Развивающие игры с водой для дошкольников. Игра с воздушными шарами в емкости, наполненной водой. Игра «Веселые зверушки»

Вода – увлекательная среда для ребенка. Она успокаивает и развивает малыша

  • Поскольку у воды бывает разная температура, то холодная, то горячая, если ее подкрасить, она приобретает разные цвета и оттенки
  • К тому же вода может так интересно переливаться через край посуды и растекаться по полу или вдруг исчезать, впитываясь в губку. Все это так интересно для крохи.

Не запрещайте своему ребенку играть, ведь такие игры с водой хорошо развивают аккуратность, внимание, наблюдательность, глазомер.

Для игры с водой всего-то нужно небольшая емкость и вода из-под крана.

Из чашки в чашку чайной ложкой

Возьмите два пластмассовые чашечки, столовую и чайную ложки. Берем теплую воду, наливаем в одну из чашек. Показываем малышу, как играть с водой, переливая ее ложкой из одной чашки в другую. И дайте возможность ребенку самому поиграть, переливая воду то столовой ложкой, то чайной.

  • Такое, простое на первый взгляд, занятие прекрасно развивает мелкую моторику. И в тоже время кроха усваивает такие понятия, как «пустой - полный».

Наливаем-выливаем

Для игры с водой игры нужна небольшая емкость (ведерко или таз) с водичкой и две чашки (большая и маленькая). Ставим на пол ведерко с водой и показываем, как нужно играть: зачерпывать маленькой чашкой воду из ведра, а после переливать ее в большую. Играя, ребенок узнает свойства веществ и, развивает координацию движений.

Губка

Приготовьте поролоновую губку и две емкости. Одну из емкостей заполните водой. Покажите малышу, как пользоваться губкой, и как с ее помощью переливать воду из одной емкости в другую. Разрешите ребенку самому сделать это. Игра хорошо развивает мелкую моторику рук.

Кораблики

Возьмите мелкие кусочки бумаги и таз. Налейте в таз воды и вместе с малышом бросьте туда кусочки бумаги. После подуйте на них и предложите ребенку сделать тоже. Такие игры с водой способствуют развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Сито

Для такого занятия приготовьте емкость с водой, чашка и сито. Малышу нужно набирать воду в чашечку и лить ее в сито. Доступно расскажите крохе, почему вода протекает через сито. Играя, малыш узнает свойства веществ и назначения предметов.

Плавает, тонет

Соберите различные небольшие предметы такие как, камушки, пуговицы, бусинки, ракушки, мелкие игрушки, лоскуты ткани и пусть ребенок по очереди бросает их в воду и наблюдает. Одни предметы останутся на поверхности, другие сразу же утонут. Постарайтесь в доступной форме объяснить, почему так происходит. Такое занятие полезно крохе, ведь так познаются свойства предметов и осваиваются основы классификации.

Прыгающий шарик

Вам потребуются: пластмассовый шарик для настольного тенниса. Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.

Дождик

Возьмите небольшую детскую лейку, пластмассовые игрушки и таз или миску с водой. Предложите малышу устроить куклам «душ». Пусть ребенок набирает воду в лейку и поливает игрушки. Обратите внимание крохи на то, как течет вода из лейки, что ее струйки похожи на дождик. Прочитайте стихи про дождь. А после «игрушечного купания» дайте ребенку небольшое полотенце и покажите, как правильно вытереть игрушки. Когда малыш хорошо освоит такие действия, можно переходить на полив цветов.

Поливаем цветы

  • У вас есть небольшая детская лейка, покажите ребенку, как поливать цветы, растущие дома на подоконнике. Расскажите малышу, что для того, чтобы растения росли и красиво цвели за ними нужно ухаживать: удобрять и поливать. Рассмотрите вместе с малышом капельки воды, которые остались на листочках растения
  • Уважаемые родители, если Вам была полезна статья Игры с водой для детей раннего возраста, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже, возможно кто-то ищет сейчас в интернете такую же информацию. Спасибо!

Картотека игр с водой для воспитателей

Игра «Цветная вода»

Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения

Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.

Вариант 1.

Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.

Вариант 2.

Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры — организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: «Давай откроем кран. А где наша бугылка? Вот она, нальем в нее водичку — ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль -течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо» и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.

Игра «Смешиваем краски»

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего -фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.

Экспериментируйте вместе с ребенком!

Игра «Кукольный обед»

Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: стаканчики, куклы, игрушки.

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а коричневая — в кофе…

Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете — посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

Игра «Переливание воды»

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

Игра «Открывай — закрывай»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: пластиковая бутылка, водопроводный кран.

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: «Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!» Вот, открыла — снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

Игра «Фонтан»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился — ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

Игра «Бассейн»

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать — вот так. Поплыли!»

Игра «Озеро»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро — много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. «Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.

Игра «Море»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики: «Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик — давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше» и т.д.

Игра «Купание кукол»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички — попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.

Игра «Мытье посуды»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Вымойте посуду после кукольного «обеда», используя губку и средство для мытья посуды: «Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую — тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!»

Игра «Мыльные пузыри»

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются — это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.

Игра «Плыви, кораблик! »

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

Игра «Бульки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует. Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

Игра «Пенный замок»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке.

Игра «Праздник на воде»

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей — в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

Игра «Льдинки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Заранее приготовить лед. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла — стала холодная и твердая». Погрейте кусок льда в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду».

Игра «Тает льдинка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «чай быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает: «Ах, какой холодненький сок!»

Игра «Разноцветный лед»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.

Игра «Веселые кораблики»

дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы- лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

Игра «Нырки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды.

Игра «Ловкие пальчики»

Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

Игра «Бульбочки»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

Игра «Тонет — не тонет»

Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.

Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

Игра «Морские сокровища»

Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

Игра «Веселые зверушки»

Цель: развитие зрительной координации, знакомство со свойствами воды.

игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.

Игра «Достань ракушку»(«Достань камешек»)

Цель: развитие внимания, координация движений.

На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь малышу.

Игра «Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство детей со свойствами различных материалов.

Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?- Они растаяли, превратились в воду».

Игра «Тёплый – холодный»

Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».

Воспитатель наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки — в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Воспитатель предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

Игра «Капитаны»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Воспитатель наполняет емкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега к другому. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет.

«Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» — взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П — П — П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П». Предлагает подуть так же и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно.

Во время игр педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игры с песком и водой должны

Игра «Переливание воды из кружки в кружку или через воронку»

Цель: дать представление о свойствах воды- «льется», О «мокром», о «сухом».

Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу». (называет кто кому нальет).

Игра «Мокрое — сухое»

Цель: закрепить понятие о «мокром» и «сухом». Закрепить название одежды.

Группа детей стоит около таза с водой.

«Сегодня я хочу постирать кукольное белье»_ говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму.В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим. Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды).

Игра «Горячо-холодно»

Цель: дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.

Была одна уточка, а теперь сколько?

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и отереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра «Чистюли»

Цель: привитие элементарных трудовых навыков.Дать понятие о «грязном» и «чистом».

Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.

В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.

Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Игра «Попади в цель»

Цель: научить подбрасывать вверх мяч и ловить.

Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».

Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие мелкой моторики.

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Литература.

  1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с.
  2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1.
  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. — СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
  4. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. — СПб.: КАРО, 2006.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — Спб.:«ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2010 — 64с., ил.
  6. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.

В игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды и воздуха.

Игры на ознакомление со свойствами воды и воздуха.

Тема: «Капелька»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.

Ход игры :

Педагог предлагает детям «превратиться» в капелек. Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по залу).

Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).

А теперь ручеек течет и впадает в море, (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг из детей вытягивается в овал).

А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?

(вода будет нагреваться)

Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара, (дети бегают по залу).

А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).

Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному.

Педагог вместе с детьми делают выводы:

  1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.
  2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
  3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Тема: «Твердое - жидкое»

Цель : закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.

Материал : карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).

А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).

Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.

Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.

Тема: «Тело, жидкость, газ»

Цель: развивать эмпатию, воображение, закрепить знания об агрегатных состояниях воды.

Материал: схемы по ТРИЗу

Ход игры:

Педагог предлагает поиграть в игру и выяснить, чем же отличаются друг то друга твердое вещество, жидкость и газ. Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких – маленьких частичек. Эти частички ведут себя по- разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе).

Дети и изображают частички в твердом веществе. Они соединяют свою ладошку с ладошкой соседа. При этом нужно стоять неподвижно: частички в твердых телах почти не движутся, они свободны.

Изображая жидкость, дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянутые) – жидкость течет.

Изображают газ, дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начнут сталкиваться друг с другом.

Тема: «Разрезные картинки»

Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах,

воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.

Ход игры:

Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д.). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?

Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.

А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).

Тема: «Мы - капельки»

Цель: закрепить представление о круговороте воды в природе, развивать эмпатию. воображение, мыслительную деятельность, связную речь (подбор эпитетов); умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: бумажные короны с рисунками капелек, шляпа мамы Тучи. Схема круговорота воды в природе.

Ход игры:

1-й вариант

Провести с детьми беседу и рассмотреть схему круговорота воды в природе. Объяснить детям, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнца, снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя. Педагог предлагает детям превратиться в капельки дождя.

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Педагог, или ребенок, превращается в маму Тучку.

Педагог читает стихотворение Б. Заходер «Дождик»

Каждый раз после слов «кап- кап», дети прыгают и хлопают в ладоши.

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет-

Не поймем ни я, не ты.

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно!

Задание детям – капелькам: полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей (каждый ребенок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Тучке и рассказать о своем путешествии. Дети разбегаются в стороны, бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы (звучит спокойная музыка), потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе, (дети берут друг друга за руки и образуют два ручейка). Ручейки соединяются в реку, речка впадает в море (дети образуют широкий круг). Тут пригревает солнышко, и мама Тучка просит, капелек вернуться домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся. Мама Тучка радуется их возвращению, а затем спрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, полила растение, напоил верблюда и т. п.

2-й вариант

педагог читает стихотворение А.Стойло «Капелька дождя»

Эта капелька дождя

В землю теплую упала.

Не пропала, не пропала

Эта капелька дождя:

Вышел гриб - дождевик,

Вышел гриб - боровик,

Их сестричка – гриб лисичка,

Их подружка - гриб волнушка,

Вышла тонкая травинка,

Вышла тонкая рябинка…

Обсуждение стихотворения. Кому помогла вырасти капелька дождя?

Педагог предлагает детям превратиться в капелек и рассказать, что они сделали в этой роли: кого напоили, спасли от засухи т. п. как они путешествовали по земле? Дайте образец начала рассказа «Я маленькая капелька дождя…?» (и дальше следует рассказ о ее путешествии и делах). В конце сделать выводы: всем живым существам на земле нужна вода, есть растения, животные, которым для жизни, развития нужно много воды, и есть такие, которые довольствуются небольшим количеством воды.

Тема: «Животные водоемов»

Цель : закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность.

Материал: набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема.

Ход игры:

Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривание карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра- это и весло, и руль одновременно.

Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?

Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свою реку, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Тема: «Цепочки реки»

Цель: расширять представления об обитателях водоема. Познакомить с пищевыми связями обитателей водоема. Закрепить представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде.

Материал: карточки с изображением обитателей реки по типу «Домино».

Игровые действия: Игроки по очереди выкладывают пищевые цепочки. Например комар – лягушка – цапля; ряска – рыба – выдра – человек.

Тема: «Этажи реки»

Цель: закрепить представление об обитателях реки, их образе жизни. Дать элементарное представление о ярусах и нишах в экосистеме «река». Развивать любознательность, интерес к природе родного края.

Материал : цветная схема ярусов реки: желтый (дно), синий (вода), зеленый (берег); изображения обитателей реки (моллюски – беззубка, катушка, прудовик; насекомые – личинки ручейника, стрекозы, жук – плавунец, водомерка, комар, стрекоза; земноводные – лягушка; рыбы; млекопитающие – бобр, выхухоль; птицы - цапля, утка, чайка, крачка; растения – ива, тростник, кувшинка, кубышка, ряска).

Игроки из цветных полосок выкладывают «этажи реки» и размещают на них обитателей.

Тема: «Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: большие карты с изображением воды. маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.

Ход игры:

Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.

Тема: «Летающие семена»

Цель: закрепить представление детей о ветре и его ролью в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Развивать тактильную память, мышление; умение соблюдать правила игры.

Материал : семена растений: одуванчика, клена, ясеня, березы, сосны, и т.д. лупы, а также семена гороха, фасоли, подсолнечника. Ящик ощущений, комплект карточек «Одуванчик».

Ход игры:

1-й вариант

Игра начинается с «ящика ощущений». Положите в него семена с крылышками, шишки, ели, сосны. Предложите детям по очереди определить на ощупь семена растений. При этом никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник не ознакомится с содержимым. Свой секрет каждый должен держать в тайне. Затем дети рассказывают, что они обнаружили в ящике и по каким признакам они это сделали. Покажите детям, что в действительности скрывалось внутри ящика.

2-й вариант

Педагог разлаживает перед детьми летающие семена в один ряд. Рассмотреть все семена с крылышками - клена, липы, березы, ели, сосны. Какие у них крылышки? У одних большие, у других- маленькие. Но все они тонкие прозрачные. Для чего нужны эти крылышки? Сравним их с крыльями бабочек, стрекоз, которые умеют летать. Значит и крылышки семян помогают им летать по воздуху, путешествовать. А для чего семенам нужно летать? Ведь не из любопытства же они отправляются на воздушные прогулки? Обсудите предположения детей, напомните им, для чего вообще нужны семена, как из них появляются маленькие растения.

Тема: «Дерево - семена»

Цель: закрепить знания детей о деревьях и их роли в окружающей жизни. Познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром. Развивать воображение, память, мышление.

Ход игры:

Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети – семена растут на дереве,- стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит музыка), семена падают. Летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землею – дети приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель) – приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками- ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево- мама, приветствуя их, тоже машет руками. Педагог комментирует происходящее.

Можно заучить песенку о дереве или использовать стихи.

Педагог:

Я - дерево-мама, а вы – мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время прошло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети:

На дереве - маме мы долго висели,

Но ветер примчался, и мы полетели,

Нас ветер подхватит, и мы улетим!

Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит, земля - это дом,

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым листом.

Нам дерево - мама помашет в ответ.

Как стать нам большими, не дашь ли совет?

И дерево - мама, качаясь, шумит.

Советы, давая, листвой шевелит.

Тема: «Пищевые цепочки водоемов»

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоема.

Материал: карточки животных и растений.

Ход игры:

Педагог предлагает картинки обитателей водоема и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.

Дети выкладывают карточки.

Комар – лягушка - цапля

Червяк – рыба - чайка

Водоросли – улитка - рак

Ряска – малек - хищная рыба.

Тема: «Воздух, вода, ветер»

Цель: развивать мышление, память, воспитывать внимание, сообразительность, быстроту реакции. Соблюдать правила игры.

Играющие становятся в круг, водящий, стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов - «воздух», «вода», «земля», «ветер» - считает до пяти.

Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу. Зверя или покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга, потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь» при том все играющие должны поменяться местами, а водящий становится на чье-нибудь место в кругу, последний, не успевший в круг, становится водящим.

Познавательный возраст у каждого ребенка наступает в свой срок. Кто-то начинает делать первые открытия, едва ему исполнится годик, а кто-то готов изучать и покорять этот мир чуть раньше… или позже. Главное, чтобы родители к этому знаменательному моменту были готовы. Могли помочь крохе в его исследованиях, утолить жажду знаний маленького естествоиспытателя. А сделать это можно с помощью обычной воды. Она окружает нас повсюду. Она изменчива и текуча. Она таит в себе массу всяких «интересностей» и «неизвестностей». И с ней так весело играть. Так почему бы не сделать эту вездесущую Н2О предметом развивающих игр для ребенка? Наверняка, подобную идею ваш карапуз воспримет с огромным энтузиазмом.

Вода: познание мира

Дождик да лужи, речка да море, ванна и просто чашка с водой. Они таят в себе массу открытий.

  • Вода может быть теплой и холодной.
  • Она наливается и выливается.
  • А иногда вода превращается в лед.
  • В ней тонут всякие предметы.
  • А есть и такие, которые не тонут.
  • Водой можно что-то намочить.
  • Или обрызгать.
  • А потом она испаряется или высыхает.

Всех «талантов» воды не перечесть. Но можно их постепенно изучить в процессе нехитрой, но веселой и . И не думайте, что детские наливалки-разливалки – простое баловство. Ни в коем случае. Эти незамысловатые открытия есть не что иное, как первые шаги малыша в познании окружающей его действительности.

Игры с водой развивают логическое мышление ребенка, готовят его к предстоящему изучению таких школьных дисциплин, как физика, химия, биология.


Игры с водой для детей 1-3 лет

Прежде, чем предлагать малышу поиграть с водичкой, вам нужно подготовить «поле деятельности» и необходимый инвентарь. Не пугайтесь. До акваланга и подводной лодки у крохи дело вряд ли дойдет. Для начала, таза с водой или даже небольшой кастрюльки будет вполне достаточно.

Можно купить для игр с водой. Игры можно проводить в ванне или в кухонной мойке. Летом – на берегу речки, озера или моря. Вода – довольно демократична в этом смысле. Пытливому уму откроет свои секреты, где бы то ни было. В помещении, конечно, не помешает заранее обзавестись тряпкой, чтобы протирать лужи, от которых, уж поверьте, никуда не деться.

Для игр с водой вам понадобится всевозможная игровая тара и посуда (пластиковые стаканчики и бутылки разных размеров, чашки, ложки, тарелки, в общем, все, во что можно налить воды). Приготовьте, также, мячики, изготовленные из разных материалов. И другие игрушки, которые, по вашему мнению, помогут наглядно показать малышу, что «умеет делать» водичка. Игры вполне можно совмещать с купанием. Только нужно контролировать время пребывания малыша в воде.

Кожа годовалого ребенка очень нежная. И водно-игровые процедуры следует продолжать не дольше, чем 30-40 минут. Во избежание пересыхания кожных покровов малыша.

И еще одно. Во время игр с водой, не особо вдавайтесь в сложные объяснения. Достаточно будет показывать малышу, что можно сделать с водичкой и комментировать короткими простыми фразами: «Вода льется», «Кораблик плывет», «Камушек тонет».

«Наливалки-измерялки»

Для начала, покажите ребенку сам процесс движения воды. Водичку можно набрать из-под крана. А можно налить из бутылки. И потом перелить в другой стаканчик. А можно вылить в кастрюльку, и она смешается с другой водичкой. Струйка воды может быть тоненькой, и стакан будет наполняться медленно. А если струйка воды будет толще, емкость наполнится гораздо быстрее.

Пусть кроха сам наливает воду в баночки и бутылочки, чашечки и стаканчики. Так он поймет, что водой можно наполнить любую посуду. А потом предложите карапузу проверить, сколько маленьких стаканчиков уместится в большой бутылке. Или сколько ложек воды войдет в чайную чашку. Ведите счет вместе с ребенком. Если со счетом он еще не знаком, используйте понятия «много» и «мало».

«Пузырьки-пузырики»

Спросите у малыша, что будет, если пустую бутылку опустить в воду. Кроха заинтересуется, обязательно. И каково же будет его удивление, когда бутылка, оказавшись под водой, начнет выпускать на поверхность пузырьки воздуха. Объясните ребенку, что воздух легкий, а водичка тяжелая. Она «выгнала» воздух из бутылки, и тот «убежал» наверх. И что же теперь случилось с бутылкой? Она осталась лежать на дне емкости с водой.

А если бутылку опять опустошить и закрыть крышкой? Тогда водичка не сможет выгнать легкий воздух. И бутылка не утонет. Она будет плавать на поверхности.

Игра получится веселее, если у вас среди инвентаря окажется несколько мячиков для пинг-понга (внутри них тоже воздух). Когда их погружают в воду, а потом резко отпускают, мячики высоко выпрыгивают из воды, доставляя этим крохе массу удовольствия.

«Брызгалки-давилки-выгонялки»

Для этой игры в крышке пластиковой бутылки нужно проделать несколько небольших отверстий. Затем наберите в бутылку воды и предложите крохе «выгнать» ее из бутылки. Чем сильнее малыш будет надавливать на бутылку, тем интенсивнее вода будет из нее вытекать. Летом можно устроить целую баталию, вооружившись подобными «брызгалками».

Игры с водой (видео)

Игры в воде для детей: игры в ванной

В ванной тоже можно использовать с пользой для его развития.

Играя с малышом в воде, вы преподаете ему азы всех естественных наук, вооружаете его знаниями о мире, в котором кроха живет.

«Что плавает, что тонет»

Подберите для этой игры предметы, изготовленные из разных материалов (дерева, металла, стекла, ткани, пенопласта и т.п.). Пусть карапуз лично убедится, что «плавучесть» игрушек зависит от того, из какого материала они сделаны.

«Вода в сите»

Попробуйте с малышом переливать воду с помощью дуршлага или сита. Объясните, что водичка из посуды с дырочками будет утекать.

У бассейна

Игра проводится летом, в жаркую погоду.

Цель — развитие математических представлений, совершенствование вычислительных навыков.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные пластмассовые цифры и знаки.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду цифры и математические знаки, а на песке или скамейке выкладывает примеры, в которых пропущены цифры или знаки.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна (). Он показывает им примеры на песке или скамейке, в которых пропущены цифры и знаки: 2+...=5, ...-7=3, 4...4=8, 9...5=4 и т.п., и объясняет, что пропущенные цифры и знаки можно найти в бассейне. Дети вылавливают цифры и знаки и восстанавливают запись, а потом проверяют, правильно ли они это сделали.

Ловись, буква

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми старшей или подготовительной к школе группы.

Цель

Оборудование:

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду буквы, а на песке или скамейке выкладывает слова, в которых пропущены буквы.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна (Можно и не делать этого. Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно сделать). Он показывает им слова на песке или скамейке, в которых пропущены буквы: м...к, д...м, с...н, с...м, р...ма, лис..., ...олк, п...лка, б...лка, с...акан, ли...он и т.п., и объясняет, что пропущенные буквы можно найти в бассейне. Дети вылавливают буквы, находят им место в словах, а потом читают полученные слова.

Волшебные слова

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна с водой.

Цель — совершенствование навыков составления и чтения слов.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные пластмассовые буквы.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду буквы, а на песке или скамейке выкладывает слова: кот, дом, рак, бант, булка, мышка и т. п.

Ход игры

Педагог зовет детей к бассейну. Он показывает им слова на песке или скамейке и предлагает их прочитать, а потом превратить эти слова в другие, заменив в каждом слове только одну букву. Дети вылавливают буквы из бассейна, меняют одни буквы на другие и получают новые слова: кит, сом, лак, фант, белка, мишка и т. п.

Продолжи узор

Цель

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные геометрические фигуры, подбор которых зависит от того, в какой возрастной группе проводится игра.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду геометрические фигуры, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна. Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив нужные геометрические фигуры из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.

Можно и не делать этого. Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно сделать.

Можно и не делать этого. Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно сделать.

Цветочная мозаика

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, лепестки цветов из яркой ткани, магнитная доска, предметные картинки с изображениями цветов.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду лепестки, вырезанные из разноцветных тканей, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, на которой находятся предметные картинки с изображениями цветов.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске цветочный узор из выловленных в бассейне лепестков. Дети вылавливают лепестки и составляют из них узор.

Птичий двор

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений домашних птиц и их птенцов, предметные картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов, магнитная доска.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений домашних птиц и их птенцов, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, на которой находятся картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения домашних птиц и их птенцов, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно предложить детям вспомнить стихи о тех птицах и птенцах, изображения которых они составили.

В деревне

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений домашних животных и их детенышей, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, магнитная доска.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений домашних животных и их детенышей, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, на которой находятся картинки с изображениями домашних животных и их детенышей.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения домашних животных и их детенышей, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно предложить детям вспомнить загадки о тех животных и их детенышах, изображения которых они составили, или загадывает загадки сам.

Лесные малыши

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений диких животных из разноцветной бумаги, предметные картинки с изображениями детенышей диких животных.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений диких животных, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, на которой находятся картинки с изображениями детенышей диких животных.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения детенышей диких животных, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно предложить детям вспомнить стихи или загадки о тех детенышах, изображения которых они составили. Педагог может сам загадать детям загадки.

На улице нашей машины, машины...

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений различных машин из разноцветной бумаги, предметные картинки с изображениями машин.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений машин, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, в верхней части которой прикреплены предметные картинки с изображениями машин.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения машин, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно загадать детям загадки о тех машинах, изображения которых они составили.

В синем море волны плещут...

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений различных кораблей и парусников из разноцветной бумаги, предметные картинки с изображениями кораблей и парусников.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений кораблей и парусников, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, в верхней части которой прикреплены предметные картинки с изображениями кораблей и парусников.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения кораблей и парусников, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Педагог может загадать детям загадки.

Вспомни сказку

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие навыка пересказа знакомой сказки.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, плоскостные изображения героев знакомой детям сказки из дерева или пластика, наборное полотно.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в воду плоскостные изображения и ставит радом с бассейном наборное полотно.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки фигурки героев сказки, педагог предлагает им достать фигурки, расставить их на наборном полотне, вспомнить и рассказать сказку или разыграть ее по ролям.

Дюймовочка

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна.

Цель — развитие естественно-научных представлений.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, лист кувшинки или кубышки, лепестки цветов, камешки, маленькая куколка Дюймовочка.

Предварительная работа

Чтение сказки Г.-X. Андерсена «Дюймовочка».

Перед прогулкой педагог опускает в бассейн лист кувшинки и сажает на него маленькую куколку, бросает в воду лепестки цветов и камешки.

Ход игры

Когда дети во время прогулки обнаружат в бассейне фигурку Дюймовочки, педагог организует с ними беседу и спрашивает, почему они решили, что это Дюймовочка. Можно предложить детям сделать выборочный пересказ фрагментов сказки. Затем педагог обращает внимание детей на то, что в бассейне плавает не только лист кувшинки с Дюймовочкой, но и лепестки цветов, а на дне бассейна лежат камешки. По предложению педагога дети объясняют, почему лист и лепестки не тонут и плавают в воде, а камешки утонули и лежат на дне. Затем педагог просит детей назвать еще предметы, которые не утонут в воде, потому что они легче, чем вода. Завершить игру можно перечислением предметов, которые утонут в бассейне, потому что они тяжелее воды.

Поймай цифру

Игра проводится летом, в жаркую погоду у мини-бассейна, с детьми старшей группы.

Цель — развитие математических представлений.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 5 бамбуковых тросточек длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические цифры (1, 2, 3, 4, 5), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 5 ведерок с наклеенными на них цифрами.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветные цифры из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные цифры, назовут их, расскажут, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить пятерым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко цифры, такие же как та, что написана у него на ведерке. Далее по команде педагога дети ловят и складывают цифры в ведерки. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» цифры. Далее игра продолжается со следующей группой детей.

Поймай схему

Игра проводится летом, в жаркую погоду у мини-бассейна, с детьми подготовительной к школе группы.

Цель — совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см1, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические прямоугольники с наклеенными на них схемами слов.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в бассейн прямоугольники из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки схемы слов, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить четверым детям попытаться поймать по одной схеме. Когда дети справятся с задачей, к ее выполнению приступает следующая четверка и так далее, пока все присутствующие на прогулке дети не поймают по одной схеме слова. Далее педагог предлагает детям подобрать слова к пойманным схемам. За каждое правильно подобранное слово педагог выдает фант. Побеждает тот, кто подберет к «своей» схеме наибольшее количество слов.

Образцы схем слов и слов к схемам:

ООО (усы, осы, ива, ивы, Ира, иду)

ООО (кот, нос, дом, шар, лук, рот)

ОООО (мама, папа, вата, рыба, каша, луна)

ОООО (стол, стул, кран, брат, план, штаб)

ОООО (бант, фант, торт, порт, куст, пост)

ООООО (банка, манка, палка, булка, галка, мышка).

Брызгалки

Игра проводится летом, в жаркую сухую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Оборудование : таз с чистой теплой водой, сосуды-брызгалки по числу детей.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог готовит таз с водой. Он предупреждает детей, что брызгалки они получают только для рисования на асфальте.

Ход игры

Педагог предлагает детям стать художниками-волшебниками и нарисовать на асфальте картины простой водой. Он помогает детям наполнить сосуды-брызгалки водой (Это могут быть самые маленькие пластиковые бутылки с дырочкой в пробке, в которую вставлена трубочка для коктейля). Дети придумывают, что они будут рисовать, и воплощают свои идеи. Все вместе они выбирают самый красивый рисунок.

Морской бой

Игра проводится летом, в жаркую сухую погоду, с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель — развитие меткости.

Оборудование: бассейн с чистой теплой водой, кораблики двух цветов по числу детей, каштаны или шишки (по 2—3 на каждого ребенка).

Предварительная работа

В совместной деятельности дети под руководством педагога изготавливают кораблики из цветной бумаги в технике оригами.

Перед прогулкой педагог готовит бассейн с водой.

Ход игры

Педагог предлагает детям разделиться на две команды. Каждая команда получает кораблики определенного цвета.

Кораблики спускаются на воду. Педагог или дети читают четверостишие:

На волнах кораблики. Только посмотри —

На волнах качаются, раз, и два, и три.

Красные и желтые на волнах морских,

Красные и желтые. Сосчитаем их.

Педагог предлагает детям сосчитать, сколько корабликов в красной и желтой флотилиях. Когда дети выполнят задание, педагог предлагает провести морской бой. Каждый играющий получает несколько каштанов или шишек. С помощью любой считалки выявляется команда, которая будет первой вести стрельбу. Дети выстраиваются в шеренгу вдоль бассейна на одной линии и каштанами или шишками пытаются потопить корабли соперника. Затем стрельбу ведет вторая команда. Побеждает команда, потопившая наибольшее количество кораблей противника.