Интерьер в русском стиле. Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации

Что такое русский стиль в интерьере квартиры и что представляла собой повседневная жизнь русской усадьбы? Небольшие комнаты, а вовсе не бальные залы и парадные гостиные, открывавшиеся только по случаю, разномастная мебель, картины, имеющие скорее семейную, нежели художественную ценность, повседневный фарфор.

Фрагмент столовой. Ткань для штор выполнена на заказ, Colefax & Fowler, кант из клетчатой ткани, Manuel Canovas. Расписная ширма, начало ХХ века, Франция. Кресла обиты тканью, Brunschwig & Fils. Винтажные декоративные подушки с ручной росписью по шелку.

Даже члены императорской семьи в личной жизни старались окружить себя обыкновенным уютом - достаточно взглянуть на фотографии личных апартаментов Александра III в Гатчинском дворце или Николая II в Александровском дворце Царского Села…

Столовая. Каминный портал зеленого мрамора выполнен по эскизам Кирилла Истомина. Шерстяной ковер, Россия, конец XIX века. Антикварная люстра, Франция, XIX век. Обеденный стол с резьбой в китайском стиле и стулья с кожаной обивкой, Англия, ХХ век. Чехлы из ткани, Cowtan & Tout. На столе - скатерть старинного кружева из коллекции хозяев дома. Фарфоровый сервиз, Франция, начало XX века. На стене - коллекция антикварного французского, немецкого и русского фарфора.

Именно о таких интерьерах думал декоратор Кирилл Истомин, когда заказчики обратились к нему с просьбой создать усадебный интерьер дома в русском стиле без претензий на историческую достоверность.

Кирилл Истомин

«Мы начали придумывать легенду на ходу, - рассказывает Кирилл. - С первых дней работы над проектом мы вместе с хозяевами стали искать совершенно разные предметы обстановки - как говорится, про запас.

Фрагмент кабинета. Диван выполнен на заказ по эскизам Кирилла Истомина; обивка, Clarence House. На стене - иконы хозяев дома.

Главная гостиная. Гобелен, Франция, XVIII век. Винтажное английское кресло, обивка, Cowtan & Tout. Настольные лампы сделаны из антикварных китайских ваз. Журнальный стол красного лака с золотой росписью в стиле шинуазри, винтаж. Сталлаж и диван выполнены на заказ по эскизам декоратора, ткань, Cowtan & Tout. Письменный стол с кожаной столешницей и ящиками, Англия, XX век, рядом - винтажное кресло из ротанга. Круглый стол с мраморной столешницей, Россия, XIX век.

С этого гобелена и началась перестройка дома - в старой гостиной для него попросту не хватало места. Новая пристройка, примкнувшая к гостиной, по площади равна первому этажу дома.

Прихожая. Обои, Stark. Резная деревянная золоченая люстра, Италия, XX век. Зеркало, Англия, XIX век. Комод и бра, винтаж. Чехлы на стульях из ткани, Lee Jofa.

Квадратная в плане, она разделена пополам на два помещения: столовую и новую гостиную, на одной из стен которой разместился гобелен.

Кухня. Тканевое бандо, Lee Jofa. Чехлы на стульях, ткань Schumacher. Люстра, обеденный стол и стулья, Россия, 1900-е годы.

«Понимаю, что подумали архитекторы, когда мы заказывали им планировку комнат с учетом размещения уже имеющихся предметов обстановки, - улыбается Кирилл. - Но я всегда отношусь с юмором к противостоянию декораторов и архитекторов».

Фрагмент кухни. Столешница и фартук сделаны из гранита.

Намерено простая отделка - деревянные полы и крашеные стены - компенсируется в комнатах высотой потолков. В старом доме они примерно на полтора метра ниже.

Гостевой санузел. Обои с растительным рисунком, Cowtan & Tout. Юбка подстолья выполнена из льна, Clarence House. Зеркало над подстольем в крашеной резной деревянной раме, Италия, начало XX века.

Впрочем, даже это не делает помещения похожими на парадные залы - те же самые жилые комнаты, словно сошедшие с дореволюционных фотографий. Вот только сложно сказать, в какой стране эти фотографии могли быть сделаны: в столовой сочетание фарфоровых тарелок, развешанных по селадоновым стенам, и цветочные орнаменты штор напоминают об английских поместьях Викторианской эпохи, в то время как обстановка малой гостиной с историческими обоями с изображением цветочных гирлянд и вторящие им кипенно-белые кружевные рюши малиновых занавесок напоминают русский стиль в интерьере, купеческий особняк где-то на Волге.

Фрагмент главной спальни. Английский винтажный лакированный секретер c золоченой росписью в китайском стиле.

Почти китч, но горячий чай с вареньем уже сделал свое дело, и вам ни о чем не хочется думать, укрывшись пуховым платком и слушая убаюкивающее мурчание кота. «Конечно, это целиком придуманный интерьер, и вряд ли вы найдете здесь исторические параллели.

Малая гостиная. Винтажные французские бронзовые бра куплены в Санкт-Петербурге. Спинки антикварных золоченых кресел обтянуты старинным кружевом из коллекции хозяев. Винтажный диван с бахромой в оригинальной малиновой обивке. Обои ручной печати по архивным оригиналам выполнены на заказ. Занавески, шелк, Lee Jofa. Деревянные стеллажи выполнены по эскизам декоратора.

Скорее он навевает воспоминания о том, какой вы представляли ушедшую эпоху, когда читали классиков, - говорит декоратор. - В доме много несочетающихся вещей, но такое «несовершенство» делает мою работу незаметной.

Воссоздание русского стиля, такого колоритного и разнообразного, всё больше заинтересовывает не только патриотично настроенных владельцев, но и западных дизайнеров. И если для последних этот стиль – дань экзотичной моде, то только русский человек может по достоинству оценить наследие предков и неповторимую атмосферу помещений, созданных в узнаваемом во всем мире русском стиле в интерьере дома или квартиры.

Такое популярное направление постоянно переосмысливается дизайнерами для максимально комфорта владельцев. Традиционные ценности дают возможность ощущать природу у себя дома за счёт обилия дерева и отсутствия пластика. Это вневременная стилистика, идеи для которой Вы можете почерпнуть из фото или довериться своей интуиции, попробовав сочетать декоративные и цветовые элементы для индивидуального результата.

Разнообразие исполнений – аскетичная изба

Существует несколько основных концепций воплощения русского стиля. Интерпретация может быть предельно полной и тогда получается русская изба. Есть определённые черты:

  • максимальная экологичность;
  • колоритность, даже некоторая «лубочность», «сказочность»;
  • фактура дерева обычно подчёркивается, дополняется металлом: жесть, чугун, латунь;
  • достаточная площадь, чтобы каждый значимый объект выделялся;
  • грубые предметы меблировки.

Интересны предметы, пришедшие, словно из глубины веков, вроде деревянных сундуков, ухваты на кухне, горшки, крынки, остальные рукотворные народные промыслы. Важно только в погоне за декоративностью вовремя остановиться, продумать практическое использование.

Русская изба – это рустикальное направление, предельное естественное, необработанное. Но в таких интерьерах не всем бывает комфортно, особенно продолжительное время. Поэтому существует более изысканная версия – русский терем с несколько адаптированными, осовремененными внешними характеристиками.

Улучшенная вариация – терем

Дача ассоциируется теперь с приятными моментами, возможностью отдохнуть, совершить маленькое путешествие. Осуществить экскурс в историю становиться несложно, ведь изменения и улучшения как раз и направлены на то, чтобы наслаждаться колоритом без отрыва от комфортного времяпрепровождения.

Апгрейд касается всех деревянных поверхностей – они становятся более ровными, тщательно отделанными. Допускается лак, полировка, покраска; появляется паркет. Делается акцент на изысканной, тонкой резьбе, орнаментах. Мозаичное оформление присутствует в отделке стен, пола.

Декоративные элементы тоже претерпевают изменения для более эффектного преображения:

  • предметы тщательно расписаны;
  • позолота, чеканка – украшают многие плоскости;
  • часы, картины, зеркала на стенах — уже не выглядят чужеродными компонентами;
  • текстиль – приобретает деликатную вышивку с украшательством в виде серебряных, золочёных нитей, бисера, жемчуга.

Мебель более осовременена – даже на фото можно заметить появление диванов, кресел и тех объектов, которые лаконично вписываясь в интерьер, более привычны в обиходе. Простая форма, обивка подходящей тканью – признаки, что мягкая группа приживется в дизайне.

Усадьба – шикарно и небанально

Доля шика без претензии на достоверность – так можно охарактеризовать возможность создать оригинальный, эффектный, удобный интерьер. Дворянская усадьба – колоритный классический стиль с размеренностью, симметрией, использованием дорогих материалов и предметов – свидетелей ушедшей эпохи.

Народные традиции вполне перекликаются с привнесёнными иностранными элементами:

  • Вполне допустима роспись потолка, лепнина, очень эффектно отражающаяся в орнаменте роскошного ковра на полу;
  • Деревянная мебель, возможно с позолотой, обитые тканью стулья;
  • Обивка стен тканью или обоями, её имитирующими – популярный приём, добавляющий уюта;
  • Фарфор – повседневная посуда, а исключительно удачные экземпляры тарелок – на стене зоны столовой как выразительный декор;
  • Сложные багеты, канделябры – дозировано, но очень выразительно;
  • Флористический и растительный орнамент – повторяется многократно.

Совет. В концепции русской усадьбы вполне допустима итальянская мебель, французские гобелены и другие признаки «заморского».

Несерьёзное отношение

Если не хочется проводить время в обстановке, напоминающей музей или сувенирную лавку — привнести только налёт узнаваемости за счёт ассоциаций, а возможно, стереотипов. Многочисленные предметы декора из современных материалов позволяют эффектно вписать их практически в любой интерьер. Зеркало, обрамлённое багетом, имитирующим деревянные наличники – уместно для лофта и настоящего русского стиля.

Лапти, матрешки, самовары, береста – узнаваемы всегда и везде. Создать «а-ля рус» только за счёт старинных акцентов, фольклорных мотивов – почему бы нет? Многие дизайнеры отвергают такую концепцию, считая её слишком нарочитой, наполненной штампами. Но в сувенирах нет ничего плохого, если они отражают Ваше настроение, впечатления, возможно память о приятных моментах, интересных поездках.

Не обязательно воссоздавать «дословно» какую-то одну эпоху, хотя отличительные черты с исторической точки зрения есть:

Эпоха Название Приметы
Древнейшее славянское наследие Русская изба Лавки, сундуки, ухваты, обрядовые символы в орнаменте, Красный угол
Времена Ивана Грозного Царские палаты, княжеский терем Сводчатые потолки, камень, фрески, кровать с балдахином, парча
Первые Романовы Дворцовое барокко Стулья, золото и серебро, витражи
Петровское время Барокко, рококо Анфилады, симметрия, необычные материалы, китайские мотивы, фарфор
Екатерина Русский классицизм Библиотеки, картинные галереи

Хохлома, гжель – сами по себе являясь выразительными, самобытными, не считаются модными, если для них не созданы своеобразные условия – необычное место воспроизведения, нестандартные арт-объекты. Главное, не переборщить с их количеством, цветовой сочетаемостью с остальным окружением.

Цвет и рисунок – единое целое

Многие фото интерьеров в русском стиле не производят впечатление однотонных и монохромных. Активное добавление разнообразных цветов, довольно насыщенных, заметных, вносит акценты, позволяющие интерьеру выглядеть более живо, динамично.

Есть устойчивые, беспроигрышные сочетания:

  • белый + синий – впечатление невесомости;
  • золотой + красный + чёрный – роскошная хохлома;
  • зеленый + красный + голубой на бежевом, льняном фоне – оригинальный орнамент.

Среди многообразия представленных вариантов такого узнаваемого интерьера русской избы, присмотритесь к фото: без труда найдёте особо притягательные рисунки. Золотисто-охристые тона, разбавленные белым и красным – основные для данного направления. Гораздо большее многоцветье демонстрируют интерьеры в духе княжеских палат, терема. Для усадьбы русского стиля цветовое воплощение может включать насыщенные тона отдельных элементов – малиновый, лиловый, сине-зелёный.

Отделка и меблировка

Разнообразные породы дерева, такие как вишня, берёза, ясень и сосна – изрядно разнятся как по текстуре, так и бюджету, и настоящий массив дерева (особенно дуб) может показаться внушительным по цене. Разбавить полностью деревянные поверхности не только эстетически привлекательно, но ещё бывает практично.

Материалы-компаньоны для отделки поверхностей:

  • Изразцы. Отделка части стены в зоне камина, кулинарной зоны кухни.
  • Беленая штукатурка – добавит света и простора.
  • Натуральный камень (гранит, мрамор) – подчеркивает структуру дерева.

Творческим владельцам понравится идея самостоятельно состарить или реанимировать подходящие образцы. Современные подручные средства (есть даже готовые наборы, например, для декупажа), лаки и краски со всевозможными эффектами (кракелюр, патина) выводят процесс на новый уровень. Позволяют создать самостоятельно тот самый ценный антикварный объект, придающий помещению особый колорит: посудная горка, комод, шкаф, сундук.

Совет. Продумайте не просто ниши, а экраны, дверцы, скрывающие необходимую технику для полного соответствия и гармонии.

Для кухни в таком своеобразном исполнении производители предусмотрели гарнитуры из массива (или именуемые таковыми), которые:

  • скроют за своими фасадами выбивающуюся из концепции мелкую и крупную бытовую технику;
  • для вытяжки учтены требования – форма печной трубы или специальный короб, прячущий неактуальную времени модификацию.
  • бытовая техника в стиле ретро, спокойных расцветок с медной, латунной фурнитурой.

Освещение — важное и нужное

Оно может стать серьёзной проблемой, если интерьер предполагает постоянное проживание. Обилие дерева не лучшим образом сказывается на степени освещенности – поверхности, особенно не чередующиеся с белой штукатуркой поглощают лучи света, делая интерьер немного мрачным, особенно в квартире, при низких потолках.

На что стоит обратить внимание при этом:

  • Наличие больших окон, которые не позволят интерьеру жилых комнат превратиться в баню.
  • Осветление участков краской, побелка, ведь белый всех лучше отражает свет.
  • Исключена активная светодиодная подсветка, спасающая интерьеры от тусклой освещенности.

Не нарушить аутентичную атмосферу помогут:

  • перфорированные плафоны, моделирующие кружево;
  • абажуры с росписью, вышивкой;
  • плафоны из бересты;
  • имитация свечей, лампад.

Для современного прочтения дизайнеры придумали достаточно решений. Например, последний тренд — светильники, напоминающие матрёшку из металла, стекла. Интересным акцентом могут стать даже особенные ретро-провода, позволяющие исторически оправдать достижения техники.

Совет. В окнах все пластиковые элементы необходимо заменить деревянными рамами и дополнить декоративными ставнями при желании.

Занавески простоту форм компенсируют орнаментом из цветочных гирлянд, возможны кружевные рюши. Карнизы, непременно деревянные, с искусной резьбой – станут дополнительным украшением.

Домашний очаг

Ни один стиль не вмещает такого разнообразного исполнения печей, каминов, как русский. Помимо эстетического превосходства от присутствия данного непреложного атрибута, в современном дизайне домашний очаг включает дополнительный функционал – зонирование, особенно при объединённой планировке кухни-гостиной.


Но для каждого направления следует придерживать таких рекомендаций:

  • Русская изба – имитация или реальная версия старинной белёной печи. Непременный деревенский штрих – дровница;
  • Терем – изразцы, причём некоторые коллекции представлены предельно достоверными состаренными экземплярами, исключающими вид новодела;
  • Русская усадьба – каминный портал может быть выполнен из камня; печка-буржуйка – небанальный вариант.

Не менее важны сопутствующие предметы каминной зоны — изделия из меди, имитирующие кору, всевозможные кованые аксессуары.

Ткань – показатель стиля

Обивка мебельных групп, подушки, шторы – не придётся делать долгий выбор, ведь производители предлагают уже готовые коллекции. Иногда даже с названиями, помогающими принять решение: Жар-птица, Садко. Парадоксально, но русский лён активно предлагают зарубежные компании, что еще раз подтверждает актуальность данного дизайна.

Всевозможные скатерти, салфетки для обеденной зоны, кружевной декор, вышивка, гобелены, домотканые половики – те атрибуты, от которых какое-то время назад мечтали избавиться как от пережитка прошлого, активно представлены во многих дизайнерских проектах. Теперь они считаются антуражными вещами, без которых данный стиль будет выглядеть незаконченно. Стимулируют попробовать реализовать творческий потенциал, чтобы в дальнейшем особо гордиться финальным результатом.

Русский стиль в интерьере с помощью современных материалов можно сделать настолько многоликим и оригинальным, особенно прислушавшись к своим личным потребностям. Царские хоромы, классическая усадьба или скромная изба – каждый сам определяет степень их адаптированности. Ведь самое важное в любом интерьере, чтобы он отражал характер владельцев и помогал отдохнуть, восстановить силы. С помощью данного направления это довольно легко воплотить, одновременно становясь обладателем особо модного дизайна своего загородного дома или квартиры.

О котором мы писали в одной из прошлых статей. И это не удивительно, ведь купцы зачастую и были выходцами из народа. Предприимчивые люди, которые смогли заработать на вольную. И как и сегодня среди предпринимателей, расслоение в купеческой среде была весьма существенно. Одни уже были почти дворяне, другие едва, едва стали мелкими дельцами в первом поколении. Отсюда и разница в купеческих интерьерах,но всё равно очень многое в купеческую усадьбу пришло от корней, т.е. из народа. Однако не стоит отрицать влияние запада, на купеческие интерьеры. Всё таки в отличии от крестьян, купцы часто путешествовали и не редко привозили с собой заграничные товары. Конечно главным, что отличает народный стиль от купеческого, это наличие в нём влияния классического стиля, и даже викторианского.

Дома которые возводили купцы в городах как правило строились по одному плану. Это были строения с чёткими геометрическими формами, с каменным первым этажом и деревянным вторым. Так цена дома не была слишком большой, однако дом выделялся среди равных. Не редко на первых этажах располагались магазинчики принадлежавшие владельцу дома. Обязательным было наличие погребов.

Полы в домах купцов делались из дерева, что не удивительно для того времени. Для красоты их не редко покрывали паркетом, но делалось это только в тех комнатах куда приглашали гостей. В гостиных нередко стелили ковры, что бы показать достаток в доме, однако ковёр не занимал всю комнату, а лишь её центральную часть. Ковры могли присутствовать и в спальне. В остальной части дома, полы в лучшем случае прикрывали половиками.

Стены купеческого дома покрывали , могли , хотя на втором этаже (деревянной части дома) не редко вообще не отделывались. Цвета для покраски стен выбирались спокойные: голубой, бежевый, слегка зеленоватый. Печи не редко украшали изразцами, либо цветной плиткой, что резко отличает купеческий стиль от народного.

Потолки всегда белые, строгих геометрических форм. Лепнина приветствовалась, хотя была не всегда. Обязательным атрибутом было наличие громоздкой люстры, что роднит купеческий стиль с классическим.

Подробнее с классическим стилем вы можете ознакомиться в нашей статье:

Мебель в купеческом доме была в основном тяжёлой и громоздкой. Лакированная, тёмных цветов (дуб, орех, вишня). Обязательным было наличие резьбы. В спальнях стояли большие кровати с пышной периной. Приветствовались большие зеркала. Центром купеческого дома конечно был огромный стол, за которым вся семья собиралась за трапезой. Однако эта черта относится ко всем Русским стилям.

Купеческий дом не весь был богато украшен. Среди гостиных, комнат где жили сами купцы и их дети, были и комнаты прислуги, в которых как правило вообще не было отделки. Всё их убранство состоял в основном из кровати и маленького столика.

Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.

Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.

С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912

С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916

С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е

Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.

Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники , дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.

Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.

Итак, немного разобравшись с теремами и избами, переходим непосредственно к усадьбе. Название это происходит от «сажать» или «садить». Под усадьбой традиционно понимается загородная постройка, целый комплекс, куда помимо самого жилого дома входят хозяйственные строения и обширный сад. Принято различать следующие виды усадеб:

  1. Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
  2. Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.

Барон Николай Врангель (брат Петра Врангеля, предводителя Белого движения) в 1902 году отправился в провинцию, чтобы подробно изучить особенности усадеб тогдашних помещиков. Вот как он описывал традиционную усадьбу в своей книге: «Белые дома с колоннами, в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду...».

Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.

На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.

Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.

На этих снимках дом купца Клепикова, расположенный в Сургуте. Хорошо видно обилие текстиля, очень простая отделка, дощатый пол, добротная деревянная мебель. Такую металлическую кровать с пружинами, уверены, многие из вас ещё застали у бабушки в деревне. Обратимся вновь к барону Врангелю, который интерьер усадьбы описывал так: «Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности».

Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.

На этом фото интерьер усадьбы, построенной в посёлке Медное озеро (под Санкт-Петербургом) архитекторами Еленой Барыкиной и Славой Валовень для коллекционеров антикварной мебели. Почти все предметы меблировки аутентичны, но есть в этом доме и современные реплики, созданные «под старину».

Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:

  1. Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
  2. Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
  3. Межкомнатные двери и плинтус белые.
  4. Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
  5. Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.

Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.

Отдельно следует упомянуть о том влиянии, которое на интерьер русской усадьбы оказал ампир или поздний классицизм , пришедший из Европы. В рамках помещичьей усадьбы это направление получило название «сельский ампир», став менее помпезным и роскошным.

Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.

Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.

Наиболее яркими проявлениями архитектуры России по части загородных сооружений 18-19 веков выступают русская усадьба и купеческий дом. И если первый вариант построек применяется достаточно широко, то проекты домов в купеческом стиле не настолько популярны.

Проект №10-40 Проект №11-72 Проект №10-46

Особенности проектирования

Исторически дома в купеческом стиле представляли собой квадратное или прямоугольное здание высотой 1-2 этажа, но современные проекты позволяют возводить более высокие здания. Другими характерными особенностями купеческих частных особняков выступают:

    Комбинирование используемых при строительстве материалов. Нижний этаж обычно возводился из кирпича , а верхний - из древесины.

    Применение простой (по сравнению с многоуровневой крышей русской усадьбы) двух- или четырехскатной кровли.

    Использование в интерьерах натуральных материалов.

    Наличие на верхнем этаже светелки. Она представляла собой хорошо освещенное помещение, чем-то напоминающее современную мансарду.

    Подшив карнизных свесов. Обязательный элемент, отделка которого выполняется тщательно и из качественных материалов.

    Использование на фасаде разнообразных декоративных элементов (резные наличники и ставни, ограждения лестниц, крыльца или балкона и т.д.), хотя их число намного меньше, чем при строительстве усадьбы. Это показывает основное отличие между ними - русский купеческий стиль показывает достаток владельца здания, будучи не таким броским и выпячивающим его, как в случае русской усадьбы.

Умение удержаться в рамках стиля - главная и очень характерная черта лучших представителей отечественного купечества, обладавших огромным состоянием, но не кичившихся собственным богатством.

Примеры проектов домов в купеческом стиле

Яркий пример современного здания рассматриваемого стиля - проект №10-40 . Цокольный этаж выполнен из классического кирпича, а выше размещен трехэтажный сруб с обязательной светелкой не только на 3-м, но и на 2-м этаже. Высоко расположенное крыльцо с богато декорированными стойками и перилами дополняется балконом на втором этаже, выполненном в том же стиле.

Здание обладает большим количеством карнизных свесов, благодаря фонарям в светелках и козырьку над крыльцом. Все они отделаны тщательно и качественно, что придает постройке стильный и дорогой облик.

Еще один пример подобного коттеджа - проект №11-72 . Оно не является комбинированным, так как стены выполнены из древесины. Однако, благодаря отделке цокольного этажа декоративным камнем, постройка полностью соответствует купеческому стилю. Другие характерные черты:

  • простая двухскатная кровля с подшитым карнизом;
  • высоко расположенное крыльцо;
  • балкон, выполненный с ним в едином стиле;
  • обязательная светелка на втором этаже.

Наиболее простой вариант купеческого особняка представляет проект №10-46 . Он состоит из двух срубов, поставленных рядом. Цоколь отделан искусственным камнем, карнизы подшиты, а помещения второго этажа освещены, благодаря наличию трех больших окон. Все это - черты, присущие купеческим частным постройкам.