Изречения чжуан-цзы. Чжуан-цзы - изречения "Случайности не случайны" - кто сказал эту фразу на самом деле

Чжуан-цзы

Изречения

Ловец образов

Даосский трактат «Чжуан-цзы» был создан в третьем веке до нашей эры. И современники, и последующие поколения почитали автора этого текста как совершенномудрого учителя.

Про жизнь Чжуан-цзы [Цзы – (кит .) Учитель] известно немного. Предположительные даты жизни 369 до н. э. – 286 до н. э., это время в истории Китая зовется эпохой Борющихся царств. Страна была разделена на соперничающие области, и сражения происходили не только на полях военных битв, но и среди мыслителей и мудрецов.

Звали его Чжоу. Чжуан Чжоу был родом из города Мэн княжества Сун. Какое-то время был на государственной должности, потом ушел в отставку и вернулся в деревню. Нрава был веселого, дружил с разбойниками. Стал широко известен как наставник и учитель. Посмеивался над Конфуцием. Чжуан-цзы считают самым выдающимся последователем учения Лао-цзы.

Известна история, когда на предложение правителя пойти служить к нему высшим советником Чжуан Чжоу рассмеялся и ответил, что лучше быть ему в грязи, пребывая в безмятежности, чем находиться в узде у князя. Перед смертью просил он себя не хоронить, а оставить его тело в чистом поле, потому как могилой ему станет весь мир. Имя Чжуан Чжоу можно перевести как Круг Силы.

Трудно рассказать, о чем эта книга. Множество превращений идут своей чередой, но все постоянно возвращается в начало. Великое становится малым, малое великим, уродство приравнивается к красоте, а красота лишь обременяет. Нет абсолютной красоты, нет абсолютного счастья, нет абсолютных ценностей.

Кажущиеся на первый взгляд загадочными притчами тексты являются точным описанием работы сознания. Это текст о превращении ценностей, о превращении ценностей в сознании, о превращении сознания.

Ирония, изначально присущая этому тексту, зашита в каждом знаке. Сознание может существовать полноценно только в пространстве скрытого смеха, потому что смех – это постоянное обнуление существующих ценностей. Сознание подобно дикому коту и способно к удивительным превращениям, но от своего желания стать тем или иным попадает в ловушки и капканы.

Проникновение в текст подобно волшебному путешествию по мерцающим волнам превращений, в котором можно оказаться и в мутных водах, и в землях ясного видения. Посему пожелаем внимательно ловить потоки силы, наполняя парус корабля своего разума чудесным ветром мудрости Чжуан-цзы.

С почтением, Бронислав Виногродский * * *

В Непроглядной пучине севера есть рыба, что зовется Родоначальницей. Такая здоровая рыба, что и неведомо, сколько в ней тысяч верст. Обернется она птицей, что назовется Парой. И спина этой птицы неведомо сколько тысяч верст. Взъярится и полетит. Крылья, как в небе висящие облака. Море приходит в движение, и птица летит в Непроглядную пучину юга.

Цикада с пичугой болтают, смеясь над огромной птицей: «Когда решаю лететь, поднимаюсь в воздух, чтобы с вяза перебраться на клен. Не всегда долетаю, иногда опускаюсь на землю и делаю передышку. А этой зачем-то нужно подняться на 90 тысяч верст, когда летит на юг».


Малому знанию не постичь большого познания.

Опытом малого срока не постигнешь больших времен.

Этим двум малявкам, откуда про то знать?

Разве могут они разобраться в великом знании?

* * *

Высшее постигаешь, когда понимаешь, что от Неба, а что от человека.

Действие Неба – это даваемая Небом жизнь. Действие человека – это познание в себе законов познания, чтобы растить в себе знание того, что познать нельзя.

Только так проживешь до конца отпущенные тебе Небом годы, а не пропадешь посредине пути. Такова полнота знания, но даже и в полном знании есть ущербность.

Великий разум раскрыт безгранично,

а малый разум – это лишь границы и разделения.

Великая речь – вспышки озарения,

а малая речь – суетливое пустословие.

Истинный человек мудрости выглядит справедливым, но не ищет единомышленников. Чувствует, что ему не хватает чего-то, но ничего не берет.

Всегда независим в общении, а твердости не ощущаешь.

Когда раскрыт, видишь лишь пустоты, и никаких украшений вовне.

Светлый и теплый – будто радость сама. Все движения его – будто вынужден делать.

Собранный – будто свет на тебя наступает.

Отдает – будто останавливает тебя своей силой духа.

Суров – как внешний мир.

Велик – будто нет никаких границ для него.

Однороден – будто хочет закрыться.

Безмятежен – будто не помнит, что говорил.

Наказания видит как плоть. Потому великодушен, если вынужден нести гибель.

Обряд – его крылья. Им он и движется в мире.

Знание – его время. Нет нужды стремиться оказаться в делах.

Сила духа – его послушность. Речами призывает всех, имеющих ноги, вместе двигаться вверх, чтобы достигнуть высот. А истинное намерение в людях проявляется как старание в действиях.

Что нравилось – было ему едино.

Что не нравилось – было ему едино.

Оба этих единых – были для него одним.

Да и не одно – тоже было ему едино.

В своих единствах был послушен Небу.

В своих не-единствах следовал за людьми.

И не было борьбы между Небом и человеком.

Так определяется истинный человек.

* * *

О хотников привлекают узоры на шкуре тигров. На цепь садят обезьяну за то, что она сообразительна и хитра, а собаку за ее способность учиться и зверьков ловить. Горные деревья сами притягивают разбойников. Огонь в масле сам сжигает себя. Коричное дерево съедобно, потому и рубят. Лаковое дерево полезно, потому и режут. Все люди умеют использовать пользу в вещах, никто не умеет использовать в них бесполезность.

Для постигшего все человека – нет личности.

Для осознавшего себя человека – не бывает подвигов.

Для высшей мудрости – нет известности и славы.

Наставник Добряк рассказывал Наставнику Силе: «Есть большое дерево, люди его называют вязом. Огромный ствол весь покрыт наростами, так что бревно из него не сделаешь. Мелкие ветки сильно скручены, ни с линейкой, ни с циркулем не подойти. Прямо на дороге стоит, а плотник на него и не взглянет. Ты все речи ведешь о великом, а пользы в них никакой. Вот люди и не верят таким речам».

Наставник Сила ему в ответ: «Похоже, ты никогда не видел дикого кота. Он ползет, распластавшись, прячется, подстерегая жертву. А то как прыгнет, метнется в сторону для забавы. Ему все равно, высоко или низко, вверх или вниз. Кажется себе неуязвимым, но часто попадает в капканы, себе на погибель.

А к примеру, як, он огромный, как облако в небе. Этого можно назвать великим. А мышей не ловит.

У тебя есть огромное дерево, и тебя огорчает, что нет ему применения. Так посади его там, где нет ничего, в безграничности шири безбрежной. Скитайся вокруг без дел и забот. В бесконечности странствуй, в безмятежности спи, отдыхая под деревом этим. Не закончит оно раньше времени век свой под топорами плотников. Ничто не разрушит его. Ибо нет от него пользы, потому и вреду случиться не с чего».

* * *

Человек тонет в море дел, с которыми неразрывно связал себя. Не может вернуться к начальному себе, когда в дела еще не окунулся со страстью. Он постепенно закрывается и нитями дел зашивает отверстия сообщения с миром, а потом в старости кается, что жизнь свою прожил впустую.

Просто, как утро и вечер,

входит жизнь в тебя,

потому и живешь.

Хоровод чувств: расположение и раздражение, печаль и радость, обольщения и огорчения, изменчивость и тревога, легкомыслие и несдержанность, распущенность и развратность – как звуки песен, что возникают из пустоты, как плесень, появляющаяся из сырости. Все это тянется в непрерывной смене дней и ночей, и разве поймешь, где начинается бесконечная цепь превращений.

Во мраке сна души цепляются друг за друга, а в пробуждении освобождаешься от телесных оков. Все время в общении, слепившись друг с другом, целыми днями воюешь в уме, а связи такие неразрывные, глубокие, крепкие.


Когда нет другого, нет и меня. А нет меня, так нечем и воспринять. Все это так близко и со мной нераздельно. А нет возможности понять, чем оно направляется.

Вот сто костей, девять дырок, шесть потрохов, во всем этом и существуешь. С чем же это Я так плотно срослось? К этому, что ли, все привязаны здесь?


В мире повсюду тебе мерещатся слуги и жены? А ты никак порядок не наведешь среди слуг и жен? Может, все вечно меняются в положении хозяина и слуги? Может, есть во всем этом настоящий хозяин?

Можно пытаться понять его истинную суть, а можно и не пытаться. Тебе – ни вреда, ни пользы.

Однажды выдали тебе все, что создает тело. Лучше его не губить в ожидании конца. Можно, конечно, во всем соревнуясь, биться и спорить с другими, подобными тебе. Но этим лишь ускоришь приближение конца. Кто же здесь способен остановить это движение?

Часто цитируются в социальных сетях, в качестве эпиграфа они звучат на различных тренингах, используются в СМИ и книгах. Но аналогично крылатому выражению "за каждым великим мужчиной стоит великая женщина", у каждого такого высказывания есть свой автор, хотя история далеко не всегда сохраняет его имя. После выхода культового мультфильма "Кунг-фу панда", очень популярным стало изречение "случайности не случайны". Кто сказал эту фразу и кому приписывают ее авторство, об этом читайте ниже.

Версия первая: мультфильм "Кунг-фу панда"

Если задать вопрос, кто сказал "случайности не случайны", то подавляющее большинство опрашиваемых ответит: один из персонажей мультфильма "Кунг-фу панда", вышедшего на экраны в 2008 году. Однако на самом деле в мультфильме используется лишь известное изречение. А кто является автором цитаты "случайности не случайны"?

Поклонники анимационной истории о панде-воине не только считают, что эта фраза прозвучала в мультфильме, но и путают того, кто сказал "случайности не случайны". Многие почему-то считают, что эти слова произнес мастер Шифу, наставник главного героя, хотя это не совсем так. Согласно сюжету мультфильма, в ответ на слова Шифу о появлении панды именно был тем, кто сказал "случайности не случайны". На самом деле, появилось гораздо раньше, чем вышел мультфильм "Кунг-фу панда".

Версия вторая: великие европейские мыслители

В разное время о случайности рассуждали многие великие люди, например австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, физик Альберт Эйнштейн, Блез Паскаль или немецкий философ XIX века Фридрих Ницше. На самом деле у каждого была своя версия крылатого выражения о случайностях со схожим смыслом, но ни один из них не был тем, кто сказал "случайности не случайны".

Также существует версия, что это мысль принадлежит китайскому философу Конфуцию. Она уже ближе к истине - пословица действительно родилась в Китае. Однако Конфуций к ней отношения не имеет, он жил на пару веков раньше, чем автор знаменитого изречения.

"Случайности не случайны" - кто сказал эту фразу на самом деле?

История тем и замечательна, что воссоздать события с абсолютной достоверностью мы не можем. Не можем мы и утверждать точно, кто сказал "случайности не случайны". Поиск автора этого афоризма усложняет тот факт, что в разное время эти слова в той или иной форме произносились многими великими умами. Однако исторические данные указывают на то, что автор цитаты "случайности не случайны" - Чжуан-Цзы, великий китайский мыслитель, живший в IV веке до нашей эры. И хотя информации об этом философе сохранилось очень мало, это достаточно субъективные источники (мемуары и жизнеописания), а достоверных материалов с данными о нем практически нет, некоторые из изречений Чжуан-Цзы все же дошли до нашего времени. Это касается и вопроса о том, кто сказал "случайности не случайны". Эта фраза носит глубокий смысл, о котором поговорим далее.

Чем еще знаменит автор цитаты "случайности не случайны"?

Кроме этого афоризма, Чжуан-Цзы является автором и многих других К таким относятся истории о мастере, которому приснилось, что он стал бабочкой, а также диалог между Чжуан-Цзы и посланниками правителя, принесшими приказ о привлечении философа к государственной службе. Афоризм о том, что если украсть крючок с пояса, будешь казнен, а если царство - коронован. Он впервые был высказан этим китайским мыслителем.

Аналоги знаменитого афоризма

Представления о случайности появились, когда люди делали первые попытки понять природу происходящих событий и их влияние на судьбу человека. Неудивительно, что практически у каждого из великих умов (не только философов, но и деятелей науки и искусства) всех времен и народов обязательно найдется высказывание об этом понятии.

Существует множество афоризмов на тему случайностей. Некоторые авторы известны, а кто-то остался в тени. Вспомним крылатые выражения о случайностях, близкие по смыслу фразе "случайности не случайны".

Древнегреческий философ Демокрит писал: "Случайными кажутся события, причины которых мы не знаем". Эти слова отражают базовые философские понятия: случайность и необходимость, где случайность считается непознанной необходимостью.

Аналогичную мысль высказывал и один из величайших французских философов XVIII века Вольтер, говоря, что случаем принято называть любое действие, у которого мы не видим первопричины или не понимаем ее.

Похожее мнение было и у Франца Кафки, который называл случайность лишь отражением границ познания.

Французскому математику Блезу Паскалю принадлежат слова о том, что случайные открытия делают только подготовленные умы.

Известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд писал, что нет ничего случайного, у всего есть первопричина.

Лев Толстой был уверен, что случайностей не существует, скорее, человек создает свою судьбу, чем встречает ее.

Афоризм об этом философском понятии, принадлежащий оставшемуся неизвестным математику, прозвучал в советском фильме "Самая обаятельная и привлекательная": "Случайность - частный случай закономерности".

Каждый из приведенных выше афоризмов имеет схожее смысловое значение со словами китайского мыслителя Чжуан Цзы, поэтому нет ничего удивительного в том, что его высказывание приписываются и другим философам, литераторам и деятелям науки.


Чжуан-цзы
древнекитайский мудрец

Если я переспорил тебя, а ты меня, значит ли это, что я действительно прав, а ты неправ?

Вам не видать счастья до тех пор, пока вы не перестанете его домогаться

Тот человек, который знает, что он дурак - не дурак.

Единственный способ борьбы - перестать бороться.

Не будь рабом славы. Не будь кладбищем планов. Ничего не домогайся, ничему не завидуй, ничего не храни. Будь пустым - в этом весь секрет.

Однажды Чжоу приснилось, что он - бабочка, весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он - Чжоу. Но вдруг он проснулся...
Проснувшись, Чжоу не мог понять: снилось ли Чжоу, что он - бабочка, или бабочке снится, что она - Чжоу.

Мао-цян красавицей считает лишь человек, а рыба, завидев её, уходит в глубину.

Есть ли в Поднебесном мире высшее счастье? Можно ли сполна прожить свою жизнь? Что нужно делать, на что уповать? Чего избегать, чем заниматься? К чему стремиться, от чего отказываться? Что любить и что ненавидеть?

В Поднебесной ценят богатство, знатность, долголетие и добрую славу, любят покой, изысканные яства, роскошные одежды, красивые цветы и ласкающие слух звуки. Ненавидят же бедность и унижение, преждевременную смерть и дурную славу и страдают, когда нет ни покоя, ни изысканных яств, ни роскошных одежд, ни красивых цветов, ни ласкающих слух звуков. Если люди лишены всего этого, они впадают в уныние и печаль. Но нет ничего глупее, чем угождать лишь прихотям плоти!

Богачи, изнуряя себя тяжкими трудами, накапливают столько сокровищ, что не успевают воспользоваться ими, да и к радостям плоти эти богатства ничего не прибавляют. Знатные мужи днями и ночами пекутся о своей добродетели, но их добродетель и подавно ничего не прибавляет к радостям тела. Человек печалится с самого своего рождения, а прожив долгую жизнь, впадает в помрачение. Как горько столь долго страдать, не умирая! И все, что делает человек в жизни, так чуждо ему!

В Поднебесной высоко ставят доблесть героев, однако их доблесть не помогла им себя уберечь. И я не знаю, воистину ли это доблесть, или она на самом деле неистинна? Если счесть это доблестью, то ее недостаточно, чтобы сохранить жизнь себе. А если не счесть ее доблестью, то ее достаточно, чтобы сохранить жизнь другим. Поэтому говорят: «Когда искренним наставлениям не внемлют, сиди спокойно и не спорь». Вот и У Цзысюй стал спорить и погубил себя. Но если бы он не соперничал, то и славы бы не заслужил. Так существует ли в действительности доблесть?

Не знаю, является ли на самом деле счастьем то, что люди нынче почитают за счастье. Вижу я, что счастье в мире — это то, о чем все мечтают, чего все добиваются и без чего жить не могут. А я и не знаю, счастье ли это, но также не знаю, есть ли это несчастье. Так существует ли на свете счастье? Для меня настоящее счастье — недеяние, а толпа считает это мучением. Поэтому сказано: «Высшее счастье — отсутствие счастья. Высшая слава — отсутствие славы».

Хотя в мире в конце концов нельзя установить, где истина, а где ложь, в недеянии можно определить истинное и ложное. Высшее счастье — это сама жизнь, и только Недеяние позволяет достичь его. Попробую сказать об этом. Небо благодаря Недеянию становится чистым; Земля благодаря Недеянию становится покойной. Когда Недеяние Неба пребывает в согласии с Недеянием Земли, свершаются превращения всех вещей. Неразличимое, смутное — неведомо откуда исходит! Смутное, необозримое — лишенное образа! Все сущее в своем великом изобилии произрастает из Недеяния. Поэтому сказано: «Небо и Земля ничего не делают, но не остается ничего несделанного». Кто же среди людей способен претворить Недеяние?

Постигший сущность жизни не утруждает себя никчемными делами. Постигший сущность судьбы не утруждает себя делами, не ниспосланными судьбой. Чтобы поддерживать в теле жизнь, нужно опираться на разные вещи, но бывает так, что вещи имеются в избытке, а жизнь в теле поддержать невозможно. Чтобы сохранить себе жизнь, нужно прежде не лишаться своего тела, но бывает так, что тела не лишаются, а жизнь оказывается загубленной. Приход жизни нельзя отвергнуть, ее уход нельзя остановить. Как это прискорбно! Люди в свете полагают, что пропитания тела достаточно для поддержания жизни, а ведь, сколько ни питайся, жизнь свою в конце концов не сбережешь. Однако же в свете считают, что этого достаточно, и даже не знают, как жить по-другому.

Тому, кто хочет избавиться от забот о своем теле, лучше всего покинуть свет. Кто уйдет от света, тот избавится от тягот. А кто избавлен от тягот, тот душой прям и ровен. Кто душой прям и ровен, умеет жить каждодневным обновлением. А кто живет каждодневным обновлением, тот уже близок к правде. Заслуживают ли земные дела того, чтобы их отбросить, а жизнь — того, чтобы ее оставить? Отбросивший дела не утруждает себя. Оставивший жизнь неувядаем духом. Кто телом целостен и вернулся к полноте духа, тот станет единым с Небом. Небо и Земля — отец-мать всех вещей. Соединяясь, они создают тело. Разъединяясь, они кладут начало новой жизни. Когда и тело, и дух вечно живут, это называется «способностью перенести себя» . В духовном стяжай еще более духовное — и тогда станешь опорой Небес.

Учитель Ле-цзы спросил у Гуань-иня: «Высший человек идет под водой — и не захлебывается, ступает по огню — и не обжигается, воспаряет над всем миром — и не пугается. Позвольте спросить, как этого добиться?»

— Этого добиваются не знаниями и ловкостью, а сохраняя чистоту жизненной силы, — ответил Гуань-инь. — Присядь, я расскажу тебе. Все, что обладает формой и образом, звучанием и цветом, — это вещи. Чем же отличаются друг от друга вещи и чем превосходят они друг друга? Формой и цветом — только и всего! Ведь вещи рождаются в Бесформенном и возвращаются в Неизменное. Какие могут быть преграды тому, кто это постиг? Такой человек пребывает в Неисчерпаемом и хоронит себя в Беспредельном, странствует у конца и начала всех вещей. Он бережет цельность своей природы, пестует свой дух и приводит к согласию свои жизненные силы, дабы быть заодно с творением всего сущего. Небесное в нем сберегается в целости, духовное в нем не терпит ущерба. Как же могут задеть его внешние вещи?

Вот и пьяный, упавший с повозки, может удариться сильно, а до смерти не убьется. Тело у него такое же, как у других, а ушибется он по-особому — ведь дух его целостен. Он не знал, что едет в повозке, и не знал, что свалился с нее, мечты о жизни и страх смерти не гнездились в его груди, и вот он, столкнувшись с каким-либо предметом, не ведает страха. Если человек может стать таким целостным от вина, то насколько же целостнее может он стать благодаря Небу? Мудрый хоронит себя в небесном, и потому ничто не может ему повредить.
.............................................
Copyright: древние афоризмы мудрые цитаты

  • Чжуан-цзы — Древнекитайский философ, один из основателей и виднейший представитель даосизма. Родился в знатной, но утратившей высокий социальный статус семье. Основное произведение — трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против конфуцианства и моизма. Наряду с «Дао дэ цзин» Лао-цзы, эта книга — основной философский памятник даосизма. Чжуан-цзы усилил идеалистическое истолкование некоторых категорий, которые описал Лао-цзы в своем трактате. В его учении о познании много элементов релятивизма, а также мистицизма.Вот некоторые цитаты, принадлежащие Чжуан-цзы:
  • Когда ищут выгоды, забывают об искренности.
  • Рождение — не начало, смерть — не конец.
  • Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей.
  • Наказание — это плоть власти, обряды — ее крылья, знания — ее опора, добродетель — средство привлечь к себе людей.
  • Не следует искать выгоды в вещах и ценностях.
  • Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить.
  • Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем.
  • Человек, обладающий совершенными моральными качествами, ничего не обретает; большой человек лишен самого себя.
  • Наше восприятие окружающего зависит от наших представлений.
  • Наши чувственные восприятия чрезвычайно изменчивы.
  • Следует осторожно относиться к разного рода догматическим утверждениям или оценкам, основанным на нашем ограниченном опыте, — они ведут к ошибкам и искажениям.
  • Опытное восприятие будет объективным только в том случае, когда мы освободимся от навязанных нам условностей и парадигм; тогда мы сможем воспринимать окружающее ясно и правильно и окажемся в состоянии действовать спонтанно и легко.
  • Того, кто сумел встать на этот путь, можно назвать идеальной личностью.
  • Языковые значения неустойчивы и зависят от контекста.
  • Философские споры в целом бесплодны в смысле выявления истины, хотя иногда полезны в творческом отношении.
  • Смерть — естественная часть жизни, одно из множества превращений живого.
  • Вся тьма вещей различается принципами.
  • Целостность телесной формы означает целостность духа.
  • Мудрец закрытым держит рот, он знает, что и свеча от языка сгорает.
  • Назначение рыбной блесны — поймать рыбу, А когда рыба поймана, блесна забыта. Назначение слов — сообщить идеи. Когда идеи восприняты, слова забываются. Где мне найти человека, позабывшего слова? Он — тот, с кем я хотел бы поговорить.
  • Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку. Слова нужны чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про слова забывают; Как бы мне найти человека, забывшего про слова, — и поговорить с ним!
  • То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть.
  • Наказание — это плоть власти, обряды — ее крылья, знание — ее опора, добродетель — средство привлечь к себе людей.
  • В поступках наших главное — быть своевременным, в чувствах наших главное — пребывать в согласии. Правда, и то и другое создает свои трудности. Когда ты действуешь своевременно, ты все же не хочешь оказаться втянутым в мирские дела, а когда ты пребываешь в согласии, ты не хочешь, чтобы мир в твоем сердце выскользнул наружу. Если ты окажешься втянутым в мирские дела, тебя захлестнут раздоры и гибельные страсти. Если ты позволишь душевной гармонии выскользнуть наружу, она обернется пошлой славой и лукавством.
  • Великий Путь не терпит смятения, ибо, когда умы наши охвачены смятением, истина дробится, а когда истина раздроблена, люди охвачены тревогой, если же ты не можешь одолеть тревогу в своей душе, ты никогда не станешь свободным. Совершенные люди древности учили других лишь тому, в чем сами находили прочную опору.
  • Великий Путь не называем. Великое доказательство бессловесно. Великая человечность нечеловечна. Великая честность не блюдет приличий. Великая храбрость не горит отвагой.
  • Путь, проявивший себя, перестает быть Путем. Речь, ставшая словом, не выражает правды. Человечность, которая всегда добра, не свершит добро. Показная честность не внушает доверия. Храбрость, не знающая удержу, не приносит победы.
  • Если не можешь побороть себя, тогда живи, как живется, и не насилуй дух, — сказал Чжань-цзы. — Не уметь себя побороть и притом насильно себя удерживать означает «быть раненным дважды». А тот, кто «ранен дважды», долго не проживет.
  • Четыре же зла таковы: любить ведать важными делами, но легко менять свое отношение к ним из желания почета и славы называется «злоупотреблением»; считать себя лучшим знатоком дела и заставлять других делать по-твоему называется «самодурством»; отказываться исправить собственную ошибку и усугублять ее вопреки добрым советам называется «упрямством»; хвалить других, если они одобряют вас, но порицать их, если они вас не одобряют, как бы добродетельны они ни были, называется «подлостью».

Продолжение следует…


Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу) родился около 369 г. до н. э. в городе Мэн государства Сун (Шанцюй, провинции Хэнань). Знаменитый китайский философ, входящих в число Учёных Ста Школ. Умер около 286 г. до н. э.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Чжуан-цзы.

  • Рождение - не начало; смерть - не конец.
  • Когда ищут выгоды, забывают об искренности.
  • Не следует искать выгоды в вещах и ценностях.
  • И в кривом, и в прямом увидишь высшее в природе.
  • Без дня нет и года, без внутреннего нет и внешнего.
  • С маленьким знанием не уразуметь большое знание.
  • Наши чувственные восприятия чрезвычайно изменчивы.
  • Языковые значения неустойчивы и зависят от контекста.
  • Самое лучшее — ввериться судьбе, но это и самое трудное.
  • Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить.
  • Наше восприятие окружающего зависит от наших представлений.
  • Мудрец закрытым держит рот, он знает, что и свеча от языка сгорает.
  • Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей.
  • То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть.
  • Того, кто сумел встать на этот путь, можно назвать идеальной личностью.
  • Где бы найти мне забывшего про слова человека, чтобы с ним поговорить!
  • Смерть - естественная часть жизни, одно из множества превращений живого.
  • Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем.
  • Все вещи, независимо от степени их созидания и уничтожения, сно-ва объединяются в единое целое.
  • Настоящий человек прост и великодушен, лишен эмоций, пребывает в состоянии спокойствия и бездействия.
  • Научись видеть, где все темно, и слышать, где все тихо. Во тьме увидишь свет, в тишине услышишь гармонию.
  • Философские споры в целом бесплодны в смысле выявления истины, хотя иногда полезны в творческом отношении.
  • Наказание - это плоть власти, обряды - ее крылья, знание - ее опора, добродетель - средство привлечь к себе людей.
  • Жизнь человека между небом и землей похожа на стремительный прыжок белого коня через расщелину, мгновенье — и она пролетела.
  • Одинокий он уходит, одинокий приходит, а потому зовется «в одиночестве живущим». Ценнее же человека, в одиночестве живущего, в мире ничего нет.
  • Мудрый обретает покой в том, что дарит ему покой, и не ищет покоя там, где его нет. Заурядный человек ищет покоя в том, что не дает покой, и не имеет покоя.
  • На земле я достанусь воронам и коршунам, под землей пойду на корм муравьям. У одних отнимут, а другим — дадут. За что же муравьям такое предпочтение?
  • Следует осторожно относиться к разного рода догматическим утверждениям или оценкам, основанным на нашем ограниченном опыте, - они ведут к ошибкам и искажениям.
  • Нет в мире вещи, которая не была бы тем, и нет вещи, которая не была бы этим; через то невозможно познать, через это познаваемо всё. Поэтому говорится: "То возникает из этого, а это зиждется на том".
  • Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку. Слова нужны чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про слова забывают; Как бы мне найти человека, забывшего про слова, - и поговорить с ним!
  • Небо и земля будут мне внутренним и внешним гробом, солнце и луна — парой нефритовых дисков, звезды — жемчужинами, а вся тьма вещей — посмертными подношениями. Разве чего-то не хватает для моих похорон? Что можно к этому добавить?
  • Опытное восприятие будет объективным только в том случае, когда мы освободимся от навязанных нам условностей и парадигм; тогда мы сможем воспринимать окружающее ясно и правильно (мин) и окажемся в состоянии действовать спонтанно и легко (увэй).