Брошюровка дуба. Браширование древесины. Технология браширования – основные этапы

Я не знаю для чего и почему Вы решили взяться за старение древесины своими руками а не купить готовую состаренную мебель. Да в общем то это и не моё дело.

Пару лет назад клиентка которая заказывала у меня колодезный домик из искусственно состаренной древесины + кормушку + скворечник решила заказать комплект мебели для бани стол две лавки.

Я назвал ей стоимость и она сказав, что дорого стала искать альтернативу. Спустя полтора месяца, она приехала ко мне и сделала заказ, на вопрос что её к этому сподвигло ведь цена её не устроила, она ответила: Знаете, ездила, смотрела, вроде и красиво всё на фото, но стоит дотронуться понимаешь, что это не то (дословно - Почему то производители состаренной древесины считают, что состаренная древесина не должна быть идеально гладкой, а должна быть как шуба волосатой).

Вот после её слов я понял, что способ старения древесины который выбрал я неплох для изготовления именно состаренной мебели.

Вот вам способ старения древесины одного из участников «форумхаус», я пытался спорить, но переубедить человека невозможно сказал(а):

это мой ответ человеку которого смущают царапины на состаренной древесине оставленные металлической щёткой.

Есть щётки металлические, а есть латунные. Латунь так не "борагозит", после первичной обработки (лично я) прохожу щёткой Р-60, абразивность и жесткость запросто удаляет царапинки, потом Вы красите.

Возьмите краску Текстурол, Пинотекс, Боритекс, короче любую пропитку. Сейчас практически в любом магазине есть колористы, попросите сделать из Палисандра чёрную краску. Смешайте 75% чёрного и 25% палисандра и покрасьте. После высыхания удалите остатки поднявшегося ворса нейлоновой щёткой Р-120 или Р-180. Смешайте краску 75% бесцветной и 25% палисандра и красьте ещё второй и третий слой.

Уверяю результат понравиться обязательно.

Это, тяжко, нудно, долго, но результат понравиться.

А вот ответ производителя состаренной древесины - Я делаю проще. Латунью без нейлона. Крашу безжалостно пинотексом нужного цвета. Жду полчасика. И шпателем прям сдираю лишнюю краску. Проявляется текстура прям под руками. После подсыхания пинотекса слегка шлифмашинкой. Потом слой акрилового лака, или ПВА. Ну а потом лак. Поднявшийся ворс после обработки латунной щёткой человек приглаживает с помощью резинового валика.

Мужики то знают, что хорошо побриться нельзя, брея щетину в одном направлении. У древесины тоже волокна до сучка и после торчат в разные стороны, т.ч судите сами возможно ли сделать состаренную древесину своими руками одной железной щёткой.

Совет по подбору инструмента для старения древесины.

Всё зависит от ваших целей и задач которые Вы перед собой поставили.

Если Вы решили сделать для себя лавку или стол из состаренной древесины, то вам вполне достаточно купить дрель и комплект щёток для старения древесины, это латунная щётка, нейлоновая щётка с абразивом р-60 или р-80, и нейлоновая щётка с абразивом р-120 или р-180.

Так же для небольшого объёма работ по старению древесины подойдёт и болгарка с таким же набором щёток. Обратите внимание, что УШМ (болгарка), должна быть с регулировкой оборотов, т.к максимальное число оборотов которые выдерживают нейлоновые щётки 4500 об. Если Вы решили состарить пол, стены, потолок, то дрелью и болгаркой вам не обойтись.

Я пробовал работать практически на всех щёточных машинках для старения древесины, кроме Фестула и Интерскола.

Но остановил свой выбор на Маките-9741, удобно, качественно, надёжно, а главное, что проблем со щётками нет. Но тут я Вам не советчик, каждому своё.

Технология старения древесины

Многие пишут, что можно старить не струганную доску, не верьте. На 70% обрезной, нестроганой древесины есть поперечные задиры которые остаются после распила которые можно убрать только на рейсмусе или с помощью рубанка, но не щёткой.

Не уберёте, получите состаренную древесину в клеточку. Древесина должна быть подсушенной, пройдите её латунной щеткой и если щётка будет поднимать ворс, а не брызгаться водой, то древесина готова к старению.

1. С помощью латунной щётки выберите слой мягкой древесины.

2. С помощью нейлоновой, абразивной щётки удалите поднявшийся ворс.

3. Для покраски состаренной древесины я пользуюсь Пинотексом, Белинкой, Текстуролом и. т. д. Вам понадобятся цвета палисандр, бесцветная и чёрная. Готовой чёрной краски в продаже нет, поэтому придётся сколеровать на заказ. Для первого слоя смешайте палисандр 25% и 75% чёрной краски, покрасьте о дайте просохнуть краске 24 часа, важно, что бы краска хорошо просохла и стала жесткой, т.к даже при хорошей шлифовке нейлоновой щёткой всё ровно появиться поднявшийся ворс.

4. Удалите поднявшийся ворс с помощью нейлоновой щетки р-120 или р-180, помимо того, что эта щётка удаляет ворс и сглаживает линии, она ещё и полирует вашу состаренную древесину.

5. Если при нанесении первого слоя достаточно пропылесосить заготовку перед покраской, то перед покраской вторым слоем заготовку надо хорошо «промести» жесткой щёткой и потом уже пропылесосить. Для второго, третьего и четвертого слоя вам надо смешать бесцветную краску 75% и 25% палисандра. Не смотрите на то, что современные пропитки дают блеск уже на втором слое, важно не только сделать качественное изделие из состаренной древесины, но и сохранить его, не поленитесь покрасьте три, четыре слоя, это намного быстрее чем через пять семь лет переделывать по новой.

Искусственное старение древесины - это как наркотик, попробовав один раз, Вы уже не сможете остановиться и если я оказался прав, мой Вам совет не экономьте на инструменте, чем качественней и надёжней у Вас будет инструмент, тем лучше будут получаться изделия да и работать с хорошим инструментов всегда приятней.

Удачи Вам, хороших и красивых изделий.

Помните, что если Вы сделали что то для себя, главное, что бы нравилось вам, не пытайтесь угодить «ж паруким» завистникам.

Если Вы, что то не поняли или хотите уточнить звоните +7 915 487-91-42 или пишите [email protected] Сергей.



.btn2:hover { background-image:url(images/batton.png); box-shadow: 1px 2px 5px rgba(0, 0, 0, 0.188), inset 0px 0px 2px rgba(255, 255, 190, 0.416); height: 35px; border: 1px black; border-style: dotted; } input.btn2 { font-size: 24px !important; height: 35px !important; line-height: 35px !important; margin: 23px 0px 0px; padding: 0px 43px 0px 39px !important; width: auto !important; } .btn2 { background-image:url(images/batton.png); border-radius: 7px; box-shadow: 1px 2px 5px rgba(0, 0, 0, 0.188), inset 0px 0px 2px rgba(255, 255, 190, 0.416); color: #FFFFFF; cursor: pointer; display: inline-block; font-family: "NeoSansPro", sans-serif; font-size: 24px !important; font-weight: 700; height: 35px !important; line-height: 35px !important; padding: 0px 58px 0px 63px; text-decoration: none; } .toast-container{width:280px;z-index:9999;} * html .toast-container{position:absolute;} .toast-item{height:auto;background:#FBEABB;opacity:.9;-moz-border-radius:10px;-webkit-border-radius:10px;color:#000000;padding-top:20px;padding-bottom:20px;padding-left:6px;padding-right:6px;font-family:lucida Grande;font-size:16px;border:2px solid #999;display:block;position:relative;margin:0 0 12px 0;} .toast-item p{text-align:left;margin-left:50px; } .toast-item-close{background:url();width:22px;height:22px;position:absolute;top:7px;right:7px;} .toast-item-image{width:60px;height:50px;margin-left:10px;margin-top:0px;margin-right:10px;float:left;} .toast-item-image-notice{background:url(images/notice00.png);} .toast-item-image-success{background:url(images/tlf.png);} .toast-item-image-warning{background:url(images/warning0.png);} .toast-item-image-error{background:url(images/error000.png);} .toast-type-notice{color:white;} .toast-type-success{color:#000000;} .toast-type-warning{color:white;border-color:#FCBD57;} .toast-type-error{color:white;border-color:#B32B2B;} .toast-position-top-left{position:fixed;left:20px;top:20px;} .toast-position-top-center{position:fixed;top:20px;left:50%;margin-left:-140px;} .toast-position-top-right{position:fixed;top:20px;right:20px;} .toast-position-middle-left{position:fixed;left:20px;top:50%;margin-top:-40px;} .toast-position-middle-center{position:fixed;left:50%;margin-left:-140px;margin-top:-40px;top:50%;} .toast-position-middle-right{position:fixed;right:20px;margin-left:-140px;margin-top:-40px;top:50%;} .btn2 a:link, .btn2 a:active, .btn2 a:hover { font-size: 24px !important; color: #330000; text-decoration: none; }

Браширование древесины своими руками представляет собой интересную технологию, позволяющую искусственно состарить дерево. В обычных условиях этот процесс происходит очень медленно, узоры формируются в течение нескольких десятилетий. В зимние периоды появляются более темные полосы, тогда как для лета характерны относительно светлые рыхлые волокна. Однако теперь можно добиться подобного эффекта в домашних условиях, без переплаты за дорогое состаренное дерево.

Браширование дерева – в чем его суть

Основное предназначение указанного процесса заключается в придании обычной деревянной поверхности искусственного эффекта старины посредством инструментальной обработки. Происходит удаление светлых мягких волокон, что делает древесину визуально более старой, появляется своеобразный оригинальный рельеф, присущий лишь довольно-таки старым деревьям. В зависимости от преследуемых целей, глубина обработки поверхности может существенно изменяться. Так глубина шероховатостей и неровностей может достигать 2-3 мм, когда требуется воссоздать эффект глубокого грубого старения.

В отличие от естественного старения, браширование дерева способствует улучшению прочностных показателей дерева, его долговечности, а также препятствует развитию гниения и повреждения от действия грибковых образований или насекомых. Все это достигается за счет использования специальных антисептических растворов и составов для защиты деревянной поверхности.

Следует знать, что далеко не все породы деревьев могут поддаваться искусственному старению. К примеру, древесина с равномерной плотной структурой для данного процесса крайне нежелательна. Поэтому некоторые породы, среди них тик, ольха, бук, клен, состарить будет довольно-таки проблематично.

Лучшего всего использовать древесину хвойных пород. К сожалению, сосна, которая является самой доступной по цене, не может похвастаться красивым и необычным узором, поэтому даже браширование сильно не сможет исправить ситуацию. Если же взять лиственницу или ель, эффект будет просто превосходный, вам удастся в домашних условиях получить неповторимые богатые текстуры рисунков.

Также стоит помнить, что прежде чем приступать непосредственно к брашированию, древесину необходимо подготовить к этому процессу. В первую очередь, материал должен быть максимально гладкий и ровный, никаких зазубрин, неровностей и прочих дефектов быть не должно. Влажность должна быть в пределах 10-15%, в противном случае волокна при обработке будут лишь рваться, образовывая мелкий ворс, а искусственного старения достичь не получится.

Брашировка в домашних условиях – какие инструменты понадобятся

При выполнении браширование своими силами в домашних условиях, вам потребуется небольшой список подручных средств. В первую очередь, это щетки-крацовки, представляющие собой довольно грубые щетки дискового вида, ворс на которых выполняется из стали или латуни. Для получения равномерной обработки специалисты рекомендуют покупать щетки, по форме приближающиеся к валику, а также с более широкой торцевой стороной.

Основная работа проводится именно крацовками, задача которых заключается в удалении наибольшей части волокон. Естественно, поверхность после такой обработки остается слишком ворсистой и шероховатой. Для улучшения внешнего вида поверхности нам потребуются нейлоновые синтетические щетки. Особенностью подобных щеток является абразивная пудра различных фракций, которая вплавлена в толщу пластмассы. Стоимость синтетических щеток может неприятно удивить, однако все же очень желательно было бы их приобрести, поскольку они устраняют и удаляют мелкий ворс, мешающий полировке и покраске, к тому же древесина смотрится на порядок симпатичнее после обработки такими щетками.

Далее в бой вступают щетки с натуральным жестким ворсом, к примеру, из грубой шерсти или сизалевые щетки. С их помощью выполняется полировка поверхности. Данный этап браширования не относится к числу обязательных, но если вам требуется добиться максимального качества дерева, то без полировки не обойтись.

При необходимости можно воспользоваться электрическими инструментами, к примеру, угловой шлифовальной машинкой или дрелью. Однако работать со щетками выгоднее в том плане, что можно полностью контролировать силу давления и направление обдирки. В любом случае, не забудьте приобрести очки против пыли, а также перчатки, так как при шлифовании в воздух попадет очень много мелких ворсинок, которые могут нанести вред глазам.

Технология браширования – основные этапы

Итак, весь необходимый инструмент приобретен, деревянные доски лежат перед нами. Приступаем к брашированию.

Вся технология обработки поверхности осуществляется в соответствии с данной схемой:

  • металлическими крацовками для удаления мягких волокон
  • Шлифование очищенного дерева посредством синтетических абразивных щеток
  • Покраска специальными растворами, способствующими приданию визуального эффекта состаривания
  • Полировка древесины, покрытие ее лаком.

Шаг 1. Подготовительные работы. Проверяем дерево, с которым нам предстоит работать. Если оно слишком влажное, необходимо просушить, если же слишком сухое, то, наоборот, увлажить, поскольку при сухом дереве количество отходов, опилок и пыли существенно возрастает. На данном этапе воспользуемся металлической щеткой. Следует помнить, что удалять необходимо исключительно мягкие волокна. Если жесткость щетки настолько велика, что она задевает даже твердые волокна, такой инструмент следует сразу же заменить. Движения производятся на небольшой скорости по ходу движения волокон.

Шаг 2. Шлифовка. Теперь нам потребуется абразивная щетка, при помощи которой будет полировать древесину. Аккуратно проводим по очищенной поверхности с целью удаления всех остатков волокон и ликвидации шероховатостей. Как правило, здесь много времени не понадобится, достаточно несколько раз тщательно отшлифовать дерево, чтобы добиться желаемого результата.

Шаг 3. Полировка. Для придания брашированному обработанному дереву лощеного вида, воспользуемся сизалевыми щетками. Стоит отметить, что данный инструмент позволяет добиться неповторимой уникальной декоративности фактуры деревянной поверхности. Также может потребоваться мелкозернистая наждачная бумага для полировки материала. После окончания всех работ в очередной раз тщательно удаляем весь мусор, пыль, а также сушим поверхность.

Шаг 4. Покраска. Красивый декоративный вид может получиться в результате золочения, покраски, патирования и прочих эффектов. Если нанести несколько слоев морилки на древесину, можно наблюдать появление красивых контрастных фактурных изображений. Брашируют изделия также золотыми красками, которые оригинально смотрятся в микротрещинах и углублениях. После нанесения краски и ее полного высыхания поверхность потребуется еще раз отполировать. Это связано с тем, что во время покраски могут появляться различные неровности и шероховатости, в том числе наплывы краски, но полировка полностью избавит от этих дефектов.

Шаг 5. Лакировка. Покрытие различными составами с целью защиты поверхности, увеличения ее долговечности и надежности. Если брашируют паркетные доски, то требуется специальный паркетный лак, позволяющий сохранить основные положительные потребительские качества пола в течение всего срока службы.

Техника состаривания дерева – где она используется

Браширование относится к категории относительно простых процессов, которые доступны абсолютно каждому. По этой причине данная технология нашла применение в очень многих сферах деятельности человека. Наибольшей популярностью пользуется браширование в производстве предметов интерьера и оформлении помещений. Гостиные и залы, украшенные стеновыми панелями, каминными досками, колоннами, мебелью из визуально , смотрятся очень красиво и оригинально, создают тепло и уют в помещении.

Мебель заслуживает отдельного упоминания, поскольку производители все чаще стараются использовать элементы и конструкции из брашированного дерева. Причем можно таким методом изготовить абсолютно любую мебель, будь то шкаф, полки, комоды, кровати и прочее. Единственный ограничивающий фактор в данном случае – это фантазия и креатив.

Напоследок отметим, что в силу своей доступности и востребованности, броширование зачастую выполняется в домашних условиях. В этих случаях ни в коем случае не стоит забывать о технике безопасности. Поэтому работать с инструментами следует очень аккуратно, особенно если работа ведется с дрелью или прочими электроинструментами. Все процессы выполняются в специальной экипировке – защитных очках и перчатках. Иногда может даже потребоваться респиратор, если количество пыли в воздухе слишком велико, а также при работе с антисептическими растворами.

Браширование древесной поверхности – это оригинальный способ сделать дерево более красивым, необычным и привлекательным. Это направление в области декорирования помещений приобретает все больше поклонников как среди дизайнеров, так и обычных владельцев квартир, поскольку процесс искусственного старения очень прост и доступен каждому. Достаточно всего лишь потратить немного времени и усилий, чтобы получить роскошную мебель или шикарный потолок, стилизованный под старину.

Существует несколько методов шлифования древесины, каждый позволяет достигнуть определенного результата. В последнее время все чаще проводится браширование древесины своими руками. Этот способ дает возможность изменить поверхность массива сосны или другого дерева, которое применяется при создании мебели или пола в доме.

Что такое браширование?

Особым методом отделки дерева можно назвать химическое браширование. Он применяется для получения вагонки высокого качества. Мастер во время обработки вагонки или дерева использует особый инструмент, который позволяет материалы подготавливать лучше для пола или полной отделки дома.

Браширование дерева – особый процесс шлифования при использовании специальной щетки, когда мастер проводит снятие верхних волокон лиственницы или другого дерева, что позволяет достигнуть эффекта выделения структуры годичных колец. Применяют лиственницу после достижения рассматриваемого эффекта при создании мебели для дома, при создании пола и в других случаях. Подобный эффект мастер проводит для искусственного старения дерева. Доски при этом не теряют своей прочности, как при естественном протекании рассматриваемого процесса. Метод предусматривает применение специального инструмента, станка со специальной насадкой, определенной машинки.

Область применения

Мастер высокого класса проводит обработку дерева для создания доски, которая применима в нижеприведенных случаях:

  1. при изготовлении лестниц в доме;
  2. при подготовке лиственницы для пола;
  3. при производстве мебели;
  4. если нужно сделать иную вагонку или дугой материал для встраиваемой мебели или других элементов для дома.

Мастер может использовать щетку, электроинструмент, специальный станок или иной инструмент. Для создания дорогой мебели проводится ручная обработка, мастер использует щетку и другой инструмент.

Какое дерево наиболее подходит для браширования?

Для пола или мебели дома, а также при создании вагонки, используются различные породы древесины. Однако рассматриваемая технология не может применяться ко всем породам, к примеру, к лиственнице может, а к буку нет.

Мастер при изготовлении вагонки или мебели может использовать:

  1. порода с мягкими годичными кольцами;
  2. порола с твердыми годичными кольцами.

Технология браширования мастером соответствующего класса применяется для лиственницы, ореха, дуба, ясеня. Может использоваться щетка и другой инструмент, сделать работу можно и на станке. Однако эффект нельзя достигнуть, даже если работу будет выполнять шлифовальщик высокого класса мастерства при видоизменении метода, когда нужно обработать грушу, вишню, бук или клен.

Защита структуры

Класс поверхности после ее обработки щеткой можно значительно повысить путем покрытия специальным веществом. Метод браширования позволяет достигнуть красивого эффекта, но при этом значительно снижается защита структуры. Именно поэтому повысить класс изделия для дома можно путем нанесения масла или воска по стандартной технологии.

Масло или лак дают возможность сделать структуру защищенной от воздействия окружающей среды. Обжиг дает возможность придать необычный вил полу.

Методы обработки

Ручной метод обработки

Наиболее высокий класс поверхности можно достигнуть при ручном брашировании. При этом используется щетка. Щетка используется для снятия волокон по слоям. Важно отметить, что броишрование без автоматизации процесса дает возможность достигнуть более высокого класса.

Периодически, после снятия каждого слоя, может проводиться обжиг. Обжиг позволяет изменить структуру, изменить цвет основы. Щетка подбирается с учетом типа массива древесины.

Целесообразно применять ручной способ снятия волокон при создании декупажа. Декупаж – специальный метод декорирования, позволяющий вручную создать красивые вещи. При этом декупаж покрывается маслом или лаком для придания особого эффекта. Часто проводится обжиг поверхности для достижения неповторимого результата.

Ручной способ редко применяется для получения досок для пола. Только дорогая доска для пола высокого класса получается путем обжига и ручного снятия волокон.

Механизированная обработка

Декупаж можно получить только ручным методом обработки, однако в других случаях используется УШМ. Это связано с тем, что декупаж требует кропотливой работы, а УШМ используется только при большом объеме работы.

К особенностям использования УШМ можно отнести:

  1. инструмент под названием УШМ – угловая шлифовальная машинка, которая редко используется при создании декупажа, но получила широкое распространение в массовом производстве;
  2. УШМ имеет сменные насадки, которые можно подобрать согласно типу древесины. Провести их смену можно быстро;
  3. как правило, УШМ работает от сети бытового напряжения. Есть варианты исполнения, которые могут питаться от встроенного источника питания;
  4. в некоторых случаях УШМ используется для выполнения первичного этапа старения поверхности. После этого может проводиться ручное снятие слоев. Поэтому в некоторых случаях материалы для декупаже также изначально обрабатывается УШМ;
  5. инструмент позволяет значительно ускорить процесс, что снижает стоимость его проведения;
  6. Качество получаемого результата несколько ниже, но зачастую его достаточно.

Механизация также дает возможность проводить обжиг или покрытие поверхности маслом. Покрывать поверхность маслом или лаком следует по причине того, что волокна очень восприимчивы к воздействию температуры или перепадов влажности. Обжиг в меньшей степени позволяет защитить структуру. Зачастую обжиг становится предварительным этапом перед покрытием поверхности нейлоновой или другой основы. Изменить внешний вид можно при использовании продукта лакокрасочного производства.

Неоспоримое достоинство древесины – простота (при должном умении) ее обработки своими силами. Одним из способов декоративной отделки различных заготовок (или изделий) из этого материала является браширование. У этой технологии есть и другое название – «искусственное старение» дерева. Тому, как это проделать самостоятельно, посвящена данная статья.

Оно основано на особенности дерева. Его структура неоднородна, о чем свидетельствуют годовые кольца на срезе (схемы их расположения также различны). По сути, любая древесина – материал, в котором перемежаются твердые и мягкие волокна. Естественно, чтобы состарить образец, достаточно провести обработку его верхнего слоя. Для этого специальным инструментом из него выбирается «мякоть». Как результат – некоторая рельефность поверхности и более отчетливо выраженные годовые кольца. На заключительном этапе производится нанесение на заготовку выбранного «финишного» декоративного состава.

По сути, со временем старению подвержено любое дерево, так как оно постепенно истирается – естественный процесс. Но с помощью такой технологии своими руками можно его искусственно ускорить. Именно в этом и заключается смысл браширования древесины.

Такая технология дает мастеру большие возможности для реализации своих задумок. С помощью браширования производят любую тонировку. Какой-то особой инструкции здесь нет – все зависит от собственной фантазии. Наиболее распространенный прием (но не единственный) – создание «эффекта патины». Подразумевается, что древесина окрашивается одним цветом, а ее поры – другим. Это позволяет даже самое «скучное» дерево сделать более привлекательным.

Что нужно знать?

Не каждую древесину выйдет искусственно состарить. Это во многом зависит от того, насколько ярко выражены годовые кольца, а также от разности в плотности структурных слоев.

Можно брашировать:

  • Лиственница.
  • Венге.
  • Ясень.
  • Сосна.
  • Мербау.
  • Орех.
  • Ятоба и ряд других.

Браширование нецелесообразно для пород:

  • Ольха.
  • Груша.
  • Береза.
  • Вишня.
  • Клен.

Что понадобится?

Вся работа, естественно, выполняется вручную. Конкретной инструкции по выбору инструмента нет. Во-первых, это скорее приспособления, которые используется при обработке древесины, и следует ориентироваться на то, что есть в распоряжении мастера. Покупать что-то специально для браширования вряд ли стоит. Во-вторых, подходящий прибор определяется исходя из габаритов заготовки. Ведь для того, чтобы самостоятельно состарить, например, половицы и небольшую деревянную шкатулку (в этом случае требуется ювелирная точность), придется пользоваться различными приборами.

1. Инструмент для удаления мягких волокон. Варианты – щетки (для работы с металлом), причем несколько разных; скальпель; стамеска; шило; бумага наждачная. Процесс можно и механизировать, если применять эл/дрель. Необходимо лишь приобрести соответствующие насадки в виде жестких щеток.

2. Средства для «финишного» оформления дерева – масла, краски, воск, лаки, морилки.

Порядок работы

Нижеприведенную инструкцию следует рассматривать лишь как «руководство к действию». Если станет понятен смысл всех операций, то самостоятельное браширование никаких затруднений не вызовет в любом случае.

1. Первая «проходка».

На этом этапе старения материала используется грубый абразив. Задача – мягкие волокна из древесины выбрать, при этом не повредив твердые. Следовательно, инструмент (по «жесткости») придется подбирать самостоятельно, ориентируясь на породу дерева.

В зависимости от этого определяется и скорость перемещения абразива. Слишком интенсивная работа может вызвать перегрев волокон и их «запекание», что усложнит обработку древесины. Схема перемещения приспособления – вдоль них, а не поперек. Если применяется электроприбор, то обороты желательно ставить малые или средние. Такой процесс всегда сопровождается пылью. Чтобы этого избежать, следует древесину слегка смочить.

2. Шлифовка.

Задача – произвести «чистовую» обработку, снять остатки волокон, удалить имеющиеся шероховатости твердых слоев. Здесь уже используется более «мягкий» инструмент, к примеру, полимерная щетка с абразивным покрытием. После того, как пыль будет удалена, появится возможность оценить качество браширования. Если оно мастера не устраивает, то придется повторить первичную «проходку», хотя это делается крайне редко.

Второй этап позволяет реализовать все замыслы по декоративному оформлению древесины. Например, произвести выборку «мякоти» на отдельных участках, имитировав тем самым трещины в доске. Вариантов много, и самому нетрудно придумать, «что и как», в зависимости от специфики дальнейшего применения заготовки.

3. Полировка.

Последний этап старения древесины. Задача – придать поверхности заготовки «гладкость», подчеркнуть всю рельефность дерева и подготовить его к «финишному» оформлению. Используется самый мелкий абразив – щетки волосяные и сизалевые, «наждачка» минимальной зернистости. Перед тем, как перейти к заключительному шагу браширования, нужно проверить влажность древесины. При необходимости – дополнительно просушить.

4. «Финишная» отделка.

Процесс браширования материала на этом и заканчивается, потому что все дальнейшие операции проводятся не всегда. Их целесообразность определяется предназначением изделия из древесины и желанием мастера.

Варианты – патирование, дополнительное старение (темнение) морилкой, покраска, золочение. Многое зависит и от консистенции применяемого средства, так как твердые и мягкие волокна впитывать его будут с различной интенсивностью.

Чтобы добиться действительно неповторимого оформления древесины, есть смысл потренироваться на небольших образцах. Это позволит «почувствовать» дерево, сделать его браширование более качественным.

5. Покрытие лаком.

Делать или нет – определяется самостоятельно. Единственное условие – нанесенный перед этим состав должен полностью просохнуть.

В принципе, процесс браширования особой сложности не представляет даже для человека, ранее не занимавшегося профессиональной работой с деревом. Изложенный материал – чисто информативный. Если понятен смысл, то можно разработать и свою технологию обработки древесины.

Метод основан на разнице в твердости слоев, из которых состоит массив дерева. На поперечном срезе четко видны годичные кольца, которые образованы волокнами с различными физическими характеристиками. В изделиях эти слои образуют характерный для каждого сорта дерева рисунок.

При удалении мягкого слоя, участки, состоящие из твердых волокон, становятся рельефными, явно проступая на поверхности и придавая древесине особенно декоративный вид. В естественных условиях это происходит с течением времени, когда мягкие волокна удаляются по мере эксплуатации изделия. Браширование позволяет визуально состарить древесину и придать ей фактурность в условиях столярной мастерской.

Браширование древесины своими руками: искусственное состаривание дерева

Такая технология структурирования древесины пригодна для использования в работе с мягкими и твердыми породами дерева, у которых есть четко выраженная фактура и явные слои разной твердости:

  • сосной
  • дубом
  • лиственницей
  • ясенем
  • орехом
  • венге

Породы дерева с мелковолокнистой и неявно выраженной структурой для браширования непригодны, поскольку в них нет нужной слоистости. К таким видам материала относится древесина:

  • клена
  • ольхи
  • березы
  • вишни

Применение технологии браширования позволяет создавать оригинальные фактуры, которые идеально смотрятся в изделиях для интерьеров разных стилей . Структурированная древесина активно используется при изготовлении полов , мебели , элементов декоративной отделки. Натуральное дерево отлично вписывается в любой дизайн, добавляя в него оригинальные штрихи.

Оборудование для структурирования древесины

Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.

Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:

  • металлические щетки разной жесткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки
  • наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
  • морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности
  • лак для вскрытия изделия по окончании процесса браширования
  • Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щеткой, жесткость которой подбирается в зависимости от твердости древесины. «Щетина» не должна повреждать твердые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.
  • Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив все лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – еще углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стаместки в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.
  • Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щетки, которая придает детали законченный лощеный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь ее необходимо высушить и полностью очистить от пыли.
  • Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счет образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твердых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.
  • Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.