Согласные ж ш ч щ называются какими. Шипящие буквы

Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие согласные звуки.

Ж, Ш – твёрдые согласные звуки.

Ч, Щ- мягкие согласные звуки.

ЖИ – ШИ - пиши с буквой И.

ЧА – ЩА

А на речке камыши

Мимо поля, мимо ржи

Шли колючие ежи.

ма ка

п ран

лан ру

да лы

ши ши

жи

ГРУШИ

ЕРШИ

МАЛЫШИ КАМЫШИ

ШАЛАШИ

ТИШИ
ШИШКИ
ЛАНДЫШИ

ДУШИСТЫЙ

МАШИНА

ШИНЕЛЬ

МУЖИ

ЧИЖИ

УЖИ
ЖИТЬ

ДРУЖИТЬ
КРУЖИТЬ
СТРИЖИ
ЖИВУТ
ЛЫЖИ
СНЕЖИНКА

ПРЕДЛОГИ- В, НА, ВО, С, ОТ, НАД, ПОД, ПО, ДО, ИЗ, БЕЗ, К, У, О, ОБ, ОКОЛО, ЗА.

Выборочный диктант.


Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились , снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.


  4. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши

  1. Выборочный диктант.

Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  • Выборочный диктант.
  • Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    Какие слова здесь спрятались?
    БЕЙВОРО
    ВАКОРО
    КОЯБЛО
    ДЫЯГО
    КАСОРО
    КАСОБА
    КОМОЛО
    ТАКАПУС
    ТАЛОПА

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела ,


    Выборочный диктант.

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,


    ЛЕ ЖОЙ
    П О Д Н О С

    С К О В О Р О Д А

    К А С Т Р Ю Л Я

    К Р У Ж К А

    Б Л Ю Д Ц Е

    Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква - это то, что мы пишем и видим, а звук - это то, что мы слышим и произносим.

    Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них - это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

    Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

    Ключевых гласных звуков , которые находятся под ударением, существует всего шесть:

    Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

    • способу образования;
    • месту;
    • по степени участия шума и голоса.
    • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
    • шумные (звонкие и глухие);
    • шипящие (щ, ч, ш и ж).

    При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ - только мягкими.

    Особенности шипящих звуков

    Шипящие при произношении имеют свои особенности . Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

    Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , [‘zj] и другими звуками.

    Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь» , например:

    • мужь;
    • нессши;
    • часъ;
    • уюти и пр.

    Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

    В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

    • тревожь;
    • шить;
    • рожь и т. д.

    Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

    Примерные задания по теме шипящих согласных

    Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

    • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
    • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
    • развивать у них письменную речь и связную устную;
    • использовать при обучении новые информационные технологии.

    После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

    Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

    • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
    • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
    • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
    • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

    Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями . Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

    • какие предметы изображены на рисунках;
    • какие названия содержат шипящие звуки;
    • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие - мягкими.

    Работа со скороговорками

    Скороговорки - это отличная разминка для детей , которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

    Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

    Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

    О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

    Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

    Видео

    Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.

    Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

    1. Прочитай.

    Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

    (И. Эренбург)

    • Каким назван дождик? Почему?
    • Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.

    2. Назови предметы.

    • Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
    • Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие - мягкие?

    Страничка для любознательных

    Шипящие

    Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

    Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].

    (В. Иванова)

    3. Прочитай.

        У ежа ежата, а у ужа ужата.
        Смешные шутки у Саши и Мишутки.

    • Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
    • Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.

    4. Прочитай.

        Два щенка щека к щеке
        щиплют щётку в уголке.

        У четырёх черепашек
        по четыре черепашонка.

    • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
    • Как звучат звуки [щ"] и [ч"]: твёрдо или мягко?
    • Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.

    5. Прочитай. Когда так говорят?

        Хорошая работа два века живёт.
        Работе время, потехе час.

    • Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

    рабо́та

    Страничка для любознательных

    О происхождении слова

    Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.

    6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.

    • Какой предмет мы называем словом карандаш ? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш ?

    Цель: формирование умения применять на практике правила правописания гласных после шипящих.

    1. Отрабатывать навык распознавания в словах шипящих звуков, правильного обозначения на письме сочетания этих звуков с гласными А, У.
    2. Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
    3. Развивать память, мышление, внимание.
    4. Прививать интерес к поэтическому слову через творчество А.С.Пушкина.

    Оборудование:

    1. Буквы ч, щ.
    2. Запись для чистописания.
    3. Словарное слово ветер + зашифрованное.
    4. Тесты.
    5. Тренажеры.
    6. Рожицы (веселая, грустная, с вопросом).
    7. Песочные часы.
    8. Слайды. (Приложение 1)

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. И работая дружно, у нас все получится.

    Урок будет необычным еще и потому, что он сказочный. Вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы оправимся в путешествие. Запись числа, в классе.

    Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте - море, волны плещут (все это изображено на доске, звучит музыка моря), открывайте глаза. Помогите вспомнить строчки из сказки “О царе Салтане”:

    Ветер по морю гуляет...

    Дети.

    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах...

    Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку эта сказка, то отправиться в путь корабль сможет только тогда, когда вы расскажете все о буквах, которые видите на доске.

    На доске: Ч Щ

    /Это буквы согласные, обозначают глухие всегда мягкие звуки/

    II. Минутка чистописания

    Давайте пропишем эти буквы. Определите закономерность написания букв в цепочке.

    Ч щ чч щщ ччч щщщ

    /Сначала по одной букве Ч Щ, затем по две буквы и т.д/

    Какое соединение между данными буквами?

    /Верхнее/

    Пропишите строчку сочетаний, не нарушая закономерности.

    Вспомните правила, которые связаны с этими буквами.

    /ЧА–ЩА пиши с буквой а

    ЧУ–ЩУ пиши с буквой У/

    Почему пишутся именно буквы А и У, а не Я, Ю?

    Сформулируйте тему и цель урока.

    III. Словарная работа

    Итак, мы отправляемся в путь.

    (Звук отправления)

    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах...

    В строчках, которые я сейчас произнесла, спряталось словарное слово. Расшифруйте его. (Приложение 2)

    В е е р т
    (Карточка со словом ветер)

    Найдите в слове безударную гласную.

    /Это безударная гласная е/

    Запишите слово в словарь, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

    Составьте предложение из двух слов со словом ветер.

    Распространите его, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.

    /На улице дует сильный ветер/

    Запишите это предложение по памяти.

    IV. Изучение нового материала

    И вдруг нам навстречу –

    Слайд 3

    Тридцать три богатыря,
    В чешуе златой горя,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые.
    Все равны, как на подбор;
    С ними дядька... (Д. Черномор)

    У. Черномор приготовил вам задание. В строчках, которые он вам покажет, надо найти слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу, записать их в тетрадь и объяснить их написание.

    Работаем у доски по цепочке. (Текст читают дети, выбирают слово с сочетанием ча–ща, проговаривают правило, записывают слово, подчеркивают орфограмму)

    Туча по небу идет,
    Бочка по морю плывет.

    /Слово туча – встречается сочетание ча, пишем с буквой а, потому что ч и так обозначает мягкий звук/

    Слайд 5

    В синем небе звезды блещут ,
    В синем море волны хлещут .

    Слайд 6

    Вот что, князь, тебя смущает !
    Не тужи, душа моя,
    Это чудо знаю я.

    В этих строчках найдите слово с орфограммой, с которой знакомились на предыдущих уроках.

    /Не тужи, орфограмма жи/

    Вспомните правило написания сочетаний ЖИ–ШИ.

    Физкультминутка

    Продолжаем путешествие, а пока наш корабль плывет немного отдохнем.

    Я буду произносить слова. Если в слове встречается шипящий звук [ч] или [щ], то вы приседаете и громко произносите этот звук. Если этих звуков не услышите, то высоко подпрыгиваете.

    Царь, могучий, корабельщики, батюшка, честной, ткачиха, повариха, Бабариха, бочка, зверушка, запищал.

    V. Закрепление изученного

    У. Молодцы, продолжаем путешествие.

    Слайд 7

    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит...

    Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?

    Д.

    Ель в лесу, под елью белка,
    Белка песенки поет
    И орешки все грызет,
    А орешки не простые...

    На доске картинка: белки.

    В каждом орешке слово.

    Прочитайте написанные слова по цепочке.

    Задача, добыча, роща, щётка, щи, пища, пещера, чудо, чугун, свеча.

    /Слова с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и слова без этих сочетаний/

    Значение каких слов вам непонятно?

    На какие две группы можно их разделить, учитывая тему урока?

    В парах выполните следующее задание: выпишите только слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ, сочетания подчеркните.

    Какие слова вы выписали? Один человек читает слова и называет сочетания, остальные проверяют свои записи.

    VI. Самостоятельная работа

    Слайд 10

    Море весело шумит,
    Судно весело бежит
    Мимо острова Буяна
    В царство славного Салтана...

    А в царстве славного Салтана:

    Слайд 11

    Петушок с высокой спицы
    Стережет его границы...

    На доске картинка: петушок.

    Петушок из “Сказки о золотом петушке” предлагает вам поработать в парах сменного состава.

    Ребята 2-го и 1-го вариантов поменяйтесь местами. Ваша задача – выполнить тест (тест только сильным ученикам).

    Задание: тест

    Выберите правильный ответ:

    Что можно увидеть, написать, напечатать?

    1. Звук.
    2. Букву

    Выберите шипящие согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук.

    1. Щ, Ч.
    2. Ж, Ш.

    Зачеркните неверный ответ

    1. Буквы Ч, Щ любят Я, Ю.
    2. Буквы Ч, Щ любят А, У.

    Вставьте нужные гласные после шипящих

    ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ – слоги эти заучу!
    Щ..ка, рощ.., каланч…,
    Ч…до, ч…сики, све ч….
    ЧА и ЩА; ЩУ и ЧУ –
    Я пятерку получу!

    Подпишите листочки и передайте на первую парту.

    Молодцы! Вы очень дружно поработали в парах.

    А теперь я попрошу вас сесть на свои места.

    VII. Работа с учебником

    У нас в классе появился шум.

    У. Ребята, прислушайтесь:

    Так и вздулись сердитые волны,
    Так и ходят, так воем и воют...

    Даже волны услышали наш шум.

    Рыбка из сказки “О рыбаке и рыбке” нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдем следующие ориентиры: страница 40, упражнение 67. Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении? Выполняем эту работу по вариантам. Первому варианту - выполнить 1 и 2 строчки упражнения, второму – 3 и 4.

    Дети выполняют задание. Проверка идет выборочно.

    VI. Домашнее задание

    Дома выполните работу соседнего варианта. Упр. 67 (1, 2 строка), (3, 4 строка).

    Пока мы работали, подошёл еще один герой.

    Слайд 15

    А Балда над морем опять шумит
    Да чертям веревкой грозит.

    Из какой сказки этот герой?

    Говорит Балда:
    Теперь моя череда,
    Условия сам назначу,
    Задам, тебе враженок задачу.

    Выполните задание по тренажерам.

    На выполнение задания даю 2 минуты.

    Подпишите листочки и передайте их на первую парту.

    Вот и сказке конец, а кто слушал...

    Д. Молодец.

    А вместе со сказкой закончился и наш урок, пора возвращаться в класс.

    (Звучит музыка моря)

    Закройте глаза и представьте - море, волны плещут (все это изображено на доске, звучит музыка моря), открывайте глаза.

    Слайд 17

    VIII. Подведение итогов по всему уроку

    Путешествуя по сказкам Пушкина, чему вы научились?

    IX. Рефлексия

    Те, кто теперь сможет всегда правильно писать слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ встаньте к значку “Я всё понял” (веселая рожица).

    Те, у кого есть затруднения, встаньте к значку “У меня есть вопросы”.

    Те, кто пока ничего не поняли, встаньте к значку “Пока не всё понятно”.

    На следующих уроках вы будете продолжать и, наверное, тогда вы все сможете встать к значку “Я все понял”.

    Шипящие звуки

    Шипящие звуки ШИПЕ́ТЬ, -плю́, -пи́шь; несов.

    Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


    Смотреть что такое "Шипящие звуки" в других словарях:

      - (грамм.) в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции глухой ш и звонкий ж, а также сложный согласный глухой ч, состоящий из палатального (мягкого) альвеолярного смычного т и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Нёбные (нёбно зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению … Словарь лингвистических терминов

      Самоназвание: slüvensťĕ, vensťĕ Страны: Германия … Википедия

      ШИПЕТЬ, плю, пишь; несовер. 1. Издавать глухие звуки, напоминающие протяжное произношение звука «ш». Змея шипит. 2. перен. Говорить сдавленным от злости голосом (разг.). 3. перен. Ворчать, браниться, выражая своё недовольство, злобу (разг.). Ш.… … Толковый словарь Ожегова

      Гриф индейка … Википедия

      Вертишейка … Википедия

      Гриф индейка Гриф индейка Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

      Самым характерным признаком птиц из семейства утиных можно считать их клюв, служащий ситом и позволяющий особым образом промышлять себе пищу. Этот клюв редко бывает длиннее головы, обыкновенно прямой, широкий, на верхней части плоско… … Жизнь животных

      Запрос «Голубь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сизый голубь … Википедия

      Сизый голубь Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия

    Книги

    • Шипящие звуки , Новоторцева Н.. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…
    • Шипящие звуки , Н. В. Новоторцева. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…