Самые старые страны. Победители времени: Самые древние государства мира

февраля 04, 2014

Старый свет

Недаром Европа именуется "старым светом". Континент с многовековой историей, расположенный в Северном полушарии между Африкой и Азией, свое название получил по имени финикийской царевны Европы – героини античной мифологии.

На территории современной Европы расположено 43 государства. Известно, что первые люди пришли сюда 35 тысяч лет назад из Индии и Африки. А самые старые страны европейского континента возникли в IV-VI веках до н. э. Многие из них исчезли или стали частью других государств. Например, древнейшее государство на острове Крит, которое появилось за 500 лет до основания древнегреческих поселений, погибло в результате извержения вулкана. Но есть страны, которые существуют вот уже много веков подряд.

Древнейшей из ныне существующих стран Европейского континента считается Светлейшая республика Сан-Марино. Расположена небольшая страна на территории Италии на востоке Апеннинского полуострова. Ее площадь составляет 61 кв. км. Не смотря на свои более чем скромные размеры, Сан-Марино имеет все атрибуты государственности: свой флаг, гимн, парламент, который осуществляет контроль за 9 округами-крепостями. Государство полностью оправдывает свой девиз - "Свобода! " На протяжении 17 веков своего существования и по сей день страна не вовлекается в политические противостояния и войны.

Сан-Марино

Днем основания свободной республики Сан-Марино считается 3 сентября 301 года, а государственная конституция датируется 8 октября 1600 года. Первое поселение основал каменотес Марино на горе Титано, где по сегодняшний день располагается одноименная столица Сан-Марино, носящая имя своего основателя.

Марино был одним из первых представителей христианства, который с единомышленниками бежал из родной Далмации от древнеримского правителя Диоклетиана, славившегося жестокостью по отношению к христианам. На плато горы Титано обосновалась христианская община во главе с Марино, которая и стала началом поселения.

Болгария по праву относится к категории старые страны и насчитывает 1332 года своей истории. Первые предки болгар переселились на территорию Причерноморья, Приазовья и Северного Кавказа в I-IIIвеках. Возникновение Старой Великой Болгарии датируется 632 годом. Государство основал хан Кубрат, который сумел освободить территории от власти аваров. До этого периода болгары не были объединены в одно государство, их земли переходили от одних могущественных воителей к другим.

При хане Кубрате Болгарское ханство стало крупной военно-политической силой. Но, через несколько десятков лет, страна распалась. В 681 году появилась Дунайская Болгария, которая расширила свои земли за счет соседних территорий в дельте Дуная и в Мезии.

К красивейшим городам Болгарии относится София, где располагаются древнейшие соборы и исторические архитектурные памятники. Постройка церкви Св. Софии относится к VI веку. Собор Александра Невского - крупнейший православный храм Балканского полуострова площадью 2600 кв. м.

Бавария - область на территории современной Германии сохраняет свое название без изменений с VII века. Эти земли в древние времена населяли кельты, нация которых позднее смешалась с римлянами и германцами.

Начало своей истории Бавария берет с римских поселений. Римляне основали ряд городов-крепостей: Регенсбург, Аугсбург, Пассау. Тогда здесь были герцогства, завоеванные в конце VIII века Карлом Великим. Баварские земли вошли в состав Франкской империи.

Музеи под открытым небом

Сегодня Бавария свободное, динамично развивающееся государство на территории Германии.

Европейские города по праву считаются музеями под открытым небом. Посещение мест древних поселений на территории Европы могут стать путешествием в древние государства с их многочисленными замками, соборами и крепостями.

Рефераты подготовлены по материалам немецкого журнала "Illustrierte Wissenschaft".

Из школьного курса истории мы знаем о возникновении первых государств на земле с их своеобразным бытом, культурой и искусством. Далекая и во многом таинственная жизнь людей прошедших времен волновала и будила фантазию. И, вероятно, для многих было бы интересно увидеть карты величайших империй древности, помещенные рядом. Такое сопоставление дает возможность почувствовать размеры гигантских некогда государственных образований и место, занимаемое ими на Земле и в истории человечества.

Египет. Наибольших размеров империя достигла в 1450 году до н. э.

Греция. Темным на карте отмечены земли, где процветала греческая культура.

Персия. Территория империи в 500 году до н. э.

Индия. Наибольших размеров территория страны достигла в 250 году до н. э.

Китай занимал такую территорию в 221 году до н. э.

Римская империя в пору наивысшего расцвета - начало II века новой эры.

Византия в период своего расцвета - VI век.

Арабский Халифат. Наибольших размеров он достиг в 632 году н. э. А118 лет спустя площадь Халифата значительно сократилась (темная штриховка).

Государство - древнее общественное образование и означает территорию, занятую оседлым населением, подчиняющимся одной и той же власти. О сути государственного устройства думали уже древние мыслители. Например, греческий философ Аристотель видел в государстве конечную естественную форму общежития, важную для человека, который по своей природе - "существо политическое". Более того, он считал государство "средою вполне счастливой жизни".

В средние века и в более позднее время в понятие "государство" начали вкладывать договорные начала между человеком и верховной властью. В естественном состоянии человеку недостает не прав, считали английские мыслители XVII века Джон Мильтон и Джон Локк, а обеспечения их, которое он и находит в государстве, утверждаемом по договору именно для этой цели.

Истинный сын века просвещения, Жан Жак Руссо видел смысл образования государства в соблюдении интересов каждого его гражданина. Оно нужно людям, чтобы "найти форму соединения, которая бы защищала и обеспечивала личность и достояние каждого члена общества так, чтобы каждый, соединяясь с другими, повиновался бы только самому себе и оставался бы столь же свободным, как и прежде". "Свобода - не отчуждаема" - основное положение Руссо.

Еще 8-9 тысяч лет назад люди стали переходить к оседлому образу жизни. Появились земледелие и первые домашние животные. Произошла так называемая неолитическая революция, которая вывела людей к новым условиям жизни. Сельское хозяйство уже могло обеспечить человека достаточным продовольствием, поэтому охота и собирательство отступили на второй план. Произошло разделение труда между членами одной и той же группы, во главе встали вожди, управлявшие сообществами людей. С течением времени появилась нужда в общественных зданиях, и началось строительство дворцов, храмов, крепостей. Возникли письменность и начатки арифметики, астрономии и медицины.

Огромную роль в становлении ранних цивилизаций играли реки. Река - это не только водный путь, но и стабильный урожай, не случайно именно в те далекие времена люди стали возводить каналы и плотины. Но поскольку разрозненным племенам не по плечу были крупные мелиоративные постройки, группы земледельцев объединялись. Первые государственные образования возникли в Двуречье, между Тигром и Евфратом, где развилась цветущая культура.

Современные археологи и историки выделяют несколько условий, дающих право называть древние сообщества людей государством. Первое из них - не менее пяти тысяч населения, поклоняющегося единым богам. Власть оснащена аппаратом чиновников, и непременна письменность, существующая в любой форме. Крупные постройки - дворцы и храмы - также обязательный атрибут государственности. Население разделено по специальностям, чтобы каждый мог уже не делать все сам для себя и своей семьи. Так наряду со жрецами и с солдатами появились художники, философы, строители, кузнецы, ткачи, горшечники, жнецы, купцы и так далее.

Древние империи, сыгравшие свою роль в истории человечества, обладали всеми перечисленными условиями. Но помимо того для них были характерны длительная политическая стабильность и налаженные коммуникации до самых отдаленных окраин, без чего нельзя управлять огромными территориями. Все великие империи имели большие армии: страсть к завоеваниям была почти маниакальной. И повелители таких государств порой добивались впечатляющих успехов, подчиняя себе обширные земли, на которых возникали гигантские империи. Но проходило время, и гигант сходил с исторической сцены.

Первая империя

Египет. 3000-30 годы до новой эры

Эта империя просуществовала три тысячелетия - дольше, чем какая-либо другая. Государство возникло, по последним данным, более 3000 лет до новой эры, а когда произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта (2686-2181), образовалось так называемое Древнее царство. Вся жизнь страны была связана с рекой Нил, с ее плодородной долиной и дельтой у Средиземного моря. Правил Египтом фараон (слово это означает склад продовольствия), на местах сидели губернаторы и чиновники, и вообще общественная жизнь в стране была достаточно развита (см. "Наука и жизнь" № 1, 1997 г. - "Еще не кончился каменный век" - и № 5, 1997 г. - "Древний Египет. Пирамида власти"). К элите общества причислялись офицеры, писцы, землемеры и местные жрецы. Фараон считался живым божеством, и все важнейшие жертвоприношения совершал сам.

Египтяне фанатически верили в загробную жизнь, ей были посвящены предметы культуры и величественные постройки - пирамиды и храмы. Испещренные иероглифами стены погребальных камер рассказали о жизни древнейшего государства больше, чем другие археологические находки.

История Египта распадается на два периода. Первый - с основания и до 332 года до новой эры, когда страну завоевал Александр Македонский. И второй период - царствование династии Птолемеев - потомков одного из полководцев Александра Македонского. В 30 году до новой эры Египет был покорен более молодой и могущественной империей - Римской.

Колыбель западной культуры

Греция. 700-146 годы до новой эры

Южную часть Балканского полуострова люди заселили еще десятки тысяч лет назад. Но только с VII века до новой эры можно говорить о Греции как о крупном, однородном в культурном отношении образовании, хотя и с оговорками: страна представляла собой союз городов-государств, объединявшихся на время внешней угрозы, как, например, для отражения персидской агрессии.

Культура, религия и прежде всего язык были теми рамками, в которых протекала история этой страны. В 510 году до новой эры большинство городов освободилось от единовластия царей. В Афинах вскоре стала править демократия, но правом голоса обладали только граждане-мужчины.

Государственное устройство, культура и наука Греции стали образцом и неиссякаемым источником мудрости почти для всех позднейших государств Европы. Уже греческие ученые задались вопросом о жизни и о Вселенной. Именно в Греции были заложены основы таких наук, как медицина, математика, астрономия и философия. Греческая культура прекратила свое развитие, когда страну захватили римляне. Решающее сражение произошло в 146 году до новой эры у города Коринфа, когда войска греческого Ахейского союза были разбиты.

Владычество "Царя царей"

Персия. 600-331 годы до новой эры

В VII столетии до Рождества Христова кочевые племена Иранского нагорья подняли восстание против ассирийского владычества. Победители основали государство Мидию, которое потом вместе с Вавилонией и другими соседними странами превратилось в мировую державу. К концу VI века до новой эры она, возглавляемая Киром II, а затем его преемниками, принадлежавшими к династии Ахеменидов, продолжила завоевания. На западе земли империи выходили к Эгейскому морю, на востоке ее граница проходила по реке Инд, на юге, в Африке, владения достигали первых порогов Нила. (Большую часть Греции занимали во время греко-персидской войны войска персидского царя Ксеркса в 480 году до новой эры.)

Монарха величали "Царем царей", он стоял во главе армии и был верховным судьей. Владения были разделены на 20 сатрапий, где наместник царя правил его именем. Подданные говорили на четырех языках: древнеперсидском, вавилонском, эламском и арамейском.

В 331 году до новой эры Александр Македонский разбил полчища Дария II - последнего из династии Ахеменидов. Так закончилась история этой великой империи.

Мир и любовь - для всех

Индия. 322-185 годы до новой эры

Предания, посвященные истории Индии и ее правителей, весьма отрывочны. Немногочисленные сведения относятся ко времени, когда жил основатель религиозного учения Будда (566-486 годы до н. э.), первая реальная личность в истории Индии.

В первой половине I тысячелетия до новой эры в северо-восточной части Индии возникло множество небольших государств. Одно из них - Магадха - возвысилось благодаря успешным захватническим войнам. Царь Ашока, принадлежавший к династии Маурья, настолько расширил владения, что они занимали уже почти всю нынешнюю Индию, Пакистан и часть Афганистана. Царю повиновались чиновники административного управления и сильная армия. Поначалу Ашока слыл жестоким полководцем, но, став последователем Будды, проповедовал мир, любовь и терпимость и получил прозвище "Обращенный". Этот царь строил больницы, боролся с вырубкой лесов, а в отношении своего народа проводил мягкую политику. Дошедшие до нас его указы, высеченные на скалах, колоннах, - древнейшие, точно датированные эпиграфические памятники Индии, рассказывающие об управлении государством, социальных отношениях, религии и культуре.

Еще до своего возвышения Ашока разделил население на четыре касты. Две первые были привилегированными - священники и воины. Вторжение бактрийских греков и внутренние раздоры в стране привели империю к распаду.

Начало более чем двухтысячелетней истории

Китай. 221-210 годы до новой эры

В период, называющийся в истории Китая Чжанью, многолетняя борьба, которую вели множество мелких царств, принесла победу царству Цинь. Оно объединило покоренные земли и в 221 году до новой эры образовало первую китайскую империю во главе с Цинь Ши-хуанди. Император провел реформы, укрепившие молодое государство. Страна была разделена на округа, учреждены военные гарнизоны для поддержания порядка и спокойствия, велось строительство сети дорог и каналов, для чиновников было введено одинаковое образование, а во всем царстве действовала единая денежная система. Монарх утвердил порядок, при котором люди обязаны были работать там, где этого требовали интересы и нужды государства. Введен был даже такой любопытный закон: все повозки должны иметь равное расстояние между колесами, чтобы они двигались по одним и тем же колеям. В это же царствование была создана Великая китайская стена: она соединила построенные ранее северными царствами отдельные участки оборонительных сооружений.

В 210 году Цин Ши-хуанди умер. Но последующие династии оставили нетронутыми основы построения империи, заложенные ее основателем. Во всяком случае, последняя династия императоров Китая прекратила свое существование в начале нашего века, а границы государства сохраняются практически неизменными по сей день.

Армия, оберегающая порядок

Рим. 509 год до новой эры - 330 год новой эры

В 509 году до новой эры римляне изгнали из Рима этрусского царя Тарквиния Гордого. Рим стал республикой. К 264 году до новой эры ее войска овладели всем Аппенинским полуостровом. После этого началась экспансия во все стороны света, и к 117 году новой эры государство протянуло свои границы с запада на восток - от Атлантического океана до Каспийского моря, а с юга на север - от порогов Нила и побережья всей Северной Африки до границ с Шотландией и по нижнему течению Дуная.

500 лет Римом управляли ежегодно избираемые два консула и сенат, ведавший государственным имуществом и финансами, внешней политикой, военными делами и религией.

В 30 году до новой эры Рим становится империей во главе с цезарем, а по существу - монархом. Первым цезарем был Август. Большая и хорошо обученная армия участвовала в строительстве огромной сети дорог, общая их протяженность - более 80000 километров. Прекрасные дороги делали армию очень мобильной и позволяли быстро достигать самых удаленных уголков империи. Удерживать страну от распада помогали и назначаемые Римом в провинции проконсулы - наместники и преданные цезарю чиновники. Этому способствовали и поселения солдат, отслуживших службу, расположенные в завоеванных землях.

Римское государство, в отличие от многих других гигантов прошлого, полностью отвечало понятию "империя". Оно же стало и образцом для будущих претендентов на мировое господство. Европейские страны многое унаследовали от культуры Рима так же, как принципы построения парламентов и политических партий.

Восстания крестьян, рабов и городского плебса, все усиливающийся напор германских и других варварских племен с севера заставили императора Константина I перенести столицу государства в город Византий, позднее названный Константинополем. Это произошло в 330 году новой эры. После Константина Римская империя фактически разделилась на две - Западную и Восточную, которыми правили два императора.

Христианство - оплот империи

Византия. 330-1453 годы новой эры

Возникла Византия из восточных остатков римской империи. Столицей стал Константинополь, основанный императором Константином I в 324-330 годах на месте колонии Византий (отсюда идет и название государства). С этого момента началось обособление Византии в недрах Римской империи. Большую роль в жизни этого государства играла христианская религия, ставшая идеологическим фундаментом империи и оплотом православия.

Византия существовала более тысячи лет. Своего политического и военного могущества она достигла во время правления императора Юстиниана I, в VI веке новой эры. Именно тогда, имея сильную армию, Византия завоевала западные и южные земли бывшей римской империи. Но в этих пределах империя просуществовала уже недолго. В 1204 году под ударами крестоносцев пал Константинополь, который так уже больше и не поднялся, а в 1453 году столицу Византии захватили турки-османы.

Именем Аллаха

Арабский Халифат. 600-1258 годы новой эры

Проповеди пророка Мухаммеда положили начало религиозно-политическому движению в Западной Аравии. Получившее название "ислам", оно способствовало созданию в Аравии централизованного государства. Однако вскоре в результате успешных завоеваний родилась обширная мусульманская империя - Халифат. На представленной карте показан наибольший размах завоеваний арабов, сражавшихся под зеленым знаменем ислама. На Востоке в состав Халифата входила западная часть Индии. Арабский мир оставил неизгладимые следы в истории человечества, в литературе, математике и астрономии.

С начала IХ века Халифат постепенно начинает разваливаться - слабость экономических связей, обширность подчиненных арабам территорий, имевших свою культуру и традиции, не способствовали единению. В 1258 году монголы завоевали Багдад, и Халифат распался на несколько арабских государств.

6 самых древних государств мира


Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название. Отметим 6 государств, которые в той или иной степени сохранили связь с Древним миром. 1. Армения

Армению по праву можно назвать одной из самых древних государств мира, если не самой древней. История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение. Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Армянское присутствие в Малой Азии длится уже около 20 000 - 30 000 лет. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ. Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину.

2. Иран

История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии. Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев». Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю. Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии.

3. Китай

По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями. Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах. Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси. К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы.


4. Греция

Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком. Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию. Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию.

5. Египет

На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта. Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли. 27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации. В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту. За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта.

6. Япония

Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем. Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью. Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения. Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.

Большой Сфинкс и Пирамида Хефрена в Гизе Древний Египет одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда … Википедия

Искусство государства, расположенного в нижнем течении р. Нил (Северо Восточная Африка), где возник один из древнейших очагов цивилизации. В истории древнеегипетского искусства выделяют следующие периоды: Древнее царство (31–22 вв. до н. э.),… … Художественная энциклопедия

Искусство государства, возникшего на Апеннинском полуострове, впоследствии распространившегося назападную и юго восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию и Палестину (8 в. до н. э. – 4 в. н. э.). Историю римского… … Художественная энциклопедия

Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля Часть серии статей об Истории еврейского народа … Википедия

Карта Эрэц Исраэль 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля … Википедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Жречество Древнего Египта. Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Молодой Сети I в образе жреца Маа Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался… … Википедия

Рамессеум … Википедия

См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период & … Википедия

История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй пер … Википедия

Книги

  • , Никишин В.О.. История Древнего Рима представляет собой заключительный, финальный этап древней истории Средиземноморья. Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов целостного…
  • История древнего мира. Древний рим. Учебное пособие для академического бакалавриата , Владимир Олегович Никишин. История Древнего Рима представляет собой заключительный, финальный этап древней истории Средиземноморья. Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов целостного… электронная книга

Государство в обществах Древнего Востока. На Восто­ке сложилось несколько типов государственного устройства.

В рамках деспотии существует сильная государственная власть, необходимая для поддержания оросительных сис­тем. Характерна неограниченная власть правителя и раз­ветвленный государственный аппарат, состоящий из чинов­ников и воинов. Это Египет, Китай, государства Двуречья.

В военной монархии на первое место выступала соот­ветствующая захватническая функция государства. Здесь постоянно совершались завоевательные войны и грабитель- ские походы на соседние земли. Этот тип государственного устройства являлся самым распространенным на Востоке (Хеттское царство, Ассирия).

Город-государство возникал, как правило, у моря, там, где не было крупных государств. Экономика такого государ­ства была тесно связана с транзитной торговлей (государ­ства Восточного Средиземноморья - Тир, Сидон, Угарит).

Военно-административное государство отличалось от во­енной монархии тем, что во всех завоеванных странах уста­навливалась единая система административного управления (военная монархия сохраняла в завоеванной стране старую систему управления, ограничиваясь взиманием дани). Этот тип государства характерен для мировых держав, - Новоас­сирийского, Нововавилонского и Персидского царств.

Картина мира древних людей.

Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью челове­ка, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ веде­ния хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.

Что же такое «картина мира»? Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его со­ставляющих:

    самоощущение человека;

    представление им о пространстве, видение его;

    ощущение времени.

Эти три общие категории полностью характеризуют из­меняющуюся структуру мира и место в нем человека. Та­ким образом, картина мира - это самоощущение челове­ка, основанное на представлениях о пространстве и време­ни. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реаль­но существующее мировое пространство со всем многообра­зием составляющих его предметов и явлений, характеризу­ющихся различными свойствами, происхождением и пред­назначением. Понятие времени также специфично и вклю­чает в себя как астрономическое время, так и биологиче-

ское (время сменяющих друг друга поколений), индивиду­альное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, госу­дарства).

Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднознач­ности их расшифровки, а также весьма неполного (фраг­ментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в пол­ном масштабе.

Наиболее ярко и полно картина мира представлена в ду­ховной культуре, особенно в рамках религиозных верова­ний представителей первобытной эпохи.

Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные рели­гиозные верования - фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присва­ивающему хозяйству и созданием государств и рабовладель­ческого общества формируются мифология и мифологиче­ское сознание. (Миф - особый способ отражения мира в со­знании человека, характеризующийся чувственно-образны­ми представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, бо­лее сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества - появление единобо­жия, предшествовавшая появлению мировых религий - христианства и ислама. Христианство, в частности, по­ставило черту под прежним духовным опытом человече­ства, создав на его основе принципиально новую и постро­енную на иных ценностях систему мировоззрения.

Первобытные культы доцивилизационного периода яв­ляются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскаль­ные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты

лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь тем­ные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изобража­лись группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).

Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был спо­собен влиять на происходящие процессы, его жизнь цели­ком зависела от окружающего мира. Он испытывал жест­кую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм - система верований, со­гласно которой отдельный род, племя вели свое происхож­дение от общего предка - какого-либо животного или расте­ния. Племя, род носили имя своего тотема, который пред­ставлялся добрым и заботливым покровителем.

Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособ­ность осознать причины и суть происходящих в нем явле­ний способствовали возникновению магии и гадания. Ма­гия была более активной формой выражения, предполагаю­щей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только живот­ные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и достав­шимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.

Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире яв­лений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой сис­темы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал га­дать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.

Человек - представитель первобытной эпохи - во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотво­рялись. Так сложился анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.

Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающе­го человек переходит к производящему хозяйству. Появ­ляются первые государства. Зарождается цивилизация. Ме­няется и картина мира. Она приобретает большую систем­ность и упорядоченность, ощущение времени, формирует­ся мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.

Мифология Древнего Востока хорошо известна по пред­ставлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь су­ществовал целый пантеон богов, каждый из которых яв­лялся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Сре­ди них постепенно выделяется один, обладающий выдаю­щимися способностями и качествами. В определенные мо­менты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона бо­гов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общи­ны экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и голова­ми различных животных. Последнее можно считать не толь­ко отголоском предыдущих верований, но и просто спосо­бом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.

Усложняются представления о потустороннем существо­вании души, вследствие чего в сознании человека расшири­лось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о разви­тии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяют­ся, приобретают многогранность. В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифоло­ гия постулировала принцип гармоничности и завершеннос­ти мира. Важное значение приобретает слово, которое пони­мается и как обозначение явления, и как знание, и как про­цесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структури­рованном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.

Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэто­му мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к син­тезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завер­шенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваи­вал пространство, теперь он стал осваивать время.

На смену мифологии приходят более сложные религиоз­ные учения. Так, в VI - V вв. до нашей эры в Индии зарож­дается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека не­изменно представляет страдание. Страдание является след­ствием нескончаемых и все возрастающих желаний челове­ка, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нир­ваны (просветления). Нирвана понималась как освобожде­ние от бесконечной цепи перерождений и растворение в кос­мосе. Перерождения происходят вследствие постоянного по­тока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания - дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существова­ния, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда про­возгласил «срединный путь» достижения нирваны - отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестя­ми данного мира, который считался иллюзорным. Простран­ство в буддизме еще более расширилось, охватив мир эле­ментарных невидимых частиц, однако эта реальность стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконеч­ность.

Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этиче­ских представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное уче­ние имеет вполне реального основоположника - это Кун-цзы, или Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выража­лась через преданность государю - «чжун», верность дол­гу - «и», сыновнюю почтительность - «сяо», великоду­шие - «куань» и ряд других положительных характерис­тик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» - «благород­ный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархи­ческий порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.

Необычным, весьма интересным явлением в истории че­ловечества является иудаизм. Появление этой религии свя­зывается с кардинальной перестройкой представлений че­ловека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между че­ловеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира стано­вились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структу­ру. Из ограниченного он становится бесконечным, в со­гласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относи­тельно аморфного и сферического - четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию - подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.

Следующим этапом в развитии человеческого мировоззре­ния стало христианство. Оно символизировало кризис ан­тичных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-

теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолют­ным властелином и творцом мира, в отличие от олимпий­ских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христи­анстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творе­ния, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способнос­тью к творчеству.

Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивиду­ума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.

Но меняется и сам мир. Время перестает быть циклич­ным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в буду­щем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдаю­щейся» песчинкой.

Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros - «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различ­ных целях. Писали на камне и папирусе. В системе пись­менности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой - 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские - в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь - в фас. Высшего расцвета скульп­тура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры яв­ляется создание своеобразной системы письменности - клино­писи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-

ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи - произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распростра­ненными были этиологические (объясняющие) мифы о со­творении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни - зиккураты - вслед за шумерами стали строить аккад­цы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и воз­водились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом - одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III - П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения - «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. За­имствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовер­шенствовали его путем добавления гласных. Древнегречес­кая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей - дорического и ионического. Доричес­кий стиль - строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение де­коративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значе­ние имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некото­рые произведения, созданные древнегреческими драматур­гами, до сих пор занимают важное место в репертуаре со­временных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выраже­ния, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.