Энциклопедия технологий и методик. Хохломская роспись по дереву

Хохломская роспись - это стариный самобытный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, мебели. Удивительна история создания данного вида промысла, питающая богатейшие образы русской души!

Хохломской промысел насчитывает более 300 столетий и был основан в нижегородском Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Жители селений близ реки Узол, испокон веков занимались окраской деревянной посуды. Корни хохломского промысла уходят в иконопись. XVII век время обширного заселения нижегородских земель "старообрядцами" - они были противниками церковных реформ Патриарха Никона. Именно они знали секрет золочения деревянных икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Иконы покрывали слоем серебра, предварительно растертого в порошок, после чего пропитывали олифой и ставили в печь. После закалки икона приобретала золотистый цвет. Впоследствии, появилось более дешевое олово, и этот способ распространился и на посуду.

Хохломская посуда привлекает не только насыщенностью орнамента, но и своей долговечностью. Изделия ценят за прочное лаковое покрытие, которые ни под воздействием времени, ни под температурами не изнашиваются: не трескается лак, не блекнут краски, что позволяет пользоваться предметами быта в повседневной жизни.

В наше время технология отделки привлекает мастеров декоративно-прикладного искусства. И как же все-таки делают такую красоту? Сначала изготавливают болванки, из которых потом вытачивают чашки, вазы, матрешки и многое другое. Используют деревья разных пород, но чаще - липа. Древесину выдерживают на открытом воздухе не менее года. В производстве некрашеную посуду, болванки, называют "бельем". Чтобы изделие в будущем не дало трещин, "белье" необходимо хорошо высушить, поэтому в помещениях предварительной подготовки поддерживается температура 30 градусов.

После сушки "белья" его грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой. После грунтовки снова сушка часов 8. Следом мастер обязательно вручную покрывает изделие несколькими слоями олифы (льняное масло), на этом этапе мастер использует тампон из натуральной овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку. Он окунает его в миску с олифой и быстро втирает в поверхность изделия. Он поворачивает его так, чтобы олифа распределилась равномерно - это очень ответственно, от этого будет зависеть качество посуды, прочность росписи. Изделие покрывают олифой 4 раза. Последний раз сушат до того момента, когда палец слегка прилипает, но не оставляет следов.

Следующий этап - покрытие алюминиевым порошком. Выполняют это тоже вручную тампоном из овечьей кожи. Именно на этом этапе, этапе лужения, предметы приобретают зеркальный блеск и готовы к росписи. Расписывают термостойкими минеральными краскам, такими как охра, сурик, кармин. Главные цвета, которые придают ту самую узнаваемость - красный и черный (киноварь и сажа), но допускается и немного других цветов - коричневых, зеленых, желтых. Готовые росписные изделия 2-3 раза покрывают лаком и закаливают. Именно в последний этап, из "серебряной" посуды появляется "золотая".

Хохломская роспись выполняется двумя классами письма: "верховой" и "фоновый". Для "верхового" типа характерен свободный ажурный рисунок, на данный фон наносится рисунок, основная линия, после насаживаются капельки, завитки и т.д. Для "фоновой" росписи характерно использование красного или черного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. В этом случае сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется черной краской фон.

В настоящее время хохлома - уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. После всемирной выставки в 1889 году в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Посуда появилась на рынках Западной Европы, Азии, Персии, Индии. В XX столетии посуда проникает в города Америки, Австралии и даже Африки.

В настоящее время есть 2 центра хохломской росписи - город Семёнов, с фабриками "Хохломская роспись", "Семёновская роспись" и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие "Хохломской художник", объединяя в себе мастеров деревень Кулигино, Сёмино, Новопокровское. И все-таки столицей Хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 км от Нижнего Новгорода. На предприятии работает около полутора тысяч человек, из них 400 художников. Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты.

Искусство Хохломы распространилось не только на предметы быта, посуду, мебель, но и радует нас просто в самых непривычных местах. Судите сами!

Выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники , цветы и ветки. Нередко встречаются птицы , рыбы и звери.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:

1 версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам .

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

2 версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640-1650 годах, до появления старообрядчества. (Т.Емельянова, Рождение Хохломы.ж. «Народное творчество», N1, 1992, стр. 19). В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов - один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда - братины, ковши, блюда для праздничного стола - окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла. (там же, стр. 20).

Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги - главной торговой артерии Заволжья - также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда - в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Центры хохломы

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д.Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д.Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева . Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски . Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль - основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента , а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Хохломская роспись имеет долгую историю – она возникла ещё в XVII в. в деревнях на левом берегу Волги.

Несколько деревень освоили это ремесло, а вот сбыт продукции происходил в основном в Хохломе – отсюда и пошло общее название этого художественного промысла.

Понятие «Хохлома» многозначно: это не только название деревни, но и название вида промысла, и все изделия этого промысла, и вид росписи.

В настоящее время центром Хохломы считается город Семёнов в Нижегородской области.

Художественное объединение «Хохломская роспись»

В 1925 г. в Семёнове была создана артель «Кустарь-художник», с 1931 г. это артель «Экспорт». В 1960 г. предприятие стало называться фабрикой «Хохломская роспись», а в 1970 г. фабрику «Хохломская роспись» переименовали в художественное объединение.

Хохлома: семёновская матрёшка

Ещё в 1922 г. появилась на свет традиционная русская сёменовская матрёшка. Она отличается жёлто-красным фоном и ярким букетом цветов на фартуке. На сегодняшний день художественная фабрика отправляет на экспорт более 60 % своей продукции.

Версии и легенды

Когда и где возникла хохломская роспись, более или менее известно. Но главный вопрос: как она возникла? Что послужило толчком к созданию этого яркого и неповторимого колорита, этого сверкающего золотого фона?

И вот здесь мы узнаём, что существует несколько версий и легенд на эту тему. Перескажем одну из легенд.

В давние-давние времена жил в Москве один мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил вольную жизнь. Однажды тайно покинул он царский двор и перебрался в глухие леса.

Срубил мастер себе избу и стал заниматься любимым делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота русской земли. Так и появились первые хохломские чаши.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Приезжали люди полюбоваться работой мастера, многие оставались жить рядом. Дошла слава мастера и до грозного государя. Велел он отряду стрельцов найти и привести беглеца. Узнав о надвигающейся беде, собрал мастер односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда царские посланники вошли в село, увидели они, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Изба сгорела, а мастера нигде не нашли. Но остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар пламени и черноту пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор хохломские краски напоминают всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты.

Эту легенду рассказывают по-разному, но если вы очень любознательны, то можете найти и прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области.

Можно ли верить легенде? Как знать. Но ведь искусство Хохломы сохранилось с тех древних времён, а это возможно только в том случае, если мастерство передаётся от учителя к ученику, дальше и дальше.

А вот другая легенда.

Замечательный иконописец Андрей Лоскут бежал из Москвы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона. Поселился он в глуши Заволжских лесов и стал расписывать деревянные поделки, писать иконы по старому образцу.

Узнал об этом патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Но Андрей отказался подчиниться и сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

Существуют и другие версии происхождения этого промысла. Например, вот эта.

Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывают старообрядцам. Старообрядцы отвергают предпринятую в 1650-1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью. Эта реформа вызвала раскол в Русской церкви. Старообрядцы подвергались гонениям, поэтому они прятались в глухих лесах в Заволжье. Среди старообрядцев было много иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

И. М. Баканов «Хохломские художники за работой»

А местные мастера хорошо владели токарным делом, передавали из поколения в поколение искусство изготовления посуды, узорной резьбы по дереву.

Токарный цех

Так лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Фактически здесь соединились два промысла: пластика токарной посуды (резных форм ковшей, ложек) и иконописное мастерство. Здесь родился секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Обилие леса, близость Волги, которая была главной торговой артерией Заволжья, способствовали развитию промысла. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Европейцы также охотно скупали заволжскую продукцию. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома – здесь был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Но существует и другая версия: имитацию позолоты на дереве нижегородские ремесленники использовали в окраске деревянной посуды ещё до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» изготовлялась деревянная посуда (братины, ковши, блюда для праздничного стола), окрашенная с применением оловянного порошка. Считают, что этот способ существовал до хохломского.

Но, как бы то ни было, мы имеем сейчас неповторимую и непревзойдённую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Хохлому знают и ценят во всём мире.

Современные центры хохломской росписи

В Семёнове школу хохломской росписи основал Георгий Петрович Матвеев (1875-1960) .

У хохломской росписи в настоящее время два центра: фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» в городе Семёнов Нижегородской области и деревня Сёмино Ковернинского района Нижегородской области, где действует предприятие «Хохломский художник». Оно объединяет мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В данный момент предприятие испытывает большие трудности. В Сёмино расположено также предприятие ООО «Промысел», которое вот уже 19 лет занимается выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью.

В Семёнове помнят и уважают Матвеева. В его память установлен бюст, а одна из центральных улиц города носит его имя.

Бюст Г. П. Матвеева в г. Семёнове

Введение.............................................................................................................. 2

Зарождение хохломской росписи...................................................................... 3

Периоды развития хохломского искусства....................................................... 7

Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия................................. 17

Заключение........................................................................................................ 30

Список литературы........................................................................................... 31

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х - начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.

Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.

Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.

Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной культуры.

На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.

В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров.

Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.

В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта.

Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.

Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи.Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловяный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.Традиционные орнаменты Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и другие звери.Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, в которую мастера из окрестностей привозили свои изделия.Изделия Хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.Глава 1. Хохлома, как исконно русское искусствоИскусство Хохломы формировалось как драгоценный сплав художественных традиций народных ремесел и орнаментальной живописи Древней Руси. Его истоки восходят к периоду XVII – XVIII веков, когда в леса Заволжья устремились переселенцы, укрывавшиеся от политических и религиозных гонений и принявшие участие в местном промысле деревянной токарной посуды. Среди них были и опытные живописцы.От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники "золотой окраски" изделий, выделившей Хохлому среди других промыслов. Основные принципы хохломской техники "золочения" дерева сохраняются и в наши дни. Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется, и на него наносится тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются "закалке" в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую.Различные виды хохломского орнамента – верховое "травное" письмо, роспись "под фон", "Кудрина" – восходят в своих истоках к искусству Древней Руси. Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Разновидностью верхового "травного" письма является роспись "под листок" с зелеными, желтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод.Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносятся контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий их фон. Заканчивая роспись, мастер "разживляет" штрихами силуэтные формы листьев, цветов и плодов, обогащает их цветовой разделкой и выполняет вокруг стеблей по поверхности фона легкие травные "приписки".Рисунок "Кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном. Выполняя "Кудрину", мастера наносят на поверхность изделий своеобразный узор, в котором рисунок листьев, цветов и плодов составлен из округлых "кудреватых" завитков.Хохломский мастер никогда точно не повторяет рисунок. Его творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента.В работе коллектива "Хохломский художник" следование традициям сочетается со смелым новаторством. Каждому из мастеров свойственно индивидуальное восприятие орнамента и своеобразие почерка.В ассортименте фабрики – разнообразные изделия, получившие практическое применение в современном быту: наборы для праздничного стола, завтрака туриста, расписные ложки, коробочки для принадлежностей рукоделия и женские украшения, пудреницы, бокалы для кистей и карандашей, вазы, настенные декоративные тарелки и панно, расписная мебель.Главным художником фабрики является лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, заслуженный художник РСФСР Ольга Павловна Лушина. В нашу галерею вошли интереснейшие из ее работ в области "травного" орнамента, росписи "под фон" и "Кудрина".