Препубертатный период у девочек психология. Половое созревание. Парапубертатный период. Препубертатный период. Пубертатный период. Смотреть что такое "Препубертатный период" в других словарях

Как бы много ни воображал о себе человек, а все-таки он - существо биологическое, и в этом смысле мало чем отличается от остальных млекопитающих. Родиться, повзрослеть, стать самостоятельной единицей популяции, обеспечить выживание вида - вот, собственно, и весь набор функций каждого живого организма на этой планете.

Гормональное меню: эстрогены и андрогены

О продолжении человеческого рода природа заботится по-своему. Как раз в рамках этого мероприятия каждый из нас и переживает так называемый пубертатный возраст - период полового созревания.

В норме его течение определяется генетикой и крайне мало зависит от пожеланий и предпочтений хозяина. Первичные половые признаки формируются еще в утробе матери, и в дальнейшем богатства выбора не предвидится.

Гормоны вырабатываются, преобразуются и используются человеческим организмом постоянно. Пубертатный возраст - время, когда в теле молодого человека происходит самая настоящая «эндокринная революция». Количество гормонов вырабатывается колоссальное, каждый из них регулирует тот или иной процесс, они накладываются друг на друга, приводя порой к забавным эффектам, которые многие подростки находят трагичными, хотя они нормальны и объяснимы с физиологической точки зрения.

Когда начнется взросление

Дети сильно меняются в пубертатный период. Возраст его начала в среднем определен: 11-12 лет для девочек и 12-13 для мальчиков. В принципе, будущие дамы уже в десять с половиной начинают ощущать действие половых гормонов. Благодаря этому девочки в это время развиваются быстрее и свысока глядят на одноклассников, которые уступают им и в росте, и во «взрослости» увлечений.

Мальчишки в среднем «пробуждаются» позже и развиваются дольше: если юные леди к семнадцати полностью сформированы, то ребята завершат свое развитие только к 20-23 годам.

Если учесть, что рост организма прекращается, когда заканчивается пубертатный возраст, легко объяснить, что мужчины гораздо крупнее: они просто дольше растут.

Гормоны-виновники

На самом деле, конечно, дело не только в этом. Изменения в организме девочек и юношей диктуют разные вещества. Для представительниц слабой половины человечества характерны эстрогены, которые не напрасно называют «женскими» гормонами: под их воздействием растет грудь, матка, совершенствуются слизистые оболочки, яичники, фаллопиевы трубы.

Именно они «лепят» фигуру Мэрилин Монро, которая считается эталоном девичьей привлекательности: широкие бедра и грудь, узкая гибкая талия. Женский организм начинает бережнее относиться к жировой ткани, «откладывая» ее в нужных местах: плечи, низ живота, ягодицы.

За развитие мальчишек отвечают андрогены (в том числе всем известный тестостерон). Они провоцируют стремительное развитие половых органов, рост скелета и мышечной массы, а также повышенное выделение кожного жира, что часто приводит к появлению столь досаждающих юным особам прыщей.

Необходимо иметь в виду, что преобладание женских гормонов в организме девочки не означает отсутствия в нем мужских (и наоборот). Именно андрогены «виновны» в том, что на теле юношей и девушек появляются волосы.

Оволосение по мужскому типу называют ромбовидным - волоски, заняв лобок, карабкаются вверх по животу, формируя ромб. Для женщин характерна резкая граница между растительностью и животом. Повышенная девичья «лохматость» может свидетельствовать о переизбытке мужских гормонов и является поводом для обращения к эндокринологу.

Несуразный внешний вид, угловатость и неуклюжесть подростков - явление нормальное и обусловлено физиологическими процессами в их организме. В этот период очень важно правильно питаться и разумно подходить к физическим нагрузкам, поскольку дисбаланс в формировании органов может привести к проблемам в будущем.

Рост различных тканей происходит неравномерно. Сначала растут кости, потом - мышцы, затем - сосуды и нервные волокна. Части тела тоже развиваются не так чтобы гармонично: начинают активно удлиняться ступни и кисти рук, вслед за ними - собственно, конечности, меняется лицо, и в последнюю очередь - туловище.

Из чего сделаны мальчики?

Еще один «подарок» полового созревания - «ломающийся» голос. У девочек это проходит безболезненно: их гортань меняется несущественно. То ли дело пубертатный возраст у мальчиков: формирование кадыка и стремительный рост голосовых связок приводят к тому, что юноша то начинает басить не хуже Шаляпина, то срывается на забавный дискант. Подобные предательства собственного тела могут лишить молодого человека уверенности в себе, тем более что это далеко не все неприятности.

Андрогены занимаются физиологическими изменениями, которые влияют и на психику. Когда мальчику исполняется 12 лет (средний возраст начала пубертатного периода у юношей), сначала увеличиваются яички и начинает постепенно расти половой член (темпы сугубо индивидуальны, поэтому начинать «мериться» в юном возрасте не стоит).

Эротическая составляющая

Юноша начинает гораздо больше интересоваться противоположным полом - но не по велению души, а под влиянием физиологии. У него возникают самопроизвольные эрекции, часто в совершенно неподходящий момент. По ночам молодой человек наслаждается эротическими видениями, а поутру находит на простыне пятна - это абсолютно нормальное явление называется поллюциями.

Половые органы активно готовятся к производству и «выбросу» сперматозоидов. Они нуждаются в тренировке, поэтому заставляют хозяина занять в этом отношении самую активную жизненную позицию.

Юноши начинают мастурбировать (в разумных пределах это абсолютно безвредно), а иногда и находят себе первую партнершу (или партнерш). Как правило, это дамы постарше: ровесницы пока мало интересуются такими вещами, их физиология ни к чему подобному не принуждает, хотя пубертатный возраст у девочек тоже сопряжен с массой изменений.

Особенности взросления девочек

Для начала под влиянием гормона пролактина (его выделяет гипофиз - крошечная железа размером с лесной орех, расположенная в головном мозге) начинает расти грудь. Иногда этот процесс вызывает болезненные ощущения, но в подавляющем большинстве случаев поначалу практически незаметен.

На теле появляются волоски, активно формируется слизистая (из влагалища могут появиться прозрачные выделения), начинаются менструации. Женский гормональный фон, в отличие от мужского, цикличен. На протяжении месячного цикла женским организмом управляют разные гормоны, и каждый из них, если можно так выразиться, «тянет одеяло на себя». Благодаря этому представительницы прекрасного пола более склонны к перемене настроения, повышенной эмоциональности и даже истерии.

В самом начале полового созревания девочки это еще дети. Пубертатный возраст не означает готовности к репродукции. В первые полгода-год со времени появления менструации яйцеклетка может даже не выделяться (вообще или в части случаев).

Состояние остальных органов - внутренней мускулатуры, опорно-двигательного аппарата и т. д. тоже совершенно не готово к вынашиванию малыша. Тем не менее, вероятность беременности есть, поэтому раннее начало половой жизни (особенно безграмотное и безответственное) крайне нежелательно.

Половое и личностное созревание

Психологи постоянно настаивают на необходимости различать психологическое взросление и пубертатный возраст: возрастной кризис, сопровождающий подростков в это время, имеет не только физиологическую, но и психическую природу, обусловлен множеством факторов - и далеко не все они относятся к половому созреванию.

В это время человек формируется не только как биологическая единица, но и как личность.

Кроме вторичных и первичных половых признаков совершенствуется еще и мозг - в это время дети становятся способными более полно и многомерно воспринимать окружающий мир, перерабатывать полученную информацию и т. д. В процессе учебы гормональные изменения - только помеха. Они отвлекают от книги, принуждают к совершенно непродуктивным занятиям вроде гоготания на лавочке вместо подготовки уроков или вздохам по разнообразным «предметам страсти», которыми могут быть как далекие голливудские актеры, так и недоступная красотка (красавчик) из параллельного класса.

Психология подростков

Для чутких родителей и опытных педагогов начавшийся пубертатный кризис подросткового возраста не останется незамеченным. В это время молодому поколению бывает трудно сосредоточиться. Девицы витают в облаках, юноши проявляют чрезмерную активность, граничащую с агрессивностью.

Подобное поведение, разумеется, раздражает окружающих, даже самых близких. В это время авторитет какой-нибудь «вертихвостки» в разы превышает влияние родителей. К этому моменту нужно готовиться заранее, зарабатывая «висты» у своего любимого чада.

Опытные родители утверждают, что критический возраст, до которого должны успеть «предки» девочек - это 10 лет, мальчиков - 12.

Близкие и доверительные отношения в семье, безусловно, помогут пережить этот нелегкий для всех пубертатный возраст: все-таки хорошо, если адекватный и доброжелательный родитель сможет развеять некоторые опасения своего стремительно растущего ребенка.

Тотальная занятость взрослых, отсутствие интереса к проблемам подрастающего поколения ведут к тому, что ответы на животрепещущие вопросы они ищут на форумах в Интернете или среди столь же «информированных» сверстников.

Прозвучит банально, но в случае возникновения каких-либо сомнений в том, что все в порядке, лучшим советчиком по-прежнему окажется врач. Большинство проблем, возникающих у молодежи в период полового созревания, незначительны и легко поддаются корректировке.

Препубертатный период

Разительные изменения заметны уже в темпе роста. От 3 до 11 лет дети растут в общем с регулярной скоростью, примерно по 5-6 см в год. От 11 до 12 лет темп значительно ускоряется и через два года достигает вершины. Дети вырастают примерно на 8-12 см.

Препубертатный период является подготовительным периодом пе­ред половой зрелостью и сопровождается существенными соматически­ми и психическими изменениями. Изменяется взаимоотношение частей тела: туловище еще детское, но отмечается бурный рост конечностей («одни руки, одни ноги»). Движения неуклюжие, угловатые, неплавные.

Отмечается соматическое и психическое беспокойство (в противопо­ложность двум гармоническим предшествующим этому периоду годам, полным грации). Часты коллективные драки, опьянение криком и шу­мом с тенденцией избавиться от беспокойства. Гормональная деятель­ность вызывает появление вторичных половых признаков.

Растет сознание собственного достоинства, собственных возможно­стей и способностей. Начинает сравнивать себя с другими. Постепенно появляется самостоятельность – отсюда строгая критика взрослых и не­критичное отношение к себе. Вследствие недостатка опыта и несоот­ветствия в отношении чувства собственной личности во многих случаях возникает внутренняя неуверенность и колебания, неустойчивость. Им­пульсивность в области интересов: потребность в приключениях (чтение приключенческой литературы). Часто отвращение к учению, бывает осо­бенно там, где к нему систематически и неразумным способом прину­ждают, или там, где родители не понимают, что все силы детского орга­низма, физические и душевные, подготавливаются к биологическому созреванию, даже и ценой замедления развития психических познава­тельных процессов.

Высоко ценят дружбу, и именно в такой степени, в какой происхо­дит постепенное освобождение от авторитета родителей. Со строгими родителями легко вступают в конфликт.

Пубертатный и юношеский период

Беспокойство, свойственное пубертатному периоду, является доминиру­ющим признаком и в пубертатном периоде. В то время, как беспокой­ство препуберты направлено наружу, беспокойство пуберты обращено внутрь. Это период, в котором молодой человек постепенно справляет­ся как с половым созреванием, так и с новой общественной действитель­ностью, так и с самим собой.

Юношеский период – это период девичества и юношества (де­вушки 15-18 лет, юноши 17-21 год), который скорее являтся кульмина­цией и успокоением этой фазы человеческой жизни.

С психической точки зрения новым элементом пубертатного перио­да является сознание сексуальности и эротики в полной мере. Повышен­ное сексуальное давление (сравни более подробно в главе о сексуальных влечениях) может привести к нежелательным проявлениям выраженного онанизма, а также к преждевременному половому опыту. Дружба явля­ется наиболее сильным общественным и эмоциональным чувством.

Уравновешенность с обществом происходит не только путем интен­сивной склонности к друзьям (компании), но и путем интенсивного – иногда даже конфликтного – отклонения от семьи. Присоединение к сво­ему поколению, поиски и нахождение партнера являются характерными для этого периода.

В связи с тем, что организм претерпевает бурные изменения, завер­шающиеся половой зрелостью (месячные в возрасте 12-13,5 лет, поллю­ции у мальчиков в возрасте 15-16 лет), и в связи с тем, что организм дол­жен справиться и с рядом сильных импульсов, поступающих из внешней среды, этот период является периодом кризисным; повышается в нем предрасположенность к ряду внутренних и психических заболеваний – не последнее место занимают и возможности социальных нарушений. Стремление быть взрослым (поскольку молодой человек фактически се­бя таким чувствует) проявляется или в положительном смысле в творческих областях (подражание взрослым общественно положительное), или в деструкции, асоциальных проявлениях, а в наиболее тяжелых случаях – и в нравственном опустошении, развращенности. Созревший в поло­вом отношении молодой человек еще далеко не созрел в психическом и общественном отношении. Тенденция быть взрослым, если она одно­временно не сопровождается солидной базой нравственных и общест­венных ценностей, легко соскальзывает в область имитации взрослых в общественно отрицательном смысле: курение, наркомания, алкого­лизм, сексуальная безответственность, социальный цинизм, в крайних случаях – правонарушения.

Типичным является пубертатный и юношеский аутизм, самонаблю­дение, поиск эмоционального ответа, раздумья над собой и над смыслом жизни.

Выбор профессии, решающий вопрос о направлении всей дальнейшей жизни, часто бывает предоставлен случаю. Это тем менее желательно, чем менее созрел молодой человек до возраста, в котором решается столь серьезный вопрос о будущей профессии, поскольку его психическое развитие еще далеко не достигло стадии зрелости.

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД - это возрастной период, на протяжении которого в организме происходит внутренняя перестройка, завершающаяся достижением половой зрелости, то есть способности к размножению. В этот период закладываются также особенности будущего организма, которые во многом определяют как тип окончательного соматического телосложения, так и характер ответных реакций на воздействие окружающей среды, присущей данному организму. У юношей период полового созревания колеблется между 12 и 16 годами, у девушек - между 11 и 15.

В пубертатный период пробуждается сексуальное либидо, наступают первые эякуляции (чаще при ночных поллюциях). Основная тенденция этого периода - стремление к самоутверждению всех сторон личности. В большинстве случаев завершается началом половой жизни.

Наряду с явными специфически сексологическими проявлениями задолго до собственно пубертатного периода у юных представителей обоих полов происходят психофизиологические процессы, которые, на первый взгляд, имеют лишь косвенное отношение к сексуальной сфере, но в действительности играют чрезвычайно важную роль в формировании сексуальности. Эти процессы развертываются в парапубертатный и препубертатный периоды..

Парапубертатный период (1 год - 7 лет). Соответствует первому этапу психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. Процесс его формирования в этот период разделяют на две фазы: в первой из них происходит осознание собственной половой принадлежности, во второй - возникает любопытство, направленное на половые признаки. На этом этапе сексуальная аутоидентификация приобретает законченный и необратимый характер.

Препубертатный период (1 год - 13 лет). Характеризуется формированием стереотипа полоролевого поведения.

Преждевременное пубертатное развитие - раннее развитие бесспорных признаков полового созревания; чаще бывает у девочек. Принято относить к преждевременному пубертатному развитию выявление признаков полового созревания до пубертатного возраста: у девочек до 8 лет, у мальчиков до 10 лет. Выделяют еще форму сверхраннего полового развития - в первые недели - месяцы жизни.

Для сексопатолога наиболее приемлема следующая классификация клинических вариантов преждевременного пубертатного развития.

  1. Истинное преждевременное пубертатное развитие: а) конституциональная, или идиопатическая, форма; б) церебральная форма. Истинное ускорение пубертатного развития наступает в результате преждевременной секреции гонадотропных гормонов гипофиза, и происходящие при этом изменения в системе гипоталамус - гипофиз - половые органы соответствуют таковым при нормальном половом созревании. В этих случаях наблюдается половое развитие, характерное для препубертатного и пубертатного периодов. Истинное преждевременное пубертатное развитие как у мальчиков, так и у девочек изосексуальное.
  2. Ложное преждевременное пубертатное развитие: а) надпочечникового генеза; б) гонадного генеза; в) экзогенного (медикаментозного) генеза. При ложном преждевременном пубертатном развитии преждевременной секреции гонадотропных гормонов не наступает. Чрезмерная продукция половых гормонов, выделяемых надпочечниками или опухолями половых органов, не соответствует таковой при нормальном препубертатном или пубертатном периодах. Половые органы остаются инфантильными и не функционируют. У девочек ложное преждевременное пубертатное развитие может быть гетеро- и изосексуальным, у мальчиков - только изосексуальным.

Задержка пубертатного развития - задержка функции системы гипоталамус - гипофиз - половые органы - надпочечники, а не дефект какой-либо из этих желез.

Половое созревание - сложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных последовательных изменений, результатом которых является половая зрелость индивидуума, способность к размножению. При этом происходит рост и морфологическое преобразование всего организма, развитие вторичных половых признаков, наружных и внутренних половых органов, становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных отношений. П. с. подразделяют на эмбриональный и постэмбриональный периоды, препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную фазы.

В эмбриональном периоде с 6-й по 10-ю неделю внутриутробной жизни происходят накладка и половая дифференцировка первичной гонады и начало продукции половых гормонов. При этом для превращения половой закладки в яичник необходим женский набор хромосом (46ХХ), а для изменения половой закладки в яичко - мужской (46ХУ). На 10-12-й неделе осуществляется дифференцировка половых протоков во внутренние половые органы (матку, маточные трубы, свод влагалища у девочек; придатки яичка, семявыносящий проток у мальчиков). С 12-й по 24-ю неделю наблюдается дифференцировка наружных половых органов. Образование внутренних и наружных гениталий женского типа происходит под влиянием автономной тенденции к феминизации и не требует воздействия половых гормонов, а для образования внутренних и наружных половых органов мужского типа необходимы морфогенетический субстрат и половые гормоны , вырабатываемые самим яичком. На 14-30-й неделе внутриутробной жизни гормональная активность гонад влияет на дифференцировку центральных нервных, в т.ч. гипоталамических, структур, определяющих в половозрелом возрасте секрецию гонадотропных гормонов (ГТГ) и половое поведение. Так, у мальчиков под влиянием авдрогенов, секретируемых яичками, циклический половой центр теряет функциональную активность, и у взрослых мужчин сохраняется только тонический тип секреции гонадолиберина (люлиберина) и гонадотропинов. У девочек же и взрослых женщин сохраняется активность и циклического, и тонического половых центров гипоталамуса. Комплексное состояние гипоталамических половых центров и регулируемый ими уровень гипофизарных и половых гормонов принято обозначать термином «гонадостат». Гонадостат функционирует на протяжении всего развития ребенка начиная с внутриутробного периода.

Постэмбриональный период П. с. начинается с момента рождения ребенка и длится приблизительно до 6-7 лет, в течение которых происходит дальнейшая перестройка гипоталамо-гипофизарно-гонадных соотношений. Формирование взаимосвязей в цепи гипоталамус - гипофиз - гонады заканчивается к 1 1 / 2 -2 годам. У ребенка 2-7 лет уровень ГТГ и половых гормонов низкий, но чрезвычайно высока чувствительность гонадостата. Поэтому низкий (детский) уровень половых гормонов тормозит гонадотропную активность гипоталамо-гипофизарной системы по принципу обратной связи и задерживает наступление пубертатного периода. Кроме того, не исключено наличие центрального ингибирующего механизма, не зависящего от отрицательной обратной связи половых стероидов и гонадостата. Так, тормозящее влияние на наступление пубертатного периода оказывают антигонадотропные гормоны эпифизарного происхождения.

Препубертатная фаза (адренархе) начинается после 6-7 лет, когда происходит созревание надпочечников с быстрым повышением концентрации надпочечниковых андрогенов, которые воздействуют на гипоталамус и стимулируют созревание гипоталамо-гипофизарной системы. Фактор, вызывающий скачкообразный подъем уровня надпочечников андрогенов, не известен. Дискутируется возможная роль пролактина или другой специфической гипофизарной фракции, которая, возможно, обладает гормональной активностью, подобной лютеинизирующему гормону.

Собственно пубертатная фаза (пубертатный период) является кульминационной в процессе П. с. Пубертатный период наступает по достижении соответствующей степени зрелости организма. Эта фаза характеризуется качественными изменениями в системе гипоталамус - гипофиз - гонады. Постепенно падает чувствительность гипоталамуса к половым гормонам и для подавления секреции ГТГ требуется все возрастающее количество половых гормонов. Снижение порога чувствительности гипоталамуса приводит к растормаживанию секреции ГТГ, уровень которой постепенно нарастает. Одновременно повышается чувствительность гипофиза к стимулирующему воздействию гонадолиберинов, выделяемых гипоталамусом, что также приводит к увеличению секреции ГТГ. Ведущую роль в повышении чувствительности гипофиза к воздействию гонадолиберина играют половые стероиды, главным образом эстрогены. В этом же периоде возрастает количество рецепторов к ГТГ в гонадах, а также количество секретируемых ими половых гормонов.

Повышение уровня ГТГ происходит скачкообразно, с нарастанием их общего уровня и амплитуды колебаний. Для становления пубертатной фазы характерно ночное увеличение выброса ГТГ, главным образом лютеинизирующего гормона (ЛГ). Пульсирующий пубертатный выброс ГТГ происходит в результате эпизодической секреции гонадолиберина. Ночной пик ЛГ вызывает более высокий подъем уровня тестостерона у мальчиков. У девочек максимальная концентрация эстрадиола наблюдается в дневное время, т.к. для его образования в яичниках нужен более длительный период времени. По мере развития пубертатного периода к ночным импульсам присоединяются дневные; происходит увеличение амплитуды и частоты импульсов с формированием зрелого типа секреции ЛГ. Пубертатный период у девочек завершается окончательным созреванием циклического центра гипоталамуса и появлением положительной обратной связи с эстрогенами.

Механизм «запуска» пубертатной фазы рассматривают как результат совпадения двух физиологических процессов, происходящих в гипоталамусе: продукции люлиберина (гонадолиберина - ГРГ) аркуатным ядром и деятельности супрахиазматического ядра - регулятора циркадных ритмов. Замедление частоты осцилляций супрахиазматического ядра приводит к усилению импульсов, стимулирующих секрецию ГРГ. В результате этого в течение раннего пубертатного периода наблюдаются эпизодические выбросы ГТГ, в частности ЛГ, в ночные часы. Затем устанавливается ритмичное выделение ГТГ, которое стимулирует синтез и секрецию половых гормонов гонадами и гаметогенез. Человек достигает половой зрелости позже, чем все остальные млекопитающие, т.к. процесс пубертатных изменений протекает у него очень медленно. В связи с этим увеличивается период зависимости детей от родителей и создаются большие возможности для передачи опыта одного поколения другому.

У мальчиков в препубертатной фазе отмечается детский тип телосложения, отсутствуют пигментированные остистые волоски на лобке и в подмышечных областях. Диаметр яичек не превышает 2,5 см. Наиболее ранним признаком пубертатного периода у мальчиков является увеличение диаметра яичек, обычно в возрасте 10-12 лет. В этом периоде в яичках начинается усиленное размножение сперматогоний. С 16 лет в семенных канальцах образуются первые сперматозоиды и еще через несколько лет канальцы достигают максимального диаметра и активности. Через год от начала роста яичек появляются вторичные половые признаки: увеличиваются длина и диаметр полового члена, отмечается оволосение на лобке (пигментированные остистые волосы), происходит изменение тембра голоса. В последующем продолжают увеличиваться размеры яичек, оволосение на лобке становится более обильным, распространяется вверх по средней линии живота, появляются признаки оволосения над верхней губой, угревая сыпь на лице. Темпы роста тела в длину достигают своего максимума, увеличивается мышечная масса.

О завершении П. с. у лиц мужского пола свидетельствует появление поллюций. Половая зрелость у них наступает в 18-20 лет. К этому времени диаметр яичек более 4,5 см, оволосение на лобке, животе и туловище приближается к своему максимуму, наблюдается рост волос на подбородке и нижней части лица. Рост волос на лице начинается обычно через 3 года после появления оволосения на лобке. Рост волос на груди и туловище, увеличение окружности грудном клетки, мышечной массы у мужчин продолжаются и в постпубертатном периоде.

Пубертатный период у девочек начинается с 8-10 лет: отмечается нагрубание молочных желез, в которых увеличивается диаметр ареол, появляются пигментированные остистые волосы на лобке и больших половых губах, ускоряется рост тела в длину. У большинства девочек нагрубание молочных желез приблизительно на 6 месяцев опережает появление оволосения на лобке и только у 10% девочек последнее предваряет рост молочных желез. Затем появляется оволосение в подмышечных областях, наблюдаются дальнейшее увеличение молочных желез и их ареол, слизистые выделения из влагалища, угревая сыпь на лице. Оволосение на лобке, в подмышечных областях и угревая сыпь на лице являются результатом повышения уровня надпочечниковых андрогенов и не зависят от функции яичников . Максимум роста тела в длину наблюдается в первой половине пубертатного периода. Ускорение роста совпадает по времени с первыми проявлениями пубертатного периода

С 10-14 лет возникает менархе (первая менструация). Ее наступление не совпадает с завершением физического развития и не свидетельствует о полноценной функции яичников. Первые яичников ые циклы не сопровождаются овуляцией. Непосредственно перед менархе общий рост тела приостанавливается, но при этом возрастают темпы увеличения размеров таза и развития вторичных половых признаков. После менархе в течение 1-2 лет происходит новая прибавка как длины, так и массы тела, увеличение окружности грудной клетки, бедер, плеч, запястья. Ускорение темпов роста тела после менархе связано с анаболическим эффектом женских половых гормонов.

Через 1-2 года устанавливается ритм менструаций. Циклы пока ановуляторные, количество выделяющихся эстрогенов заметно не увеличивается, прегнандиола мало. Среди ГТГ преобладает фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). К концу пубертатной фазы вновь увеличивается количество эстрогенов (примерно через 2 года после менархе). О наступлении половой зрелости у девушек свидетельствуют регулярные яичниковые и маточные циклы, которые наблюдаются обычно в 18-20 лет.

Постпубертатной фазе присуща остановка роста скелета. Менструации регулярные, на фоне увеличенной продукции эстрогенов формируются овуляторные циклы. Достоверно увеличивается выделение ЛГ, нарастает уровень прегнандиола во второй половине цикла, становится двухфазной базальная температура. Экскреция ЛГ и ФСГ приобретает закономерный циклический характер с подъемом в середине цикла, т.е. окончательно формируются гипоталамо-гипофизарно-гонадные отношения, устанавливается овуляторная функция яичников с полноценной фазой желтого тела.

Половое созревание и у девушек, и у юношей завершается формированием полноценной функции половой системы, готовой к половому размножению (к деторождению).

Половая зрелость - стадия онтогенеза , когда особь достигает способности к половому размножению . У самцов она наступает с началомсперматогенеза , у самок с первой овуляцией (а у женщин начинается так называемое менархе ).

Психологические проявления пубертатного периода

Специфическое стечение воздействий биологических и социальных факторов в пубертатном периоде рождает ряд типичных изменений в психике подростка, которые в первую очередь связаны с формированием характера, личностных свойств. Именно в пубертатном периоде наблюдается «пик» индивидуальнотипологических проявлений в диапазоне от мягкой акцентуации характера до выраженных психопатических девиаций [Личко А. Е., 1983].

Кроме того, известен круг типичных переживаний подросткового периода, среди которых особое место занимают дисморфофобические опасения, переживания комплекса «гадкого утенка» в рамках непатологических возрастных реакций [Коркина М. В., 1984]. Конкретное содержание этих переживаний включает недовольство пропорциями тела, недоразвитием мышц, формой носа или молочных желез у девочек, представления о малых размерах половых органов у мальчиков.

В этом периоде подросток является настоящим «рабом нормы» и малейшее отклонение от групповых стандартов в манере держаться, прическе, одежде резко обостряет его чувство несостоятельности. Одновременно с развитием самосознания, обострением рефлексии, ощущением собственной индивидуальности возникают чувство одиночества, обостренная потребность в сопереживании, дружеском участии, групповом принятии.

В подростковом возрасте завершается последний этап психосексуального развития – формирование психосексуальных ориентации, т.е. выбор объекта полового влечения с его индивидуальными особенностями (половой принадлежностью, типом внешности, телосложением, индивидуальным «рисунком» поведения и т.п.).

В это время совершается описанная выше эволюция от романтической стадии либидо к эротической, а затем – сексуальной, причем каждая из стадий протекает обычно в двух фазах: выработки установки (появление желания, усвоение информации, проигрывание в фантазиях) и ее упрочения в процессе контактов с лицами противоположного пола. Для подростков-юношей характерно интенсивное половое влечение, обеспечивающее реализацию возникающих психосексуальных установок.

У подростка-девушки физиологические проявления пубертатного периода (менструации) и последствия сексуальной активности (дефлорация, беременность, роды, аборт) нередко ассоциируются с негативными эмоциональными переживаниями и дискомфортными ощущениями и тормозят переход эротической стадии в сексуальную. Кроме того, меньший либидинозный эффект женских половых гормонов и более строгое отношение общества к ранней сексуальной активности девушки также способствуют задержке женской сексуальности на эротической стадии.

У мальчиков длится от 2 до 10 лет. Он характеризуется стабильными гипофизарногонадными взаимоотношениями, сохраняющейся низкой чувствительностью гонад к гонадотропным гормонам и высоким порогом чувствительности гипоталамуса к половым стероидам. Уровень гонадотропных гормонов и тестостерона снижается по сравнению с первым годом жизни ребенка .

Несмотря на это, все же продолжается медленное, постепенное формирование морфологических структур семенника. До 4 лет семенники еще имеют некоторые черты плодных гонад, в частности, в них еще сохраняется некоторое количество гоноцитов. К 4 годам гоноциты полностью исчезают, фетальные сперматогонии исчезают к 6 годам. Из фетальных сперматогоний образуются переходные формы, которые затем превращаются в покоящиеся сперматогоний типа А.

Активация размножения сперматогоний, вплоть до появления первых покоящихся сперматоцитов, начинается у мальчиков в возрасте 6 - 7 лет. С эмбрионального периода и до 6 лет семенник секретирует вещество, ингибирующее мейоз в половых клетках. По мере роста и дифференцировки семенника его ткани перестают вырабатывать этот ингибитор и начинают продуцировать фактор, который образуется в rete testis, придатке яичка и стимулирует мейоз. Приблизительно в это время, даже несколько раньше - с 5 лет - в канальцах начинает появляться просвет, их диаметр увеличивается.

Одновременно начинается дифференцировка клеток полового эпителия в типичные клетки Сертоли. Половой эпителий в семенных канальцах развивается независимо от половых клеток [Габаева Н. С, 1982]. При гибели половых клеток по каким-либо причинам на этой стадии онтогенеза в канальцах может сохраняться нормальное количество клеток Сертоли, что приводит в последующем к развитию сертоликлеточного синдрома при аспермии.

Дифференцировка клеток Сертоли завершается к моменту появления в семенных канальцах первых сперматид. Завершение формирования клеток Сертоли заключается в утрате ими способности к пролиферации и образованию плотных контактов между клетками - основы гематотестикулярного барьера.

Одновременно завершается развитие других компонентов гематотестикулярного барьера - клеток внутреннего слоя собственной оболочки семенных канальцев [Райцина С. С, 19826]. Кроме того, степень развития перитубулярной ткани зависит от состояния и характера дифференцировки половых клеток. Завершение формирования гематотестикулярного барьера совпадает с завершением профазы мейоза и предшествует мейотическому делению половых клеток, оно совпадает и с образованием просвета и началом секреции жидкости семенными канальцами. Для завершающих стадий мейоза необходима особенно полная изоляция сперматоцитов и сперматид от внешних влияний, что достигается их перемещением во внутренний слой клеток Сертоли [Райцина С. С, 19826].

В интерстициальной ткани, окружающей канальцы, клетки Лейдига дегенерируют к концу первого года жизни ребенка. Затем в течение всего периода до начала пубертата они почти отсутствуют, что совпадает с низким уровнем тестостерона.

Довольно значительные качественные преобразования морфологических структур семенника, начиная с 6 лет, описанные выше, совпадают с первыми количественными и качественными изменениями в системе гормонов репродуктивной системы, которые связаны с повышением специфической функции коры надпочечников [Бережков Л. Ф., 1974; Donovan, van der Werff Ten Bosch, 1974]. С 6 - 8 лет увеличивается продукция надпочечниковых андрогенов с относительно малой биологической активностью, главным образом дегидроэпиандростерона и его сульфата, а также Δ 4 -андростендиона.

Существует определенная последовательность в становлении секреции различных стероидов надпочечниками и гонадами.

Так, уровень дегидроэпиандростерона в плазме повышается первым в возрасте около 6 лет, затем от 8 до 10 лет повышается уровень андростендиона и только к началу пубертата нарастает секреция тестостерона и эстрогенов . Согласно данным Forest с соавт. (1977), яички от внутриутробного периода и до пубертата вырабатывают преимущественно андростендион. К периоду полового созревания клетки Лейдига способны под влиянием специфических ферментов переводить значительную часть андростендиона в тестостерон, что меняет их соотношение в пользу последнего. Поскольку биологическая активность тестостерона выше, чем андростендиона, это приводит к усилению андрогенного влияния на ткани-мишени.

«Нарушения полового развития у мальчиков»,
П.М.Скородок, О.Н.Савченко