Царь соломон краткое содержание. Жены, наложницы и дети. Легенды о Соломоне

; араб. سليمان ‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в -928 г. до н. э. , в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в -965 г. до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма .

Имена Соломона

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»). Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией . В Аггаде царю Соломону приписываются также имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библейское повествование

Библия является основным источником, который используется для обоснования историчности существования Соломона как реальной личности. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий . За вычетом библейских рассказов, записанных спустя более чем 400 лет [ ] после смерти Соломона, никаких исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой . По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма , разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями . Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век ». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум .

Приход к власти

Конец царствования

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3Цар. ), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (т.к. Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно. Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде , это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря . Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох . Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен. Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя . Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян , арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Соломон в исламе

Образ в искусстве

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь » (1908). По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская » (1959).

См. также

Напишите отзыв о статье "Соломон"

Примечания

Преемник:
Иеровоам I
Иеров‘ам
Иудейский царь Преемник:
Ровоам
Рехов‘ам

Отрывок, характеризующий Соломон

– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.

Краткое житие пророка Соломона, царя Израильского

Свя-той Со-ло-мон, сын Да-ви-да от же-ны его - Вир-са-вии, тре-тий царь всех из-ра-иль-тян, по-ма-зан-ный на цар-ство в 12 лет и цар-ство-вав-ший 40 лет. Власть Со-ло-мо-на бы-ла так ве-ли-ка, что про-сти-ра-лась на все со-сед-ние на-ро-ды, ко-то-рые бы-ли дан-ни-ка-ми его (). Сла-ва и бо-гат-ство его бы-ли так ве-ли-ки, что все ца-ри зем-ные, по сло-вам Св. Ис-то-рии, же-ла-ли ви-деть бо-гат-ство Со-ло-мо-на и слу-шать муд-рость его. Скон-чал-ся мир-но, оста-вив по-сле се-бя со-чи-не-ния: Прит-чи, Пре-муд-ро-сти, Ек-кле-си-а-ст и Песнь Пес-ней.

Полное житие пророка Соломона, царя Израильского

Как мудр был ты в юно-сти тво-ей и, по-доб-но ре-ке, по-лон ра-зу-ма! Ду-ша твоя по-кры-ла зем-лю, и ты на-пол-нил ее за-га-доч-ны-ми прит-ча-ми; имя твое про-нес-лось до от-да-лен-ных ост-ро-вов, и ты был лю-бим за мир твой; за пес-ни и из-ре-че-ния, за прит-чи и изъ-яс-не-ния те-бе удив-ля-лись стра-ны! Так пре-воз-но-сит Со-ло-мо-на муд-рый Иисус сын Си-ра-ха (). Из-бран-ная от-расль свя-то-го ца-ря Да-ви-да, Со-ло-мон еще в от-ро-че-ских ле-тах был по-ма-зан на цар-ство и про-воз-гла-шен ца-рем еще при жиз-ни от-ца сво-е-го. По утвер-жде-нии сво-ем на пре-сто-ле Из-ра-иль-ском Со-ло-мон преж-де все-го, в ис-пол-не-ние за-ве-ща-ния от-ца сво-е-го, обез-опа-сил се-бя на пре-сто-ле со сто-ро-ны вра-гов сво-их и пред-при-нял по-стро-е-ние хра-ма Бо-гу ис-тин-но-му.

На-род еще при-но-сил жерт-вы на вы-со-тах, ибо не был по-стро-ен дом име-ни Гос-по-да до то-го вре-ме-ни (). И Со-ло-мон по-шел в Га-ва-он, где на-хо-дил-ся глав-ный жерт-вен-ник, чтобы при-не-сти там жерт-ву Бо-гу. Здесь явил-ся ему Гос-подь в ноч-ном сно-ви-де-нии и ска-зал воз-лю-бив-ше-му Его и хо-дя-ще-му по уста-ву Да-ви-да, от-ца сво-е-го, Со-ло-мо-ну: Про-си, что дать те-бе (). И ска-зал Со-ло-мон: Ныне Гос-по-ди, Бо-же мой! Ты по-ста-вил ра-ба Тво-е-го ца-рем вме-сто Да-ви-да, от-ца мо-е-го; но я - от-рок ма-лый, не знаю ни мо-е-го вы-хо-да, ни вхо-да. И раб Твой - сре-ди на-ро-да Тво-е-го, ко-то-рый из-брал Ты, на-ро-да столь мно-го-чис-лен-но-го, что по мно-же-ству его нель-зя ни ис-чис-лить, ни обо-зреть. Да-руй же ра-бу Тво-е-му серд-це ра-зум-ное, чтобы су-дить на-род Твой и раз-ли-чать, что - доб-ро и что - зло; ибо кто мо-жет управ-лять этим мно-го-чис-лен-ным на-ро-дом Тво-им? И бла-го-угод-но бы-ло Гос-по-ду, что Со-ло-мон про-сил это-го. И ска-зал ему Бог: за то, что ты про-сил это-го, не про-сил се-бе дол-гой жиз-ни, не про-сил се-бе бо-гат-ства, не про-сил се-бе душ вра-гов тво-их, но про-сил се-бе ра-зу-ма, чтобы уметь су-дить, вот, Я сде-лаю по сло-ву тво-е-му. Вот, Я даю те-бе серд-це муд-рое и ра-зум-ное, так что по-доб-но-го те-бе не бы-ло преж-де те-бя, и по-сле те-бя не вос-станет по-доб-ный те-бе. И то, че-го ты не про-сил, Я даю те-бе и бо-гат-ство, и сла-ву, так что не бу-дет по-доб-но-го те-бе меж-ду ца-ря-ми во все дни твои. И ес-ли бу-дешь хо-дить пу-тем Мо-им, со-хра-няя уста-вы Мои и за-по-ве-ди Мои, как хо-дил отец твой Да-вид, Я про-дол-жу дни твои (). И про-бу-дил-ся Со-ло-мон от сно-ви-де-ния сво-е-го, и сбы-лось оно в точ-но-сти. И не за-мед-лил про-явить-ся дар ра-зу-ма - в су-де его над дву-мя жен-щи-на-ми, обес-смер-тив-ший сла-ву его во-ве-ки: ко-гда яви-лись к нему две жен-щи-ны, ро-див-шие од-новре-мен-но мла-ден-цев, из ко-то-рых один умер но-чью, ко-гда они спа-ли в од-ной ком-на-те, и вот, они спо-ри-ли, ко-му из них при-над-ле-жит остав-ший-ся в жи-вых мла-де-нец, - то ска-зал царь: по-дай-те мне меч. И при-нес-ли меч к ца-рю. И ска-зал царь:рас-се-ки-те жи-вое ди-тя на-двое и от-дай-те по-ло-ви-ну од-ной и по-ло-ви-ну дру-гой. И от-ве-ча-ла та жен-щи-на, ко-то-рой сын был жи-вой, ца-рю, ибо взвол-но-ва-лась вся внут-рен-ность ее от жа-ло-сти к сы-ну сво-е-му: о, гос-по-дин мой! от-дай-те ей это-го ре-бен-ка жи-во-го и не умерщ-вляй-те его. А дру-гая го-во-ри-ла: пусть же не бу-дет ни мне, ни те-бе, ру-би-те. И от-ве-чал царь и ска-зал: от-дай-те этой жи-вое ди-тя, и не умерщ-вляй-те его: она - его мать. И услы-шал Из-ра-иль, как рас-су-дил царь, и стал бо-ять-ся ца-ря, ибо уви-дел на-род, что муд-рость Бо-жия в нем, чтобы про-из-во-дить суд. И был Со-ло-мон ца-рем над всем Из-ра-и-лем (). Он вла-дел все-ми цар-ства-ми от ре-ки Ев-фра-та до зем-ли Фили-стим-ской и до пре-де-лов Егип-та. Они при-но-си-ли да-ры и слу-жи-ли Со-ло-мо-ну во все дни жиз-ни его (). И жи-ли Иуда и Из-ра-иль спо-кой-но, каж-дый под ви-но-град-ни-ком сво-им и под смо-ков-ни-цею сво-ею, от Да-на до Вир-са-вии, во все дни Со-ло-мо-на ().

И дал Бог Со-ло-мо-ну муд-рость и весь-ма ве-ли-кий ра-зум и об-шир-ный ум, как пе-сок на бе-ре-гу мо-ря (). Он был муд-рее всех лю-дей... имя его бы-ло в сла-ве у всех окрест-ных на-ро-дов. И из-рек он три ты-ся-чи прит-чей, и пес-ней его бы-ла ты-ся-ча и пять; и го-во-рил он о де-ре-вах, от кед-ра, что в Ли-ване, до ис-со-па, вы-рас-та-ю-ще-го из сте-ны; го-во-рил и о жи-вот-ных, и о пти-цах, и о пре-смы-ка-ю-щих-ся, и о ры-бах. И при-хо-ди-ли от всех на-ро-дов по-слу-шать муд-ро-сти Со-ло-мо-на, от всех ца-рей зем-ных, ко-то-рые слы-ша-ли о муд-ро-сти его (). По-стро-е-ние хра-ма, пред-при-ня-тое Со-ло-мо-ном, про-дол-жа-лось 7 лет; при этом бы-ло 70 000 че-ло-век но-ся-щих ма-те-ри-а-лы, 80 000 ка-ме-но-сеч-цев, 30 000 ру-бя-щих кед-ро-вый лес в Ти-ре, при-став-ни-ков, смот-рев-ших за ра-бо-та-ми - 3 600 че-ло-век. Ко-гда со-вер-ше-на бы-ла вся ра-бо-та для хра-ма Гос-под-ня, Со-ло-мон при-нес по-свя-щен-ное Да-ви-дом, от-цом его, се-реб-ро и зо-ло-то, и ве-щи от-дал в со-кро-вищ-ни-цы хра-ма Гос-под-ня и со-звал ста-рей-шин Из-ра-иле-вых и всех на-чаль-ни-ков ко-лен, глав по-ко-ле-ний сы-нов Из-ра-иле-вых,... чтобы пе-ре-не-сти ков-чег за-ве-та Гос-под-ня из го-ро-да Да-ви-до-ва ().

И, об-ра-тясь к на-ро-ду и бла-го-сло-вив со-брав-ших-ся из-ра-иль-тян, Со-ло-мон ска-зал: бла-го-сло-вен Гос-подь Бог Из-ра-илев, Ко-то-рый ска-зал Сво-и-ми уста-ми Да-ви-ду, от-цу мо-е-му, и ныне ис-пол-нил ру-кою Сво-ею! Он го-во-рит: с то-го дня, как Я вы-вел на-род Мой, Из-ра-и-ля, из Егип-та, Я не из-брал го-ро-да ни в од-ном из ко-лен Из-ра-иле-вых, чтобы по-стро-ен был дом, в ко-то-ром пре-бы-ва-ло бы имя Мое; но из-брал Иеру-са-лим для пре-бы-ва-ния в нем име-ни Мо-е-го, и из-брал Да-ви-да, чтобы быть ему над на-ро-дом Мо-им, Из-ра-и-лем. У Да-ви-да, от-ца мо-е-го, бы-ло на серд-це по-стро-ить храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва. Но Гос-подь ска-зал Да-ви-ду, от-цу мо-е-му: хо-ро-шо, что у те-бя ле-жит на серд-це по-стро-ить храм име-ни Мо-е-му; од-на-ко не ты по-стро-ишь храм, а сын твой, ис-шед-ший из чресл тво-их, он по-стро-ит храм име-ни Мо-е-му. И ис-пол-нил Гос-подь сло-во Свое, ко-то-рое из-рек. Я всту-пил на ме-сто от-ца мо-е-го Да-ви-да... и по-стро-ил храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва ().

И стал Со-ло-мон пе-ред жерт-вен-ни-ком Гос-под-ним, впе-ре-ди все-го собра-ния Из-ра-иль-тян, и воз-двиг ру-ки свои к небу и ска-зал: Гос-по-ди Бо-же Из-ра-илев! нет по-доб-но-го Те-бе Бо-га на небе-сах ввер-ху и на зем-ле вни-зу! () По-ис-ти-не Бо-гу ли жить на зем-ле? Небо и небо небес не вме-ща-ет Те-бя, тем ме-нее сей храм, ко-то-рый я по-стро-ил име-ни Тво-е-му... Но при-з-ри на мо-лит-ву ра-ба Тво-е-го и на про-ше-ние его! услышь воз-зва-ние и мо-лит-ву, ко-то-рою раб Твой умо-ля-ет Те-бя ныне! Да бу-дут очи Твои от-вер-сты на храм сей день и ночь, на сие ме-сто, о ко-то-ром Ты ска-зал: Мое имя бу-дет там; услышь мо-лит-ву, ко-то-рою бу-дет мо-лить-ся раб Твой на ме-сте сем! () При вся-кой мо-лит-ве при вся-ком про-ше-нии, ка-кое бу-дет от ка-ко-го-ли-бо че-ло-ве-ка во всем на-ро-де Тво-ем, ко-гда они по-чув-ству-ют бед-ствие в серд-це сво-ем и про-струт ру-ки свои к хра-му се-му, Ты услышь с неба, с ме-ста оби-та-ния Тво-е-го, и по-ми-луй; сде-лай и воз-дай каж-до-му по пу-тям его, как Ты усмот-ришь серд-це его, ибо Ты один зна-ешь серд-це всех сы-нов че-ло-ве-че-ских! ().

Ко-гда Со-ло-мон про-из-нес мо-ле-ние и про-ше-ние к Гос-по-ду, то-гда встал с ко-лен от жерт-вен-ни-ка Гос-под-ня, ру-ки же его бы-ли рас-про-стер-ты к небу и, стоя, он бла-го-сло-вил все со-бра-ние Из-ра-иль-тян (). И царь и все Из-ра-иль-тяне с ним при-нес-ли жерт-ву Гос-по-ду ().

И явил-ся Со-ло-мо-ну Гос-подь во вто-рой раз, как явил-ся ему в Га-ва-оне, и ска-зал ему: Я услы-шал мо-лит-ву твою и про-ше-ние твое... Я освя-тил этот храм, ко-то-рый ты по-стро-ил, чтобы пре-бы-вать име-ни Мо-е-му там во-век, и бу-дут очи Мои и серд-це Мое там во все дни (). По окон-ча-нии хра-ма Со-ло-мон воз-двиг сте-ну во-круг Иеру-са-ли-ма и дво-рец для же-ны сво-ей, до-че-ри ца-ря Еги-пет-ско-го, а по-том при-ка-зал устро-ить несколь-ко кре-по-стей.

Бо-гат-ство Со-ло-мо-на бы-ло так ве-ли-ко, что се-реб-ро во дни его не вме-ня-лось ни во что. И сде-лал царь зо-ло-то и се-реб-ро в Иеру-са-ли-ме рав-но-цен-ным про-сто-му кам-ню, а кед-ры, по мно-же-ству их, сде-лал рав-но-цен-ны-ми си-ко-мо-рам, ко-то-рые на низ-ких ме-стах ().

И все ца-ри зем-ли ис-ка-ли ви-деть Со-ло-мо-на, чтобы по-слу-шать муд-ро-сти его, ко-то-рую Бог вло-жил в серд-це его. И каж-дый из них под-но-сил от се-бя в дар со-су-ды се-реб-ря-ные и со-су-ды зо-ло-тые, и одеж-ды, ору-жие и бла-го-во-ния, ко-ней и ло-ша-ков из го-да в год ().

Все ца-ри бы-ли дан-ни-ка-ми Со-ло-мо-на, и да-же ца-ри-ца Сав-ская, услы-шав о сла-ве его во имя Гос-по-да, при-шла ис-пы-тать его за-гад-ка-ми. И при-шла она в Иеру-са-лим с весь-ма боль-шим бо-гат-ством: вер-блю-ды на-вью-че-ны бы-ли бла-го-во-ни-я-ми и ве-ли-ким мно-же-ством зо-ло-та, и дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми, и при-шла к Со-ло-мо-ну и бе-се-до-ва-ла обо всем, что бы-ло у нее на серд-це. И объ-яс-нил ей Со-ло-мон все сло-ва ее ()... И на-шла в Со-ло-моне ца-ри-ца муд-ро-сти и бо-гат-ства еще бо-лее, чем слы-ша-ла о том, и бла-го-сло-ви-ла Гос-по-да, по-ста-вив-ше-го Со-ло-мо-на ца-рем тво-рить суд и прав-ду...

Так бла-го-сло-вил Бог Со-ло-мо-на в то вре-мя, ко-гда он был непо-ро-чен пе-ред Ним, но ко-гда Со-ло-мон, в уго-жде-ние иным же-нам сво-им, по-стро-ил ка-пи-ща для идо-лов, по-чи-та-е-мых ими, то на-влек на се-бя гнев Бо-жий; Бог пре-дал его враж-де про-тив-ни-ков - Аде-ра иду-ме-я-ни-на и Ра-зо-на, быв-ше-го ра-бом ца-ря Сув-ско-го, ко-то-рый, убе-жав от сво-е-го гос-по-ди-на, со-брал шай-ку мя-теж-ни-ков и укре-пил-ся в Да-мас-ке. Оба они по-сто-ян-но тре-во-жи-ли иуде-ев сво-и-ми на-бе-га-ми. Осо-бен-но бес-по-ко-и-ло Со-ло-мо-на то, что про-рок Ахия пред-ска-зал под-дан-но-му его - Иеро-во-аму (Еф-рем-ля-ни-ну из Ца-ре-ды), что он ис-торгнет цар-ство из ру-ки Со-ло-мо-но-вой и что даст-ся ему власть над 10-ю ко-ле-на-ми из-ра-иль-ски-ми... Со-ло-мон ис-кал то-гда умерт-вить Иеро-воама, но Иеро-во-ам спас-ся бег-ством в Еги-пет, где и жил до смер-ти Со-ло-мо-на. Впро-чем, не пре-был без рас-ка-я-ния, и не за-тми-лась ис-ти-на в ду-ше Со-ло-мо-на. О со-кру-ше-нии ду-ха его и о со-зна-нии прав-ды и еди-но-го на по-тре-бу сви-де-тель-ству-ют сло-ва его в «Эк-кле-зи-а-сте»: Су-е-та су-ет - все су-е-та! ().

Вы-слу-ша-ем сущ-ность все-го: бой-ся Бо-га и за-по-ве-ди Его со-блю-дай, по-то-му что в этом все для че-ло-ве-ка ()...

Всех книг Со-ло-мон на-пи-сал че-ты-ре: Прит-чи, Пре-муд-рость, Эк-кле-зи-аст и Песнь Пес-ней.

Вре-ме-ни цар-ство-ва-ния Со-ло-мо-на в Иеру-са-ли-ме над всем Из-ра-и-лем бы-ло со-рок лет. И по-чил Со-ло-мон с от-ца-ми сво-и-ми, и по-гре-бен был в го-ро-де Да-ви-да, от-ца сво-е-го, и во-ца-рил-ся вме-сто него сын его Ро-во-ам () (от ко-то-ро-го - во ис-пол-не-ние про-ро-че-ства Ахии - при са-мом вос-ше-ствии его на пре-стол от-ло-жи-лись 10 ко-лен Из-ра-иле-вых).

Определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9 -10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).

Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32 -40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6 -16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1 -9).

Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии . Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу - девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, - надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар - сослан в Анафоф ; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12 -35).

В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник - Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер - исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.

Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, "народ ещё приносил жертвы на высотах" (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон , где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: "Проси, что дать тебе" (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя "отроком малым" перед величием народа Божия, и попросил себе "сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что - добро и что - зло" (3 Цар. 3, 7 -9). Также просил он "премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить" (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:

"сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; [...] и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои " (3 Цар. 3, 11 -14).

Мудрость Соломона

Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая - подлинная мать - взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди "стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд" (3 Цар. 3, 16 -28).

Мудрость Соломона была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян [...] и имя его было в славе у всех окрестных народов" (3 Цар 4, 30 -31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24 -25). Ярким примером указывается царица Савская - т. е. правительница отдалённого Сабейского царства , которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1 -3; 2 Пар 9, 1 -12).

Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания .

Расцвет царства Соломонова

Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1 -7). Всё государство, за исключением удела Иуды , было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7 -19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14 ; 9, 25).

Израильтяне при Соломоне, "многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились" (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры - к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.

Царь-строитель

Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме . Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта , на четвертом году своего царствования (3 Цар 6, 1), Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек. Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм (3 Цар 7, 51 ; 8, 1). Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы (3 Цар. 8, 54 -55, 62). Господь принял и освятил новый храм.

По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет (3 Цар 7, 1). Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки - дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (3 Цар 9, 17 -19; 2 Пар 8, 2 -6). Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота - части этой градостроительной программы налицо в Гацоре , Мегиддо , Бефсамисе , Тель-Бет-Мирсиме , Газере . Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.

Закат Соломонова царства

Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1 -9; 2 Пар 7, 11 -22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц - кроме царевны-египтянки , среди них были моавитянки , аммонитянки , идумеянки , сидонянки и хеттеянки , - и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам - Астарте , Милхому , Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1 -10).

Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11 -13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29 -39).

Против Соломона поднялись не только внешние враги - Адер и Разон , но и внутренний - Иеровоам . Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет . Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли "жестокой работой" и "тяжким игом" (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена . Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского , "не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона " . Тема суетности мирской жизни и сознание "единого на потребу" выступают эпитафией мудрого царя:

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. (Еккл 12, 13)

С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий , хотя и величает Соломона "премудрым", говорит что царь "умер в грехах " .

Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет, и был погребён на Сионе (3 Цар 11, 42 -43). Престол перешёл было к его сыну Ровоаму , но тут вернулся Иеровоам и возглавил успешное восстание 10 колен против Иуды. Так суд Божий над домом Давида и еврейским народом выразился в разделении царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное) , которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.

Кончину Соломона и разделение единого царства обычно относят к периоду между и приблизительно годом до н.э. Так как Священное Писание указывает продолжительность его царствования - 40 лет, воцарение соответственно датируют - годами. О продолжительности жизни Соломона мнения расходятся куда сильнее. В итоге авторы значительных исследований о Соломоне представляют различные версии датировки. Например, Каплинский датирует рождение годом, воцарение - годом, а кончину и раздел царства - годом до н.э. . Дубнов считает что Соломон прожил 64 года . Версия о воцарении Соломона в двенадцатилетнем возрасте встречается у армянского историка Моисея Хоренского . Особняком стоит древний историк Иосиф Флавий , утверждающий, что Соломон прожил 90 лет, из которых 80 лет правил .

Память

Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём "мира", является прообразом Христа - великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия . Его прославленная мудрость - главный дар, испрошенный Соломоном у Бога - открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:

Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. (Сир 47, 16 -19)

Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне - в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон , гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи , Премудрость , Екклесиаст и Песнь Песней . Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) - таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона . Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он "больше Соломона" (Мф. 12, 42 ; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из" полевых лилий (Мф. 6, 29).

Новозаветная Церковь , по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:

"Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него [...] Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога " (вторник, песнь 7).

Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон - всего единожды: "Адама восхвалим, Авеля , Сифа [...] Давида и Соломона " (светилен).

Образование иконографической традиции первоначально прослеживается в книжной миниатюре, а приблизительно с века - во многочисленных иконах, фресках и мозаиках. Как правило, Соломон предстаёт молодым и безбородым, со стройной фигурой; на нем царские одежды, а на голове венец. Атрибутом в руках Соломона обыкновенно является свиток с пророческой или учительной надписью - часто: "Слыши, сыне, наказание отца твоего" (Притч 1, 8); "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Притч 9, 1). Реже в руку царя помещается также небольшой "макет" построенного им храма. Самые распространённые типы изображения царя Соломона - в пророческом чине иконостасов и на иконах Сошествия во ад . Часто он изображается близ своего отца, святого Давида Псалмопевца - так, на иконах Сошествия во ад взор Соломона традиционно обращён к Давиду; в миниатюре распространено изображение юного музицирующего Соломона по правую руку от Давида, составляющего

В Священном писании существует один библейский персонаж, который окутан целым шлейфом мифов и легенд. Его образ считается неотъемлемым для иудейской, христианской и исламской религий, а его мудрость и справедливость воспевались целыми поколениями литераторов и поэтов. По библейским источникам он выступает в качестве мудрейшего из людей, справедливого судьи, умевшего найти оригинальное решение в самых необыкновенных ситуациях. Этому человеку приписывались и фантастические качества, как то: власть над джиннами, понимание языка зверей.

И хотя ряд историков отрицает его физическое существование, мотивируя это тем, что он и его деяния описываются только в библейских источниках, но в культуре разных народов он упоминается как реальный человек со всеми своими достоинствами и недостатками. Картинки из его жизни и деяний часто изображались на витражах средневековых храмов, миниатюрах византийских рукописей, живописных полотнах художников и в многочисленных произведениях литераторов. А словосочетание «Соломоново решение» уже множество веков существует как крылатое выражение. Да, речь идет о Соломоне, третьем царе Израиля.

Шломо, Соломон, Сулейман – это имя известно практически каждому образованному человеку независимо от его возраста и отношения к религии. Насчет его биографии специалисты спорят до сих пор, однако общепринятой версией считается то, что он был одним из младших сыновей царя Давида, бывшего простого воина, служившего царю Сеулу и прославившегося фантастической победой над Голиафом. После того как этот смелый и находчивый боец сменил на троне Израиля царя Сеула, он стал активно развивать родное государство. Однако, как любой властитель, Давид совершал и ошибки. Одной из них стал грех прелюбодеяния, которое он совершил с Вирсавией, женой одного из своих подчиненных, впоследствии отправленного на верную гибель.

Прекрасная женщина стала женой Давида, и от этого брака в 1011 году до н. э. появился на свет мальчик, которому счастливые родители дали имя Шломо, в буквальном переводе с иврита звучащее как «мир». Правда, грех, совершенный Давидом, не прошел ему даром: у него появились могущественные недоброжелатели, одним из которых стал Нафан, входящий в сонм пророков, авторов Книги Царств. Его проклятие еще долго преследовало Давида, которому долго пришлось вымаливать прощения Всевышнего. Непредсказуемость действий Давида сказалась и на принципе престолонаследия. Имея полноценного преемника на трон старшего сына Адония, он решил отдать царство самому младшему – Соломону.

Этот шаг спровоцировал в стране сильнейший кризис, едва не закончившийся полноценной войной. Адония даже успел сформировать специальный отряд телохранителей, однако в армии и в церковной среде он не получил желаемой поддержки. Неудачному наследнику пришлось искать убежище в Скинии, а его ближайшие соратники были схвачены и подвергнуты наказанию в виде казни или ссылки. Сам Адония был помилован Соломоном, однако это лишь ненадолго продлило его земное существование. Решив жениться на Ависаге Сунамитянке, прислужнице царя Давида, он переступил черту дозволенного, и был казнен.

После того как династический конкурент был устранен, Соломон стал единоличным властителем Израиля. Он был наделен недюжинной мудростью, не принимал военное решение конфликтов, поэтому в числе первых своих действий как полноправного царя совершил сближение с Египтом. Несмотря на скандальный уход евреев из этой страны, это государство было сильно и обладало огромными богатствами. Такие страны лучше иметь, пусть не в союзниках, но в друзьях, поэтому Соломон предложил правящему тогда в Египте фараону Шешонку I отдать ему в жены свою дочь. Вместе с нильской красавицей он в качестве приданого получил город Тель-Гезер, а также возможность брать плату за прохождение торговых караванов по Царской дороге Via Regia, которая тянулась из Египта до Дамаска.

Вторым направлением дружественной дипломатии стало Финикийское царство. Наладив связи с его правителем Хирамом I Великим, который пообещал поставить в Израиль необходимые строительные материалы, он смог начать грандиозное возведение храма. В качестве оплаты за кипарис, золото и работников Финикия получала из Израиля пшеницу и оливковое масло. Кроме того, финикийцам отошла часть израильских южных земель.

О недюжинных умственных способностях Соломона говорит легенда о его общении с правительницей Сабеи царицей Савской. Грамотная и мудрая женщина приехала в Израиль, чтобы проверить Соломона рядом загадок. Царь Израильский с честью выдержал это испытание, за что гостья подарила мудрому правителю огромное количество золота, драгоценных камней и благовоний. Современники утверждали, что после этого визита Израиль стал процветающим и богатым.

Интересно, что как яркий политик Соломон отвергал силовые решения конфликтов. Собственно от него и пошло, что степень вины, а также размер наказания виновного должен определять судья – человек абсолютно независимый от любой из сторон конфликта. Считается, что Соломон стал первым таким судьей, а как пример его работы на данном поприще приводится случай с двумя женщинами, делившими одного ребенка. Видя, что обе матери настаивают, что младенец принадлежит только им, Соломон принял совершенно нетривиальное решение. Он приказал слугам принести меч, которым собрался перерубить несчастного младенца на две части, чтобы каждая из женщин получила свою часть ребенка. По реакции просительниц на столь жестокое решение он смог выяснить, кто из них настоящая мать, а кто самозванка.

Конечно же, царская жизнь не отличалась спокойствием. Но Соломону сохранять самообладание согласно легенде помогало волшебное кольцо. Эта вещица, полученная от придворного философа, давала возможность царю находить спасение от различных страстей. С наружной стороны на перстне была выгравирована надпись: «Все проходит», а внутри ее продолжение: «Пройдет и это». Глядя на эти надписи, царь усмирял свой гнев, успокаивался, после чего находил остроумное решение самых запутанных дел.

Соломону приписывается еще и такое нововведение. Согласно древним легендам некогда нашу планету постигло страшное наводнение, погубившее мощную цивилизацию Атлантиду. Выжившие люди образовали новое общество, а от старого же остались лишь древние артефакты, в числе которых были вещи, имевшие технологическое предназначение. Среди руководителей вновь появившихся стран такие находки ценились очень высоко, ведь они давали преимущество перед конкурентами. Все знания такого рода исключительно путем устной передачи, чтобы важнейшая информация не ушла к враждебно настроенным соседям.

Соломон первым отошел от этой практики. Он начал фиксировать эзотерические знания в письменном виде. Среди приписываемых ему трактатов числятся «Ключи Соломона», в одном из разделов которых есть упоминание о 72 демонах. Современная наука считает это зашифрованными знаниями о количестве человеческих гормонов. Данные труды для удобства чтения информации были дополнены большим количеством схем и знаков. Значительная часть этих рисунков используется в эзотерике до настоящего времени. Помимо «Ключей Соломона» его авторство приписывается также «Книгам Екклесиаста», «Песне песней» и «Книге Притчей».

К сожалению, даже мудрым представителям власти трудно удержаться от соблазнов. Соломона, как и его царство, которое он строил долгие годы, погубило любвеобилие. Легенды говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Одна из жен, которую царь очень сильно любил, была чужестранкой. Умная женщина смогла уговорить Соломона построить языческий алтарь. Его возведение поссорило Соломона с Всевышним, который пообещал лично самонадеянному правителю и его стране наслать различные несчастья. Так и произошло. От многочисленных строительных проектов опустела царская казна, на окраинах начались волнения в среде эдомитян и арамитян, а сам Соломон умер в 52-летнем возрасте, наблюдая за сооружением злополучного алтаря. В дальнейшем предсказание Всевышнего сбылось: древний Израиль раскололся. И хотя у иудеев еще были взлеты в развитии, но достичь процветания времен Соломона древние евреи не смогли.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о тех, кто носил имя Соломон в Библии.

Кто такой царь Соломон в Библии?

Соломон (по-еврейски его имя звучит «Шломо» и означает «мирный», «богатый миром») – знаменитый израильский царь (примерно 1015-975 г.г. до Р.Х).
О нем можно прочитать в Третьей Книге Царств, Первой и Второй книгах Паралипоменон (все входят в состав Ветхого Завета).

Его родители – израильский царь Давид (знаменитый автор псалмов) и Вирсавия (изначально жена Урии, одного из подданных Давида). Наставник Соломона – пророк Нафан.
В самом начале царствования Соломон принес большую жертву и увидел во сне Бога, который предложил ему просить что угодно. Царь попросил разума, чтобы уметь судить и управлять. За это Бог дал ему не только разум, но «и богатство, и славу» (3 Цар 3:12-15).

Самое первое проявление мудрости – разрешение спора между двумя женщинами (3 Цар 3:16-27). Они были блудницы жили в одном доме и почти одновременно родили детей. Ночью один из младенцев умер, и одна из женщин поменяла детей. Наутро она отрицала факт подмены, и женщины пришли к царю. Соломон велел рассечь мечом пополам живого младенца и отдать каждой по половине. Одна из женщин согласилась на это, а вторая сказала – нет, отдайте ребенка, только не убивайте. Так стало ясно, что именно она – мать живого младенца, а первая действительно поменяла детей.

Соломон был женат на дочери египетского царя, а также имел множество наложниц, в том числе чужестранок, которым разрешил поклоняться своим богам. В наказание за это Бог воздвигал против царя мятежников, а над самим Соломоном был произнесен суд о том, что после его смерти царство разделится, а его сын (Ровоам) будет царствовать только над его малой частью (3Цар 11:9 и далее).

Для управления делами Соломон разделил Израильское царство на 12 областей (независимо от деления на колена), для защиты от врагов составил многочисленное войско с колесницами и всадниками и основал города-гарнизоны для запасов. Он посылал корабли в дальние экспедиции и показывал народу диковины, которые привозили из разных стран. Всех царей Соломон превосходил богатством и мудростью (3 Цар 10:23).
Две знаменитые постройки Соломона – храм, который воздвигался семь лет, после чего был освящен перенесением в него ковчега завета, обильным жертвоприношением и торжественной молитвой царя (3 Цар 8:1) и дворец, который строился на протяжении тринадцати лет и поражал многочисленностью построек и роскошью. Обратная сторона этой роскоши – тяжелые подати, которые царь возложил на Израиль.

После 40-летнего царствования над всем Израилем Соломон «почил с отцами своими» и был погребен в городе Давидовом (3 Цар 11:43), то есть в Вифлееме.

Судя по заголовку 126 псалма, Соломон – его автор. Он также составил значительно число притчей в книге Притчей Соломоновых и традиционно считается автором книг Екклезиаста и Песни Песней (Все входят в состав Ветхого завета).
Соломонов притвор, о котором говорится в Новом завете (Ин 10:23, Деян 3:11 и 5:12) – восточная часть колоннады, которая окружала Иерусалимский храм.