Примеры самых больших взрывов в мире. Самые мощные взрывы в истории человечества (9 фото)

Изобретение человеком пороха навсегда изменило характер ведения боевых действий. Уже в средневековье порох широко использовался не только в артиллерии, но и для подрыва крепостных стен, под которые делались подкопы. При этом оборонявшиеся не сидели сложа руки, они также могли взрывать эти подкопы или рыли контргалереи. Иногда под землей разворачивались настоящие сражения. Эти подземные сражения стали гораздо позднее элементом Первой мировой войны, когда противоборствующие страны увязли в позиционной войне и окопном сидении и вернулись к тактике рытья подкопов и закладки под укрепления противника подземных мин чудовищной мощности.

При этом на период Первой мировой войны приходятся два взрыва огромной силы, один из которых был произведен во время Мессинской битвы в июне 1917 года, а второй произошел уже в декабре 1917 года вдали от линии фронта в канадском Галифаксе, практически полностью разрушив этот город. Взрыв в Галифаксе относится к числу сильнейших рукотворных неатомных взрывов, которые были устроены человечеством, и долгое время считался мощнейшим взрывом неядерной эпохи.


Мессинская битва

Мессинская битва, или Мессинская операция, продолжалась с 7 по 14 июня 1917 года и закончилась успешно для английской армии, которой удалось потеснить немецкие войска, улучшив свои позиции. Сражение произошло во Фландрии недалеко от деревни под названием Месен, в ходе него английские войска старались срезать 15-километровый выступ германских войск. Англичане, которые поняли, что обычными атаками оборону немцев им не прорвать, начали подготовку к операции еще в 1915 году, за 15 месяцев до ее начала. За этот временной отрезок они успели проложить более 20 гигантских тоннелей под вторым уровнем грунтовых вод в пласте голубой глины. Данным инженерным работам предшествовала серьезная геодезическая работа и изучение почвы на этом участке фронта.

Все прорытые тоннели англичане минировали, а вынутый грунт тщательно маскировали, чтобы немцы не могли его заметить, особенно при воздушной разведке. Начинались английские подземные галереи примерно в 400 метрах позади их линий обороны. Так как немецкие позиции на этом участке фронта шли по высотам, то тоннели проходили под обороной германских войск на глубине, доходившей до 25-36 метров, а в ряде мест и до 50 метров. Общая протяженность этих подземных коммуникаций составляла более 7300 метров, при этом в конце тоннелей англичане заложили порядка 600 тонн взрывчатки, они использовали аммонит. Все-таки немцам удалось разгадать замысел британских стратегов, однако они ошибочно считали, что тоннели расположены на глубине до 18 метров, поэтому им удалось уничтожить только две минных галереи, еще 22 остались нетронутыми.

Наступлению британских войск на этом участке фронта предшествовала мощная артиллерийская подготовка, которая началась еще 28 мая. А 7 июня с интервалом примерно 30 секунд был осуществлен подрыв 19 минных галерей. В результате этих подрывов первая и вторая линия окопов германцев были разрушены, а на месте укреплений возникли воронки гигантских размеров. Самой большой из воронок считается «кратер одинокого дерева», диаметр которого составлял до 80 метров, а глубина доходила до 27 метров. В результате этих подземных взрывов погибло около 10 тысяч немецких солдат, еще 7200 солдат и 145 офицеров германской армии были взяты в плен, будучи деморализованными и неспособными оказать серьезного сопротивления. Кратеры от тех страшных взрывов сохранились по сей день, многие из них стали искусственными водоемами.

Трагедия в канадском Галифаксе

Фактически взрыв возле населенного пункта Месин был не единичным, это была череда взрывов, приведших к краху передней линии обороны немецких войск. И если в этом случае такие взрывы можно было оправдать военной необходимостью, то в декабре того же года крупнейший взрыв доядерной эпохи потряс мирный портовый город Галифакс. Взорвавшееся у берега транспортное судно «Монблан» было под завязку наполнено взрывчаткой. На его борту находилось около 2300 тонн сухой и жидкой пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках.

Построенный в 1899 году вспомогательный транспорт «Монблан» мог перевозить до 3121 тонны грузов. Судно было построено в Англии, но принадлежало французской судоходной фирме. Взрывчатка была загружена на борт судна 25 ноября 1917 года в порту Нью-Йорка, пунктом назначения корабля была Франция - порт Бордо. Промежуточным пунктом на маршруте транспорта оказался канадский Галифакс, где шло формирование конвоев, отправляемых через Атлантику.

«Монблан» появился на внешнем рейде Галифакса вечером 5 декабря 1917 года. На следующее утро примерно в 7 часов утра судно начало заходить в порт. В это же время из порта выходил пароход «Имо», принадлежащий Норвегии. Когда корабли сблизились, оба капитана начали совершать рискованные маневры, что в итоге привело к тому, что «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт. В результате удара несколько бочек, в которых находился бензол, разбились, а их содержимое растеклось по транспорту. Капитан парохода «Имо» дал задний ход и сумел высвободить своей корабль и благополучной уйти. При этом при расцепке двух судов в результате трения металла о металл возник сноп искр, который воспламенил растекшийся по «Монблану» бензол.

Зная о характере груза на корабле, капитан «Монблана» Ле Медек отдал приказ экипажу покинуть судно. Долго уговаривать матросов не пришлось, все члены экипажа благополучно добрались до берега, предоставив смертоносный груз самому себе. В результате горящий транспорт начал дрейфовать в сторону берега, навалившись в итоге на деревянный пирс в Ричмонде, одном из районов Галифакса. О характере груза на борту «Монблана» в этом канадском городе знало считанное количество человек. По этой причине практически все население небольшого городка прильнуло к окнам в надежде лучше рассмотреть редкое зрелище, которое представлял собой горящий корабль. По обе стороны пролива, вокруг которого и раскинулся город, начали собираться зеваки.

Чудовищной силы взрыв в 9 часов 6 минут утра поставил точку в этом «представлении». О силе взрыва свидетельствует тот факт, что 100-килограммовый кусок шпангоута судна позднее был найден в лесу на удалении в 19 километров от эпицентра взрыва, а стоящие в гавани крейсер «Найоб» водоизмещением 11 тысяч тонн и пароход «Курака» выбросило на берег как щепки. В городе Труро, который был расположен в 30 милях от Галифакса, ударной волной выбило стекла. В округе в радиусе 60 миль во всех церквях от взрывной волны самопроизвольно зазвонили колокола.

Согласно данным официальной статистики, в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, без вести пропало порядка 2000 человек. Многие из раненых замерзли в обломках, так как на следующий день температура резко упала, и начался сильный буран. Кто-то просто сгорел заживо, так как по всему городу начались пожары, которые полыхали на протяжении нескольких дней. В трех школах города из 500 учеников в живых остались всего 11. Около 9 тысяч человек были ранены, в том числе 500 лишились зрения, пострадав от разлетевшихся осколков оконных стекол. При этом северная часть города, район Ричмонд, почти полностью была стерта с лица земли в результате этого взрыва. Всего в Галифаксе было полностью разрушено 1600 зданий, еще 12 тысяч были сильно повреждены, крова лишились не менее 25 тысяч человек.

Взрыв на острове Гельголанд

Вторая мировая война подарила миру череду новых мощных взрывов неядерного характера. Большая их часть относилась к гибели линкоров и авианосцев воюющих сторон. Точку в череде этих морских трагедий поставил взрыв японского линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года, когда произошла детонация погреба главного калибра, взрыв был эквивалентен 500 тоннам тротила. Не обошлось и без трагедий, подобных той, что произошла в Галифаксе. 17 июля 1944 года в США в портовом городе Порт-Чикаго произошел взрыв при погрузке боеприпасов на борт транспорта. Грибообразное облако поднялось на высоту около трех километров, мощность взрыва составила около 2 кт в тротиловом эквиваленте, что было сопоставимо с портовым взрывом в Галифаксе 6 декабря 1917 года, мощность которого оценивалась в 3 кт.

Однако даже эти взрывы меркли перед тем, который был сотворен руками человека на немецком острове Гельголанд в Северном море. Этот взрыв стал настоящим эхом войны, он навсегда изменил облик острова, но зато не унес ни одной человеческой жизни, так как был запланированным. После поражения Германии во Второй мировой войне, все население острова была эвакуировано, а англичане решили разрушить все оставшиеся здесь укрепления базы подводных лодок Третьего рейха, а также провести сейсмические исследования.

Попутно они решили проблему с утилизацией большого количества боеприпасов, которые остались у них после завершения войны. Взрыв был произведен 18 апреля 1947 года. К этому моменту на остров было свезено 4 тысячи торпедных боеголовок, 9 тысяч глубоководных бомб и 91 тысяча гранат разных калибров, в общей сложности 6700 тонн различной взрывчатки. Подрыв этих боеприпасов, которые готовили несколько недель, сформировал грибовидное облако, поднявшееся в небо на высоту 1800 метров. Взрыв был такой мощности, что его удалось зарегистрировать даже на Сицилии. Взрыв на острове Гельголанд был зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса, как самый мощный неядерный взрыв в . Детонация при взрыве высвободила энергию, которая была сопоставима с 1/3 мощности атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму.

Британцы планировали, что в результате взрыва остров будет полностью разрушен, однако он устоял. А вот его форма была изменена навсегда. Вся южная часть острова Гельголанд превратилась в кратер огромных размеров, который и сегодня является привлекательным местом для туристов. После взрыва британцы на протяжении еще нескольких лет использовали остров в качестве полигона для проведения учебных бомбометаний, вернув его Германии в 1950-е годы. Практичные немцы смогли за несколько лет заново отстроить остров, открыв для него новый этап культурно-туристической жизни.

Испытания «Sailor Hat»

К крупнейшим в истории неядерным взрывам относят и серию испытаний в рамках операции ВМС США под кодовым названием «Sailor Hat» (буквально матросская шляпа). Это серия испытаний, которые были проведены в 1965 году на острове Кахоолаве (Гавайи). Целью испытаний было определить воздействие ударной волны взрывов большой мощности на боевые корабли и установленное на них оборудование. В рамках операции также проводились исследования в области подводной акустики, сейсмологии, метеорологии, распространения радиоволн.

Каждое из испытаний предусматривало взрыв больших (500 тонн) зарядов взрывчатых веществ. При этом взрывчатка укладывалась достаточно интересно - полусферическим штабелем, который состоял из 3 миллионов 150-граммовых тротиловых шашек. Взрывы производились в непосредственной близости от стоящих поблизости кораблей. При этом с каждым новым испытанием они приближались все ближе к месту взрыва. Всего было проведено три взрыва: 6 февраля 1965 года «Браво», 16 апреля 1965 года «Чарли» и 19 июня 1965 года «Дельта». Данные взрывы хорошо характеризуются фразой - деньги на ветер. В ценах 1965 года 500 тонн взрывчатки стоили 1 миллион американских долларов.

Влияние проводимых взрывов на внутреннее оборудование кораблей записывалось на специальные высокоскоростные камеры. Проведенные испытания показали, что силы взрывов было достаточно, для того чтобы разрушить стальные крепления и сбросить со своих постаментов довольно тяжелое радиолокационное оборудование. Но, несмотря на всю серьезность повреждений, боевые корабли оставались на плаву. Помимо этого, взрывной волной во время испытаний было уничтожено два наблюдательных дирижабля.

По материалам из открытых источников

Железнодорожная катастрофа под Уфой, СССР. В момент прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск-Адлер» и № 212 «Адлер-Новосибирск» произошёл мощный взрыв неограниченного облака широких фракций лёгких углеводородов, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье». Погибли 575 человек, 181 из них - дети, ранены более 600.
Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 250-300 тонн тринитротолуола. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн)/


Взрыв поезда в Арзамасе. Сдетонировали 3 вагона, суммарно перевозившие 121 тонну гексогена, предназначенного для горных предприятий. Во время взрыва поезд следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамас.
Взрывом был уничтожен 151 дом, более 800 семей остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.


Взрыв при втором запуске РН Н1, СССР. Авария из-за ненормальной работы двигателя № 8 блока А и выключения всех двигателей на 23 с полета. Носитель упал на место старта. В результате крупнейшего в истории ракетостроения взрыва один стартовый стол был полностью разрушен, а второй - серьёзно повреждён.


Британские Инженеры произвели взрыв на острове Гельголанд. Целью взрыва являлось уничтожение немецких бункеров и сооружений. Подорвано около 4000 торпедных боеголовок, 9000 подводных бомб, 91000 гранат разных калибров - в общей сложности 6700 тонн взрывчатки. Оценка - 3.2 кт. Внесен в книгу рекордов Гинесса как крупнейшая детонация взрывчатки.


Техас-Сити. Взрыв до 2300 тонн аммонийной селитры и последующие пожары и взрывы убили как минимум 581 человек.


Во время погрузки аммонала в Находке произошел Взрыв парохода «Дальстрой». Сдетонировали 400 тонн тротила.


Взрыв парохода «Форт Стайкин», Бомбей - 1400 тонн взрывчатки, погибло около 800 человек.


взрыв погребов кормовых башен линкора Муцу. Более 1000 погибших.


Мессинская битва - взрыв 19 огромных мин, суммарно содержавших более 455т аммонийных взрывчатых веществ. Погибло по оценкам около 10 тыс. немцев.


в Ютландском сражении - в результате взрыва арт. погребов затонуло 3 британских корабля «Индефатигабл» (1015 погибших), «Куин Мери» (1262 погибших), «Инвинсибл» (1026 погибших).

С развитием технического прогресса у людей появилось больше возможностей, но и итоги трагедий и несчастных случаев, приведших к взрывам, стали гораздо масштабнее. Конечно, самый большой взрыв, произошедший по вине людей, по последствиям не сравнится с природными катастрофами планетарного и даже космического масштаба, но последствия поражают.

ТОП 10 самых больших взрывов в истории

Причиной гибели шести сотен людей в 1947 году стал взрыв грузового судна “SS Grandcamp”, в трюмах которого находилось 2300 тонн аммиачной селитры, являющейся компонентом взрывчатки. Трагедию спровоцировал пожар на судне, но последствия стали бы гораздо менее трагичными, если бы не ударная волна, усугубившая ситуацию.

Из-за нее взорвались два пролетавших мимо самолета и еще одно судно с 1000 тонн селитры на борту. Цепная реакция накрыла и местные заводы. Помимо погибших от взрывов и пожаров, пострадали 3,5 тысячи человек. Хотя в мире случались и более масштабные по человеческим жертвам случаи, но именно Техасская катастрофа на первом месте в списке впечатляющих взрывов.

Второе место в рейтинге занимает взрыв на французском корабле в канадском порту Галифакс. Корабль с оружием и взрывчаткой столкнулся с бельгийским судном, так что груз просто сдетонировал - произошел взрыв силой в 3 килотонны в тротиловом эквиваленте. Это случилось во времена Первой мировой войны, в 1917 году.


Ударная волна не только подняла над портом пылевое облако высотой до 6,1 км, но и стала причиной формирования 18-метрового смерча. После взрыва в радиусе 2 км живых не осталось вовсе. Жертвами трагедии стали 11 тысяч человек - 2000 погибли, 9000 человек были ранены. Это происшествие является самым большим искусственным случайным взрывом в истории человечества.

О слышали все – эта трагедия произошла в 1986 году в украинском городе Чернобыль. Ядерный взрыв в реакторе атомной станции стал причиной самой масштабной по последствиям катастрофы.


Сила взрыва сорвала крышку реактора весом в 2000 тонн. Радиоактивные частицы загрязнили 200 тысяч квадратных километров земли. Города Чернобыль, Припять и близлежащие районы стали зоной отчуждения - жителей эвакуировали. Что касается человеческих жертв, то воздействию радиации подверглись 600 000 человек, причем последствия этой катастрофы ощущаются до сих пор - видео о всевозможных мутациях можно найти в Интернете.

Еще один разрушительный по силе воздействия взрыв произошел в городке Тринити в Нью-Мексико. Именно там провели первый атомный взрыв, чья сила соответствовала 20 килотоннам в тротиловом эквиваленте.


Испытания бомбы прошли успешно, а жители штата получили дозу облучения, в тысячи раз превышающую допустимый уровень. Испытания стали причиной многочисленных болезней, в том числе и у нерожденных детей.

5. Тунгуска. Самый большой взрыв метеорита произошел в 1908 году у реки Подкаменная Тунгуска, в честь которой и назвали 20-метровый метеорит.


Несмотря на скромные размеры, масса небесного тела составила 185 тысяч тонн, а удар воздействовал на территорию в 2000 квадратных километров. По подсчетам ученых, взрыв от столкновения осколка кометы или астероида с землей по силе составил 4 мегатонны в тротиловом эквиваленте.

Самый большой взрыв вулкана, зафиксированный человечеством, произошел в 1815 году. Взрыв на горе Тамбора в Индонезии соответствовал 1000 мегатоннам в тротиловом эквиваленте. Взрывное извержение вулкана стало причиной выброса 140 миллиардов тонн магмы, которая затопила острова Сумба и Ломбок.


Число погибших составило 71 000 человек. Оставшиеся в живых люди пострадали не только от извержения, но и от изменения климата, которое спровоцировал поднявшийся в воздух пепел: на следующий год после извержения в Индонезии неожиданно выпал снег и уничтожил урожай. Наступивший голод погубил еще сотни тысяч людей.

Причина появления этого кратера неизвестна, но размеры просто поражают - природный объект, обнаруженный в 1978 году на полуострове Юкатан, имеет диаметр около 180 километров.


Ученые предполагают, что именно катаклизм на побережье Мексиканского залива стал последней точкой в процессе изменения климата на земле и вымирания динозавров. Взрывная волна привела к уничтожению половины живых существ на планете 65 миллионов лет назад.

Что касается самого крупного катаклизма во вселенной, который наблюдало человечество, то это столкновение кометы Шумейкера-Леви 9 и планеты Юпитер в 1994 году.


Взрыв кометы Шумейкера-Леви 9

Комету на подлете к планете раздробила на осколки гигантская сила притяжения. Но поскольку каждый из осколков достигал 3 км в ширину, то последствия этого столкновения ужасают. Взрыв от удара кометы о планету оставил после себя воронку шириной в 12 000 км. Это сравнимо с размерами Земли. Сила взрыва соответствовала 6000 гигатонн в тротиловом эквиваленте.

9. Взрывы в Хиросиме и Нагасаки. , ускорившие капитуляцию Японии и окончание Второй мировой войны, стали единственными в истории случаями применения ядерного оружия. 6 августа 1945 года на Хиросиму была сброшена бомба «Малыш» - 3,2 метра в длину, 0,7 метра в диаметре, весом в 4 тонны.


Мощность бомбы составила 13-18 килотонн тротила. Бомба «Толстяк», сброшенная через 3 дня на Нагасаки, обладала длиной 3,25 метра, диаметром 1,54 метра, весом в 4,6 тонны и мощностью взрыва в 21 килотонну в тротиловом эквиваленте. Разрушенные города, 220 тысяч погибших и загрязненные территории, на которых никто не живет, стали следствием взрыва самых больших бомб в истории человечества.

10. Мессинская битва. Самый большой неядерный взрыв был зафиксирован 7-14 июня 1917 года во Фландрии рядом с деревушкой Месен. Подготовка к взрыву продолжалась 15 месяцев - англичане вырыли 20 туннелей под вторым уровнем грунтовых вод, углубляясь в землю на 25-50 метров. В туннели суммарной длиной 7,3 км заложили 600 тонн взрывчатки.


Поскольку подземные заминированные тоннели расположились как раз под местом дислокации немецких войск, англичане просто накрыли этот участок артиллерийским огнем. Взрыв разрушил линии немецких окопов, образовав воронки диаметром до 80 метров и глубиной до 27 метров. Результатом операции стала гибель 10 тысяч немецких солдат. 7200 солдат попали в плен - деморализованные войска не оказали сопротивления. Кратеры остались до сих пор и превратились в искусственные водоемы.

Взрывы можно разделить на те, которые являются неатомными, но рукотворными, и на атомные взрывы. Среди атомных крупнейший – взрыв «Царь-бомбы». Существует так называемая теория большого взрыва.

Самые большие ядерные взрывы

Во времена «Холодной войны» словосочетания «ядерная бомба» и «ядерный взрыв» звучали очень часто. Примерно в эти годы были произведены многие мощные ядерные взрывы.

«The Big One» - так называется одна из самых мощных водородных бомб Америки. Сила взрыва превысила предполагаемую учеными мощность более чем в три раза. Из-за этого и военные, и местные жители получили значительные увечья, были даже погибшие. Испытание вызвало радиоактивное заражение значительной территории США. Этот взрыв произвели в 1954-ом году.

Предполагалось, что мощность будет равна четырем-шести мегатоннам, но она оказалась равной пятнадцати мегатоннам. Диаметр кратера от взрыва был два километра в диаметре при глубине семьдесят пять метров. Уже через минуту после взрыва образовавшееся грибовидное облако оказалось на высоте пятнадцати километров. До максимального размера гриб вырос через восемь минут – это двадцать километров в диаметре.

В штате Невада в Америке был произведен в 1962-ом году подземный взрыв на территории пустыни. Заряд был заложен на глубину четыреста пятьдесят метров. Мощность оказалась такой, что визуально на съемке взрыва видно, как по пустыне пошла рябь.

Были произведены испытания ядерного оружия и на барже. Название одного из них – «Castle Romeo». И вновь мощность превысила расчетную почти в три раза и оказалась равной одиннадцати мегатоннам. Это испытание было первым, однако дальнейшие этапы не последовали, так как весь комплекс испытаний попросту бы разрушил все острова, на которых они проводились.


В 1952-ом году на острове Elugelab провели испытания «Mike». Взорванное устройство было названо «колбасой» и оказалось мощнее всех сброшенных бомб за годы Второй Мировой Войны. Это первая бомба мегатонного класса. Гриб поднялся на высоту сорок один километр при диаметре девяносто шесть километров.


Нельзя не вспомнить о бомбардировках Нагасаки и Хиросимы. Известно, что на Нагасаки была сброшена бомба с названием «Толстяк», результатом чего стала смерть от шестидесяти до восьмидесяти тысяч человек и сильнейшие разрушения. В Хиросиме взорвалась атомная бомба «Малыш», из-за чего погибли примерно сто шестьдесят шесть тысяч человек. Обе эти бомбардировки стали первым использованием столь мощного оружия в качестве боевого.

Взрыв «Царь-бомбы»

В конце октября 1961-го года произошел взрыв мощнейшей в истории бомбы. Страна его осуществившая – СССР. Ей было дано звучное имя – «Царь-бомба». Второе ее название – «Кузькина мать». Пятидесяти восьми мегатонная водородная бомба взорвалась на острове Новая Земля. По словам Никиты Хрущева, изначально планировалось создание ста мегатонной бомбы, но для пробы решили уменьшить заряд. Как он пошутил, чтобы стекла домов в Москве не разбились.


В результате столь мощного взрыва, все живое в радиусе шестидесяти двух километров оказалось поражено. Мощность такова, что подобный взрыв запросто уничтожит город с миллионным населением.

Рукотворные неатомные взрывы

Кроме атомных взрывов в истории человечества было произведено немало неатомных взрывов. Их количество огромно. Так, в Первую мировую войну один из таких взрывов произошел во время Мессинской битвы в 1917-ом году. Британская армия взорвала туннели, заложив девятнадцать крупных мин, деморализовав, таким образом, противника. В результате погибли около десяти тысяч немцев. В 1913-ом году взорвался уэльский грузовой корабль, который вез динамит, необходимый для строительства Панамского канала. Масса динамита составляла триста сорок три тонны.


Другой неатомный взрыв – это взрыв химического завода в городе Оппау осенью 1921-го года, приведший к значительным разрушениям и массовым жертвам. Просто огромное количество взрывов произвели за Вторую мировую Войну. Взрывались линкоры, крейсеры, авианосцы, пароходы, артиллерийские погреба.

Уже в мирное время взрывы продолжались по всему миру. Взрывались вагоны со взрывчаткой, производились взрывы в качестве моделирования атомного взрыва, происходили катастрофы на космодромах, взрывы на военных базах и др.


В двадцать первом веке тоже известно о нескольких сильных неатомных взрывах. Так, в 2009-ом году во время создания в Киргизии плотины Камбаратинской ГЭС-2 был произведен мощнейший промышленный взрыв. Осенью 2001-го года в Тулузе взрыв произошел на заводе AZF, приведший к техногенной катастрофе. Список можно было бы продолжить.

Большой взрыв во Вселенной

О большом взрыве, результатом которого стало образование Вселенной, слышали многие. Однако достоверно это не подтверждено. Тем не менее, астрономические наблюдения подтверждают данную версию. Большой взрыв во вселенной произошел примерно 13 млрд лет назад

По каким причинам произошел взрыв – не выяснено. Этот объект, наделенный непонятными для нас свойствами, начал расширяться с огромной скоростью. Так родилась наша Вселенная. При расширении плотность снижалась, падала температура, менялись физические свойства.

Предполагается, что именно в результате большого взрыва появились малые и большие планеты. .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

ТАСС-ДОСЬЕ. 17 ноября глава ФСБ Александр Бортников заявил, что катастрофа А321 над Синаем, где погибли более 220 человек, является терактом . По его словам, на обломках самолета и вещах обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства.

Менее чем через две недели после событий в Египте террористы совершали серию атак в Париже . Погибли 129 человек, свыше 350 получили ранения. Это второй по количеству жертв теракт в Европе после Мадрида, когда в ходе взрывов на вокзалах в 2004 году погибли 190 человек.

Ниже перечислены 10 крупнейших по числу жертв терактов в мире, за исключением нападений, произошедших в странах, где в это время был военный конфликт. В восьми случаях теракты устроили радикальные исламистские группировки.

Теракты 11 сентября в США. 2996 погибших

11 сентября 2001 г. в США боевики-смертники из террористической организации "Аль-Каида" захватили пассажирские самолеты и врезались на них в две башни Всемирного торгового центра (Нью-Йорк) и в здание Пентагона - штаб-квартиры Министерства обороны США (округ Арлингтон, шт. Вирджиния). Четвертый захваченный лайнер разбился близ г. Шанксвилл (шт. Пенсильвания). В результате этой крупнейшей в мире серии терактов погибли 2 тыс. 996 человек, свыше 6 тыс. человек получили ранения. Организатором теракта была группировка "Аль-Каида" и ее лидер Усама бен Ладен.

Беслан. Россия. 335 погибших

1 сентября 2004 г. в Беслане (Северная Осетия - Алания) боевики во главе с Русланом Хучбаровым ("Расул") захватили более 1 тыс. 100 учащихся школы номер 1, их родственников и учителей. 2 сентября после переговоров с экс-президентом Республики Ингушетии Русланом Аушевым бандиты отпустили 25 женщин и детей. 3 сентября в школе началась стрельба и взрывы, это вынудило начать штурм. Большинство заложников были освобождены, 335 человек погибли. Среди погибших 186 детей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ России, два сотрудника МЧС. Боевики были уничтожены, выжил лишь один - Нурпаши Кулаев (в 2006 г. приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение из-за моратория на исполнение смертных приговоров). Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Шамиль Басаев (ликвидирован в 2006 г.).

Boeing 747 Air India. 329 погибших

23 июня 1985 г. пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Air India, следовавший рейсом AI182 по маршруту Монреаль (Канада) - Лондон - Дели, потерпел крушение в водах Атлантического океана у берегов Ирландии. Причиной катастрофы был взрыв бомбы, заложенной в багаж индийскими экстремистами-сикхами. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 329 человек (307 пассажиров и 22 члена экипажа). По обвинению в участии в подготовке теракта в 2003 г. на 5 лет лишения свободы был осужден гражданин Канады Индерджит Сингх Рейат. До этого он отбыл 10-летний тюремный срок за подготовку взрыва в аэропорту Нарита (Япония), произошедшего в тот же день, что и катастрофа VT-EFO. Позднее Рейят был обвинен в даче ложных показаний и в 2011 г. приговорен к 9 годам заключения.

Атака Боко-Харам в Нигерии. Более 300 погибших

5-6 мая 2014 г. в результате ночной атаки на город Гамбору, штат Борно, боевиками были убиты свыше 300 жителей. Выжившие бежали в соседний Камерун. Большая часть города была разрушена.

Теракт над Локерби. 270 погибших

21 декабря 1988 г. пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Pan Am (США), выполнявший регулярный рейс 103 по маршруту Франкфурт-на-Майне - Лондон - Нью-Йорк - Детройт, разрушился в воздухе над г. Локерби (Шотландия). На его борту взорвалась бомба, заложенная в багаж. Погибли все 243 пассажира и 16 членов экипажа, находившиеся на борту, а также 11 человек на земле. В 1991 г. в организации взрыва были обвинены двое граждан Ливии. В 1999 г. ливийский лидер Муамар Каддафи согласился передать нидерландскому суду обоих подозреваемых. Один из них, Абдельбассет Али аль-Меграхи, 31 января 2001 г. был признан виновным и приговорен к пожизненному заключению (в 2009 г. освобожден в связи с диагностированной у него смертельной болезнью, умер в 2012 г.). В 2003 г. ливийские власти признали ответственность за теракт и выплатили компенсации в общем размере 2,7 млрд долларов США - по 10 млн долларов за каждого погибшего.

Теракты в Бомбее. Индия. 257 погибших

12 марта 1993 г. в многолюдных местах Бомбея (ныне Мумбаи) одновременно были приведены в действие 13 взрывных устройств, заложенных в автомобили. Жертвами атаки террористов стали 257 человек, пострадали свыше 700. Следствие установило, что организаторами взрывов были исламские террористы. Теракт был ответом на произошедшие до этого в городе столкновения между мусульманами и индуистами. Один из организаторов, Якуб Мемон, был приговорен к смертной казни, которую привели в исполнение 30 июля 2015 г. Двое его сообщников находятся в розыске.

Самолет A321 "Когалымавиа". 224 погибших

31 октября 2015 г. пассажирский самолет Airbus A321-231 (регистрационный номер EI-ETJ) российской авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа"), следовавший рейсом 9268 из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург, потерпел крушение в 100 км от г. Эль-Ариш на севере Синайского полуострова. На борту находились 224 человека - 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.

Президент России Владимир Путин пообещал, что виновные и причастные к теракту с самолетом будут найдены и наказаны . "Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем", - заверил Путин.

Подрыв посольств США в Кении и Танзании. 224 погибших

7 августа 1998 г. в Найроби (столица Кении) и Дар-эс-Саламе (бывшая столица Танзании) одновременно произошли два теракта, целью которых были посольства США в этих странах. Около посольств взорвались припаркованные грузовики, начиненные взрывчаткой. Всего погибли 224 человека, из них 12 граждан США, остальные - местные жители. Организатором взрывов была группировка "Аль-Каида".

Теракты в Мумбаи. Индия. 209 погибших

11 июля 2006 г. исламские террористы привели в действие спрятанные в скороварки взрывные устройства, заложенные в вагоны семи пригородных поездов в пригородах Мумбаи (станции "Кхар роуд", "Бандра", "Джогешвари", "Махим", "Боривли", "Матунга" и "Мира роуд"). Теракт произошел во время вечернего часа пик. Погибли 209 человек, более 700 пострадали. По окончании расследования преступления суд приговорил к различным тюремным срокам 12 человек, 5 из них приговорены к смертной казни.

Теракт на Бали. Индонезия. 202 погибших

12 октября 2002 г. в результате атаки террориста-самоубийцы и взрыва заминированного автомобиля рядом с ночными клубами в городе-курорте Кута (остров Бали) погибли 202 человека, из них 164 - иностранные туристы. 209 человек получили ранения. По делу о причастности к теракту были арестованы около 30 человек. Организаторами теракта индонезийский суд в 2003 г. признал ряд членов организации "Джамаа Исламия". В 2008 г. трое из них - Абдул Азиз, также известный как Имам Самудра, Амрози бин Нурхасим и Али (Муклас) Гурфон - были расстреляны по приговору суда. К пожизненному заключению был приговорен брат Мукласа - Али Имрон.

Упомянутая в материале "Аль-Каида" внесена в Единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Их деятельность на территории РФ запрещена.