Интересная театрализованная игра для 1 младшей группы. Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми во второй младшей группе. Игра-хоровод «Под сосной»

Цель: привлечение внимания взрослых и детей к проблеме нравственной направленности и приобретение социальных навыков через сказку «Репка». (Нравственная направленность - дружба, доброта, совместный труд).

Задачи:

  • Развивающие :
    • формировать простейшие образно-выразительных умений (уметь имитировать характерные движения сказочных героев);
    • способствовать развитию у детей речевых умений и навыков в процессе театрализованной деятельности.
  • Воспитательные :
    • воспитывать у детей доброту, совместный труд;
    • создавать положительное эмоциональное состояние в процессе театрализованной деятельности.

Интеграция образовательных областей (ФГОС):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Материал: звуковая фонограмма «Природа весной», аудиозапись сказки «Репка», аудиозапись песни «Про дружбу», маски-атрибуты к сказке «Репка», воздушные шары, лопата, лейка.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы сказки «Репка», показ детям настольного театра по сказке «Репка», привлечь родителей к изготовлению пальчикового театра по сказке «Репка», прослушивание звуковой фонограммы «Природа весной».

Проведение театрализованного занятия

Мотивация. Дети приехали на поезде в деревню. Подвижная игра «Поезд». Звучит фонограмма «Природа весной». Рассматривание с детьми деревенской природы весной, деревенского интерьера. На тропинке находят сюрпризную коробку.

– Что же это за коробочка?

Загадка:

Загадаю ребятки загадку
Попробуйте её отгадать.
Если верной будет отгадка
Сказка к нам придёт опять.
В этой сказке деда есть
Бабушка и внучка.
Вместе с ними жила кошка,
Мышка и собачка Жучка.
Мирно жили не тужили
Не было заботы
Дружно весело с охотой
Делали работу.

(Сказка «Репка»)

В коробочке отгадка сказка «Репка» (фигурки настольного театра).
После того как дети отгадают сказку, воспитатель просит их напомнить, кто за кем приходил помогать дедушке тянуть репку (важно, чтобы дети вспомнили последовательность).
Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка» с одновременным размещением фигурок настольного театра на магнитной доске.
Воспитатель проводят в кругу игру-имитацию «Изобрази героев», сопровождая её словами:

В сказке «Репка» деда есть,
Бабушка и внучка,
Вместе с ними жила кошка,
Мышка, пёсик Жучка.
Дед репку посадил,
Долго он её растил.
Выросла репка какая?
Большая-пребольшая.

Воспитатель и дети шагая по кругу, последовательно передают движение каждого героя, показывая в конце, какая выросла репка.

Воспитатель: А теперь усаживайтесь поудобнее, я вам расскажу сказку «Репка», а вы мне будете помогать мне её досказывать.

Рассказывание сказки «Репка» с показом картинок.

Воспитатель: А давайте детки поиграем в сказку «Репка», попробуем с вами изобразить героев сказки. Давайте решим где будут жить семья деда и бабы, где расположен их огород.

Все герои сказки будут включаться в игру по порядку.
После этого проводится игра-драматизация. Дети по желанию, выбирают роли, надевают маски-атрибуты. Все вместе решают, где их огород. Воспитатель напоминает детям - артистам, что они будут включаться в игру по ходу сказки.

В процессе игры-драматизации проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».

В заключение, воспитатель хвалит детей за дружную работу, произнося пословицу: «Дружно весело с охотой быстро справились с работой».
Предлагает поиграть в игру-хоровод с «Репкой» под аудиозапись песни «Про дружбу». «Репка» дарит детям воздушные шары.

После игры дети на поезде отправляются в детский сад.

Список литературы:

  1. Маханева М.Д. Занятие по театрализованной деятельности в детском саду. – М.,2007.
  2. Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. Кукольный театр дошкольникам. – М.,2000.
  3. Горохова Л.А. Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. – М., 2010.

Цель:
Формировать представление о величине «следы большие, маленькие».
Учить детей слушать сказку. Соотносить свои действия со словами рассказа.
Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики.
Закрепить представление о цвете. (Красный, синий, желтый)
Воспитать культуру общения, учить детей здороваться, благодарить за подарки.
Вызвать у детей желание оказать помощь.

Оборудование:
Демонстрационный материал.: игрушка — колобок, медведь, заяц, следы медведя и зайца.,кукла-дед, кукла- бабка, корзинка с колобками, разноцветные камушки.

Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
Посмотрите ребята, кто пришел к нам в гости!
Я, колобок, румяный бок,
Я от дедушки ушел.
Я от бабушки ушел.
К ребятам в гости пришел
Себя показать
Да и сказку рассказать!
(В это время колобок катится по столу и разводит руками)

Воспитатель говорит, дети выполняют движения руками
Чтобы сказку слышать лучше, Показывают ушки
Надо нам погреть бы уши,
Раз-два, раз-два,
Уши мы загнем сперва, Загибают уши вперед
Пальчики мы припасем, Припасают два пальца
Ушки снизу мы возьмем. Берутся за мочку уха
Ушки вниз потянем дружно, Тянут уши вниз
Крепче нам держать их нужно.
А теперь еще немножко
Уши мы потрем ладошкой! Трут уши ладонями.
Вот и все! Нагрелись ушки!
Стали ушки слышать лучше!

Воспитатель Ну, а теперь можно и сказку слушать:
Жили-были дед и баба.
Говорит дед бабе:
Испеки-ка, ты бабка, колобок.
И пошла бабка колобок печь.
Мы с вами бабушке поможем?
Припасайте ручки.

Воспитатель с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.
Взяла бабка горсть муки, Делают ладони лодочкой
Чтоб испечь ей пироги.
Стала лить в муку водичку, Руки сжаты в кулачки
Ш-ш-ш течет вода, Повтор
Тесто будет хоть куда! Качают головой
Чтобы тесто стало пышным, Сжимают и разжимают кулачки
Надо нам его месить!
Стало тесто подходить:
Пых-пых-пых! Повтор
Можно пироги лепить, «лепят пироги»-хлопают в ладоши
Пироги поставим в печь,
Чтоб к обеду их испечь. Распрямляют ладони

Испекла бабка колобка, стала его из печи
Доставать, да чуть не обожгла. Ай, какой горячий!
Надо подуть скорее, чтобы колобок остыл. Дети дуют на колобка.
Положила бабка колобка на окно, на окно студиться.
Лежал-лежал колобок на окошке,
Да и спрыгнул на землю «Прыг». Повтор
И покатился по дорожке, только его и видели.

Также интересный конспект по театрализованной деятельности:

Звучит музыка.
Воспитатель: Пойдемте, поищем колобка Следы большие
Чьи это следы? Кто там спрятался за елкой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Мишка! Как мишка рычит? У-у-у.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Громко-громко: у-у-у
Нет колобка. А это чьи же маленькие следы?
Дети: Зайка! Правильно.
Воспитатель: Пальчиковая игра
Поиграем с зайкой. Приготовьте пальчики.
Ушки длинные у зайки из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат.
Воспитатель: Ау-Ау. Ой. А это кто же заблудился. Да это колобок.
Он дорожку потерял. А вот и дорожка. Поможем колобку добраться до дома.
А чтобы колобку веселей было идти,
Украсим дорожку разноцветными камушками.
(дети украшают дорожку)
Воспитатель: Покатился колобок по дорожке домой.
Встретил колобок бабушку и дедушку и обрадовался!
Никуда я теперь от вас не уйду, всегда слушаться буду!
А бабушка ребятам подарки припасла.
Смотрите, вон корзинка стоит.
Что же в ней лежит? Колобки да сколько много!
Бабушка их из муки испекла.
Всем ребятишкам принесла.
Спасибо не забудьте бабушке сказать.
Ах, какие вкусные колобки!

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, театрализованные занятия, 1 младшая группа
Название: Конспект занятия по познавательному развитию с элементами театрализованной деятельности для детей первой младшей группы «Колобок»


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: ГКУЗ ЯО «Областной специализированный дом ребенка № 1» г. Ярославль
Месторасположение: г. Ярославль

«Театральная деятельность в 1 младшей группе»

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре.

Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми. Поэтому, нет ни одного детского сада, где не использовался бы этот вид деятельности.

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе раннего развития театральной зоны или уголка сказки. И наша задача воспитателя – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.

Задачи театрализованной деятельности в первой младшей группе:

создать оптимальные условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности; формировать у детей живой интерес к театральной игре

развивать речь и координацию движений у детей

побуждать детей к двигательной импровизации

доставлять детям радость

Большое значение для развития ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям, было чем показывать такие «чудеса» мы собираем театральные уголки.

Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.

В театральном уголке есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку), теневой театр. Ну и конечно же сцена или ширма, которые позволяют сделать кукольный спектакль более интересным.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте.

Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам

животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию,

дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.

Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с куклами.

Воспитатель разыгрывает перед детьми сказку, соответствующую возрасту детей. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей.

Тесто ручками помнем (сжимаем - разжимаем кулачки)

Сладкий колобок мы испечем (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками)

А верхушку - сладким кремом (по плоскости стола)

Бабушка и Дедушка : Подуйте, дети, на Колобок, пусть он остынет, а мы пойдем в домик, мы очень устали…(Воспитатель дует вместе с детьми.)

Колобок : Здравствуйте! А вы кто? (Ответы детей). А где бабушка и дедушка? (Ответы детей.)

Заяц : Дети, кто же так весело песенку поет? (Ответы детей.)

Колобок ( Зайцу ) : А ты кто такой? Уши длинные, хвостик маленький? Дети, кто это?..(и т.д.)

Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Где наши ладошки? Похлопайте немножко!

Первые занятия с малышами проходят в виде кукольных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями.

Основная задача таких встреч – познакомить детей с театром, вызвать интерес к занятиям, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия воспитателя с детьми.

Основная работа по театрализованной деятельности проходит по следующей структуре:

1 Приветствие (в игровой форме)

2 Подготовка (пальчиковая гимнастика или игровые упражнения)

3 Работа над сценками

4 Уход

Воспитание и развитие детей в театрализованной деятельности – одно из основных направлений работы воспитателя, где ставят спектакли, шьют костюмы, делают декорации, изготавливают билеты, приглашают зрителей.

Задача воспитателя - раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.

Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды - эстетично оформленная театральная зона «Буратино и Золотой ключик». В уголке имеется сцена, уголок ряженья и достаточное количество масок для драматизации сказок, дидактических игр, атрибутов, элементов декораций, костюмов и шапочек для самостоятельной игры в театр.

Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры весёлыми и живыми.

Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого ребенка в речевой и творческой активности средствами театрально-игровой деятельности.

Для показа детям инсценировок по сказкам («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.) используется театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек, музыкальные инструменты и магнитофон. Дети в восторге от музыкально-театрального уголка.

Театрализованные игры способствуют развитию памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе.

М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая загадочная». Если к театральным куклам относиться серьезно, с полной ответственностью и пониманием, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное сокровище и нужно искать «Золотой ключик», столь необходимый в воспитании детей.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда – источник знаний и социального опыта ребенка.

И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, к музыке останется у нашихвоспитанников навсегда.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»


Методическая разработка
«Организация этапов театральной деятельности на основе фольклорного материала в первой младшей группе, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта»



Тегульдет 2013

Содержание

Введение………………………………………………………. 3-6 стр.
1. Этапы театральной деятельности
на основе фольклорного материала………………………… 7-10 стр.
2.Практическое применение этапов театральной деятельности,
на примере сценария театрализованного представления
«Курочка Ряба»………………………………………………11-14стр.
3. Материал по музыкально-театральной деятельности, на основе фольклорных и авторских произведений, для организации праздников и развлечений зимней тематики в младшей группе.
- «Пальчиковая гимнастика» …………………………………….15 стр.
- Дидактические игры о зиме……………………………………..16стр.
- Стихи о зиме……………………………………………………17-18стр.
- Зимние загадки…………………………………………………19-21стр.
- Поговорки о зиме………………………………………………….22стр.
- Пословицы о зиме…………………………………………………23стр.
4. Литература…………………………………………………………24стр.
5. Нотное приложение……………………………………………..25-28стр.

Введение
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к музыкальному и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности разработаны и направлены на то, чтобы образование было построено по принципам преемственности, доступности, возможности обучающемуся самостоятельно «добывать» информацию. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. Данная задача реализуется в интеграции учебных дисциплин и дает вовозможность практического применения полученной информации. В 1 младшей группе МКОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с. Тегульдет одним из основных направлений является театральная деятельность. Данный вид творчества является одной из форм образовательного процесса. Театрализация доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка. Формированию личностной культуры, развитию социальных навыков.
Все дети любят сказки, театральные представления. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании представления и волшебства. Особенно актуально внедрение в образовательный процесс театрализации в дошкольных учреждениях. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.
Сказка – это маленькая модель мироздания. Постановка, или просмотр которой, позволяет детям с самого раннего дошкольного возраста, познакомится с окружающем миром, вникая в захватывающий сказочный сюжет.
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ, не бояться трудностей. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути. Сказку дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
В образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения сказка играет роль помощника! Она, равно, как и игра, применяется во всех видах деятельности.
Чему же учат детей сказки разных видов? Дети часто ассоциируют себя с маленькими зверюшками. Для них мир животных – это такой же мир, как и у людей. Животные разговаривают на понятном человеческом языке и ведут себя как люди. Среди зверей, как и среди людей, существуют положительные и отрицательные герои. Благодаря знакомству со сказкой ребенок лучше всего приобретает жизненный опыт. Сказки про быт помогают лучше понять ценности семейной жизни. Данный вид сказок учит, как разрешить конфликты, возникающие в семье. Волшебные сказки с детства учат житейской мудрости. Включить малышей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. На первоначальном этапе в ясельную группу нередко поступают дети, которые не говорят. С такими ребятами мы проводим театральные игры и упражнения. Например, при помощи перчаточных кукол. Одевается кукла-перчатка «Корова», воспитатель просить ребенка ответить на вопрос: «Как мычит коровка?», аналогично с другими куклами! Постепенно роль воспитателя выполняет ребенок. В данной методической разработке особое внимание уделяется театрализованной деятельности с использованием фольклорного наследия. Интегрирование этих двух важных видов, позволяет уже в ясельной группе, реализовывать образовательные задачи в следующих образовательных разделах:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, же¬стами, мимикой; слушают музыку, характеризующую разных героев (медведь – заяц; дед – бабка –внучка; солнце – дождь и т.д);
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету сказки, учатся рисовать, лепить по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и раз¬влечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
«Ознакомление с окружающим миром», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

Цель данной методической разработки:
создание и предложение некоторых форм, методов и приемов деятельности, направленных на вхождение детей младшего дошкольного возраста в театрализованную деятельность на основе фольклорного материала.

Задачи:

1. Приобщить детей к народному искусству (музыкально-театральными формами);
2. Способствовать погружению детей в мир художественных образов народного искусства (музыкально-театральными формами);
3. Развивать умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собственные эмоции (музыкально-театральными формами).

Этапы театральной деятельности на основе фольклорного материала.
Театрализация – образовательное пространство, которое может включать в себя различные формы деятельности: групповая, подгруппами, индивидуальная.
Цель театрализованной деятельности – развитие творческих способности детей средствами театрального искусства. Данная цель достигается путем реализации следующих задач:
- развивать память, внимание;
- развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание,
- действовать в соответствии с нею;
- воспитывать выдержку;
- развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность);
- развивать умственную и речевую активность;
- развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Для реализации поставленных задач оформлены несколько
этапов работы над произведением.
1этап – выбор произведения (театральной игры, поставки, сказки);
2 этап – знакомство с театральной игрой, сказкой;
3 этап – беседа о героях, персонажах;
4 этап – создание сценического пространства;

6 этап – премьера;
7 этап – рефлексия;
8 этап – повторный показ.
В зависимости от поставленных воспитательно-педагогических задач, формы театральной деятельности, степени вовлеченности детей в постановку, этапы возможно сократить (допустим, ограничиться одним показом и рефлексией).
Характеристика этапов работы над театральной постановкой.
1этап – выбор произведения (театральной игры, поставки, сказки).
Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, воспитатель выносит на обсуждение известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива. Так как на подготовку сказки требуются большие временные и творческие затраты, лучше, если сказка будет соответствовать теме ближайшего праздника, развлечения. Это позволит сэкономить силы детей и взрослых, даст возможность каждому ребенку побыть артистом. В младшем дошкольном возрасте, в 1 этапе, как правило, участвуют только взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель и т.д.) В завершении данного этапа выбирается литературный материал для постановки. Например, сказка «Курочка Ряба»
2 этап – знакомство с театральной игрой, сказкой.
Работа над данным этапом, как правило, у нас начинается с того, что детям читается литературный материал русской народной сказки, например, «Курочка Ряба». Выбор данного материала не случаен. Сказка рассчитана на небольшое количество ролей, которых можно отвести детям «Дед и баба», курочку, вполне возможно изготовить бутафорскую. Учитывая возрастные особенности ясельной группы, продумываются интерактивные методики для зрителей, т.е. для ребят ясельной группы, которые не задействованы в театральной подготовке.
3 этап – беседа о героях, персонажах.
Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Структура данного этапа состоит в следующем: детям предлагается рассказать \показать, как он представляет себе данный персонаж, например, Дед. Поскольку, детям в этом возрасте, еще довольно сложно составить портретно-эмоциональную характеристику, то воспитатель подсказывает наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. Для более четкого достижения поставленной, на данном этапе, задачи, целесообразно использовать этюды на мимику и движения.

Этюды на мимику
работа с карточками эмоций с кратким их описанием: «Заботливая, добрая Бабушка», «Дед сердится», «Бабка злится», «Дед плачет»и т.д
прием «Выбери карточку», «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.

Этюды на движение
«У Деда заболела спинка», - пройти «согнувшись» в медленном темпе.
«Курочка успокаивает Деда и Бабку » - «курочка» крылышком (рукой) гладит Деда и Бабку,
прием «Отгадай кто это?»- один ребенок/воспитатель показывает, другой называет (угадывает) персонажа сказки.
Затем, на музыкальных занятиях детям предлагается музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и во время ее исполнять.
Музыкальные игры «Как ходит Курочка», «Как ходит Дед и Баба», «Мышка», разучивание песни - игры «Мышка в гости приходила», прослушивание музыкальных отрывков, характеризующих персонажей.
4 этап – создание сценического пространства.
Создание сценического пространства требует от детей умения ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, зоны Нучившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов – заменителей). Взаимодействие с партнерами приводит к составлению следующих мизансцен:
домик Бабки и Деда;
появление Курочки;
путешествие (подходят) всех к домику, успокаивают Деда и Бабку.
Игра с Мышкой (прятки), используется весь зал;
Песня – игра «Мышка в гости приходила», используется центр зала (перед домиком Деда и Бабы);
финал.
Педагогам остается, не навязывая своего видения, совместно "обжить” с детьми пространство. Элементы декорации, реквизит находят свое точное место на площадке во время репетиции эпизодов (мизансцен). А элементы костюма находят своего исполнителя.
5 этап – «Кем я буду?» (распределение ролей)
Дети на протяжении некоторого времени погружались в мир музыки и сказки, сами создавали его, научились смотреть и слушать. Ребята поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли. Проводится последняя костюмированная репетиция.
6 - 8этапы – премьера, рефлексия, повторный показ.
Самые волнующие и ответственные этапы. Дети одевают костюмы, или элементы костюмов, изготовленные воспитателями и родителями.
Получив оценку зрителей и оценив себя, исполнители желают рассказать сказку "по новому” - с дополнениями, изменениями, а то и вовсе поменяться ролями. Исполнителями могут стать и терпеливые зрители, которые в силу каких-то причин не участвовали в первом показе. Закрепляя, полученные навыки и умения каждый ребенок индивидуально проявляется, раскрываются его творческие способности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что театральная деятельность с использованием фольклорного материал, на примере постановки сказки «Курочка Ряба» позволяет:
развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности;
способствует личностному росту детей, развитию социальных навыков и общему развитию детей;
способствует повышению профессионального уровня педагогов.
Практическое применение этапов театральной деятельности, на примере сценария театрализованного представления «Курочка Ряба»
Сценарий театрализованного представления
на основе русской народной сказки «»Курочка Ряба»
для детей младшего дошкольного возраста
Тип мероприятия: развлечение.
Вид мероприятия: интегрированный.
Межпредметные связи:
Музыкальное воспитание, изобразительная деятельность (лепка), развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой.
Программное содержание: воспитывать привязанность ребёнка к народному творчеству, средствами театральной деятельности; развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности; способствовать личностному росту детей, развивать социальные навыки и общее развитие детей.
Цель: развитие творческих способности детей средствами театрального искусства
Задачи:
развивать воображение детей;
обучать четкому произношению слов из сказки;
формировать правильное произношение звуков, слогов «П», «Пи»;
воспитывать навыки доброты и отзывчивости в отношении сказочных персонажей;
развивать музыкальные способности детей.
Словарная работа: сказка, дед, бабка, фартук, курочка, яичко, мышка
Материал: кукла Мышка, избушка, стол, игрушка Курочка, 2 яичка «золотое и простое», сделанные из киндер-сюрприза.
Предварительная работа:
чтение и беседа о сказке «Курочка Ряба», выполнение этюдов на мимику и движение, разучивание музыкального материала, работа с карточками (характер и настроение героя), разучивание метро-ритмических и танцевальных элементов, движений и упражнений.
Ход развлечения:

В оформленный зал (избушка Деда и Бабы, стол, атрибуты народной избы: коврики, платки, полотенца и т.д.) дети входят в зал под музыку (р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»), рассаживаются на стульчики.
Воспитатель берет на себя роль ведущего, рассаживает детей полукругом.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришла в гости сказка «Курочка Ряба» Выносит Курочку Рябу (игрушку), сидящую на плетеном подносе.

Жила-была Курочка, а звали её Ряба. Ребята, давайте поговорим с курочкой на её языке.
(Дети повторяют несколько раз слог «Ко-ко-ко»).
Воспитатель:
А где жила курочка Ряба?
Дети: у Бабки с Дедом.
В зал под музыку («Народная пляска») входят Бабка и Дед (актеры из ясельной группы, одетые в народные костюмы), останавливаются в центре зала выполняют элементы танцевальных движений. (Дед, слегка наклонившись вперед, якобы больная спина, вставляя ногу вперед, ставит её на пятку, аналогично с другой ногой, повторяется 4раза. Бабка, держась руками за края платочка, повязанного на голове, выполняет «пружинку» - 4 раза).
Воспитатель показывает Деду с Бабкой место за столом, они садятся. Воспитатель: Дед с Бабкой курку очень любили, кормили её (показывает детям движение «Сыпать корм», дети повторяют, говоря при этом: «Цыпа, цыпа, цыпа»), гладили ей (Бабка с Дедом гладят курочку на подносе, затем воспитатель берет поднос и подходит к ребятам, сидящим полукругом, каждый ребенок гладит курочку). И вот снесла однажды курочка яичко, да не простое, а золотое (достает из из курочкиного подноса яичко). Дед бил-бил, не разбил (Дед бъет), Бабка била-била не разбила (дети под музыку «бъют яичко», стучат левым кулачком об правый). Однажды к ним в гости пришла Мышка (воспитатель одевает куклу-перчатку мышки). Ребята, а как мышка разговаривает?
(дети: «Пи-пи-пи»)
Воспитатель: мышка бежала, хвостиком задела, яичко и разбилось (яичко падает со стола и «разбивается») Плачет Дед, плачет Бабка.. Жалко, ребята дедушку и бабушку, давайте пожалеем их (дети подходят и жалеют, гладят их). А Курочка и говорит: «Не плачь, Дед, не плачь, Бабка, я снесу вам яичко ну золотое, а простое» (Воспитатель достает из курочкиного разноса «простое» яйцо)
Мышка: А сейчас, ребята, я хочу с вами поиграть.
Проводится музыкально-дидактичская игра «Где мышка?» (физкультурная пауза)
Дети закрывают глазки, воспитатель прячет мышку, затем дети ищут её, а когда находят, говорят слог «Пи-пи-пи» Игра проводится под музыку раза 2-3.
Мышка: молодцы, ребята! А сейчас, давайте, мы с вами споем песенку «Мышка в гости приходила».
(поют на мелодию русской народной песни «Мы на луг ходили»,
выполняя движения)
1.Мышка прибежала, хвостиком махала.

Вот так, вот так, хвостиком махала.
2. Мышка прибежала, лапками играла.

Вот так, вот так, лапками играла.
3.Мышка прибежала, глазки закрывала.

Вот так, вот так, глазки закрывала.
Мышка прибежала, головой качала.

Вот так, вот так, головой качала.
Мышка прибежала, с нами танцевала.
Вот так, вот так, с нами танцевала.
Воспитатель: а сейчас, ребята, давайте попрощаемся с Мышкой. Скажем ей: «До свидания». (дети говорят, Мышка «уходит»).
Воспитатель проводит рефлексию. Примерные вопросы:
- у какой сказки мы сегодня были в гостях? (у русской народной сказки «Курочка Ряба»);
- кто жил в этой сказке? (Дед, Баба, курочка Ряба, Мышка);
- а какое яичко сначала снесла Курочка? (золотое);
- какое оно было? (круглое, желтое, крепкое и т.д.);
- какое яичко после золотого снесла Курочка? (простое);
-- какое оно было? (белое, круглое, хрупкое и т.д.);
- а что мы говорили Мышке, когда играли с ней в прятки? (Пи-пи-пи);
- а как мы с Мышкой танцевали? (хвостиком махали, головой качали, лапками играли, танцевали).
Воспитатель: молодцы, ребята, а сейчас мы с вами пойдем в группу.
(дети уходят под музыку русскою народной песни, например «Во саду ли в огороде»)

Материал по музыкально-театральной деятельности, на основе фольклорных и авторских произведений, для организации праздников и развлечений зимней тематики в младшей группе.

1 .«Пальчиковая гимнастика»
«Снежок»
Раз два, три четыре загибают пальчики
Мы с тобой снежок лепили «Лепят снежок»
Круглый, крепкий Показывают круг, сжимают ладони вместе,
Очень гладкий Гладят одной ладонью другую
И совсем- совсем не сладкий Грозят пальчиком.
Раз – подбросим «Подбрасывают»
Два – поймаем Приседают «ловят».
Три – уроним Встают «роняют».
И сломаем Топают.
«Снеговик»
Давай дружок, смелей, дружок «Лепят снежок»
Кати по снегу свой снежок- «Катят»
Он превратился в толстый ком, Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком «Рисуют руками снеговика».
Его улыбка так светла! Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.
Но солнце припечет слегка- Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы и нет снеговика. Пожимают плечами, руки стороны.

«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети «Лепят».
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони,
Гладят одной ладонью другую.
И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз – подбросим, Подбрасывают.
Два – поймаем, Ловят.
Три – уроним, Роняют.
И... сломаем, Топают.
«Пирог».
Падал снег на порог опускают ладони медленно.
Кто слепил себе пирог «лепят пирог»
А пока лепил и пек
Ручейком пирог утек пальчики бегут.
Пирожки себе пеки «пекут пирог».
НЕ из снега – из муки
2 Дидактические игры о зиме.
1.Дидактическая игра «Доскажи фразу» - ребенку предлагается закончить фразу ответив на вопросы
«какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
Методическое примечание: данную игру можно совместить с этюдами на мимику и пластику. Например, показывая детям медведя (куклу перчатку), задается вопрос: а медведь какой? Дети отвечают: «большой, косолапый, добрый, злой и т.д.». Затем дети показывают медведи мимикой и движениями.
2. Дидактическая игра «Какой лёд?» - дети дают описание льда.
Цель – научить детей подбирать относительное прилагательное, расширить их словарный запас.
Методическое примечание: данную игру можно совместить с этюдами на пластику. Например, после того, как с детьми выясняется, что лёд скользкий, то воспитатель показывает, как нужно осторожно ходить по льду, кататься на коньках и т.д., затем дети повторяют.
3. Дидактическая игра «Прокати слово с горки» - воспитатель предлагает детям протяжно произносить односложные слова, например «дом», «ком».
Цель – упражнять голосовые связки.
4. Дидактическая игра «Слова родственники» - дети подбирают однокоренные слова к слову «снеговик».
Цель - упражнять в подборе однокоренных слов.
5. Дидактическая игра «Что взять на прогулку?».
Цель – употреблять имена существительные в именительном падеже единственного числа; игра способствует развитию памяти.
Методическое примечание: данную игру можно совместить с этюдами на мимику и пластику. Например, дети «одевают» на прогулку свои игрушки, озвучивая действия (одеваем шапку, шарфик и т.д.). Затем дети со своими игрушками «идут» на прогулку (проходят по кругу).

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольников проходит эффективнее при особой организации педагогического процесса. В этой картотеке собраны театрализованные игры для младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

театрализованных игр

в младшей группе

Пояснительная записка

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольников проходит эффективнее при особой организации педагогического процесса.

Это становится возможным, если педагог постепенно переориентирует ребёнка с процесса игры на её результат. Путь развития игры – это совместная игра взрослого с ребёнком, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками и со сверстниками. Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрируется со всеми образовательными областями, т. к. является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности , методом воспитания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.

« Выросла репка большая-пребольшая»

Русская народная сказка

Приучать слушать рассказ, используя наглядное изображение Инсценированные сказки на фланелеграфе

Игра-ситуация «На нашем дворе» Вызвать у детей положительные эмоции;

Обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Используется театр кукол БИ-БА-БО и фланелеграф

А. Барто «Игрушки»

Задачи:

Познакомить со стихотворениями.

Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста

Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.

Поощрять готовность детей участвовать.

Используюся игрушки настольного театра

Сказка «Колобок »

Задачи:

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами.

Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации,

Развивать внимание и наглядно - действенное мышление;

Учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д.

Театрализованная игра по сказке (используется театр на ложках, Би-Ба-Бо;)

Потешка «Огуречик, огуречик… »

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт

Тебе хвостик отгрызёт!

Задачи:

Учить детей проговаривать потешку. Освоение ласкового оращения (огуречик, хвостик, мышка).

Развивать внимания, обогащение словарного запаса.

Воспитывать осторожного поведения.

Вариант 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают

Театрализованная игра по потешке (используются маски наголовники)

Народная игра: «Зайка серенький сидит»

Задачи:

Совершенствовать умение обследовать предметы, учить рассматривать, ощупывать;

Учить выполнять движения по показу воспитателя и произносить слова песенки

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со сверстниками, играть дружно;

Игра – ситуация «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».

Задачи:

Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность;

Учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Игра – ситуация «Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое».

Задачи

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

Развивать двигательную активность детей. Пересказ сказки с движениями.

Закреплять умения имитировать движения

Театрализованная игра по сказке используются все виды театра

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Задачи : Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает: «Где вы были, мальчики и девочки? Что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами

Тв орческие задания на развитие пантомимики.

Задания.

1. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.):

  • смотрится в зеркало;
  • пробует любимое блюдо
  • пробует нелюбимое блюдо
  1. Диалоги – пантомимы:
  • разговор двух "иностранцев", не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например:в магазине,на вокзале в аптеке и т. д.;
  • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.

3. Загадки – пантомимы:

  • в магазине (игрушек, овощном, гастрономе,мебельном и пр.): отгадать какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке;
  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;
  • отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте, поезде и пр.);
  • отгадать, какая на улице погода;
  • определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.).

4.Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!
  • Идём со мной!
  • До свидания!
  • Давай, помиримся.
  • Я тебя люблю!
  • Я боюсь.

Сказка «Козлятки и волк»

Задачи:

Познакомить детей с произведением, учить следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации. Во время режимных моментов

Игра «Зайчата на прогулке»

Задачи:

Учить детей выполнять игровые действия, включаться в игру со сверстниками.

Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия. Игровая ситуация с использованием различных атрибутов (настольный театр. Театр на кружках и др)

Задания (в руках у детей куклы "би-ба-бо" или обыкновенные игрушки ).

1. Куклы встречаются друг с другом и:

а) здороваются,

б) спрашивают друг друга о здоровье,

в) прощаются.

2. Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.

3.Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:

А) поздравляют с днём рождения и дарят подарки.

б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.

в) один из гостей опоздал: попросить прощение за опоздание.

г) один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.

3. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:

а) постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не перебивать рассказ воспитателя);

б) зайти к заведующей (методисту, логопеду и др.) и передать ей сообщение;

в) объяснить"маме", почему испачкана одежда после посещения детского сада;

г) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.

Примечание: в содержании этюдов на общение можно включить упражнения по этикету и культуре поведения.