Постановка знака тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым правило

Потребность в знаках препинания стала ощутимой с развитием книгопечатания. В XV веке пунктуацию изобрели итальянские типографы. Ее приняли в большинстве стран Европы. Использование знака началось в XVIII веке. Закрепил его функцию в русском языке Николай Карамзин. Впервые его описал А. А. Барсов в 1797 году. Постановка тире между подлежащим и сказуемым происходит по правилам классического и делового языка. В устной речи с его помощью выражают паузу с повышением и понижением тона.

Для чего нужны правила

Правильно писать может научиться каждый человек. Грамотность выделяет людей, указывая на их ум, желание выделиться. Простое заполнение документов приводит в ступор, так как многие не знают элементарных правил написания падежных окончаний. Чаще всего оформляют заявления. Именно здесь и понадобится знание правил постановки тире между подлежащим и сказуемым. Это главные члены предложения, которые всегда стоят в именительном падеже.

Их изучение начинается в начальной школе, однако не все помнят, что их связывает. Подлежащее - это главный член предложения, который рассказывает о ком, или о чем говорится в тексте. Необходимо задать вопрос, чтобы узнать, кто или что является главным. «Когда мама пришла домой, настроение ее улучшилось». Так как мама - это живое существо, ставится вопрос кто? О ней и идет речь в предложении.

Затем мы можем узнать, что она делает или уже сделала. В этом нам поможет сказуемое. Оно указывает на производимое подлежащим действие. Например, наша мама что сделала? (пришла). Так как предложение является сложным, в нем две грамматические основы. Во второй части говорится о настроении. В этом случае уместным будет вопрос что? (настроение) и что сделало? (улучшилось). В зависимости от того, что хочет сказать автор, как передать чувства, будет зависеть расстановка знаков препинания. Использование тире предполагает знание нюансов при написании.

Роль знака в предложении

В письменной речи знаки препинания помогают ясно излагать мысли, отделяют предложения или его части. Тире используется не так часто, как запятая, однако, правила постановки черточки между подлежащим и сказуемым помогут составить простое и сложное предложение.

Основы русского языка изучает каждый, но не все помнят, как использовать черточку в письменной речи. Вследствие этого многие изъясняются без лишних знаков препинания. Значимость тире недооценивают, ведь с его помощью привлекают внимание читателя, акцентируют смысловое ударение, ставят перед словом «это».

В грамматике русского языка знаки делятся на несколько категорий:

  1. Отделяющее тире ставят между подлежащим и сказуемым.
  2. Выделяющее необходимо для вводных и вставных конструкций.
  3. Разделяющая черта необходима для прямой речи и диалога.

Чтобы рассмотреть все случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, определяют роль черточки в предложении. Это поможет избежать и писать осознанно.

Написание тире: основные правила

Грамматическая основа разделяется пунктуационным знаком, который заменяет пропущенную часть составного сказуемого, чаще именного. В предложении постановка черточки будет происходить по одной из схем. Возможен один из представленных вариантов:

  • Существительное выступает в роли подлежащего и сказуемого, каждый из которых в именительном падеже: «Мама - лучший друг», «Работа - помощник от скуки».
  • Главные члены предложения обозначены неопределенной формой глагола: «Жить - Родине служить», «Любить - человеком быть».
  • Существительное плюс инфинитив: «Думать о других - закон жизни нравственного человека», «Моя мечта - сделать мир лучше».

Постановка знака тире между подлежащим и сказуемым отличается в зависимости от того, какими частями речи выражены главные члены предложения. Это количественное числительное в именительном падеже, оборот с ним или существительное в этом же падеже. Например, Вся Галактика - больше миллиона звезд; Семью семь - сорок девять. Однако в специальной литературе написание характеристики происходит без употребления черточки.

Правильная постановка знака

Неопределенная форма глагола связана с категорией состояния или наречием со значением: «Не знать правил русского языка - плохо». В предложении с подлежащим-инфинитивом и сказуемым в виде предикативного наречия на букву о, если делается пауза: «Не знать правил русского языка - плохо». Если интонацией нет выделения, знак не нужен: «Курить вредно».

Примеры постановки тире между подлежащим и сказуемым:

  • Алгебра - это раздел математики, который изучает операции над элементами множеств.
  • Оттава - столица Канады.
  • Следующая станция - «Московская».

Кроме этого, знак препинания необходим в предложении, отличающимся характером логического определения: «География - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли». В научном и публицистическом тексте с помощью черты указывают на оценку предмета или явления: «Характер - стойкие психические свойства, определяющие поведение личности». Тире ставят, если имеются однородные подлежащие: «Храбрость и сила - черты богатырей на Руси».

Написание тире по правилам русского языка

Постановка тире между подлежащим и сказуемым необходима, когда смысл в предложении двоякий. Например, Младшая сестра - моя подруга; Младшая сестра моя - подруга. Наличие однородных подлежащих подразумевает написание черты: «Доброта и нежность - положительные характеристики».

Фразеологический оборот - это выражение, в котором две и более единицы с целостной структурой и значением. При использовании его в тексте необходимо написание тире: «Мы с братом - седьмая вода на киселе». Употребление местоимения ЭТО зависит от того, читают ли текст с паузой или без нее, нужно ли логически выделить подлежащее. Разницу можно увидеть при сравнении предложений: «Этот спектакль - выступление новой актрисы». «Это очень сложная проблема».

С помощью знака препинания интонационно разделяют предложения, чтобы легко воспринималось его содержание: «Голос - тихий, спокойный…». «Море возле нашего домика - темно-синее». Знак поможет усилить яркость описываемых образов при написании сочинений.

Независимо от того, в какой форме выражается сказуемое, тире ставится в сносках, чтобы отделить главное слово от объяснения. Часто такая постановка тире между подлежащим и сказуемым встречается в словарях. «Артемида - богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения».

В каких случаях тире не ставится

Рассматривать правильность расстановки знаков препинания призван раздел русского языка «Пунктуация». В нем отражается способ регулировки интонационного строя речи, синтаксических и смысловых отношений в языке. Важно знать, в каких случаях тире не пишут, чтобы передать эмоциональную окраску.

Если в предложении подлежащее - это личное местоимение, а сказуемое является существительным в именительном падеже, черточка не понадобится. Это видно в предложении: «Я хорошая мама, поэтому всегда поддерживаю своих детей», «Он профессионал своего дела, поэтому все быстро починит».

В художественных текстах, научно-популярных, публицистических, учебных соблюдают условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Нет необходимости использовать знак при использовании личного или вопросительно-относительного местоимения, которое связано по смыслу с существительным в именительном падеже.

Когда знак препинания не понадобится

При написании любого предложения учитывают знаки препинания. Они понадобятся в простом и сложном предложении, подчеркнут важность однородных членов. Не ставят черточку при выражении сказуемого прилагательным, местоименным прилагательным: «У него умная голова, но сердце холодное», «Родная страна моя!». Не понадобится тире, если сказуемое логически подчеркивается или имеется противопоставление: «Я хороший учитель, ты столяр и плотник».

Не используют черту в простых предложениях, когда используют разговорную речь: «Моя мама доярка». Между главными членами может стоять сравнительный союз как, точно, словно, вроде как, все равно что. В этом случае постановка тире между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении сводится к отсутствию знака.

  1. Твои глаза как бездонный океан.
  2. У тебя заколка вроде как сова.
  3. Голос твой все равно что песня соловья.

Отсутствие тире: правила

Частица НЕ употребляется со всеми самостоятельными частями речи. Перед сказуемым она необходима для отрицания. Это указывает на отсутствие необходимости использовать черту в предложении. Часто правило регулирует написание пословиц и поговорок.

  • Бедность не порок.
  • Аналогия не доказательство.
  • Лихо помнится, а добро век не забудется.
  • К доброму плохое не пристанет.

Однако при необходимости подчеркнуть сказуемое с помощью интонации постановка тире отличается. В этом случае знак необходимо ставить: «Жизнь прожить - не поле перейти».

Когда не ставят тире: примеры

Несмотря на то что черточка в предложении определяет границы простых предложений, разделяет подлежащее и сказуемое, в некоторых случаях ее не пишут. Правило распространяется при написании фразы, в которой есть вводное слово, союз, частица, наречие.

  • Соя, как известно, полезная культура.
  • Театр по-прежнему популярный вид искусства.
  • Июнь только начало летних каникул.

В рассказах авторы часто используют второстепенный член предложения, который не согласуется со сказуемым. Составление предложений происходит с постановкой сказуемого до подлежащего: «Мария нам подруга», «Хороший человек Сан Саныч!».

Правильно написать тире между подлежащим и сказуемым сможет каждый, посмотрев видео ниже.

Тире - это знак, разделяющий предложение на две части. Он привносит дополнительный смысловой оттенок, помогает избежать сложностей при пунктуационном оформлении текста. Правильная постановка черточки необходима в любом тексте в привычном понимании всего раздела пунктуации в русском языке. Знак препинания ярко иллюстрирован в классике и произведениях поэтов нашей страны.

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель: Кудрявцева Т.М.

Москва 2014г.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым»,
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях»,
2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности,
3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.

Методические приемы : таблица, тесты, работа с учебником, работа по карточкам, объяснительный диктант.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

1) Вступительное слово учителя.

Вопрос: зачем нужно изучать данную тему?
Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К концу урока вы должны знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, и уметь: ставить знаки препинания между главными членами.

2) Рассматривается таблица, анализируются примеры

Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

Ставится

Не ставится

  1. Книга – памятник ушедшим в вечность умам.

Сущ. И. п. – сущ. И.п.

  1. Лес словно сказка .

(будто, словно, как)

  1. Жить – Родине служить .

Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.

  1. Это чудо !

(местоим.)

  1. Дважды два – четыре.

Числ. – числ.

  1. Расстояние не помеха для друзей.

(не)

  1. Наша задача – хорошо учиться .

Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.

  1. Чтение – вот лучшее учение .

(вот, это)

Вывод:

тире между подлежащим и сказуемым ставится :

а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

не ставится:

а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

б) если подлежащее выражено личным местоимением;

в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.

III . Закрепление материала.

Записываются предложения:

1) - Краткость – сестра таланта.

Дважды два – четыре.

Учить – ум точить.

Расстояние между окнами – один метр.

Ходить босиком – большое удовольствие.

2) Выполнение объяснительного диктанта.

Записать предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа:


1) Мы с волнением слушали сообщения с фронта.
2) Дети были потрясены рассказами о войне.
3) На фронте шли жестокие, наступательные бои.
4) Подвиг русского солдата будет жить вечно в памяти народа.
5) День Победы - великий праздник русского народа.

6) 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны.
7) Жить- Родине служить.
8) Сталинградская битва-первая победа советской армии в войне.
9) Война – это страшное бедствие в истории народа.

3) Работа с учебником.

Стр. 70, упр. 153 – устно.

4) Работа с карточками.

Карточка № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.
(И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед.
(А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение.
(С. Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.
(А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание
. (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца.
(Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот.
(М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой.
(Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть.
(И.Юзеев)

Карточка № 2 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .

1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира.
(М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы.
(С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь.
(В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества.
(Д.Веневитинов)

Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Карточка № 3 .

1.Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить.
(Пословица)
3. Жить – родине служить.
(Пословица)
4. Учить – ум точить.
(пословица)
5. Спешить – делу вредить.
(Пословица)

Карточка № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .


1. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
2. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех.
(Сказка)
3. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд.
(А.Мартынов)
4. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца.
(Т.Шмаков)
5 Отсиживаться по щелям – удел тараканов.
(Из газеты)
6. Служить народу – дело непростое.
(С.Васильев)
7. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое.
(Э.Зорин)

Карточка № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения.
(Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата.
(Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга.
(А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.

5) Тесты. (см. прилож.)

IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

Вопросы:

  1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  2. В каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится?

V. Домашнее задание:

Стр.70; упр.153.

Существует свод правил конструирования словосочетаний в устной и письменной речи. Этот раздел языкознания называется синтаксис (syntaxis), что в переводе с греческого языка означает – “составление”. Главные члены предложения с согласованной связью и функциональной смысловой нагрузкой не подчиняются второстепенным единицам, имеют доминирующую позицию и “диктуют” основной смысл выражения.

Вконтакте

Семантическое ядро выражения

Подлежащее и сказуемое в предложениях выполняют функцию грамматической основы. Что такое подлежащее – это первый из главных членов в , отвечающий на вопросы Им. : кто? или что? Означает либо предмет, либо действие, обозначаемое сказуемым. Что такое сказуемое – это второй главный член, который отвечает на вопросы: “что делать или сделать?”, “что это такое?”. Несет функциональную нагрузку, дополняет смысл подлежащего.

В структуре речевого оборота подлежащее выражено существительным или и предполагает активное значение. Для иллюстрирования можно привести простые, законченные по смыслу, фразы “Ирина положила книгу”. “Она положила книгу”. В обеих законченных фразах тире между подлежащим и сказуемым не ставится, так как подлежащие «Ирина» в первом случае и «она» — во втором являются единицами, совершающими действие, а сказуемое выражено , стоящем в прошедшем времени, обозначающим это действие.

В русской речи подлежащее может быть выражено, как именем существительным, так и прилагательным, употребленным в з

Существуют нераспространенные речевые обороты, в которых опущена связка между главными членами, составляющими грамматическое ядро. И подлежащее и сказуемое в этих случаях “стоят” в именительном падеже и выражены именем существительным или числительным. Например: “Место старта – пожарная башня”; “Начало представления – в двенадцать”. На письме эти фразы оформляются с тире между подлежащим и сказуемым, так как дважды применяется именительный падеж для склонения обеих единиц основного звена.

Кроме того, если оба основных члена фразы обозначены неопределенными глаголами, то по языковым нормам ставится тире между подлежащим и сказуемым. Креативный вариант – шутливый афоризм: “Активный человек – кузнец своего счастья”.

Важно! Если частица “не” стоит перед глаголом (в инфинитиве), ставится знак тире: “Жизнь прожить – не поле перейти”. Такая пунктуация будет правильной и грамматически, и стилистически.

В каких выражениях применяется

Правило правописания со связующим знаком тире зависит от грамотного выделения основы – главных членов, которые на зависят от второстепенных. Тире может использоваться для соединения частей предложения в разных стилях речи.

Математические и тождественные понятия

В лаконичном речевом обороте, где описывается математическое действие с применением числительных, подлежащее и сказуемое разделяются знаком тире. Например: “Дважды два – четыре”;

В простых и точных фразах, содержащих тождественные понятия и определения. Могут быть (географические): “Лондон – столица Великобритании”; “Сава – приток Дуная” — это примеры предложений классических тождественных сочетаний.

Фольклор

Знак препинания тире часто применяется в кратких речевых оборотах народного творчества, носящих поучительный характер. Это лаконичные народные выражения — поговорки и пословицы с тире, правописание которых подчиняется правилам русской грамматики. Сказуемое обычно бывает выражено целой фразой, в которой заключен логический смысл предложения.

Примеры мудрого фольклорного творчества:

  • хочешь испытать друга – присмотрись к нему в гневе;
  • кот из дома – мыши в пляс;
  • с глаз долой – из сердца вон;
  • нет новостей – хорошая новость;
  • что глаз не видит – сердце не жалеет;
  • нашел друга – нашел сокровище.

Во всех перечисленных случаях задействовано правило, когда ставится тире между обеими частями оборота.

Образные рекламные ролики

Если попадется предложение, где сказуемое выражено именем существительным, то можно применить стандартное правило, использующее графический знак тире, обозначающий итоговый смысл. К примеру: “Альмагель – бальзам для желудка”, “Зубная паста Жемчуг – для всей семьи”. После знака тире следует сочетание, в котором сказуемое выражено существительным, объясняющим общий смыслкрылатого выражения”, убеждающего и мотивирующего на покупку.

Прием использования кратких, метких и образных фраз очень часто используется в популярных афоризмах и “цепляющих”рекламных текстах.

Использование на письме

В русской грамматике знак тире между подлежащим и сказуемым ставится в четырех случаях:

  1. Между двумя существительными, когда сказуемое бывает выражено существительным (Счастье – награда за смелость).
  2. Между парой числительных (Пятнадцатью пятнадцать – двести двадцать пять).
  3. Между глаголами, стоящими в неопределенной форме – инфинитиве (Руководить – чутко предвидеть).
  4. Перед словами: это, вот, значит, это значит, соединяющими грамматическую основу предложения (Чумазый ребенок – это счастливый ребенок).

Знак препинания в русской и зарубежной художественной литературе

В русском писательском творчестве, как современном так и классическом, пунктуация с применением тире довольно распространена. Выражения с тире неесут функцию дополнительной выразительности и усиления значимости сказанного.

Несколько примеров из художественной литературы:

  • «Гений и злодейство – две вещи несовместные». (А.С. Пушкин);
  • «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее». (Ф.М.Достоевский);
  • «Не жалеть для друга ничего, думать о других немножко тоже – вот мое простое волшебство». (Л.И. Ошанин);
  • «Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души» (И.А. Тургенев);
  • «Безумство храбрых – вот мудрость жизни» (М. Горький).

В произведениях иностранных авторов логическая связка — тире между подлежащим и сказуемым — тоже часто употребляется к месту. Примером может
служить фраза из “Приключений Тома Сойера” американского классика Марка Твена: “Зато теперь Том был вольная птица – это тоже чего-нибудь стоило!” Благодаря употреблению знака препинания фраза звучит коротко и очень эмоционально.

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже ,

например: Москва – столица России. Место сбора – плац (Шолохов).

Как правило, тире ставится:

1) в предложениях, имеющих характер логического определения ,

например: Геология – наука о строении, составе, истории земной коры;
2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих характеристику, оценку предмета или явления,

например: Жизнь – особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития;
3) после однородных подлежащих,

например: Лесть и трусость – самые дурные пороки (Тургенев); Пространство и время – основные формы всякого бытия;
4) для внесения ясности в смысл предложения;

сравните: Старший брат – мой учитель; Старший брат мой – учитель.

Тире обычно не ставится, хотя подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного:

а) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи,

например: Моя сестра студентка;

б) если между подлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно как, все равно что, вроде как и т.п.,

например: Пруд как блестящая сталь (Фет); Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Некрасов); У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов); Дома города точно груды грязного снега (Горький).

Отступления от этого правила связаны с желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом,

например: Тишина – как льдинка, ее сломаешь далее шепотом (Леонов); Твои речи – будто острый нож... (Лермонтов); ...Такая фраза – все равно что большой шлем в ералаше (Тургенев);

в) если перед сказуемым стоит отрицание не ,

например: Офицер этот не чета вам... (Федин); Аналогия не доказательство. Сравните пословицы и поговорки: Слово не воробей: вылетит – не поймаешь; Бедность не порок; Сердце не камень.

Но тире ставится, если имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое,

например: Но объяснение – не оправдание (Горький); «Кровь людская – не водица» (Стельмах); Жизнь прожить – не поле перейти (пословица);

г) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица,

например: ...Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев).

Сравните наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий:

Хлопчатник – важнейшая техническая культура. – Хлопчатник, как известно, важнейшая техническая культура (вставлено вводное сочетание).
Кино – самый массовый вид искусства. – Кино по-прежнему самый массовый вид искусства (вставлено наречие).
Кок-сагыз – каучуконос. – Кок-сагыз тоже каучуконос (вставлен союз).
Декабрь – начало зимы. – Декабрь лишь начало зимы (вставлена частица);

д) если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения,

например: Степан нам сосед... (Шолохов);

е) если сказуемое предшествует подлежащему,

например: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь).

Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное членение предложения на два состава,

например: Славные люди – соседи мои! (Некрасов); Хорошая сторона – Сибирь! (Горький); Психологический курьез – моя мать (Чехов);

б) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот,

например: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (С. Голубов).

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой – неопределенной формой глагола.

Например: Ученого учить – только портить (пословица); Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания... (Пушкин).

3. Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему.

Например: Кремль – это сокровищница русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории (Из газет). Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

Сравните: Самая поздняя осень – это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришвин) (в роли сказуемого выступает целое предложение).

4. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным или оборотом с числительным.

Например: Значит, девятью сорок – триста шестьдесят, так? (Писемский); Большая Медведица – семь ярких звезд; Удельный вес золота – 19,3 г/см3.

В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится, например Температура плавления золота 1064,4?; Грузоподъемность крана 2,5 т, вычет стрелы 5 м.

5. Тире ставится между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на -о, если между главными членами предложения делается пауза,

например: Готовиться к экзаменам – не так просто (Федин); Уступить – позорно (В. Тендряков); Это очень несносно – переезжать (Гончаров).
Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко (Л. Толстой).

6. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом,

например: И женщина и мужчина – пятак пара (Чехов); А крыльцо – дай бог иному князю... (А.Н. Толстой).

7. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него.

Сравните:
а) Это – начало всех начал; Это – первое выступление актрисы; Это – одиночество (Чехов);
б) Это дом Зверкова (Гоголь); Это сетка для ловли перепелов (Чехов); Это очень сложная проблема.

8. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного,

например: ...Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов); Я ужасно рада, что ты мой брат (Л. Толстой); Он порча, он чума, он язва здешних мест (Крылов).

Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого,

например: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик... (Чехов); Я – фабрикант, ты – судовладелец... (Горький); Не я, не я, а ты – вредоносный элемент (Федин).

9. Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительно-относительным местоимением, а другой – существительным в именительном падеже или личным местоимением,

например: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

10. Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием.

Например: У нее сердце очень доброе, но голова бедовая (Тургенев); Вишневый сад мой! (Чехов). Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое (Гончаров).

Постановка тире в этих случаях имеет целью интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания,

например: Зрачки – кошачьи, длинные... (Шолохов); Высота возле разбросанных домиков хутора – командная... (Казакевич).

11. В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого.

Например: Лакшми – в индийской мифологии богиня красоты и богатства; Апис – у древних египтян считается священным животным.

В русском языке бывают случаи, когда между подлежащим и сказуемым необходимо ставить тире. Употребление этого знака помогает лучше воспринимать интонацию текста, расставлять в нем эмоциональные акценты. Про данную смысловую функцию полезно помнить, например, пауза может стать подсказкой при написании. Проблем не будет если помнить основные правила постановки тире между главными членами в предложении. Перечислим их. А затем для наглядности приведем примеры предложений, где употребление тире необходимо.

Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире

Один из случаев применения данного знака пунктуации: подлежащее и сказуемое - существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме или числительные. Здесь проявляется разделительная функция тире. Такие предложения мы часто встречаем при необходимости передать логический смысл высказываний. Например, их много в учебниках или научных работах.

Знак тире следует применить перед сказуемым, которое является так называемым устойчивым выражением (фразеологическим оборотом).

Одно из требований употребления тире на письме - это наличие в тексте указательных слов это , значит или вот перед сказуемым.

Нужно обратить внимание на исключения. В предложениях, где перед сказуемым употреблена частица не, тире ставить не следует. Наличие сравнительного союза как, словно или будто пред сказуемым говорит о том, что тире писать не нужно.

Еще случай: между главными членами предложения употреблено вводное слово. В таком случае правила русского языка исключают употребление тире.

Другое исключение из приведенных правил: сказуемое в предложении употреблено перед подлежащим.

Примеры предложений с тире между подлежащим и сказуемым

В качестве примеров приведем предложения с различными из рассмотренных выше признаков употребления тире:

  1. Москва - сердце России.
  2. Шестью шесть - тридцать шесть.
  3. Бабушкины пирожные - пальчики оближешь.
  4. Рубль - это денежная единица, являющаяся основным средством платежа в России.
  5. Свобода - значит ответственность.