Факторы и тенденции развития логистики. Направления развития логистики Какие тенденции влияют на развитие логистики

Тенденции развития современной логистики: развитие аутсорсинга, интеграция цепей поставок, стратегическое партнерство и виртуализация логистических систем.

В последние годы в странах с рыночной экономикой развитие логистики характеризуется передачей функций контроля над распреде­лением готовой продукции от производственных фирм к специализиро­ванным фирмам, т.е. внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Западной Европе и Японии и позже в США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет к значительным изменениям в организации работы по перемещению продукции.

Логистика по контракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечение самостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компании по распределе­нию продукции, включая транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В этом - одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного разделения труда. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено, во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации услуг, который отсутствует в производственной фирме; вo-вторых, стремлением последней сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на основных производственных прибыльных функциях.

Тенденции развития логистики направлены на решение следующих задач:

1.Снижение рисков безопасности цепей поставок. Компаниям необходимо интегрироваться для решения этой проблемы.

2.Устойчивость цепей поставок. При отлаженных цепях поставок результаты логистической деятельности будут стабильные.

Важно обеспечить создание ценности товаров для потребителей. Главная цель лoгиcтики – удовлетворение потребностей потребителей. Компании должны фокусировать внимание на реализующих структурах с целью получения информации от потребителей об удовлетворении их потребностей.

Переход компаний от взаимодействия В2В к В2С ввиду бурного развития интернет торговли и авиаперевозок.

Наблюдается тенденция преобразования системы бизнес связей производителей, поставщиков и потребителей во взаимосвязанную систему гибких альянсов, или так называемых сетей. Альянсы снижают затраты на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем.

Наблюдается тенденция роста объемов производства.

Наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к качеству обслуживания. С развитием рыночных отношений потребители получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания.

7.Определения понятия «Логистика» и связь логистики с другими учебными дисциплинами

Логистика - наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения

Логистика -учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

Логистика имеет определенные области совместного влияния и взаимодействия со многими экономическими, математическими и другими дисциплинами (Мат моделирование, статистика, менеджмент, маркетинг, контроллинг,бух и упр учет, эк теория, эконономика фирм, транспорта.. .). В то же время, она не идентифицируется ни с одной из них и шире, чем любая общая зона ее взаимодействия с каждой из смежных наук.

Из эк теории в логистике используются общие закономерности развития эк объектов и процессов.На теории менеджмента основано создание систем управления логистическими комплексами. Маркетинг задает цели товародвижения на этапе распределения продукции предприятий, определяет требования к товародвижению для лучшего удовлетворения пожеланий клиентов в условиях функционирования рынка покупателей. Знания экономики предприятия позволяют профессионально оценить составляющие калькуляции продукции, построить рациональное соотношение затрат на всех фазах логистической цепи. Из "Управление, организация, планирование производства " в логистике используются понятия производственного цикла изготовления продукции, планирования производственного процесса, оптимальной организации производства в пространстве и во времени. Методы математического программирования (исследование операций) позволяют оптимизировать решение многих логистических задач.

С финансовыми науками (бух учетом, финансово-эк анализ, контроллинг) логистика взаимодействует по финансовым потокам и связанными с ними информационными потоками (сфера контроллинга). Математические и статические науки –методологическая и методическая основа логистики, ее аппарат.

Логистика дает наибольший эффект, когда ее рассматривают как принципиально новую философию управления предприятиями и организациями. Она предписывает относиться к поставщикам и потребителям, как к партнерам, интересы которых предприятие разделяет, основные фонды и кадры - это стабильные элементы процесса производства. А наиболее подвижный элемент - поток материалов и сопровождающий его поток информации, которые оперативно и регулярно проходят горизонтально, сквозь границы многих отделов предприятия.

Активное развитие логистического аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что компаниям в связи со стремительным развитием технической базы и технологий логистики и SCM сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их, не имея большого штата квалифицированных логистов. Оказывается, что компаниям, как правило, выгоднее привлекать логистического провайдера со штатом высококвалифицированных логистов, чем организовывать и/или расширять свои собственные логистические подразделения, в частности, создавать и эксплуатировать дорогостоящую транспортно-складскую инфраструктуру. Основная отдача от аутсорсинга логистики состоит в значительном повышении эффективности логистической деятельности, причем средством этой отдачи являются существенные технологические возможности провайдеров логистических услуг и высокая квалификация персонала. Кроме того, наблюдается тенденция роста числа контрактов, заключаемых с небольшим количеством ведущих поставщиков логистических услуг с целью дополнительного снижения издержек.

Рост значения логистики для повышения конкурентоспособности промышленных и торговых компаний, увеличение логистических затрат и требования рынка к повышению качества предоставляемых услуг при поставках сырья, материалов и товаров способствуют тому, что логистические функции все чаще попадают в перечень отдаваемых на аутсорсинг. Такое развитие началось с предоставления узкоспециализированных услуг силами транспортных, складских и экспедиторских предприятий, а затем, с появлением крупных логистических провайдеров, компании переориентировались на предоставление комплексных логистических услуг.

Проводя анализ рыночной ситуации в России, следует выделить ряд основных проблем развития рынка логистических услуг:

Значительные сроки окупаемости при создании логистической инфраструктуры;

Высокие кредитные ставки, установленные банками;

Незначительный опыт игроков, так как логистический бизнес по- прежнему оставался относительно новой областью бизнеса;

Нехватка квалифицированных кадров, как на уровне руководства, так и на уровне исполнителей (особенно складского персонала);

Финансовая закрытость многих компаний;

Неурегулированность земельного законодательства, отсутствие «прозрачности» на рынке земли;

Отсутствие классификации складов, учитывающих технологию и техническую оснащенность;

Низкие темпы ввода в эксплуатацию новых площадей;

  • загруженность основных товаропроводящих магистралей, особенно крупных административных центров;
  • бюрократические барьеры.

Основные угрозы для успешного развития рынка логистических услуг провайдеры связывали с выходом на рынок иностранных компаний с огромным опытом работы в логистике, высокой репутацией, использующих современные технологические решения. Зарубежные компании создавали растущую конкуренцию, а благодаря отработанной организации логистических процессов, в том числе и грузопереработки, обеспечивающей снижение себестоимости услуг, они выступали ведущими игроками на этом рынке.

Основными направлениями развития рынка логистических услуг, особенно в период с 2010 г., можно считать:

S рост инвестиций в строительство складов международного уровня;

S расширение масштабов деятельности логистических посредников и комплекса услуг;

S использование современных технологий и технического оснащения: в строительстве, процессах грузопереработки, в информационных системах с целью повышения качества обслуживания;

^ в качестве технического оснащения складов ставка делается на механизацию складов;

^ внедрение складских технологий с любым уровнем комплектации;

  • S ориентация на создание качественных складов;
  • S использование передового западного и отечественного опыта;
  • S повышение квалификации логистов и складского персонала;

^ создание (укрепление, расширение) логистических союзов;

S значительный рост строительства складских площадей (практически в арифметической прогрессии, особенно в строительстве складов класса «А»);

^ создание крупномасштабных логистических, индустриально-логистических парков;

^ выход логистических посредников в регионы и создание региональной складской сети;

  • S появление значительного числа неинституциональных инвесторов и девелоперов;
  • S обучение персонала и введение системы мотивации.

Актуальными и по настоящее время остаются вопросы повышения качества обслуживания, подготовки квалифицированных логистов и повышения уровня специалистов, работающих в операционной и управленческой деятельности логистической инфраструктуры.

Остались прежними стремления к созданию крупномасштабных логистических центров, индустриально-логистических парков. При этом усилилась активность девелоперских компаний.

Изменения коснулись в основном деятельности девелоперских компаний. Не снижая своей активности, они поменяли подходы к созданию складских мощностей:

S создание девелоперскими компаниями складских мощностей и сдача их, как правило, в долгосрочную аренду, с оснащением под нужды конкретного клиента;

^ девелоперы пересмотрели концепцию новых складских комплексов, включая в их состав производственные площадки;

^ федеральные игроки стали осваивать новые площадки только при условии наличия подтвержденного платежеспособного спроса и возможности реализации проектов «под заказ» клиентов;

^ локальные игроки также готовы вести строительство, но только в формате «built-to-suit» (строительство под заказчика) и при условии полного финансирования проекта «за счет заказчика»;

S не заполненные арендаторами складские мощности владельцы перепрофилировали под организацию производственных процессов.

Среди основных факторов, влияющих на сложившуюся ситуацию на рынке логистических услуг, в том числе транспортных услуг, эксперты РБК выделяют :

^ рост геополитической напряженности;

^ отток капитала, снижение инвестиционной активности;

S сокращение промышленного производства (закрытие предприятий малого и среднего бизнеса), строительства и розничной торговли;

S замедление роста доходов населения, сокращение платежеспособного спроса, обусловленное изменением потребительской модели поведения (от потребления к сбережению);

  • S высокий уровень инфляции;
  • S девальвация рубля на фоне падения мировых цен на нефть;
  • S уменьшение инвестиционных возможностей правительства и госкорпораций, удорожание заемных средств;

S падение инвестиций западных компаний в развитие производства и торговли в РФ, вывоз капитала из страны;

S сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик;

S сокращение взаимной торговли с ЕС, переориентация закупок продовольствия на рынки развивающихся стран, рост цен, ускорение процесса импортозамещения;

S ограничение доступа на международные финансовые рынки, кризис ликвидности в банковском секторе.

Относительно конкретно рынка транспортных услуг в 2015-2017 гг. эксперты подчеркивают:

  • снижение объемов международных и внутренних перевозок;
  • сокращение возможностей для финансовой поддержки инфраструктурных проектов из госбюджета;
  • снижение спроса на транспортные услуги, рост конкуренции;
  • упрощение рынка, снижение доли услуг добавленной стоимости;
  • обострение проблемы обеспечения безопасности грузоперевозок;
  • сокращение импортного грузопотока из ЕС, включая технологическое оборудование и продовольствие;
  • сокращение объемов международных автомобильных перевозок на европейском направлении;
  • повышение значения портов России в перевалке продовольствия и сырья для его производства из развивающихся стран, увеличение грузоперевозок из Китая наземным транспортом;
  • наращивание грузопотока между странами Евразийского союза;
  • рост объема внутренних перевозок ж/д и автомобильным транспортом (в среднесрочной перспективе, по мере реализации программы импортозамещения);
  • ухудшение финансового состояния компаний.

Основным стратегическим направлением эксперты считают освоение рынков Евразийского союза, формирование новых потоков за счет упрощения процессов таможенного оформления и ликвидации законодательных барьеров. Как приоритетное направление повышения экономической эффективности и устойчивости в условиях кризиса выдвигается необходимость формирования современных компетенций в логистике.

Среди первоочередных направлений по развитию рынка логистических услуг в условиях экономической рецессии эксперты определяют:

  • организацию цепочек поставок, интеграцию бизнес-процессов с целью минимизации издержек и повышения производительности труда, реализации эффективной логики ценообразования и получения прибыли на российском экономическом пространстве;
  • углубление экономической интеграции и освоение рынков Евразийского союза и прежде всего Казахстана, снижение логистических затрат внутри цепочек поставок за счет упрощения процессов таможенного оформления и ликвидации законодательных барьеров;
  • разработку новых маршрутов и схем доставки грузов при экспорте / импорте на азиатском направлении;
  • комплексное управление качеством, применение технологий на основе концепции «точно в срок» и внедрения системы быстрого реагирования на запросы потребителей;
  • повышение требований к навыкам и квалификации специалистов в сфере логистики;
  • стратегическое сотрудничество, партнерство, распространение лучших технологий и практик в логистике.

В условиях кризиса производители и торговые компании, делая ставку на минимизацию логистических затрат, еще с большой осторожностью станут выбирать стратегию аутсорсинга, даже если эта стратегия ими уже была реализована, каждый из них особенно тщательно должен проводить анализ и оценку преимуществ от контракта с логистическим провайдером. Для обеспечения конкурентоспособности и поддержания лояльности со стороны клиентов логистические операторы вынуждены изыскивать определенные инновации, обеспечивающие не только снижение тарифов на хранение и операционные затраты, но и повышение качества обслуживания. Оптимизация этих основных показателей и составляет основу привлекательности логистических посредников, однако часто связана с необходимостью проведения реинжиниринга логистических бизнес-процессов, внедрения эффективных технологий на складе и транспорте и использования передового опыта компаний для перехода на международные стандарты качества в логистике, а также расширения ключевых компетенций логистики для создания совместных ценностей с потребителем.

Именно растущая конкуренция, борьба за клиента, заставляет компании логистических провайдеров разрабатывать новые инновационные проекты. Так, например, логистический провайдер «ID Logistics», взяла на себя управление операциями на распределительном центре (60 000 кв. м) для гипермаркетов «Карусель» компании «Х5 Ретейл Групп» . Формат такого сотрудничества является сравнительно новым на российском рынке: складские площади, система управления складом и оборудование склада предоставляются заказчиком («Карусель»), а ежедневное управление операциями РЦ, оптимизация процессов и внедрение улучшений обеспечивается силами исполнителя («ГО Logistics»).

В 2013 году компанией «Х5 Ретейл Групп» было принято решение о разделении потоков обработки товаров для супермаркетов и гипермаркетов в целях обеспечения максимальной централизации товарных потоков, повышения эффективности доставки грузов и формирования ассортимента в магазинах торговых сетей. В рамках реализации данного стратегического проекта распределительного центра (склада) Чехов, ранее одновременно используемый для двух форматов, «Перекресток» и «Карусель», было решено полностью передать для обеспечения поставок продуктов в гипермаркеты, а потоки формата «Перекресток» переместить на новый распределительный центр в Софьино. Операции на РЦ «Чехов» компания осуществляла самостоятельно. Однако руководство подразделения гипермаркетов «Карусель» приняло решение о привлечении профессионального логистического провайдера для управления складскими операциями на РЦ. В результате проведенного тендера в качестве провайдера была выбрана компания «ГО Logistics», специализирующаяся на предоставлении комплексных складских услуг, имеющая большой опыт в организации складских операций и оптимизации транспортных потоков для крупнейших торговых сетей в Европе и других странах, таких как «Carrefour», «Metro», «Auchan», «System U» и других. Таким образом, перед командами «Х5 Ретейл Групп» и «ГО Logistics» стояла непростая задача: произвести разделение потоков супермаркетов и гипермаркетов и передать операции в управлении логистическому провайдеру.

Для логистических посредников умение формировать оптимальную сеть распределения товарных потоков при снабжении клиентов своих заказчиков или их собственных магазинов становится существенным конкурентным преимуществом. Так, например, компания «Itella» предложила компании «Леруа Мерлен» сократить затраты на логистику и оптимизировать доставку товаров от поставщиков, консолидируя заказы на своих складах .

С 2015 г. началось объединение четырех московских магазинов сети под одной крышей на площадке «Itella» в Пушкино, куда были перевезены товарные запасы трех магазинов, ас 2016 г. открылся четвертый магазин, куда перенесли кросс-докинговые процессы. Таким образом компания «Леруа Мерлен» получила возможность изменить свою систему снабжения, объединив товарные запасы на складе «Itella» в России, создав единую логистическую систему четырех магазинов, которые находятся в Москве, в пределах МКАД. Ориентировочные объемы хранения в общей сложности должны составить более 10 тысяч паллетомест, объемы обработки, вход-выход - более 3000 паллет в сутки. Благодаря новой сети распределения, предложенной «Itella» компании «Леруа Мерлен» удалось существенно сэкономить на логистических затратах и обеспечить реализацию концепции ценовой доступности товаров в магазинах. Результатом проекта стала стандартизация условий работы для всех магазинов и экономия для «Леруа Мерлен» до 15-20%, как за счет оптимизации логистических затрат, так и на уровне снижения закупочной стоимости товара так как компания только собственные торговые марки и товары, получает более чем от 200 поставщиков. При этом каждый московский магазин самостоятельно определял схему работы с поставщиками и партнерами.

Другим примером, когда логистический провайдер, используя свои складские мощности и имеющуюся логистическую инфраструктуру заказчика, создает оптимальную сеть распределения, является «PONY EXPRESS» - универсальный логистический оператор, входящий в состав диверсифицированной промышленной группы «Базовый Элемент» . «PONY EXPRESS», стал официальным логистическим партнером торгово-производственного обувного холдинга «ZENDEN». Компания «PONY EXPRESS» заключила договор с сетью обувных магазинов «ZENDEN» по оказанию услуг ответственного хранения и складской обработки на базе логистического терминала класса «А+» в подмосковном Булатниково.

Объем хранения, согласованный договором, дополнит существующую систему складов сети распределения «ZENDEN», включающую площади в Новороссийске, Пятигорске, Санкт-Петербурге и Челябинске, и создаст единую систему снабжения.

Факторы развития логистики

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определило следующие два фактора:

. усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

. создание гибких производственных систем.

Факторы сопровождались следующими воздействиями:

Осуществился переход от рынка продавца к рынку покупателя,

сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Раньше сбыт подстраивался к производству, сейчас производство зависит от спроса;

. повысилось качество обслуживания, сократилось время выполнения заказов и соблюдался график поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке;

Усложнились проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству распределения. Это вызвало у фирм-производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между субъектами рынка, которая потребовала модификации моделей организации в сфере снабжения и сбыта;

Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партии поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.;

. замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной;

. переход от массового производства к мелкосерийному с минимальными издержками повысил гибкость и конкурентоспособность;

. производство малыми партиями повлекло за собой изменение системы обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;

. отпала необходимость иметь большие склады и возникла потребность в транспортировке продукции небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Расходы на перевозку покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого:

Использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

. ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;

Унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщений подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

К современным тенденциям логистики относятся следующие:

1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:

отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция (ГП), при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

. перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

. массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

. прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

. услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

. синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР и пр.

    Аутсорсинг - передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы.

    Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом отношения, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы все более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты все чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты все больше ценят своё время и все больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнеры.

    Усовершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические цели: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т. д.

Глобальная логистика Глобальная логистика - стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

По мнению ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами современной глобализации являются:

. продолжающийся рост мировой экономики;

Новейшие технологии;

. развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;

Новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);

. реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков (рис. 2).

В настоящее время происходит активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных разработок, изобретениями, что способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции. Известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции. Этому способствуют:

. сходство политических систем;

. сходство укладов жизни населения;

. сходство традиций;

Близость исторических корней;

. практика пользования едиными источниками энергии и сырьевыми ресурсами;

. сопряженность коммуникаций;

. отсутствие торговых и таможенных барьеров.

Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети. Существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования , проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

12-й Всемирный конгресс по логистике под названием «Логистика объединяет людей , рынки и материки » получил отражение в тематике основных докладов и в итоговых документах конгресса. Проблемы глобальной логистики были рассмотрены в двух аспектах. Первый касался создания и дальнейшего развития межгосударственных, транснациональных

макрологистических систем для более свободного перемещения через границы товаров, капитала и информации. Второй аспект связан с развитием менеджмента в глобальных логистических каналах транснациональных корпораций, таких как IBM, Digital Equipment, Nestle, Procter & Gamble, Volvo, Electrolux, и др. В докладах были рассмотрены вопросы дальнейшего снижения логистических затрат корпораций за счет рационального размещения производственных подразделений в странах с дешевым сырьем и рабочей силой, оптимизации транспортировки сырья, комплектующих изделий и готовой продукции, организации снабжения запасными частями и логистического сервиса.

На конгрессе были отмечены факторы, оказывающие сильное воздействие на глобализацию логистики, а именно: потребность в снижении логистических издержек и улучшении логистического сервиса; необходимость увеличения объема продаж за счет освоения новых рынков, в частности, за рубежом; появление международных логистических посредников с развитой глобальной инфраструктурой, включая новейшие технические средства и информационные технологии; развитие компаний с широким международным разделением труда и современными информационно-компьютерными

технологиями, являющимися основой интеграции в глобальных логистических цепях; дальнейшее развитие процессов международной торговли, дерегулирование транспорта, уменьшение экологической нагрузки и внедрение инноваций в инфраструктуру глобальных логистических систем.

Исследования показали, что эти компании добились наилучших результатов в глобальной логистике благодаря четырем концептуальным факторам: позиционированию, интеграции, гибкости, измеримости.

Концепция позиционирования представляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизованных форматах (например, EDIFACT ), как правило, в режиме реального масштаба времени (on line).

Гибкость – третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения, как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.

Основные принципы эффективного использования логистики Принцип системного подхода . Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому их необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т. д.

Принцип тотальных затрат . Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты

на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т. д.

Принцип глобальной оптимизации . В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирова-ния отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации и интеграции . В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат . Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это, с одной стороны, открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно- транспортного оборудования . Смысл этого положения – в использовании обо-рудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимиза-ция потоковых процессов за счет использования специализированного обору-дования возможна только в условиях массового выпуска и использования ши-рокой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень на-учно-технического развития общества.

Принцип развития логистического сервиса . По сравнению с повыше-нием качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно: достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т. п.).

Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки . При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в

настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

Принцип разработки необходимого комплекса подсистем , обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством . Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС . Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т. п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т. д.

Принцип устойчивости и адаптивности . Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортные услуги, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий поставок и закупок и т. д. В этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т. е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Роль, задачи и функции логистики

Выделим 2 опред. Логистики:

Логистика – наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Роль:

Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению страт, тактич. или оперативных целей орг-ции бизнеса за счет эффект. с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Задачи, решаемые в логистике, разделяют на три группы: глобальные; общие; частные.
Глобальной (главной) задачей в логистике явл. достиж. макс. эффекта с мин. затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.
К общим задачам логистики относятся: создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков; контроль за движением материальных потоков; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления движения товаров; стандартизация полуфабрикатов и упаковки; прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования; выявление несбалансированности между потребностями и возможностями закупки и производства; прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы; распределение транспортных средств; организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей; оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспорт-но-складских комплексов.

Частные задачи в логистике более узки: создание мин запасов; макс сокращение t хранения продукции в запасах; сокращение t перевозок продукции и т.д.

С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики:

  • системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В "узком смысле" логистика образует систему управления товародвижением;
  • интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе;
  • регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда в различных отраслях экономики. В широком смысле управляющее воздействие логистики заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам системы в целом;
  • результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия "снабжение - производство - распределение - потребление", т.е. она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.

Этапы развития логистики

1. Этап становления. (1960-е годы)
Факторы развития: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат. Начала формироваться теория и практика логистического управления. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции.

Логистический подход первоначально был использован в сфере обращения, охватив на этапе становления организацию хранения и транспортировки ГП. То есть начинают совместно решаться задачи организации транспортно-складского процесса.

Этот этап характеризуется наименее совершенной формой логистического управления. Система управления действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции.

2. Этап развития. (1970-е годы)

Факторы развития: усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов (энергетический кризис). Основной задачей большинства фирм стало рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Этап развития характеризуется:
· поиском путей рационального использования сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
· поиском новых путем снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции логистики;
· разработкой и применением принципов промышленной логистики;
· распространением философии всеобщего управления качеством.

На этапе развития производство, складское и транспортное хозяйства предприятий начали работать как единый слаженный механизм, т.е. происходило управление потоком производимых товаров от производственной линии до конечного потребителя.

Логистическое управление стало охватывать производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами и производственными подразделениями. Широкое распространение получило использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами.

3. Этап интеграции. (1980-1990-е годы)

Факторы развития: Произошел бурный рост партнерства и стратегических союзов в бизнесе, в области оказания специализированных услуг на транспорте, в оптовой торговле и распределении, которые сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции.

Пришло понимание, что наряду с МП необходимо управлять сервисными потоками (услугами) и сопутствующими ИП и ФП.

Этап интеграции характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную ЛЦ, включающую закупку – производство – распределение и продажу.

Логистическое управление стало осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а на основе долгосрочного планирования.

Произошла революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров. На базе персональных компьютеров были созданы автоматизированные рабочие места. Программное обеспечение позволило использовать персональные компьютеры в интерактивных процедурах интегрированного логистического менеджмента от закупок материалов до распределения и продаж ГП.

4. Этап глобализации (XXI век)

Факторы развития: Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики. В связи с глобализацией мировой экономики усилилась потребность в привлечении «третьих участников» – таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п.

В индустриально развитых странах были созданы национальные и международные специализированные общества и ассоциации логистики, которые имеют свои исследовательские центры, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и т.д.

Появилась технология электронной почты, получил развитие электронный бизнес. Широкое распространение получили электронные закупки.

Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

Основные тенденции современной логистики.

Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг

- отсрочка , заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

- перевалка , использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

- массовый выпуск продукции на заказ , объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

- прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

Услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

- синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР.

Концепция логистики фирмы

Система взглядов на рационализацию хоз-ной деят-ти путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики.

1. Реализация принципа системного подхода

Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимал. эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т.е. все элементы макрологистич. и микрологистич. систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к др. вопросам, касающимся орг-ции материальных потоков.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям

Это положение в полной мере распространяется и на логистич. процессы. Оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистич. подход к упр-нию материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технич. развития.

3. Гуманизация технологич. процессов, создание современных условий труда

Одним из элементов логистич. систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои ф-ции. Однако работа в сфере упр-я материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь вечной проблемы кадров.

Логистич. подход, усиливая общественную значимость деят-ти в сфере упр-я материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым узким местом.

Н Г п \ РосеиАс ■ \Zs ПРВДПР РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 Номер 3 февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1

Гт""" ^^^^ издательство Креативная экономика

ги,. Russian Journal of Entrepreneurship 1

Современные тенденции развития логистики

Пустохина И.В.1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

АННОТАЦИЯ:_

В основе написания статьи лежит произошедший в последнее время импульс в развитии беспроводных технологий. В статье освещаются такие современные тренды, как омниканальная модель сбыта, концепция Интернет вещей, 3D-печать и уберизация. Отмечается, что все современные тенденции развития логистики связаны с появлением и интенсивным развитием цифровых технологий, которые способствуют удовлетворению растущих потребностей потребителей. Рассматриваются примеры современных тенденций. Подчеркивается, что современные цифровые технологии приведут к трансформации цепей поставок, и компании с традиционными подходами и технологиями в управлении логистикой не смогут оставаться конкурентоспособными.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: омниканальная логистика, интернет вещей, 3D-печать, уберизация, беспилотный транспорт, экономика совместного потребления, кастомизация, цифровая революция.

Modern development trends of logistics

Pustokhina I.V.1

1 Plekhanov Russian University of Economics

Мы живем в эпоху цифровой революции, которая постепенно трансформируется в четвертую промышленную революцию или «Индустрию 4.0», характеризующуюся слиянием технологий и стиранием границ между физическими и цифровыми сферами.

Приход в нашу жизнь цифровых технологий кардинально меняет ведение бизнеса, производство товаров и услуг повседневного спроса, что существенным образом влияет на цепи поставки товаров конечному потребителю (Avdokushin, 2016; Rodkina, 2016; Zubkov, Sobolev, 2016).

Со временем большая часть логистических процессов может стать полуавтоматической и ИТ-решения для логистики станут неотъемлемым атрибутом ежедневной деятельности всех компаний.

Рассмотрим современные тенденции развития логистики.

Омниканальная логистика

Нестабильная экономическая ситуация, большое количество операционных расходов, связанных с развитием розничных сетей, явились причинами сокращения количества торговых точек.

Растущие потребности потребителей привели к трансформации каналов сбыта.

Проследим эволюцию каналов сбыта:

1. Моноканальная модель представлена двумя вариантами:

а) розничный магазин,

б) онлайн магазин, который не располагает физическими сбытовыми точками.

2. Мультиканальная модель предполагает использование несколько каналов, например, розничный магазин, онлайн-магазин, каталоги, при этом клиент осуществляет покупку через один из этих каналов

3. Кроссканальнаямодель, при которой клиент использует комбинацию нескольких каналов продаж. Например, клиент заказывает товар через интернет-сайт розничного магазина и получает его в удобном для него магазине торговой сети.

4. Омниканальная модель представляет собой интегрированные каналы сбыта. Покупатель выбирает наиболее удобный для себя канал совершения сделки купли-продажи.

Приставка «омни» означает «существующий повсюду». Это означает, во-первых, что абсолютно любой магазин должен быть представлен как в офлайне, так и в онлайне, а в онлайне - одинаково хорошо представлен на любом устройстве (ноутбук, планшет, смартфон). Во-вторых, покупатель должен получать одинаковый опыт, как при посещении онлайн магазина, причем с любого устройства, так и при посещении офлайн магазина.

Согласно принципам омниканальной модели все форматы торговли одного магазина должны иметь единые цены, одинаковые акции и ассортимент товаров и услуг,

The article bases on the impetus of the development of wireless technologiesis occurred in recent years. The article shows the latest trends such as omnichannel distribution model, the concept of the Internet of Things, 3D-printing and uberization. The author argues that the current trends in the development of the logistics are connected to the appearance and the intensive development of digital technologies that can help meet the growing needs of consumers. We study the examples of modern trends. We stress that modern digital technology will lead to the supply chain transformation and the companies with traditional approaches and technologies in the logistics management will not be able to remain competitive.

KEYWORDS: omnichannel logistics, Internet of things, 3D-printing, uberization, unmanned vehicles, joint consumption economy, customization, digital revolution.

Received: 02.01.2017 / Published: 16.02.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Pustokhina I.V. (ivpustokhina0yandex.ru)

Pustokhina I.V. (2017) Sovremennye tendentsii razvitiya logistiki . Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). - P. 339-346. doi: 10.18334/rp.18.3.37300

единую карту лояльности, действующую во всех каналах, возможность оплаты любым, удобным покупателю способом.

Основная особенность омниканальной модели заключается в том, что недостаточно иметь интернет-магазин с мобильной версией и обычный магазин (или точку самовывоза), объединенные одним брендом. Весь бизнес должен управляться с помощью единой технологической платформы и иметь общую товароучетную систему и CRM.

Отметим, что в связи с тем, что Россия - огромная страна, цены в разных регионах отличаются, удовлетворить условия омниканальной модели крайне непросто.

Применение омниканальной модели сбыта приводит к трансформации коммуникационной и сбытовой политики компании, а также потребует внедрения новых информационных продуктов.

К основным элементам системы омниканального сбыта относятся:

Офлайн-магазины,

Онлайн-магазины,

Каталоги,

Телемагазины,

Колл-центры,

Мобильные приложения,

Торговые терминалы (постаматы),

Объекты самообслуживания (вендинг),

Таким образом, можно отметить тренд на конвергенцию онлайн и офлайн торговли в виде создания омниканальной модели сбыта в России. Примерами компаний, использующих омниканальную модель сбыта, являются «М.Видео», «Комус», «Юлмарт», «Эльдорадо». Они упрощают процесс покупки, создают ассоциативную связь между реальным магазином и сайтом и расширяют возможности взаимодействия с клиентами.

Подчеркнем, что использование омниканальной модели сбыта существенным образом зависит от эффективной логистической деятельности, поскольку увеличивается сложность управления запасами, усложняется маршрутизация при доставке товаров клиентам, увеличивается количество мелких заказов, изменяются функции магазинов, которые начинают интегрировать функции магазина и склада.

Пустохина Ирина Валерьевна, старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. ГВ. Плеханова (ivpustokhina0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Пустохина И.В. Современные тенденции развития логистики // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3. - С. 339-346. doi: 10.18334/rp.18.3.37300

Концепция Интернет вещей

В настоящее время одной из основных тенденций развития рынка информационных технологий и логистики является концепция Интернет вещей (Nikiforov, 2015).

Термин «Интернет вещей» (Internet of Things) был предложен Кевином Эштоном в 1999 г. В этом же году был создан Центр автоматической идентификации Массачу-сетского технологического института, занимающийся радиочастотной идентификацией (RFID) и сенсорными технологиями, благодаря которому эта концепция и получила широкое распространение.

Концепция Интернет вещей заключается в сетевом подключении физических объектов. Для подключения элементов концепции Интернет вещей используют различные технологии, включая беспроводные локальные (например, Bluetooth, RFID, ZigBee, Wi-Fi), ячеистую сеть, соединения широкой области (например, 3G, LTE), а также проводные соединения (Pustokhina, Rodkina, 2016).

Концепция Интернет вещей представляет особую ценность для развития бизнеса благодаря данным, которые могут быть получены от подключенных элементов.

Преимущества концепции распространяются по всей цепочке создания стоимости, в том числе на складские операции, грузовые перевозки и последнюю милю.

Концепция позволяет мониторить состояние посылок и людей в режиме реального времени по всей цепочке создания стоимости, измерять их производительность и вносить изменения в то, что они делают в настоящий момент (или будут делать в будущем), автоматизировать бизнес-процессы для устранения ручного вмешательства, улучшить качество и предсказуемость, а также снизить затраты, оптимизировать процессы совместной работы людей, систем и производственных активов, а также координировать их деятельность, применить аналитику для всей цепочки создания стоимости, чтобы определить более широкие возможности для улучшений и применения передового опыта (Pustokhina, 2013; Pustokhina, Rodkina, 2012; Khodakovskiy, 2014; Yanenko M.B., Yanenko M.E., 2014).

Рассмотрим пример применения концепции в управлении общественным транспортном. Применение концепции Интернет вещей позволит повысить эффективность в сфере управления трафиком и монититоринга транспорта.

Одним из примеров является Городской транспортный информационный центр Сеула. В настоящее время он отвечает за обеспечение эффективного общественного транспорта посредством управления и сбора информации обо всех участниках общественного дорожного движения в Сеуле за исключением светофоров. Городской транспортный информационный центр собирает данные с улиц, автобусов, такси и граждан, используя устройства GPS, датчики дорожного движения, камеры наружного наблюдения и отчеты людей. Система увеличила эффективность транзита, снижение трафика, удовлетворенность граждан транспортными услугами.

Другим примером концепции Интернет вещей в области управления общественным транспортом является система мониторинга транспорта в порту Гамбурга. Система SmartPort позволила повысить эффективность функционирования порта.

Концепция Интернет вещей способствует координации всех портовых операций, железнодорожного и дорожного движения, контролю трафика в портовой зоне и отслеживания износа мостов, автоматической идентификации для координации движения судов, а также интеграции данных проезжей части трафика для управления движением сбоев, которые могут возникнуть при необходимости закрытия моста для движения судов.

Рассмотрим еще один пример применения концепции Интернет вещей на производстве.

Датчики применялись в области промышленной автоматизации и управления производственными процессами на протяжении многих лет. Однако отличительной особенностью концепции Интернет вещей является переход системы на открытые IP-стандарты, в результате чего повышается масштабируемость, совместимость, время безотказной работы, управляемость и безопасность.

Интернет вещей позволяет понять, что происходит в данный момент на производстве: показывает уровень производительности машин, условия окружающей среды, потребление энергии, состояние запасов и поток материалов. Датчики могут предупредить о превышении допустимых показателей, о неисправностях или склонностях к сбою. Это имеет серьезные последствия с точки зрения общей эффективности оборудования, ключевой метрики производительности производства, что дает положительный эффекты по всей цепочке поставок.

Примером концепции Интернет вещей на производстве является компания Continental Tire, которая благодаря WiFi сенсорам, размещенным на контейнерах и интегрированным с системой управления запасами, определяет их местоположение с помощью мобильных устройств, что позволило увеличить эффективность производства и уменьшить затраты на компоненты.

Ряд ученых отмечают выгоду, которую принесут новые технологии для отрасли логистики. Концепция Интернет вещей может соединять различные элементы по цепи поставок, а затем анализировать полученные данные для генерирования новых идей. Таким образом, концепция Интернет вещей позволяет создавать индивидуальные, динамические и автоматизированные услуги для своих клиентов.

Также концепция Интернет вещей применяется для управления самоходными транспортными средствами - беспилотными автомобилями.

Другой сферой применения концепции Интернет вещей являются складские операции, например, подключенный погрузчик может предупредить менеджера склада о потенциальных механических проблемах, а также помочь в экономии места на складе, грузовых перевозках, решением проблем «последней мили» доставки.

Подчеркнем, что для наибольшего эффекта необходимо использовать концепцию Интернет вещей по всей цепи поставок, единичное же использование даст лишь ограниченные преимущества.

3й-печать

В основе технологии 3D-печати лежит принцип послойного создания модели при помощи 3D-принтера - специального устройства для вывода трехмерных данных. Такой принтер позволяет создавать определенные физические объекты по цифровой 3D-модели. 3D-принтеры применяются для быстрого изготовления прототипов объектов и используются в самых разных областях. При 3D-печати возникает меньше отходов, чем при традиционных методах производства, что прекрасно вписывается в концепцию циркулярной экономики. Области применения 3D-принтеров разнообразны: авиация, космос, строительство производство оружия, одежды, обуви, продуктов питания, музыкальных инструментов, мебели, ювелирных изделий, переработка мусора и т.д.

В последнее время появляются опасения, что развитие 3D-печати может оказать негативное воздействие на логистику и транспорт, и, даже, в какой-то мере, угрожать их существованию. Эти опасения связаны с тем, что кастомизация продукции осуществляется на поздней стадии, что с одной стороны, снижает риск устаревания продукции, а с другой стороны, влечет за собой сокращение объемов грузовых перевозок, снижение объема запасов, уменьшение необходимости в использовании складских площадей (Pustokhin, 2015).

Безусловно, отрасль логистики претерпит изменения, но, так как материальные потоки будут продолжать существовать, потому что полностью заменить их цифровыми технологиями невозможно, говорить об исчезновении отрасли логистики не придется.

Уберизация

беризация - экономика совместного потребления или процесс массового отказа

от посредников, ставший возможным благодаря развитию информационных тех-

Термин «уберизация» появился благодаря названию компании Uber, которую в 2009 г. основали в США Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик.

Одна из целей убера - более эффективное совместное использование ресурсов.

Термин «уберизация» означает процесс, когда клиенты и предприятия соединяются при помощи цифровой платформы. Это процесс агрегирования потребительского спроса на услугу и предоставление пользователю возможности найти подходящего исполнителя этой услуги, минуя стадию поиска и выбора исполнителя, при помощи мобильного приложения.

На сегодняшний день создать убер-платформу возможно практически в любом сегменте экономики. Через сервисы мобильных приложений можно заказать такси, доставку товаров, арендовать жилье, прибраться в квартире, вызвать врача и т.д.

Влияние уберизации на сферу логистики ведет к тому, что уже сейчас прослеживаются тенденции уменьшения количества подрядчиков, упрощения договорных

отношений, снижения издержек на управление, упрощения масштабирования бизнеса, ускорения решения задач, снижения стоимости для клиента, кастомизация (Volkova, 2016).

Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что современные компании осуществляют свою деятельность в динамической среде, в рамках которой происходят быстрые и постоянные изменения технологий. Компании с традиционными подходами и технологиями в управлении логистикой не смогут оставаться конкурентоспособными. Без автоматизации процессов, инноваций компания обречена на отставание.

ИСТОЧНИКИ:

1. Pustokhina I., Rodkina T. RFID technology in Russian logistics: real achievements and challenges // Russian Logistics Journal. - 2016. - № 1(2). - С. 48-53.

2. Авдокушин Е.Ф Мобильно-цифровые технологии как фактор формирования новой экономики // Вопросы новой экономики. - 2016. - № 2 (38). - С. 4-14.

3. Волкова К.М. Уберизация экономики // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 11(53). - С. 85-87.

4. Никифоров О.Ю. Базовые технологии интернета вещей // Символ науки. - 2015. - № 9-1. - С. 105-107.

5. Пустохин Д.А. Особенности управления материальными потоками в производственной логистике // Вестник университета. - 2015. - № 11. - С. 52-57.

6. Пустохина И. В. Управление цепями поставок: проблемы, их причины и пути решения // Логистика. - 2013. - № 10. - С. 35-37.

7. Пустохина И. В., Родкина Т.А. Problems and current trends of logistics and supply chain management concepts and developments // Материалы Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие экономики: международные и национальные аспекты»: Полоцкий государственный университет. 2012. - С. 172-176.

8. Родкина Т.А. Цифровая логистика: новая модель или старое клише? // Логистика: современные тенденции развития. - 2016. - С. 62-66.

9. Ходаковский Ф.В. Перспективы интернета вещей // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 12-1 (44). - С. 152-154.

10. Яненко М.Б., Яненко М.Е. Маркетинг взаимодействия в информационной экономике: проблемы и перспективы развития интернета вещей // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2014. - № 82. - С. 77-81.

11. Зубков О.В., Соболев Д.Ю. Технология // Неделя молодежной науки: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва). 2016. - С. 232-237.

Avdokushin E.F (2016). Mobilno-tsifrovye tekhnologii kak faktor formirovaniya novoy ekonomiki . Voprosy novoy ekonomiki. (2 (38)). 4-14. (in Russian).

Khodakovskiy F.V. (2014). Perspektivy interneta veschey . Modern scientific researches and innovations. (12-1 (44)). 152-154. (in Russian).

Nikiforov O.Yu. (2015). Bazovye tekhnologii interneta veschey . Simvol nauki. (9-1). 105-107. (in Russian).

Pustokhin D.A. (2015). Osobennosti upravleniya materialnymi potokami v proizvodstvennoy logistike . Vestnik universiteta. (11). 52-57. (in Russian).

Pustokhina I. V. (2013). Upravlenie tsepyami postavok: problemy, ikh prichiny i puti resheniya . Logostics. (10). 35-37. (in Russian).

Pustokhina I. V., Rodkina T.A. (2012). Problems and current trends of logistics and supply chain management concepts and developments. International scientific-practical conference. Sustainable economy development: international and national aspects. 172-176. (in Russian).

Pustokhina I., Rodkina T. (2016). RFID technology in Russian logistics: real achievements and challenges Russian Logistics Journal. (1(2)). 48-53.

Rodkina T.A. (2016). Tsifrovaya logistika: novaya model ili staroe klishe? . Logistika: sovremennye tendentsii razvitiya. 62-66. (in Russian).

Volkova K.M. (2016). Uberizatsiya ekonomiki . Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya. (11(53)). 85-87. (in Russian).

Yanenko M.B., Yanenko M.E. (2014). Marketing vzaimodeystviya v informatsionnoy ekonomike: problemy i perspektivy razvitiya interneta veschey . Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo. (82). 77-81. (in Russian).

Zubkov O.V., Sobolev D.Yu. (2016). Tekhnologiya \\ Youth science week. 232-237. (in Russian).