Идиот достоевского про что. Достоевский «Идиот» – анализ

Сюжет

Этот роман - попытка нарисовать идеального, неиспорченного цивилизацией человека.

Часть первая

В центре сюжета - история молодого человека, князя Мышкина, представителя обедневшей дворянской фамилии. После длительного пребывания в Швейцарии , где он проходит лечение у доктора Шнейдера, он возвращается в Россию. Князь излечился от душевной болезни, но предстает перед читателем, как человек искренний и невинный, хотя и прилично разбирающийся в отношениях между людьми. Он едет в Россию к единственным оставшимся у него родственникам - семье Епанчиных. В поезде он знакомится с молодым купцом Рогожиным и отставным чиновником Лебедевым, которым бесхитростно рассказывает свою историю. В ответ он узнает подробности жизни Рогожина, который влюблен в бывшую содержанку богатого дворянина Тоцкого Настасью Филипповну. В доме Епанчиных выясняется, что Настасья Филипповна известна и в этом доме. Есть план выдать её за протеже генерала Епанчина, Гаврилу Ардалионовича Иволгина, человека амбициозного, но посредственного.

Князь Мышкин знакомится со всеми основными персонажами повествования ещё в первой части романа. Это - дочери Епанчиных, Александра, Аделаида и Аглая, на которых он производит благоприятное впечатление, оставаясь объектом их немного насмешливого внимания. Далее, это генеральша Епанчина, которая находится в постоянном волнении из-за того, что её муж находится в некотором общении с Настасьей Филипповной, имеющей репутацию павшей. Потом, это Ганя Иволгин, который сильно страдает из-за предстоящей ему роли мужа Настасьи Филипповны, и не может решиться на развитие своих пока очень слабых отношений с Аглаей. Князь Мышкин довольно простодушно рассказывает генеральше и сестрам Епанчиным о том, что он узнал о Настасье Филипповне от Рогожина, а также, поражает публику своим повествованием о наблюдавшейся им заграницей смертной казни. Генерал Епанчин предлагает князю, за неимением где остановиться нанять комнату в доме Иволгина. Там князь знакомится с Настасьей Филипповной, которая приезжает неожиданно в этот дом. После безобразной сцены с алкоголиком-отцом Иволгина, которого тот бесконечно стыдится, в дом Иволгиных приезжает за Настасьей Филипповной и Рогожин. Он приезжает с шумной компанией, которая собралась вокруг него совершенно случайно, как вокруг любого человека, умеющего сорить деньгами. В результате скандального объяснения Рогожин клянется Настасье Филипповне, что ввечеру предложит ей сто тысяч рублей наличными.

Этим вечером Мышкин, предчувствуя что-то нехорошее, очень хочет попасть в дом к Настасье Филипповне, и вначале надеется на старшего Иволгина, который обещает проводить Мышкина в этот дом, но, на самом деле, вовсе не знает, где она проживает. Отчаявшийся князь не знает, что делать, но ему неожиданно помогает младший брат-подросток Гани Иволгина, Коля, который показывает ему дорогу в дом Настасьи Филипповны. В тот вечер у неё именины, приглашенных гостей мало. Якобы сегодня должно все решиться и Настасья Филипповна должна дать согласие выйдти за Ганю Иволгина. Неожиданное появление князя приводит всех в изумление. Один из гостей, Фердыщенко, положительно тип мелкого негодяя, предлагает для развлечения сыграть в странную игру - каждый рассказывает про свой самый низкий поступок. Следуют рассказы самого Фердыщенко и Тоцкого. В форме такого рассказа Настасья Филипповна дает отказ Гане выйти за него замуж. В комнаты внезапно вваливается Рогожин с компанией, принесшей обещанные сто тысяч. Он торгует Настасью Филипповну, предлагая ей деньги взамен на согласие стать «его».

Князь дает повод к изумлению, серьёзно предлагая Настасье Филипповне выйти за него замуж, в то время, как она, в отчаянии, играет этим предложением и едва ли не соглашается. Настасья Филипповна предлагает Гане Иволгину взять сто тысяч, и бросает их в огонь камина, так, чтобы тот смог выхватить их совершенно целыми. Лебедев, Фердыщенко и подобные им в замешательстве, и умоляют Настасью Филипповну позволить им выхватить из огня эту пачку денег, но она непреклонна, и предлагает сделать это Иволгину. Иволгин сдерживается, и не бросается за деньгами. Настасья Филипповна щипцами вынимает почти целые деньги, отдает их Иволгину, и уезжает с Рогожиным. Этим кончается первая часть романа.

Часть вторая

Во второй части князь предстает перед нами по истечении полугода, и теперь он вовсе не кажется совершенно наивным человеком, сохраняя при этом всю свою простоту в общении. Все эти полгода он проживает в Москве. За это время он успел получить некоторое наследство, о котором ходят слухи, что оно едва ли не колоссальное. Также по слухам известно, что в Москве князь вступает в тесное общение с Настасьей Филипповной, но вскоре она оставляет его. В это время Коля Иволгин, который стал в приятельских отношениях с сестрами Епанчиными, и даже с самой генеральшей, передает Аглае записку от князя, в которой он в путанных выражениях просит её вспомнить о нём.

Между тем, уже наступает лето, и Епанчины выезжают на дачу в Павловск. Вскоре после этого Мышкин приезжает в Петербург, и наносит визит к Лебедеву, от которого он, между прочим, узнает о Павловске и снимает у него дачу в том же месте. Далее князь идет в гости к Рогожину, с которым у него тяжелый разговор, закончившийся братанием и обменом нательными крестами. При этом, становится очевидно, что Рогожин находится на той грани, когда уже готов зарезать князя или Настасью Филипповну, и даже купил, думая об этом, нож. Также в доме Рогожина Мышкин замечает копию картины Гольбейна «Мертвый Христос», которая становится одним из важнейших художественных образов в романе, часто поминаемым и после.

Возвращаясь от Рогожина и находясь в помраченном сознании, и предчувствуя вроде бы время эпилептического припадка, князь замечает, что за ним следят «глаза» - и это, видимо, Рогожин. Образ следящих «глаз» Рогожина становится одним из лейтмотивов повествования. Мышкин, дойдя до гостиницы, где остановился, сталкивается с Рогожиным, который вроде бы заносит уже над ним нож, но в эту секунду с князем случается эпилептический припадок , и это останавливает преступление.

Мышкин переезжает в Павловск, где генеральша Епанчина, прослышав, что он нездоров, немедля наносит ему визит вместе с дочерьми и князем Щ., женихом Аделаиды. Также в доме присутствуют и участвуют в последущей важной сцене Лебедев и Иволгины. Позже к ним присоединяются подошедшие позже генерал Епанчин и Евгений Павлович Радомский, предполагаемый жених Аглаи. В это время Коля напоминает о некоей шутке про «рыцаря бедного», и непонимающая Лизавета Прокофьевна заставляет Аглаю прочесть известное стихотворение Пушкина , что она и делает с большим чувством, заменяя, между прочим, инициалы, написанные рыцарем в стихотворении на инициалы Настасьи Филипповны.

Под конец сцены все внимание приковывает больной чахоткой Ипполит, чья речь, обращенная ко всем присутствующим, полна неожиданных моральных парадоксов. А позже, когда все уже покидают князя, внезапно возникает у ворот дачи Мышкина экипаж, из которого голос Настасьи Филипповны кричит что-то про векселя, обращаясь к Евгению Павловичу, что того сильно компрометирует.

На третий день генеральша Епанчина наносит неожиданный визит князю, хотя и сердилась на него все это время. В ходе их беседы выясняется, что Аглая каким то образом вошла в общение с Настасьей Филипповной, через посредство Гани Иволгина и его сестры, которая вхожа к Епанчиным. Так же князь проговаривается, что получал записку от Аглаи, в которой она просит его впредь не показываться ей на глаза. Удивленная Лизавета Прокофьевна, поняв, что тут играют роль чувства, которые Аглая питает к князю, немедленно велит ему с ней идти к ним в гости «намеренно». На этом кончается вторая часть романа.

Персонажи

Князь Лев Николаевич Мышкин - Русский дворянин, который 4 года жил в Швейцарии и возвращается в Петербург в начале Части I. Белокурый с голубыми глазами, князь Мышкин себя ведет чрезвычайно наивно, доброжелательно и непрактично. Эти черты ведут других к тому, чтобы называть его «идиотом»

Настасья Филлиповна Барашкова - Изумительно красивая девушка из дворянской семьи. Она играет центральную роль в романе как героиня и объект любви и князя Мышкина, и Парфёна Семёновича Рогожина.

Парфён Семёнович Рогожин - Темноглазый, темноволосый дватцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филлиповну и получив большое наследство, он пытается её привлечь 100 тысячами рублей.

Аглая Ивановна Епанчина - Самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Князь Мышкин в неё влюбляется.

Гаврила Ардалионович Иволгин - Амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблен в Аглаю Ивановну, но все равно готов жениться на Настасьи Филипповне за обещанное приданное 75 000 руб.

Лизавета Прокофьевна Епанчина - Дальная родственница князя Мышкина, к которой князь в первую очередь обращается за помощью. Мать трех красавиц Епанчиных.

Иван Фёдорович Епанчин - Богатый и уважаемый в петербургском обществе, Генерал Епанчин дарит Настасии Филипповне жемчужное ожерелье в начале романа

Экранизации

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Идиот (Достоевский)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идиот. Идиот Жанр: Роман

    Достоевский, Федор Михайлович знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца человека нервного,… … Биографический словарь

    Фёдор Михайлович , рус. писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40 х гг. лит. путь в русле «натуральной школы» как преемник Гоголя и поклонник Белинского, Д. в то же время впитал в… … Философская энциклопедия

    Достоевский Фёдор Михайлович , русский писатель. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно инженерное училище, был зачислен на службу в… … Большая советская энциклопедия

Действие романа происходит в Петербурге и Павловске конца 1867 - начала 1868 г.

Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Петербург из Швейцарии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Там он прожил четыре года и теперь возвращается в Россию с неясными, но большими планами послужить ей. В поезде князь знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого аристократа Тоцкого, которой страстно увлечен Рогожин.

По приезде князь со своим скромным узелком отправляется в дом генерала Епанчина, дальним родственником жены которого, Елизаветы Прокофьевны, является. В семье Епанчиных три дочери - старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица Аглая. Князь поражает всех непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно, однако с все большим любопытством и симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни. Здесь же князь знакомится и с чрезвычайно самолюбивым секретарём генерала Ганей Иволгиным, у которого видит портрет Настасьи Филипповны. Её лицо ослепительной красоты, гордое, полное презрения и затаенного страдания, поражает его до глубины души.

Узнает князь и некоторые подробности: обольститель Настасьи Филипповны Тоцкий, стремясь освободиться от нее и вынашивая планы жениться на одной из дочерей Епанчиных, сватает её за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого семьдесят пять тысяч. Ганю манят деньги. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не дает покоя унизительность положения. Он бы предпочёл брак с Аглаей Епанчиной, в которую, может быть, даже немного влюблён (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждет от нее решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия. Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу.

Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных. Не успевает князь занять предоставленную ему комнату и перезнакомиться со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и кончая женихом его сестры молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко, как происходят два неожиданных события. В доме внезапно появляется не кто иной, как Настасья Филипповна, приехавшая пригласить Ганю и его близких к себе на вечер. Она забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Происходит нечто вроде торга, как бы с её насмешливо-презрительным участием: это её-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Рогожин же отступать не собирается: нет, не восемнадцать - сорок. Нет, не сорок - сто тысяч!..

Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно: Настасья Филипповна - продажная женщина, которую нельзя пускать в приличный дом. Для Гани же она - надежда на обогащение. Разражается скандал: возмущенная сестра Гани Варвара Ардалионовна плюет ему в лицо, тот собирается ударить её, но за нее неожиданно вступается князь и получает пощечину от взбешенного Гани, "О, как вы будете стыдиться своего поступка!" - в этой фразе весь князь Мышкин, вся его бесподобная кротость. Даже в эту минуту он сострадает другому, пусть даже и обидчику. Следующее его слово, обращённое к Настасье Филипповне: "Разве вы такая, какою теперь представлялись", станет ключом к душе гордой женщины, глубоко страдающей от своего позора и полюбившей князя за признание её чистоты.

Покоренный красотой Настасьи Филипповны, князь приходит к ней вечером. Здесь собралось разношерстное общество, начиная с генерала Епанчина, тоже увлеченного героиней, до шута Фердышенко. На внезапный вопрос Настасьи Филипповны, выходить ли ей за Ганю, он отвечает отрицательно и тем самым разрушает планы присутствующего здесь же Тонкого. В половине двенадцатого раздается удар колокольчика и появляется прежняя компания во главе с Рого-жиным, который выкладывает перед своей избранницей завернутые в газету сто тысяч.

И снова в центре оказывается князь, которого больно ранит происходящее, он признается в любви к Настасье Филипповне и выражает готовность взять её, "честную", а не "рогожинскую", в жены. Тут же внезапно выясняется, что князь получил от умершей тетки довольно солидное наследство. Однако решение принято - Настасья Филипповна едет с Рогожиным, а роковой сверток со ста тысячами бросает в горящий камин и предлагает Гане достать их оттуда. Ганя из последних сил удерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане в награду за его муки (потом они будут гордо возвращены им).

Проходит шесть месяцев. Князь, поездив по России, в частности и по наследственным делам, и просто из интереса к стране, приезжает из Москвы в Петербург. За это время, по слухам, Настасья Филипповна несколько раз бежала, чуть ли не из-под венца, от Рогожина к князю, некоторое время оставалась с ним, но потом бежала и от князя.

На вокзале князь чувствует на себе чей-то огненный взгляд, который томит его смутным предчувствием. Князь наносит визит Рогожину в его грязно-зеленом мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице, во время их разговора князю не дает покоя садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин наконец в раздражении не отбирает его у него (потом этим ножом будет убита Настасья Филипповна). В доме Рогожина князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображен Спаситель, только что снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на нее, князь в изумлении вскрикивает, что "...от этой картины у иного ещё вера может пропасть", и Рогожин это неожиданно подтверждает. Они обмениваются крестами, Парфен ведет князя к матушке для благословения, поскольку они теперь, как родные братья.

Возвращаясь к себе в гостиницу, князь в воротах неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на темную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесенный нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает.

Через три дня после припадка князь переезжает на дачу Лебедева в Павловск, где находится также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. В тот же вечер у него собирается большое общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин, брат Гани, поддразнивает Аглаю "рыцарем бедным", явно намекая на её симпатию к князю и вызывая болезненный интерес матери Аглаи Елизаветы Прокофьевны, так что дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображен человек, способный иметь идеал и, поверив в него, отдать за этот идеал жизнь, а затем вдохновенно читает и само стихотворение Пушкина.

Чуть позже появляется компания молодых людей во главе с неким молодым человеком Бурдовским, якобы "сыном Павлищева". Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, "дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с". Зачитывается пасквиль из газетки о князе, а затем от него требуют, чтобы он как благородный и честный человек вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания в смущении отступает, в центре внимания остается лишь один из них - чахоточный Ипполит Терентьев, который, самоутверждаясь, начинает "ораторствовать". Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили, но ему и стыдно своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым.

Ещё через несколько дней князь посещает Епанчиных, затем все семейство Епанчиных вместе с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей, и князем Щ., женихом Аделаиды, отправляются на прогулку. На вокзале неподалеку от них появляется другая компания, среди которой Настасья Филипповна. Она фамильярно обращается к Радомскому, сообщая тому о самоубийстве его дядюшки, растратившего крупную казенную сумму. Все возмущены провокацией. Офицер, приятель Радомского, в негодовании замечает, что "тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмешь с этой тварью!", в ответ на его оскорбление Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает его лицо. Офицер собирается ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его.

На праздновании дня рождения князя Ипполит Терентьев читает написанное им "Мое необходимое объяснение" - потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обреченного болезнью на преждевременную смерть. После чтения он совершает попытку самоубийства, но в пистолете не оказывается капсюля. Князь защищает Ипполита, мучительно боящегося показаться смешным, от нападок и насмешек.

Утром на свидании в парке Аглая предлагает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-настоящему любит её. Чуть позже в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны, которая встает перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным. Известно, что она пишет письма Аглае, где уговаривает её выйти за князя замуж.

Через неделю князь формально объявлен женихом Аглаи. К Епанчиным приглашены высокопоставленные гости на своего рода "смотрины" князя. Хотя Аглая считает, что князь несравненно выше всех них, герой именно из-за её пристрастности и нетерпимости боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке, произведя на присутствующих болезненное и неловкое- впечатление.

Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Кроме них присутствует только Рогожин. "Гордая барышня" строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в её и князя личную жизнь. Оскорбленная тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения призывает князя остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, но он любит и Настасью Филипповну - любовью-жалостью. Он называет её помешанной, но не в силах бросить её. Состояние князя все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.

Намечается свадьба князя и Настасьи Филипповны. Событие это обрастает разного рода слухами, но Настасья Филипповна как будто радостно готовится к нему, выписывая наряды и пребывая то в воодушевлении, то в беспричинной грусти. В день свадьбы, по пути к церкви, она внезапно бросается к стоящему в толпе Рогожину, который подхватывает её на руки, садится в экипаж и увозит её.

На следующее утро после её побега князь приезжает в Петербург и сразу отправляется к Рогожину. Того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь ходит по знакомым Настасьи Филипповны, пытаясь что-нибудь разузнать про неё, несколько раз возвращается к дому Рогожина, но безрезультатно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по знойному городу, полагая, что Парфен все-таки непременно появится. Так и случается: на улице его встречает Рогожин и шепотом просит следовать за ним. В доме он приводит князя в комнату, где в алькове на кровати под белой простыней, обставленная склянками со ждановской жидкостью, чтобы не чувствовался запах тления, лежит мертвая Настасья Филипповна.

Князь и Рогожин вместе проводят бессонную ночь над трупом, а когда на следующий день в присутствии полиции открывают дверь, то находят мечущегося в бреду Рогожина и успокаивающего его князя, который уже ничего не понимает и никого не узнает. События полностью разрушают психику Мышкина и окончательно превращают его в идиота.

В этой статье описывается произведение, созданием которого с 1867 по 1869 год занимался Достоевский. "Идиот", краткое содержание которого мы составили, - это роман, опубликованный впервые в журнале "Русский вестник". Это сочинение - одно из самых известных в творчестве Федора Михайловича. И сегодня не теряет популярности великое произведение, автором которого является Достоевский - "Идиот". Краткое содержание, отзывы о романе, история создания - все это продолжает интересовать многочисленных читателей.

Начало первой части

Три попутчика знакомятся в вагоне поезда: Рогожин Парфен Семенович, молодой наследник крупного состояния, Мышкин Лев Николаевич, 26-летний князь, его ровесник, и Лебедев, отставной чиновник. Так начинает свое произведение Достоевский. "Идиот" (краткое содержание, глава 1) далее знакомит читателя с этими героями. Князь возвращается в Петербург из Швейцарии, где лечился от нервной болезни. Лев Николаевич рано осиротел и был до недавнего времени на попечении благодетеля Павлищева. Именно на его средства он и поправлял свое здоровье. Однако попечитель недавно умер.

Рогожин едет для того, чтобы вступить в наследство. Он влюблен в Барашкову Настасью Филипповну, содержанку Тоцкого Афанасия Ивановича, богатого аристократа. Парфен ради нее растратил отцовские деньги - купил бриллиантовые серьги для любимой. Семен Рогожин за этот дерзкий поступок чуть не убил своего сына, который был вынужден бежать к тетке от родительского гнева. Однако отец Рогожина неожиданно скончался.

К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -"идиот"

Краткое содержание, главный герой которого - Мышкин, продолжается. Попутчики расходятся на вокзале. Вместе с Лебедевым уезжает Парфен, а Мышкин отправляется к Ивану Федоровичу Епанчину, генералу. Его жена (Лизавета Прокофьевна) приходится дальней родственницей этому князю. 3 красивых незамужних дочери есть в состоятельном семействе Епанчиных: Аделаида, Александра и Аглая, общая любимица.

Епанчин знакомит со своим семейством Мышкина и предлагает ему жить в пансионе, содержит который Иволгина Нина Александровна. Ганя, сын ее, служит у Епанчина. Проста причина этой любезности - генерал хочет отвлечь свою супругу от деликатного обстоятельства. Весьма кстати пришлось появление нового родственника.

История отношений Настасьи Филипповны и Тоцкого

Дело было в Барашковой Настасье Филипповне - любовнице Тоцкого. Опишем вкратце историю их отношений. Небольшое владение, принадлежавшее Филиппу Барашкову, находилось неподалеку от имения Тоцкого. Однажды оно сгорело полностью вместе с женой Филиппа. Барашков, потрясенный этим ужасным событием, сошел с ума. Он вскоре умер, оставив своих двух дочерей сиротами и без средств.

Из жалости Тоцкий отдал на воспитание девочек в семью своего управляющего. От коклюша вскоре умерла младшая из них. А вот старшая, Настасья, когда выросла, стала настоящей красавицей. Тоцкий понимал толк в красивых женщинах. Он решил отвезти в отдаленное имение свою содержанку и наведывался туда частенько.

Так прошло 4 года. Когда Тоцкий решил жениться на Александре, старшей дочери Епанчина, Настасья ему пригрозила тем, что этого не допустит. Афанасий Иванович испугался ее напора и оставил временно свое намерение. Миллионер, зная характер своей содержанки, понимал, что ей не стоит ничего устроить публичный скандал или же убить прямо у алтаря венчающуюся пару.

Настасья Филипповна через некоторое время поселилась в отдельной квартире в Петербурге. В гостиной ее часто собирались люди по вечерам. Кроме Тоцкого, к этому кругу принадлежал также генерал Епанчин, Ганя Иволгин (его секретарь) и некто Фердыщенко, который был постояльцем содержавшегося Ниной Александровной пансиона. Все они были влюблены в Настасью. Тоцкий все-таки не хотел отказываться от своего намерения жениться, но по-прежнему боялся гнева Настасьи Филипповны.

План Тоцкого

Продолжаем описывать произведение, которое создал Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание плана Тоцкого, о котором тот рассказал Епанчину, заключалось в том, что следует выдать Настасью за Ганю. Девушка на удивление спокойно восприняла предложение и обещала вечером дать ответ. До генеральши дошел слух об этом. Для того чтобы отвлечь супругу от назревающего семейного скандала, и понадобился князь Мышкин.

Мышкин устраивается в пансионе

Ганя его отвел к себе домой, устроил в пансионе. Мышкин здесь познакомился с Ниной Александровной, а также с Варей, ее дочерью, сыном Колей, Иволгиным Ардалионом Александровичем, отцом семейства, и с Птицыным, неким господином, приятелем Гани, ухаживавшим за Варварой. Фердыщенко, сосед по пансиону, также приходил знакомиться.

Два претендента

В это время разгорается ссора в доме из-за возможного брака Гани с Настасьей Филипповной. Дело в том, что семья секретаря против родства с "падшей женщиной". Даже 75 тыс. рублей не помогли (такую сумму готов был выделить Тоцкий в качестве приданого).

Настасья Филипповна внезапно приезжает в гости, а затем в доме появляются Лебедев, Рогожин и компания нахлебников Парфена. Рогожин приехал, узнав о возможном браке Настасьи и Гани, чтобы предложить деньги за отказ секретарю. Он уверен, что можно купить Ганю. Такого же мнения о Настасье Филипповне купец: он обещает ей 18 тысяч, после чего увеличивает сумму до 100 000 рублей.

Пощечина от Гани

С новой силой разгорается скандал, который описывает в своем произведении Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание его приближается к кульминации. Она достигает высшей точки, когда Мышкин защищает Варвару от нападения Гани. От взбешенного секретаря князь получает пощечину, однако не отвечает на нее, лишь словом упрекнув Ганю. Настасье же Мышкин говорит, что она не такая, какой хочет прослыть в обществе. Женщина благодарна князю за этот упрек, а также за подаренную надежду.

Мышкин приходит вечером без приглашения к Настасье Филипповне. Его появлению хозяйка рада. Она просит князя решить вопрос о ее замужестве и обещает сделать так, как он скажет. Мышкин говорит, что ей не стоит выходить замуж.

История с пачкой денег

Об одной любопытной истории рассказывает далее Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание по частям и главам нельзя описать, не упомянув о ней.

С обещанными деньгами появляется Парфен Рогожин. Он швыряет пачку на стол. Видя, что из его рук ускользает добыча, генерал Епанчин призывает вмешаться в ситуацию князя. Лев Николаевич делает Настасье Филипповне предложение и объявляет о наследстве. Как оказалось, он за ним приехал из Швейцарии. Сумма это огромная, больше, чем та, что предложил Рогожин.

Настасья благодарит князя, но заявляет честно, что не может портить репутацию аристократа. Женщина соглашается отправиться с Рогожиным. Но сначала она желает знать: правда ли, что ради денег Ганя готов на все?

Настасья бросает в камин пачку купюр и велит секретарю достать их голыми руками. Тот находит силы не поддаться на эту провокацию, собирается уйти, однако падает у выхода в обморок. Настасья сама вынимает пачку щипцами и поручает отдать ее секретарю, когда тот очнется, после чего отправляется с Парфеном кутить.

Вторая часть

Переходим к описанию второй части произведения, которое создал Достоевский - "Идиот". Краткое содержание этого объемного романа трудно уложить в формат одной статьи. Мы выделили лишь основные события.

После проведенной с Рогожиным ночи Настасья исчезает. Ходят слухи о том, что она отправилась в Москву. Князь и Парфен едут туда. К Мышкину накануне отъезда приходит Ганя и отдает 100 тыс. рублей с тем, чтобы князь вернул их Настасье.

Проходит полгода. Варвара за это время вышла замуж за Птицына. Секретарь Ганя уволился со службы. Он больше не появляется у Епанчиных. Расстроилось сватовство к Александре Тоцкого. Он женился на одной французской маркизе, после чего отправился в Париж. Аделаида, средняя из сестер, вышла замуж неожиданно и удачно. Ходят слухи о том, что не так уж и велико наследство Мышкина. Рогожину удалось все-таки отыскать Настасью Филипповну, с которой он дважды пытался обвенчаться. Но каждый раз невеста сбегала к Мышкину из-под венца, после чего снова возвращалась к Рогожину.

Странные взаимоотношения между Рогожиным и Мышкиным

Князь, вернувшись в Петербург, находит Парфена. Странные отношения складываются у этих друзей-соперников. Они обмениваются даже нательными крестиками. Парфен уверен в том, что Настасья любит князя, однако считает себя недостойной стать его супругой. Он также понимает, что его отношения с этой женщиной до добра не доведут, и поэтому избегает брака. Однако Парфен не в силах вырваться из замкнутого круга.

Ревнивый Рогожин однажды набросился в гостинице на темной лестнице с ножом на Мышкина. Льва спас от смерти лишь приступ эпилепсии. Рогожин, испугавшись, убегает, а князя с головой, разбитой о ступеньку, находит Иволгин Коля и отвозит его в Павловск, на дачу к Лебедеву. Здесь собираются семейства Епанчиных и Иволгиных.

Разоблачение мошенника

О разоблачении мошенника рассказывает нам далее Достоевский. "Идиот": краткое содержание по частям продолжается тем, что на даче неожиданно появляется компания во главе с Ипполитом, племянником Лебедева. Их цель заключалась в том, чтобы получить для Павлищева, сына его благодетеля, деньги с князя. Мышкин об этой истории знает. Он просит разобраться во всем Ганю. Бывший секретарь доказал, что представляющийся сыном Павлищева человек не является им. Это сирота, как и князь. Павлищев занимался его судьбой. Введенный в заблуждения слухами о большом наследстве князя, он явился со своими друзьями для того, чтобы взывать к совести Мышкина. Князь готов ему помочь, однако молвой сильно преувеличено его состояние. Молодой человек смущен. Он отказывается от предложенных денег. Настасья склоняет Аглаю к браку с Мышкиным, пытаясь устроить жизнь своего любимого с достойной женщиной.

Третья часть

На четыре части разбил свое произведение Достоевский ("Идиот"). Очень краткое содержание третьей из них предлагаем вашему вниманию.

Дачники отправляются на прогулку. Все шутят над возможной свадьбой Аглаи с князем. Настасья Филипповна оказывается рядом. Она вновь ведет себя вызывающе, оскорбляет Евгения Радомского, ухажера Аглаи. Друг-офицер вступается за него, однако получает от Настасьи тросточкой по лицу. Князю снова приходится вмешаться в неприятный инцидент. Настасью Филипповну он передает Рогожину. Все ждут, что офицер вызовет на дуэль князя.

День рождения Мышкина

На день рождения неожиданно заявляются гости, хотя он не приглашал никого. Ко всеобщему удовольствию Евгений объявляет о том, что инцидент этот замят, обойдется без дуэли. Рогожин здесь же. Князь его уверяет, что простил его за нападение на лестнице, и они вновь братья.

Ипполит, племянник Лебедева, больной чахоткой, также оказывается среди гостей. Он говорит, что умрет вскоре, однако не хочет ждать, поэтому застрелится прямо сейчас. Больной в течение ночи читает свое произведение, оправдывающее самоубийство. Однако у Ипполита отбирают пистолет, который, как оказалось, не был заряжен.

Аглая показывает Мышкину письма Настасьи Филипповны

Мышкин в парке встречается с Аглаей. Та отдает ему письма Настасьи, в которых женщина умоляет ее выйти за князя. Аглая говорит ему, что Настасья безумно любит его и хочет ему добра. Настасья Филипповна пообещала даже стать супругой Рогожина сразу же после свадьбы Мышкина и Аглаи.

Заключительные события третьей части

Лебедев говорит, что у него пропали деньги - 400 рублей. С дачи ранним утром исчез и Фердыщенко. По подозрениям Лебедева, именно он украл эти деньги.

Князь в расстройстве блуждает по парку и находит здесь Настасью Филипповну. Женщина становится перед ним на колени, обещает уехать, просит прощения. Рогожин, появившийся внезапно, уводит ее, но затем возвращается для того, чтобы задать важный вопрос князю: счастлив ли он? Лев Николаевич признается, что несчастен.

Четвертая часть

Заключительные события описал в четвертой части Федор Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание их постараемся передать, не упустив ничего важного.

Ипполит, умирая, изводит семейство Иволгиных, в особенности отца, все больше запутывающегося во лжи. Оказывается, что отставной генерал взял бумажник Лебедева, а затем подбросил его, как будто он выпал из кармана. Фантазии старика с каждым днем становятся нелепее. Иволгин, к примеру, рассказывает Мышкину, что знал лично Наполеона. У экс-генерала вскоре случается удар, после чего он умирает.

Несостоявшаяся свадьба

Идет подготовка к свадьбе Аглаи и Мышкина у Епанчиных. Знатное общество собирается здесь, ему представляют жениха. Неожиданно Мышкин произносит нелепую речь, затем разбивает дорогую вазу, с ним случается припадок.

Невеста навещает князя и просит его вместе отправиться к Настасье Филипповне. Рогожин присутствует при их встрече. Аглая требует у Настасьи, чтобы та перестала сводить ее с Мышкиным и мучить всех. Барашкову она обвиняет в том, что ей нравится выставлять напоказ свою "загубленную" честь и обиду. Женщина давно оставила бы Мышкина в покое и уехала, если бы желала ему счастья.

Гордая красавица в ответ насмехается: стоит ей только поманить князя, как тот сразу же поддастся ее чарам. Свою угрозу Настасья выполняет, и Лев Николаевич растерян. Он не знает, что делать. Между двумя возлюбленными мечется Мышкин. Он бросается вслед за Аглаей. Однако Мышкина догоняет Настасья и падает без памяти ему на руки. Князь, забыв тут же об Аглае, начинает утешать женщину. Наблюдавший эту сцену Рогожин уходит прочь. Все больше погружается князь в душевную смуту.

Настасья и Мышкин готовятся к свадьбе

В десятой главе о предстоящей свадьбе Мышкина и Настасьи рассказывает нам Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание по главам этого произведения уже приближается к финалу. Свадьба Мышкина и Настасьи назначена через 2 недели. Все попытки князя встретиться с Аглаей для того, чтобы объясниться с ней, проваливаются. В Петербург из Павловска возвращаются Епанчины. Евгений старается убедить князя в том, что тот дурно поступил, а Настасья - еще хуже. Мышкин признается, что любит и ту и другую женщину, каждую по-своему. Он испытывает к Настасье Филипповне любовь-сострадание. Очень эксцентрично ведет себя невеста. Она то начинает биться в истерике, то утешает князя.

Невеста сбегает

Рогожин появляется на свадебной церемонии. К нему бросается Настасья Филипповна и просит, чтобы ее спас этот купец. Они убегают на станцию. Мышкин, к удивлению собравшихся гостей, не бросается за ними следом. Он проводит этот вечер спокойно и лишь утром принимается разыскивать беглецов. Сначала князь нигде их не находит. Он долго бродит по улицам города, пока не встречает случайно Рогожина. Тот приводит Мышкина к себе домой, показывает Настасью Филипповну, убитую им.

Мышкин сходит с ума

Оба друга проводят всю ночь на полу у тела Настасьи. Мышкин утешает Рогожина, находящегося в нервной горячке. Но состояние самого князя еще хуже. Он становится идиотом, окончательно сходит с ума. Эти события в 11 главе описывает Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание по главам интересующего нас романа заканчивается тем, что его отправляют в швейцарскую клинику. Об этом, а также о других финальных событиях мы узнаем в заключительной, 12 главе романа. Содержание ее следующее.

Заключение

Вновь Евгений помещает в швейцарскую клинику Мышкина. Неутешительны прогнозы врачей - князь не узнает никого, и вряд ли улучшится его состояние. Рогожина осуждают на 15 лет каторги. Через 2 недели после смерти Настасьи Филипповны умирает Ипполит. Аглая выходит замуж за одного эмигранта из Польши, принимает католическую веру и активно участвует за освобождение этой страны.

На этом заканчивается краткое содержание романа Достоевского "Идиот". Основные события его были вкратце изложены. Познакомиться с произведением можно также по многочисленным экранизациям. Краткое содержание романа Достоевского "Идиот" было положено в основу одноименных фильмов и телесериалов, как отечественных, так и зарубежных. Самая первая из известных экранизаций принадлежит режиссеру П. Чардынину. Фильм этот был снят в 1910 году.

Великий писатель, мастер психологической драмы - Ф. М. Достоевский. "Идиот", краткое содержание которого мы описали, является признанным шедевром мировой литературы. Безусловно, его стоит прочесть.

В конце 1867 года молодой барин Мышкин Лев Николаевич переезжает из Швейцарии в Петербург. Молодой человек двадцати шести лет - последний из богатого дворянского сословия. Из-за сложного нервного заболевания, перенесенного в детские годы князь несколько лет жил в швейцарском санатории. В поездке Лев знакомится с Рогожиным - богатым купеческим сыном. Парфен рассказывает князю о своей возлюбленной - Настасьи Филипповны Барашковой, которая находится на содержании у Тоцкого.

Приезжает Лев Николаевич к дальним родственникам - Епанчиным. В семействе Епанчиных три дочки - Аглая, Аделаида и Александра. Мышкин удивляет всех своей открытостью, наивностью и детской непосредственностью. В это же время юноша общается с генеральским помощником Ганей Иволгиным. У секретаря князь впервые замечает портрет юной Настасьи Филипповны, - необыкновенно красивой и гордой женщины.

Князю Мышкину становятся известны некоторые детали: Тоцкий намеревается избавиться от Барашковой и выдать ее замуж за Иволгина, а сам собирается жениться на молодой дочери генерала Епанчина. За Настасью Тоцкий готов дать в приданное семьдесят пять тысяч. Секретарь Иволгин страстно мечтает обогатиться любой ценой, хотя хотел бы взять в жены другую состоятельную даму - генеральскую младшую дочку Аглаю. Лев Николаевич становится близким другом Аглаи и выступает посредником между ней и Ганей.

Молодой князь переезжает жить в усадьбу к Иволгиным. Мышкин не успевает раззнакомиться со всеми домочадцами и расположиться в предоставленном ему помещении, - происходят два интересных события. Квартиру Иволгиных посещает с визитом Настасья Филипповна и приглашает Ганю и его любимых родственников к себе в гости. Женщина шутит и смеется, выслушивает забавные истории Иволгина. Затем наведывается Рогожин и его шумная большая компания. Парфен кидает перед Барашковой восемнадцать тысяч. Далее герои начинают "торговаться", в итоге цена за Настасью поднимается до ста тысяч.

Для родственниц Гани происходящее событие крайне оскорбительно. Барашкова - распутная дама, которой совсем не место в таком приличном обществе. Скандал не заставляет себя ждать: сестра Варвара плюет в глаза Гани, тот замахивается, но ударить не успевает. За женщину заступается Лев Николаевич, получая удар по щеке от разъяренного Иволгина. Затем князь молвит Настасье: «Разве вы такая, какою теперь представлялись».. Эта фраза надолго запомнится Барашковой, которая очень страдала и переживала по поводу своего непростого положения в обществе.

Тем же теплым вечером Мышкин посещает усадьбу Настасьи Филипповны. Полно гостей, от Тоцкого, генерала Епанчина до вечно смеющегося Фердыщенко. Неожиданно героиня советуется с новым гостем и спрашивает, стоит ли ей выходить замуж за Иволгина. Лев Николаевич отвечает, что нет. В двенадцатом часу ночи заявляется Парфен со своими приятелями-друзьями и достает перед Настасьей сто тысяч, упакованные в газету.

Князь очень переживает по поводу происходящего и признается в своих чувствах Барашковой, предлагая ей обвенчаться. Вдруг становится известным, что Мышкин имеет богатое наследство, доставшиеся ему от родственницы. Но героиня решает уйти с Рогожиным. Она выхватывает деньги и швыряет в камин, предлагая Гане забрать их. Иволгин падает без чувств, а Настасья сама вытаскивает пылающие деньги и отдает Гане в знак некой компенсации за его "страдания".

Минуло полгода. Попутешествовав по стране, Мышкин возвращается в Санкт-Петербург. В светских кругах ходят странные слухи, что Барашкова не раз спешно убегала от Рогожина к Льву Николаевичу, жила с ним, но впоследствии уходила и от молодого князя.

На вокзальной площади Мышкину кажется, что за ним пристально следит кто-то. Лев приходит в гости к Рогожину. Во время сего разговора князь играет с садовым ножом, пока хозяин дома раздраженно не забирает его из рук гостя. Речь знакомых заходит о вере и висящей копии картины, на которой нарисован Спаситель. Собеседники меняются крестами, Рогожин отводит Льва к своей матушке, чтобы просить благословения, ибо теперь они как братья.

Идя в гостевой дом, Мышкин видит знакомую большую фигуру и направляется следом. Сверкающий взгляд Рогожина, как на вокзале, занесенный нож... Князь падает в припадке эпилепсии. Парфен скрывается во тьме.

Спустя несколько дней Лев Николаевич приезжает на лебедевскую дачу, где отдыхают Епанчины, и как говорят, Настасья. У заболевшего князя собирается очень много народа в гостях. Мышкин каждого внимательно слушает, жалеет почему-то и чувствует себя виноватым перед всеми собравшимися.

Вскоре князь наведывается к Епанчиным, с женихами дочерей генерала отправляется на прогулку. По пути они встречают Настасью Филипповну в компании друзей. Девушка бестактно говорит князю Радомскому о его покойном родственнике, который потратил государственные деньги.

Присутствующие негодуют от этой выходки. Друг Радомского оскорбляет Барашкову, в ответ на это она в кровь рассекает его голову, выхватив у стоящих рядом трость. Разгневанный юноша хочет ударить хлыстом Настасью, но князь не дает это сделать.

Через три дня в парке Мышкин встречается с Аглаей. Она просит стать ее близким другом, молодой человек понимает, что влюблен. Далее в том же сквере князь видится с Барашковой. Стоя на коленях, девушка интересуется, насколько счастлив он с генеральской дочерью. Позже Настасья Филипповна пишет длинные письма избраннице князя, уговаривая обвенчаться с ним.

Епанчины объявляют Мышкина женихом младшей дочки. У генерала собираются богатые и знатные гости, чтобы познакомиться с будущим членом семьи. Князь старается всем понравиться, чтобы не огорчить невесту, ведет интересную беседу, но в итоге падает в припадке эпилепсии.

Аглая вместе с женихом встречается с Барашковой и Рогожиным. Между дамами возникает неприятный разговор, в ходе которого Епанчина просит больше не лезть в ее жизнь и жизнь будущего супруга, перестать писать письма непонятного содержания. Раздраженная таким отношением Настасья взывает к Мышкину и предлагает быть с ней, Рогожина же гонит прочь. Герой не знает, как поступить, ведь искренне любит обеих женщин. Отказаться от Настасьи Филипповны не может, душевное состояние юноши становится все хуже..

Вскоре должна состояться свадьба молодого барина и Настасьи Филипповны. Эта весть разносится по всей окрестности, обрастая различными сплетнями и догадками. В день венчания Барашкова неожиданно выбегает к Парфену, стоящему среди других людей. Рогожин берет девушку на руки, запрыгивает в стоящую рядом карету и быстро уезжает.

Следующим днем Лев наведывается к Рогожину, но дома его не застает. В конце дня на улице Парфен окликает Мышкина и ведет домой. В комнате он указывает на кровать, где лежит мертвое тело Настасьи, уставленное банками со ждановской смесью, чтобы нельзя было ощутить запах разложения.

Лев Николаевич вместе с Рогожиным всю ночь проводят над мертвой. Когда полиция следующим днем открывает дверь, то перед ней предстает бегающий в бреду Парфен и Мышкин, пытающийся его успокоить. Князь уже перестает узнавать людей и теряет рассудок, так как произошедшее сильно травмирует его психику.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» является сегодня одним из самых популярных и востребованных произведений русской литературы. Уже много лет создаются и продолжают создаваться различные интерпретации этого великого творения: экранизации, оперные и балетные прочтения, театральные постановки. Роман популярен во всем мире.

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Суть

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

Главные герои и их характеристика

  1. Князь Лев Николаевич Мышкин . В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
  2. Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин . Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной. Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.
  3. Настасья Филипповна . Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин. Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей. Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.
  4. Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды. Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.

Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.

Темы и проблемы

  1. Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие . Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег. В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
  2. Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия . К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин. Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.
  3. Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго. Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Чему учит?

Роман «Идиот» учит верить в людей, ни в коем случае не осуждать их. В тексте поданы примеры, как можно наставлять общество, не ставя себя при этом выше его и не прибегая к прямому морализаторству.

Роман Достоевского учит любить, в первую очередь, во спасение, всегда помогать людям. Автор предупреждает, что о низких и грубых поступках, совершенных сгоряча, после которых придётся жалеть, но раскаяние может наступить слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя.

Критика

Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу. Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!