Синтаксический разбор предложения онлайн. Синтаксический разбор сложного предложения

§ 1 Алгоритм синтаксического разбора простого предложения

Синтаксический разбор простого предложения - это анализ строения предложения и определение отношений между его компонентами. Синтаксический разбор простого односоставного предложения проводится в определенной последовательности.

Во-первых, определить тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

Во-вторых, определить тип предложения по эмоционально-экспрессивной окраске, интонации: невосклицательное, восклицательное.

В-третьих, найти грамматическую основу. Если грамматическая основа одна - указать, что предложение простое.

В-четвертых, дать характеристику по наличию главных членов: двусоставное или односоставное. Далее определить вид односоставного предложения: если главный член - сказуемое, то определённо-личное, неопределённо-личное или безличное, если главный член - подлежащее, то назывное. Указать, какой частью речи выражен главный член предложения.

В-пятых, указать тип предложения по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое. Подчеркнуть каждый второстепенный член предложения и указать, какой частью речи он выражен.

В-шестых, определить полное предложение или неполное.

И в заключение составить схему предложения, в которой отразить его структуру и расставить знаки препинания.

§ 2 Примеры синтаксического разбора

Выполним синтаксический разбор предложения:

Затем определяем вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске, интонации: данное предложение невосклицательное.

Затем находим грамматическую основу предложения:

подлежащего в предложении нет, сказуемое посадили выражено глаголом в форме прошедшего времени множественного числа. Грамматическая основа в предложении одна, значит предложение простое. Делаем вывод о том, что это предложение односоставное, неопределенно-личное, так как лицо, производящее действие, не определяется.

Кроме главных членов в предложении есть и второстепенные члены, значит, оно распространенное. Определяем каждый член предложения и указываем, какой частью речи этот член предложения выражен. Посадили что? Деревья это дополнение, выраженное именем существительным. Посадили где? В парке - это обстоятельство, выраженное именем существительным с предлогом. Посадили когда? Давно - это обстоятельство, выраженное наречием. В парке каком? Этом - это определение, выраженное местоимением.

В предложении данном предложении имеются все члены предложения, необходимые для понимания его смысла, поэтому предложение полное.

Таким образом, характеристика предложения «Деревья в этом парке посадили давно» будет такой: это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределенно-личное, распространенное, полное.

Выполним синтаксический разбор еще одного предложения:

Сначала определяем, какое это предложение по цели высказывания: в предложении сообщается о событии, следовательно, оно повествовательное.

Затем определяем вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: данное предложение восклицательное.

Затем находим грамматическую основу предложения: в предложении говорится о весне Что? весна это подлежащее, выраженное именем существительным в именительном падеже. Сказуемого нет. Грамматическая основа в предложении одна, значит предложение простое.

Делаем вывод о том, что это предложение односоставное, назывное, так как в нем говорится о явлении, которое существует.

Кроме главных членов в предложении нет второстепенных членов, значит, оно нераспространенное.

В предложении Весна! имеются все члены предложения, необходимые для понимания его смысла, поэтому предложение полное.

Таким образом, характеристика предложения Весна! будет такой: это предложение повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, нераспространенное, полное.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013
  2. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.: Просвещение, 2010
  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение - это слово или группа слов, которые связаны по смыслу, от одного слова к другому можно поставить вопрос. Предложение выражает законченную мысль.

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.

По цели высказывания предложения бывают : повествовательные, вопросительные. побудительные.

Повествовательное предложение - это предложение, в котором о чём-то сообщают (повествуют).

Вопросительное предложение - это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Побудительное предложение - это предложение, в котором побуждают к действию, советуют или просят что-то сделать.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное предложение - это предложение, которое произносится с сильным чувством. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

Невосклицательное предложение - это предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. В конце невосклицательного предложения ставится точка (.) или вопросительный знак (?).

В предложении есть главные и второстепенные члены.

Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.

Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называет то, что совершает предмет. Сказуемое отвечает на один из вопросов: что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделает? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Члены предложения

Главные

Примеры Информация
Подлежащее - главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое - либо состояние, обладает определённым признаком.
Отвечает на вопросы:
Кто? Что?
Сказуемое - главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Отвечает на вопросы:
Что делает? Каков? Что такое? Кто такой?

Подлежащее и сказуемое - основа предложения.

Второстепенные

Примеры Информация
Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет.

Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:
Какой? Чей?

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.

Отвечает на вопросы:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?

Предложения

1. Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль.
3. Виды предложений по количеству грамматических основ Простые - одна основа, сложные - две или более грамматических основ.
4. Виды предложений по цели высказывания Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию).
5. Виды предложений по интонации Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное.
6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы).
7. Виды предложений по усложненности Могут быть осложнены обращениями, однородными членами

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

План синтаксического разбора предложения

1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

4. Распространенное или нераспространенное.

5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

Образец синтаксического разбора предложения

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Это предложение сложное, первая часть:

(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

вторая часть:

(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

Пример синтаксического разбора предложения

Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.

Это предложение простое.

(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.

Зимний пейзаж

Лирический пейзаж

Пейзажная зарисовка

Поднял на ходу

Подбежал в попыхах

  1. Составить предложения

Художник И.Шишкин обладал удивительным даром находить в природе чудесные пейзажные картины.3

  1. Работа с доской. (слайд 5)

Шишкин. Это Россия с

ног до головы. Он прекрасно

Мартирос Сарьян

  1. Тренировочное упражнение. (слайд 8)
  1. Фронтальный опрос

1 группа - Определённо-личные предложения

3 группа - Обобщенно - личные предложения

5 группа - Назывные предложения

3.По улицам слона водили - обобщенно-личное предложение?

3.В предложении:

И чувства нет в твоих очах,

и правды нет в твоих речах,

и нет души в тебе

(Ф. Тютчев.)

Слово нет - сказуемое?

  1. Работа с учебником стр 79-100
  2. Употребление односоставных предложений в речи

1-я группа. Определенно-личные предложения.

2-я группа. Неопределенно-личные предложения.

3-я группа. Обобщенно-личные предложения.

4-я группа. Безличные предложения.

5-я группа. Назывные предложения.

Добрый день! Счастливый путь!

  1. Самостоятельная работа (слайд 13)
  • Доказать что это текс
  • Озаглавить текст
  • Сравнить с эпиграфом
  • Найдите сложное предложение
  • Объясните знаки препинания
  • Провести морфемный разбор
  1. Тестовая работа.
  2. Итог урока, подведение итогов конкурса. (слайд 14)
  3. Домашнее задание. (слайд 15)

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор односоставных предложений. Систематизация и обобщение изученного по теме: " Односоставные предложения" »

Тема урока . Синтаксический разбор односоставного предложения. Систематизация и обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения».

Цель урока. Познакомить учащихся с синтаксическим разбором односоставных предложений. Систематизировать ранее изученный материал. Обобщить все полученные знания по данной теме. Развивать речь учащихся, прививая чуство прекрасного к родной земле и родной природе.(слайд 2)

Ход урока.

    Организационный момент

    Сообщение темы урока. (слайд 1)

    Орфоэпическая работа. Расставить ударения. (слайд 3)

Тефтели, черпая, диалог, документ, банты, досуг, каталог, красивее, начать.

    Словарная работа (слайд 4)

Впопыхах

    Определить значение слов

    Составить словосочетания

Зимний пейзаж

Лирический пейзаж

Пейзажная зарисовка

Поднял на ходу

Подбежал в попыхах

    Разобрать словосочетания, указать вид связи

    Составить предложения

Художник И.Шишкин обладал удивительным даром находить в природе чудесные пейзажные картины. 3

    Работа с доской. (слайд 5)

Шишкин. Это Россия с

ног до головы. Он прекрасно

воспринимает свою природу, своё

солнце, свой воздух, свое пространство.

Мартирос Сарьян

    Тренировочное упражнение. (слайд 8)

    Фронтальный опрос

    Какие предложения по наличию главных членов предложения вы знаете?

    Что значит «Односоставные предложения»?

    Какие виды односоставных предложений вы знаете?

    Из представленных на экране предложений выбираем односоставные и записываем.

    Работа в группах. (Представлено 5 групп, каждая выбирает себе название) (слайд 9)

    Коллективная работа по карточкам

1 группа – Определённо-личные предложения

2 группа - Неопределённо- личные предложения

3 группа – Обобщенно – личные предложения

4 группа - Безличные предложения

5 группа – Назывные предложения

Каждая группа рассказывает о своём предложении

Блиц-опрос

Отвечает каждый участник творческой группы. Ответ: "да" - "нет".

1-я группа. Определенно-личные предложения.

1.Определенно-личное - двусоставное предложение?

2.Главный член определенно-личного предложения в форме сказуемого 1 или 2-го лица?

3.Люблю грозу в начале мая - определенно-личное предложение?

2-я группа. Неопределенно-личные предложения.

1.Это односоставные предложения?

2.В них можно восстановить подлежащее? Нужно ли?

3.Могут ли в них быть подлежащими местоимения 1-го, 2-го лица?

3-я группа. Обобщенно-личные предложения.

1.Обощенно-личное предложение указывает на то, что действие производится любым лицом, всеми?

2.Обобщенно-личные предложения чаще используются в устной речи в виде пословиц?

3.По улицам слона водили – обобщенно-личное предложение?

4-я группа. Безличные предложения.

1.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?

2.Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?

3.В предложении:

И чувства нет в твоих очах,

и правды нет в твоих речах,

и нет души в тебе

(Ф. Тютчев.)

Слово нет - сказуемое?

5-я группа. Назывные предложения.

1.Может ли назывное предложение быть нераспространенным?

2.Имеют только один главный член подлежащее?

3.Зима. Крестьянин торжествуя. Оно назывное?

  1. Суха теория, мой друг. Работа с текстом (слайд 10)

Выписать односоставные предложения, вставить орфограммы.

Зимний лес. Вокруг ни души. Тишина. Торжественно и чуткое безмолвие. По обоим сторонам тропинки сосны. Впереди деревья, поваленные бурей. На некоторых из них ветки, укутанные снегом. Вдали вижу длинные, обледеневшие косы берёз, спускающиеся чуть ли не до самой земли. Глубок снег. Иней похож на кружево. Красиво! Даже дух захватывает.

    Синтаксический разбор односоставного предложения. (слайд 12)

    Работа с учебником стр 79-100

    Употребление односоставных предложений в речи

Каждая группа представляет индивидуальные задания. Употребление односоставных предложений в речи Различные виды односоставных предложений имеют определенное отношение к той или иной сфере общения. Расскажите об этом.

1-я группа. Определенно-личные предложения.

Очень часто употребляются в художественной литературе, разговорной речи. Сфера употребления обширна. Особенно часто местоимения опускаются в стихах, т.к. личное местоимение не прибавляет нового смысла, но делает текст громоздким

Пять лет пронеслось: все тоскую по Вас. (Лермонтов)

Употребление их в речи делает ее живой, непринужденной, динамичной.

2-я группа. Неопределенно-личные предложения.

Сфера употребления более узкая. Почти не встречается в научных трудах, в деловых документах, т.к. язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой неясности. В разговорной речи употребляются, когда не хотят называть действующее лицо.

3-я группа. Обобщенно-личные предложения.

Свойственны народной речи, выражают суждение общего характера:

Смотришь - и глазам своим не веришь.

4-я группа. Безличные предложения.

Безличные предложения, обозначающие явления природы (темнеет, вечереет), состояние человека (нездоровится, меня что-то гнетет), используются преимущественно в разговорной речи.

5-я группа. Назывные предложения.

Чаще всего употребляются в художественной речи, публицистической. Находятся в начале текста, составляют цепочку, рисуют обстановку, в которой происходят события:

Какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханное поле.

Могут выражать приказ, приветствие.

Добрый день! Счастливый путь!

    Самостоятельная работа (слайд 13)

Заботливой хозяйкой пришла зима в наши леса. Вот холм у опушки. С него шаловливый ветер взял да сдул белую шапку. Нужно её надеть.

В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима ели и сосны, до самых бровей нахлобучила белоснежные шапки, даже о веточках не забыла. Им связала пуховые варежки.

И рябине подарила белую шаль. Из-под неё словно гроздья ягод, словно красные серьги виднеются.

Стоишь смотришь вокруг и замираешь от этого чуда.

    Доказать что это текс

    Определить его тему, тип речи, стиль текста

    Озаглавить текст

    Сравнить с эпиграфом

    Найдите виды односоставных предложений

    Найдите сложное предложение

    Объясните знаки препинания

    Провести морфологический разбор

    Провести морфемный разбор

    Тестовая работа.

    Итог урока, подведение итогов конкурса. (слайд 14)

    Домашнее задание. (слайд 15)

Написать сочинение на тему: «Зимнее утро в лесу» (опираясь на картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»