один механизм не может быть идеальным.

Датчик дождя должен располагаться только вертикально. Его размещают в той части стекла, куда достают «дворники». На месте установки должно быть идеальное стекло – никаких сколов или деформаций.

Если на стекло установлен инфракрасный фильтр, он может стать серьезной преградой для работы антидождевого прибора.

Большая часть моделей функционирует только в первом положении «дворников». Тогда они успешно координируют интенсивность работы стеклоочистителей. В других положениях прибор не может повлиять на их работу.

Датчик не способен полностью контролировать стеклоочистители. Иногда происходит локальное загрязнение лобового стекла из-за брызг от лужи или птичьего помета. Если датчик этого не видит, то стеклоочистители не включатся. Это значит, что водителю стоит «помогать» прибору и не перекладывать все обязанности на сенсор. При сухой погоде устройство стоит отключать, дабы «дворники» не царапали стекло без жидкости. Вот от чего может внезапно сработать устройство:

  • брызги;
  • насекомые;
  • листья;
  • тень от деревьев.

Справка. Датчики дождя используются не только в частных автомобилях, но и при проведении полевых работ. Они управляют системами полива, регулируя объемы подачи воды.

Как сделать датчик своими руками?

Специалисты сходятся во мнении, что сконструировать такой прибор собственноручно будет крайне непросто. Да, принцип его действия незамысловат, но на создание уйдет много времени и сил, при этом не факт, что конечный результат будет качественным. Вам понадобится овладеть умениями пайки и приобрести некоторые детали, цена которых может равняться готовому прибору.

Фольгу нужно разрезать в виде двух пластин со змеевидной дорожкой по центру. Далее одна часть подключается к батарейке, другая – к реле. Когда пойдет дождь, вода зальет пластины и замкнет их, что приведет к началу работы реле.

Для создания такого прибора потребуется использовать:

  • алюминиевую фольгу;
  • диэлектрическую подложку;
  • клей или другой фиксатор;
  • провода;
  • реле;
  • источник питания.

Заключение

Современные датчики дождя – незаменимые помощники водителей в дороги. Они самостоятельно включают «дворники» на лобовом стекле, закрывают окна в случае непогоды. Все это позволяет шоферу сконцентрироваться исключительно на дороге, что значительно снижает вероятность ДТП.

Автоматический датчик дождя, который монтируют на множестве современных автомобилей, является устройством, относящимся к оптико-электронным технологиям. Его устанавливают непосредственно на поверхность ветрового стекла машины. Датчик рассчитан на реагирование в случае повышения уровня влажности. В частности, датчик дождя применяется для осуществления автоматизированной работы автомобильных стеклоочистителей. Также датчик, как правило, умеет автоматически закрывать люк на крыше и стёкла в дверях.

Для комфортного и действительно безопасного процесса передвижения и управления авто, такие помехи, как дождь, снег и грязь могут стать действительно серьёзными. В такие моменты необходимость вручную включать и выключать, а также регулировать интенсивность работы очищающих «дворников» машины, так или иначе отвлекает водителя от управления транспортным средством. Специально для того, чтобы как-либо устранить это неудобство, специалисты в области разработки всевозможных автомобильных инноваций трудились не один год, и ещё до совсем недавнего времени, датчики дождя, позволяющие решить вопрос, устанавливались лишь на самые дорогие модели автомобилей. Сегодня же эта опция доступна уже для гораздо более широкого диапазона более доступных моделей.

Устройства дождевых датчиков, значительно облегчающие процесс управления автомобилем в ситуациях с сильными осадками, предлагаются сейчас в машинах среднего так называемого гольф-класса. Кроме того, разработчики уже сейчас предлагают определённый выбор различных типов устройств датчиков, в том числе и тех, которые делают вполне доступной самостоятельную установку.

Компоненты устройства системы датчика дождя состоят из фотоприёмника, а также источника инфракрасного излучения очень миниатюрных размеров. Блоки электронной обработки информации, вмещают в себя определённый объём памяти с необходимыми параметрами по преломлению инфракрасных лучей на поверхности лобового стекла снаружи. При частичном или непосредственно попадании влаги на плоскость стекла, текущие параметры по преломлению инфракрасных лучей изменяются, и тогда система начинает реагировать, анализируя интенсивность выпадающих в данный момент осадков и текущее время работы очистителей, включая и отключая их в необходимые временные промежутки.

Уровень чувствительности таких светоприёмников поразительно высок. Они способны различать до тысячных долей миллиметра влаги имеющейся на лобовом стекле и тут же срабатывать в рамках буквально нескольких миллисекунд после определения такой необходимости.

Одна из опций, которая устанавливалась раньше только на дорогих машинах – датчик дождя, стала вполне доступна и для авто бюджетного уровня. Однако порой по нему возникает множество вопросов, так что вполне резонно спросить – а как он работает?

Зачем нужен подобный прибор

Прежде чем разбираться с работой подобного устройства, давайте попытаемся понять, зачем нужен, и по сути дела, что это такое? Самим названием предопределено назначение такого изделия – установить факт дождя. Хотя задачи, которые выполняет автомобильный датчик дождя и света, гораздо шире описанных.

Среди них стоит отметить:

  • установление факта начала дождя, а также снега;
  • определение степени загрязнения лобового стекла;
  • автоматическое включение дворников при осадках и задание режимов их работы в зависимости от интенсивности непогоды;
  • включение световых приборов при низком уровне освещенности (касается датчика света).

Его установка производится за зеркалом заднего вида, например так, как показано на фото:

Разобравшись с тем, что делает датчик дождя и света, необходимо ответить на вопрос – а зачем все это нужно? Ответ вполне очевиден – для повышения безопасности движения. Подобное устройство, по замыслам разработчиков, должно избавить водителя от лишних операций (включение/выключение дворников), отвлекающих его от управления автомобилем, а также автоматически обеспечить отличную видимость на дороге при любых условиях.

Как устроен датчик дождя?

Принцип работы датчика дождя основан на сравнении оптических свойств лобового стекла при разных атмосферных условиях, точнее – на различиях в отражении инфракрасного луча чистой и увлажненной или загрязненной поверхностью стекла.

Все достаточно просто – в его состав входят излучающий и принимающий инфракрасные светодиоды. Устройство и работу подобного изделия поможет понять фото:

Это изделие находится на лобовом стекле с внутренней его стороны. От излучающего светодиода инфракрасное излучение попадает на наружную поверхность, отражается от нее и улавливается фотодиодом. Уровень отраженного сигнала зависит от состояния наружной поверхности стекла, от чистого стекла сигнал будет один, от грязного – другой, от мокрого – третий. По величине этого сигнала блок управления определяет необходимость включения дворников.

Как видно из приведенного описания, устроен подобный прибор достаточно просто, что предопределяет достаточно широкие возможности по его применению.

Как выглядит такое устройство, показано, например на фото:

Как видно из рисунка, в отдельном корпусе находится блок управления, связанный жгутом с реле, управляющим работой стеклоочистителя. Блок управления необходимо приклеить в зоне перекрытия щеток дворника.

Как выполняется подобная работа, позволит понять видео. Приведенные данные подтверждают, что приклеить такое устройство просто, и эту работу вполне можно сделать самому.

Недостатки

При всей внешней привлекательности подобного изделия ему свойственны определенные недостатки, о которых нельзя не упомянуть. К ним необходимо отнести:

  1. Несвоевременное срабатывание. Бывает, попадание единственной капли в зону действия датчика заставляет его включать дворники, хотя остальное стекло чистое и сухое. Возможна и обратная ситуация, когда вода или грязь от встречной машины заливает стекло со стороны водителя, но не достигает датчика, и стеклоочистители не включаются.
  2. Включение дворников без включения омывателя стекла. Работа стеклоочистителей при попадании грязи на стекло приводит к тому, что грязь просто размазывается.
  3. Чувствительность к качеству стекла. Малейшие неровности, трещины и сколы приводят к тому, что он перестает работать.
  4. Запаздывание срабатывания. Оно может составлять в некоторых случаях до двух секунд, отчего создается впечатление, что не работает датчик дождя. Поэтому порой мало просто приклеить, необходимо привыкнуть к его наличию, преодолевая желание вручную включить дворники.

Проверить, как работает такое управление стеклоочистителем, просто. Необходимо только плеснуть водой в зону расположения датчика. К примеру, на видео показано, как проверить работу дворников.


Автоматическое управление стеклоочистителями автомобиля возможно благодаря использованию описанного устройства. Он позволяет избавить водителя от необходимости вручную управлять работой дворников, и служит для повышения комфорта управления машиной и безопасности авто. Насколько будет это устройство вам необходимо и полезно – это уже дело личного выбора.

Непогода - огромная помеха для комфортного вождения. Именно поэтому автомобиль содержит массу элементов и сенсоров, реагирующих на окружающую обстановку и регулирующих работу систем в соответствии с поступающими данными. Это позволяет сделать вождение более удобным путем регулировки фар, включения дворников и многих других элементов. Особенно такая система актуальная при дожде.

Назначение датчика дождя

Датчик дождя - это элемент, который реагирует на появление капель на лобовом стекле. Он необходим для автоматического включения стеклоочистителей, закрытия люка, стекол и других элементов автомобиля. Он позволяет реагировать на непогоду без прямого участия водителя, что существенно упрощает вождение.

Датчик дождя расположен на лобовом стекле внутри салона. Зачастую он крепится на присосках или же с обратной стороны зеркала заднего вида. Такое крепление удобно тем, что визуально он становится незаметен. Но важна практичность, а не красота.

Подобные компоненты становятся незаменимой частью автомобиля. Нередко они находятся в базовой комплектации многих авто, однако их рекомендуют к установке на любой модели. Ведь они существенно повышают комфорт от вождения в сезоны, когда погода переменчива. Именно поэтому они столь популярны.

Принцип работы элемента

Все распространенные модели в основаны на чувствительном датчике света. Они представляют собой конструкцию, в которую входит:

  • инфракрасный излучатель;
  • фотоприемник;
  • блок управления;
  • корпус;
  • блок реле.

Конструкция содержит блок управления, в который встроены необходимые данные для работы, а также команды при обнаружении дождя.

Принцип действия устройства заключается в преломлении света. Сенсор регулярно сканирует поверхность лобового стекла, анализируя результаты с заложенными показателями. Базовые результаты же загружены в элемент управления и являются данными, получаемыми при сухой и влажной поверхности стекла. Если компьютер не заметил перемены, то датчик продолжает работать в штатном режиме. Если же преломление света замечено, что и происходит при попадании воды на стекло, то система замыкает блок реле и посылает автомобилю сигнал о дожде. В таком случае включаются стеклоочистители, закрываются окна и люк.

Интересно! Зачастую датчик дождя комбинируется с сенсором света. Второй необходим для регулировки яркости фар в зависимости от времени суток и погоды.

Некоторые модели подобных устройств способны определять интенсивность осадков, регулируя на основе этих данных интенсивность работы стеклоочистителей. То же касается и сенсора света при регулировке яркости фар. Однако такое возможно лишь на авто, где предусмотрена возможность подобной функции.

В этом и заключается весь принцип работы устройства. Его дополнительная регулировка или настройка практически не требуются. Некоторые модели комбинируют в себе дополнительные функции вроде определения степени загрязнения стекла и других, что тоже существенно упрощает жизнь водителя.

Особенности работы датчика

Важно отметить несколько нюансов, которые стоит помнить при использовании подобного сенсора. Это существенно упростит дальнейшую работу с ним, ведь ни один механизм не может быть идеален. Стоит помнить это и обеспечить больший контроль над автомобилем.

Первое - датчик дождя должен быть расположен вертикально. Располагают его в той части, куда достают щетки стеклоочистителя. Важно, чтобы на месте установки отсутствовали какие-либо деформации или повреждения стекла.

Важно! Если на стекле имеется инфракрасный фильтр, то это может стать помехой для работы устройства.

Большинство моделей данного устройства работают лишь в первом положении дворников. В таком случае они регулируют интенсивность их работы. В остальных случаях датчик не влияет на их деятельность.

Также важно обеспечить себе контроль над стеклоочистителями. Некоторые водители полностью перекладывают эту задачу на сенсор, но это не всегда помогает. Нередко бывает локальное загрязнение стекла вроде брызг от лужи, попавших лишь на часть автомобиля, или же птичьего помета. Если датчик этого не видит, то стеклоочистители не включатся.

Нередко датчик может сработать от различных мелочей, включая:

  • брызги;
  • насекомых;
  • листья;
  • тень от деревьев.

Такие незначительные детали могут привести ко включению дворников и их работе по сухому стеклу. Этого стоит избежать, отключая устройство при сухой и безоблачной погоде.

Все эти нюансы стоит учитывать при приобретении и использовании датчика. Такой подход существенно упростит обращение с ним и позволит оптимизировать его работу.

Датчик дождя своими руками

Самостоятельно создать работающий датчик дождя достаточно трудно. Хотя принцип его действия достаточно прост, сделать его без сторонней помощи сможет лишь опытный электронщик. Здесь необходимы навыки пайки, а также приобретение дополнительных элементов, стоимость которых может сравниться со стоимостью нового устройства. При выборе такого решения лучше приобрести готовый вариант, который будет надежнее и эффективнее.

Если все же необходимо самостоятельно сделать датчик, то есть одно решение. В его основе лежит проводимость тока и две контактные пластины. Зачастую пластины делаются из фольги или печатаются на текстолитовых платах в виде дорожек.

Идея конструкции проста - необходимо разрезать фольгу в виде двух пластин со змеевидной дорожкой посредине. После чего подключить одну часть к батарейке, а вторую - к реле. При дожде вода будет попадать на пластины, замыкая их. Это приведет к срабатыванию реле.

Важно! Хотя дождевая вода имеет малую проводимость тока, незаметные частицы пыли повысят этот показатель, позволив схеме сработать.

Для создания такой схемы необходимо взять:

  • алюминиевую фольгу;
  • диэлектрическую подложку;
  • клей или другой фиксатор;
  • провода;
  • реле;
  • источник питания.

Необходимо вырезать фольгу по примеру выше, после чего наклеить на диэлектрическую подложку. Размер стоит делать небольшим около 3х3 сантиметров. Далее необходимо подключить к фольге провода. Это можно сделать, вкрутив два проводящих самореза. После этого подключается реле и источник питания. Протестировать устройство можно сразу же, при необходимости снизив расстояние между сегментами.

Стоит отметить, что куда эффективнее делать такую схему на текстолитовой плате. Сделав достаточно сложную схему с узкими дорожками и малым просветом между ними, можно повысить надежность датчика до высокого уровня.

Однако он не дает высокой гарантии срабатывания. Да и расположить его незаметно достаточно трудно. Поэтому рекомендуется приобретать готовые варианты, которые куда надежнее.

Установка датчика дождя

Подключение датчика дождя проходит в несколько этапов. Это достаточно простой процесс, однако стоит уделить внимание деталям, что позволит исключить проблемы в работе из-за неправильной установки. В процессе отмечают следующие этапы:

  1. Подключение держателя.
  2. Нанесение специального геля.
  3. Подключение датчика к автомобилю.
  4. Проверка установки.

Первый этап заключается в установке держателя. Это простой элемент для закрепления датчика на стекле. Осуществляется при помощи клея.

Далее наносится специальный гель на обе рабочие поверхности по сторонам датчика, чтобы обеспечить максимально точную передачу света от наружной части стекла к сенсорам. После нанесения геля сам датчик закрепляется на держателе посредством самореза.

После всех этапов подключения стоит проверить область датчика на наличие пузырьков, сора и прочих элементов, мешающих нормальной работе сенсора. Если их нет, то можно приступать к подключению устройства к автомобилю.

Зачастую датчик имеет четыре контакта. Красный является питанием и подключается к системе управления стеклоочистителями. Синий же используется как заземление, его необходимо подключить к корпусу автомобиля.

Остальные контакты могут быть различного цвета и отвечают за работу стеклоочистителей. Их назначение и подключение зависит от производителя устройства, поэтому здесь стоит прочитать инструкцию.

Поэтому датчик дождя - полезный элемент, который существенно увеличит комфорт от вождения. Он использует сенсор света для определения капель. Хотя можно сделать альтернативу своими руками, она будет не так эффективна, как оригинальное устройство. Поэтому лучше приобретать настоящий датчик, который будет надежно срабатывать при непогоде.

Для лучшего понимания методов установки датчика рекомендуется посмотреть это видео. Здесь описаны все нюансы этого процесса, что позволит разместить данный элемент без ошибок:

В данной статье рассмотрим основную задачу и принцип работы датчика дождя. Исходя из названия, становится понятным что это за прибор и его основное предназначение. Датчик дождя призван распознавать наличие осадков и автоматически включать стеклоочистители. Ведь грязь и дождь на стекле вызывает серьезные затруднения при управлении автомобилем, а постоянное включение и выключение дворников лишний раз отвлекает водителя от дороги.

Он, как и любое нововведение в первую очередь предназначен для повышения комфорта при управлении автомобилем. В последнее время датчик дождя получил широкое распространение, его вполне можно увидеть в базовой комплектации машин среднего и гольф-класса.

Принцип работы

Датчик располагается с внутренней стороны лобового стекла. Как он тогда работает? Как распознает дождь? Вся хитрость состоит в том, что он реагирует не на воду, а на свет. Конструкция устройства несложная и состоит из следующих элементов:

  • фотодиод;
  • два светодиода;
  • датчик освещения;
  • фольга;
  • электронный блок управления (ЭБУ).

Функционирует прибор за счет разного угла отражения инфракрасных лучей на мокром и чистом стекле. Один диод излучает инфракрасный луч, который, отражаясь от гладкой поверхности стекла, попадает на фотодиод, распознающий количество вернувшегося света. Сигналы, отраженные от чистого и мокрого (грязного) стекла, имеют различное преломление лучей. Мокрое стекло гораздо легче пропускает свет. ЭБУ распознает данные отличия и в случае необходимости дает сигнал для автоматического включения стеклоочистителей.

Часть датчиков умеют с предельной точностью распознавать количество капель или наличие снега на стекле и регулировать режимы работы стеклоочистителей. При сильном загрязнении идет сигнал о необходимости подачи омывающей жидкости. Блок управления связан проводом с управляющим дворниками реле. Датчик должен располагаться таким образом, чтобы попадать в зону работы стеклоочистителей. В состав прибора, как правило, включают и датчик автоматического света.

Установка датчика

Если автомобиль не укомплектован датчиком дождя на заводе, его можно купить и установить своими руками, для этого нет никакой необходимости отправляться в автосервис. В комплекте к прибору идет пошаговая инструкция по установке и настройке датчика.

Рассмотрим пример установки на российском автомобиле «Лада Гранта». Для начала необходимо открыть блок предохранителей, который расположен чуть ниже руля слева. На место штатного реле, которое расположено в крайнем левом углу вверху блока предохранителей, устанавливается реле датчика дождя. Блок управления приклеивается на лобовое стекло с помощью прилагаемого в комплекте двухстороннего скотча. Перед приклеиванием блока стекло необходимо протереть специальной салфеткой (прилагается в комплекте). Проводка от блока управления прокладывается под потолком, затем по левой стойке опускается вниз к блоку реле, через отверстие с внутренней стороны заводится в сам блок.

Также, встречаются универсальные датчики дождя, которые можно приклеить на специальный гель, от этого принцип работы прибора не меняется и схема установки аналогична описанной здесь.

Необходимо учитывать, что штатное реле очень крепко сидит в гнезде. Нужно постараться действовать предельно осторожно и не повредить крепление реле. Можно воспользоваться ножом и подцепить реле, чтобы ускорить работу и уменьшить шанс повреждения. Затем устанавливается реле датчика дождя и соединяется проводом с блоком управления. Закрываем крышку блока предохранителей и приступаем к тестированию работы прибора.

Видео-инструкция самостоятельной установки:

Настройка работы датчика

Чтобы проверить работу датчика, нужно перевести лепесток переключения стеклоочистителя в прерывистый режим. Затем небольшим количеством воды обрызгать стекло из пульверизатора или бутылки с водой. Через секунду должны сработать стеклоочистители. В зависимости от модели датчика у него есть различные режимы, которые легко настроить с помощью инструкции. Режим выбирается в соответствии со временем года и погодными условиями.

Реальные и мифические недостатки

Как и любое устройство, датчик обладает достоинствами и недостатками. К недостаткам можно отнести несвоевременное включение дворников (достаточно нескольких капель для срабатывания, тем не менее, они должны обязательно попасть в зону действия датчика). При срабатывании дворников не всегда включается омыватель стекла, и грязь только размазывается, снижая видимость. Еще одним недостатком является запоздалое срабатывание, хотя этот эффект можно устранить с помощью настройки. К заблуждениям относится мнение, что датчик бесполезен в зимнее время года. Изучив принцип его работы, становится понятно, что его функции актуальны не только при дожде, но и при снеге.

Изучив принципы работы и пример установки, можно сказать, что датчики дождя заслуженно получили широкое распространение в автомобильной индустрии и являются важными составляющими безопасного вождения.