Восстановление шаровых опор автомобиля. Восстановление шаровой опоры. В том числе и жидким полимером, ремонтируем своими руками. Съем и монтаж

Одним из наиболее подверженных поломкам мест подвески автомобиля является шаровая опора. Этот элемент нередко выходит из строя даже на самых надежных авто, а ремонтные работы порой стоят очень дорого. Поэтому определенной популярностью пользуется процедура восстановления шаровых опор, которая не потребует проведения замены и покупки новых элементов подвески. Это достаточно сложная процедура, которая требует от автомобилиста поиска качественного сервиса. Впрочем, многие владельцы автомобилей утверждают, что можно и самостоятельно провести восстановление опор, как и любых других элементов подвески. С этим утверждением сложно согласиться, особенно, после изучения процедуры данного действия.

В последние годы произошел определенный бум закупки сервисными центрами хитрого оборудования для восстановления шаровых опор. Это способствовало распространению мнения о том, что опоры можно ремонтировать, так зачем покупать новые? На самом деле, есть масса противоречий в теории восстановления шаровых, ведь этот элемент является одним из главных элементов подвески. От него зависит не только наличие или отсутствие посторонних звуков в салоне при поездке, но и такие факторы, как безопасность и реальный комфорт передвижения. Поэтому принимать решение о восстановлении шаровых опор стоит с полным пониманием возможных последствий такого действия.

Как происходит восстановление шаровой опоры - пример процедуры

Сегодня существует несколько вариантов восстановление расшатавшейся и вышедшей из строя шаровой опоры. Для этого используют достаточно простое оборудование, которое позволяет уплотнить ход опорного подшипника и полностью восстановить работу всей опоры. Для этого необходимо изначально демонтировать весь механизм шаровой опоры с положенного места установки. Также следует полностью очистить его от старой смазки, налета и пыли, а также снять резиновый пыльник. Далее очищенный и подготовленный элемент подвески подвергается одному из вариантов восстановления. В частности, распространенным является следующий вариант восстановления:

  • сверлом в центре рабочей части опоры высверливает отверстие требуемого диаметра (зачастую 5 миллиметров);
  • в данном отверстии нарезается резьба метчиком с необходимыми параметрами и размерами;
  • в резьбу вкручивается рабочая часть специального механизма, который служит для восстановления опоры;
  • корпус опоры начинают вращать так, чтобы подшипник работал, поначалу это будет довольно сложно;
  • газовой горелкой или прочими элементами термической обработки постоянно нагревают место, которое вращается;
  • как только вращение становится затруднительным, нагревание останавливают и убирают паяльник;
  • далее снимают все механизмы, используемые для восстановления опоры, проверяют результат;
  • в первые несколько минут опору невозможно сдвинуть с места, что говорит о качественном исходе.

Но все не так просто. Конечно, при проверке руками получается, что шаровая опора выглядит вполне адекватно после восстановления, но ни один сервис не даст вам никакой гарантии на работы или выполнение тех или иных процедур восстановления. Помните, что вы работаете с уже вышедшим из строя механизмом подвески, и никакое восстановление не способно придать опоре характеристики новой детали. А на российских дорогах подобное примитивное восстановление окажется достаточно сомнительным и скоро выйдет из строя. Поэтому в большинстве случаев проводить восстановление не имеет никакого смысла.

Ремонт шаровых опор посредством замены деталей

Еще одним вариантом восстановления шаровых опор является замена деталей, которые вышли из строя. Тем не менее, производители и надежные сервисные центры рекомендуют не делать этого, так как прессование движимых деталей шаровой опоры не может произойти с тем же качеством, что и на заводе, поэтому в большинстве случаев такая особенность ремонт не позволит почувствовать качественный результат. Эксперты не рекомендуют выполнять никаких других вариантов ремонта шаровой опоры, кроме как замена. Причин тому достаточно много:

  • ни один сервис не сможет выполнить работу на самом деле качественно и без плохих последствий;
  • восстановленная порой за большие деньги шаровая опора может уже на следующий день выйти из строя;
  • среди негативных аспектов восстановления опоры можно также вспомнить снижение безопасности поездки на автомобиле;
  • комплект запчастей для ремонта и выполнение необходимых работ часто оказывается не дешевле, чем замена опоры;
  • даже использование оригинальных деталей, которые невозможно достать, не гарантирует высокого качества восстановления;
  • если ваша машина стоит на гарантии, вам никогда не поменяют отдельно детали опоры, а выполнят полноценную замену модуля.

Все эти особенности говорят о том, что лучше не менять отдельно части опоры и не выполнять некачественное восстановление. Даже при отсутствии денежных средств на ремонт следует подождать, пока такая возможность появиться, ведь иначе вы подвергаете опасности себя и ваших пассажиров. Даже самый качественный ремонт опоры может проявить себя уже в первые дни эксплуатации, ни один мастер не даст гарантию того, что восстановленная опора проходит хотя бы месяц. Поэтому следует задуматься над тем, почему все истинные специалисты настолько против любых способов восстановления шаровой.

Ремонт шаровых опор путем полной замены - оптимальный вариант

Если вы ездите на дорогой элитной машине, то вряд ли захотите выполнять сомнительное восстановление шаровых опор. Особенно, если мастер на СТО расскажет вам, как это на самом деле опасно и ненадежно. Но вот владельцы бюджетных отечественных авто постоянно платят дважды, пытаясь восстановить старые детали, а потом все равно покупая новые. Следует больше уважать себя и свой автомобиль, чтобы отказаться от такого способа выполнения ремонтных работ. Существует множество преимуществ полноценной замены шаровых опор, которые вышли из строя и издают непонятные звуки. Если вы проведете качественную замену, вам гарантированы следующие особенности:

  • сервис даст гарантию на проделанные работы, шаровая опора точно будет служить длительный срок;
  • неприятные звуки от ходовой части автомобиля полностью исчезнут, останется лишь наслаждение естественной симфонией авто;
  • установленная шаровая опора будет на сто процентов выполнять поставленные задачи, предусмотренные заводом-изготовителем;
  • автомобиль будет демонстрировать комфорт и определенный уровень безопасности поездки без рисков;
  • в процессе эксплуатации вы сможете длительное время не обращать внимания на работу этого узла автомобиля.

В случае, если вы решили полностью заменить шаровые опоры, вы получите качественную эксплуатацию вашего транспортного средства. Нужно выбрать качественные детали. Конечно, оптимальным вариантом будут шаровые от производителя вашего автомобиля, то есть оригинальные детали. Но даже аналоговые опоры будут служить намного лучше и дольше, чем восстановленные заводские. Поэтому трижды подумайте, прежде чем соглашаться на процесс восстановления шаровых опор или любых других механизмов ходовой части. Это поможет вам продлить жизнь автомобиля и приятно изменить его параметры поездки. Предлагаем посмотреть один из вариантов реставрации шаровой опоры на видео:

Подводим итоги

Качественный автомобиль - это не только заслуженное звание определенной модели, которое положено ей по статусу на рынке. Качество поездки вы поддерживаете самостоятельно. Возьмите самый надежный внедорожник и выполните плохой сервис несколько раз подряд. Вы увидите, как машина из качественного транспортного средства превращается в пылесос для денег. Такая философия работает для любого автомобиля. Даже отечественные ВАЗы, которые традиционно считаются ужасными по своему качеству, могут удивить надежностью эксплуатации.

Если автомобиль получает хорошее обслуживание, он будет работать так, как это предусмотрено заводом. Многие воспринимают бюджетные авто не слишком надежными вариантами транспорта, но причиной этого зачастую являются именно плохое обслуживание. Не следует выполнять восстановление шаровых опор, если вы хотите получить высокое качество работы вашего автомобиля. Скажите, как вы относитесь к идее восстановления, а не замены вышедших из строя деталей в вашем автомобиле?

Устанавливается на рычагах автомобиля и необходима для обеспечения перемещения закрепленных на ней элементов в нескольких плоскостях. Резьбовая часть шаровой опоры закрепляется жестко, а сам шарик имеет возможность перемещения. Данный узел является крайне ответственным, и его выход из строя может привести к самым печальным последствиям. В данной статье рассмотрим, как выполняется восстановление шаровой опоры, когда это имеет смысл, а когда лучше просто выполнить замену.

О признаках неисправности

Прежде чем разбираться с восстановлением, необходимо понять, из-за чего выходят из строя шаровые опоры и как это проявляется во время движения. Во-первых, необходимо принять во внимание срок службы - он составляет от 20 000 до 150 000 тысяч километров. Все зависит от стиля езды и конструктивных особенностей автомобиля. Основной недостаток заключается в пыльнике, а точнее, в низком качестве резины. Если он повреждается, то на шарнир попадает пыль, грязь и т. п. Вымывается смазка и появляется закусывание и износ. В дальнейшем ситуация только ухудшается.

Не стоит затягивать с ремонтом

Первая и основная причина задуматься - стук. Возникает он, как правило, на небольших скоростях при наезде на неровности (ямы, лежачие полицейские). Это свидетельствует о наличии люфта пальца в корпусе, что является следствием износа или отсутствия смазочного материала. Но стучать могут не только шаровые, а и износившиеся сайлентблоки, стойки стабилизатора и т. п. Поэтому в данном случае нужна тщательная диагностика на наличие люфта шаровой в рычаге. Если он имеется, пускай даже небольшой, то нужно готовиться к ремонтным работам.

Восстановление шаровой опоры: за и против

Даже сегодня далеко не все согласны с тем, что имеет смысл восстанавливать шаровые, особенно в конструкции некоторых рычагов, куда они, собственно, запрессовываются и выполняются необслуживаемыми. Зачастую стоимость восстановления составляет 70 % цены от новой шаровой. Тут тоже имеет смысл задуматься о целесообразности.

Но все же в некоторых случаях это стоит делать. К примеру, как было отмечено выше, на некоторых марках авто шаровые запрессовываются в рычаг. Это приводит к тому, что нужно менять весь узел. Зачастую это весьма затратная процедура. К примеру, на "Шевроле Орландо" оригинальный рычаг стоит 15 000 рублей, а восстановление шаровой опоры со снятием и установкой детали - 5 000. Тут налицо финансовая выгода. Другое дело, насколько это эффективно. Если конструкция выйдет из строя через 10-15 тысяч километров, то это пустая трата денег. Поэтому многие дают гарантию на восстановленные шаровые.

Способы ремонта

В настоящее время есть несколько методов восстановления, которые пользуются популярностью. Один из них заключается в том, что демонтируется рычаг, снимается завальцовка. Дальше разбирается непосредственно шаровая. При визуальном осмотре пальца возможно два варианта: шлифовка или замена на новый. Также нужно выточить вкладыш. Для этого обычно используется капролон или фторопласт. На этом восстановление шаровых опор завершается. Смазывается рычаг, и все устанавливается на автомобиль.

Стоит заметить, что во многом ресурс зависит от состояния вкладыша. Если капролон изнашивается, то появляется люфт. Биение приводит к полному износу пластика, и палец в корпусе начинает сильно болтаться. В результате этого он бьет о посадочное отверстие рычага, и шар постепенно изнашивается, уменьшаясь в размере. В конечном итоге это может привести к тому, что шаровую вырвет, и машина уже никуда не поедет.

Технология восстановления шаровых опор

Суть второго метода заключается в том, что шаровая изготавливается разборной. В этом случае необходимо разобрать конструкцию и выбросить старый вкладыш. Палец, в зависимости от состояния, шлифуется или меняется на новый. В месте завальцовки наваривается специальная втулка с внутренней резьбой. Вкладыш делится на кольцо, устанавливаемое сверху, и тарелку, нижнюю часть. Для надежной фиксации узла используется поджимная гайка, которая снизу фиксируется с помощью резьбовой втулки. Также можно врезать тавотницу для дальнейшего обслуживания узла.

Для проведения таких работ понадобится станок для восстановления шаровых опор. Стоит он не дешево, поэтому приобретать его для единичного ремонта не имеет смысла. Зачастую на восстановленные таким методом шаровые дают гарантию в виде пробега. Вполне нормальным сроком службы можно считать примерно 50 000 километров.

Можно ли справиться своими силами?

Самостоятельно ремонтировать шаровые достаточно сложно. Обусловлено это несколькими факторами. Во-первых, необходимо изготовить экструдер для восстановления шаровых опор. Во-вторых, процесс достаточно трудоемкий.

Экструдер можно сделать, если имеется старый главный тормозной цилиндр (ГТЦ). В него вставляется специальный рычаг, который давит на поршень. Конструкция достаточно простая и надежная, что самое главное - эффективная. Процесс восстановления выглядит следующим образом. В корпусе посадочного места шаровой опоры просверливается отверстие небольшого диаметра. Сжатым воздухом очищается пространство между пальцем и корпусом. Дальше с помощью экструдера закладывается пластмасса. Восстановление шаровых опор своими руками имеет несколько однозначных преимуществ:

  • решение проблем с люфтом;
  • низкая стоимость ремонта.

Но тут же есть и недостатки:

  • состояние шара остается неизвестным;
  • не удаляется коррозия.

В общем и целом это довольно интересный метод, позволяющий без лишних затрат отремонтировать узел. Но иногда требуется его замена. К примеру, если шаровая не держится в посадочном месте из-за износа шарнира. Тут уже восстановление не поможет, нужна замена.

Ремонтировать или менять?

Обычно восстановление шаровой опоры своими руками не дает должного результата. Эффект, конечно, есть, но кратковременный. Хорошо, если такой конструкции хватит на 20 000 километров. Потом придется все повторить. Если же этим занимаются профессионалы, то ресурс узла существенно увеличивается, а стоимость работ становится гораздо меньше. При таком подходе можно экономить до 70 %. Но все же в некоторых случаях восстановление невозможно. Одна из причин - износ посадочного места непосредственно на рычаге. Особенно это касается такого металла, как чугун. Он имеет свойство крошится, и при каждом разборном обслуживании ситуация только ухудшается.

Но все же перед заменой рычага можно выполнить 2-3 восстановительных работы, а это уже существенная экономия средств. Кроме того, если СТО дает гарантию 50 000 километров, то это вовсе не означает выход из строя узла ровно через такой пробег. При должной смазке и манере езды шаровая может работать гораздо дольше.

В заключение

Сегодня многие СТО закупают оборудование для восстановления шаровых опор. Обусловлено это высоким спросом на данный вид работ. Каждый раз покупать рычаги в сборе достаточно дорого. В это же время низкое качество дорожного полотна приводит к тому, что шаровая изнашивается гораздо быстрее положенного срока. Влияют и погодные условия. Резкие перепады температур приводят к растрескиванию резины пыльника. Если он рвется, то шаровая довольно быстро изнашивается, а это не приводит ни к чему хорошему. Поэтому при самостоятельной установке опоры имеет смысл обратить внимание на качество пыльника. Иногда лучше купить защитную резинку отдельно и установить её. Так можно существенно продлить срок эксплуатации узла. Помните о том, что критический износ шаровой опоры очень опасен. Обрыв зачастую происходит на небольшой скорости, но возможна аварийная ситуация и на трассе.

Множество автомобилистов слышали об устройстве шаровой опоры. Тем не менее, о принципе ее действия, назначении и тем более диагностике никто не не слышал. Именно поэтому необходимо раскрыть несколько важных и существенных аспектов, которые помогут автомобилисту разобраться с данным устройством.

1. Как устроена шаровая опора

Является очень важной деталью транспортного средства, которая является частью конструкции подвески. Состоит она из металлического пальца и имеет шарообразный конец с одной стороны, а с другой – резьбу. Кроме того в ее состав входит корпус, который заполняется полимером и в котором находится шарообразное гнездо. Посредством своего шарообразного конца палец будет вставляться непосредственно в гнездо корпуса без всяких зазоров, что будет максимально исключать все малейшие люфты. Тем не менее, палец при этом будет получать возможность перемещения в разных плоскостях. На соединение палец-корпус будет надеваться резиновый пыльник, который предназначается для предотвращения попадания грязи и пыли внутрь данного узла.

Посредством резьбового конца шаровая опора будет вставляться непосредственно в нужные отверстия другой части подвески – рычага, а посредством гайки будет крепиться к нему. Именно за счет движения шарообразного конца в гнезде корпуса будет обеспечиваться взаимоподвижность этих элементов. Также следует отметить, что существуют шаровые опоры, которые не имеют резьбового соединения.

2. Для чего нужна шаровая опора

Устройство шаровой опоры располагается в системе поворотного кулака, который является частью передней подвески транспортного средства, к которой крепится колесо. Сама же шаровая опора будет обеспечивать подвижность поворотному кулаку, которая необходима для выполнения поворотов автомобиля при непосредственном воздействии на рулевой механизм. Именно из-за этого применение устройства шаровой опоры в такого рода узлах является разумным и оправданным. В конструкции передней многорычажной подвески располагаются верхняя и нижняя шаровые опоры – с каждой стороны автомобиля; но их может быть и шесть, и восемь.

3. Неисправности шаровой опоры

К самым явным признакам, по которым можно определить неисправность шаровой опоры, следует отнести посторонний возникающий звук в подвеске автомобиля при непосредственном передвижении автомобиля по неровным полотнам дороги. Этот звук можно назвать «чвакающим», что будет свойственно соударению о пластмассу металлической части конструкции.

В зимние периоды и в морозную погоду можно также услышать скрип при движении транспортного средства, который будет издаваться устройством шаровой опоры. Такого рода негативное явление возможно в случае порванного защитного пыльника. Это связано с тем, что через его трещины в резине будет попадать влага внутрь самой шаровой опоры, что будет способствовать замерзанию смазки.

По своей сути и устройству шаровая опора является долговечной, из-за чего ей не страшны время и дороги. Тем не менее, основной решающий фактор работоспособности данного узла кроется в воде и грязи. Именно вследствие проникновения двух этих элементов в систему опоры можно говорить о потенциальном повреждении защитного пыльника. Во время непосредственного передвижения его повредить практически невозможно из-за его расположения.

В большинстве случаев на самом пыльнике возникают мелкие трещины, которые возникают со временем или под воздействием погодных условий. Также не следует исключать и фактор человеческий, так как случайный разрыв инструментом, который используется при ремонте передней подвески, может привести к проблемным последствиям.

Важно заметить, что если автомобилист вовремя не выявит разрыв такой детали как пыльник, или не предопределит наличие трещин от старения и стирания резины и не заменит его, то на непосредственной работе шаровой опоры это не сможет отразиться. А вот в том случае, если происходит длительная езда с поврежденным пыльником, это позволит попасть грязи и воде непосредственно внутрь опоры, что приведет к излишнему абразивному трению о полимерный наполнитель шарообразного наконечника, вследствие чего образуются полости как на полимере, так и на поверхности.

В свою очередь это будет способствовать возникновению люфта, что является достаточно опасным явлением и требует принятия скоропостижных мер в ремонте или замене устройства шаровой опоры. Если же пренебрегать всеми вышеуказанными действиями, автомобилист может получить очень негативные последствия, которые на дороге могут привести к аварии.

Лучшее место, где спокойно, надежно и профессионально можно выявить все возникшие неисправности шаровой опоры – автосервис. Тем не менее, проверка подвески переднего типа будет возможна и при условии наличия личного гаража, а также смотровой ямы (подъемника) и достаточного уровня освещения.

Проверка опоры будет заключаться в том, чтобы выявить целостность люфта и пыльника на разрыв. В том случае, если при поврежденном пыльнике будет отсутствовать люфт, необходимо будет произвести замену только одного пыльника. В том случае, если имеется и люфт, необходимо произвести тотальную замену шаровой опоры еще в момент ее обнаружения. В таком состоянии не может быть и речи о каком-либо движении такого транспортного средства, так как это очень опасно.

Для того чтобы понять, что именно происходит при обрыве шаровой опоры, важно припомнить основную ее функцию, которая кроется в соединении верхнего или нижнего рычага с поворотным кулаком. При непосредственном обрыве связь будет утеряна, вследствие чего поворотный кулак будет иметь только одну точку опоры, после чего возникает возможность перемещения лишь в нескольких плоскостях, что будет делать управление транспортным средством практически невозможным. Это приведет к тому, что колесо будет выворачиваться во внешнюю сторону, что приведет к неизбежным повреждениям крыла и двери.

Очень часто само вырывание происходит при попадании колеса в большую яму при условии высокоскоростного движения автомобиля. При такой ситуации от нежелательных последствий убережет лишь опыт и интуиция автомобилиста, так как вывернутое колесо не позволит в нормальном состоянии управлять транспортным средством. Множество автомобилистов попросту пренебрегают ремонтом шаровой опоры и считают, что лучше заменить деталь. Тем не менее, высококвалифицированный мастер, при наличии необходимой техники, материалов и оборудования сможет самостоятельно восстановить узел, который утратил свою работоспособность. На ремонт затраты будут на порядок меньше, чем на замену.

Устройство шаровой опоры, которое подверглось ремонту, будет считаться более износоустойчивым, соответственно его ресурс будет большим, чем нового. Это означает, что ремонт выдастся намного дешевле тотальной замены опоры. Конечно же, сама процедура восстановления опоры не будет особо приятной, так как потребуются определенные навыки и внимательность, оборудование и знания. Тем не менее, при наличии этих элементов можно смело пробовать производить ремонт такого рода устройств.

Про устройство шаровой опоры я уже писал, . В той статье я краем затронул проблему ремонта, но многие мои читатели начали писать — а можно ли восстановить ее самому. Вначале я думал, что это не правильная экономия, но разобравшись в проблеме, оказывается — отремонтировать иногда намного выгоднее. Еще раз подчеркну намного! Все дело в том, что опоры на данный момент, устанавливаются в рычаги и снять их нельзя! Это не такое строение как было раньше на наших ВАЗ …


То есть шаровая опора раньше в 95% случаев снималась, она физически откручивалась от рычага подвески (у наших ВАЗ назывались «лопухи»), да и во многих иномарках 90 – 2000 годов зачастую были съемными. Сейчас многие производители вваривают опоры в рычаг, либо в рулевую рейку. Они не съемные. Таким образом, вам не только нужно менять «шаровую» но еще и полностью рычаг! А это по деньгам может быть очень затратно. Например на Мицубиси стоимость одного может доходить до 20 – 25000 рублей за оригинал, у БМВ – до 50000! Поэтому волей или не волей, возникают вопрос восстановления. Причем это можно сделать и иногда своими руками.

Про устройство

Если вы не перешли на ссылку вверху и не прочитали, здесь немного напомню про строение. Нужно понимать, что шаровая опора служит для подвижного соединения, которое может вращаться, то есть движение сразу в нескольких плоскостях. В автомобилях применяется в основном в передней подвеске, для поворота передних колес.

  • Есть цилиндрический корпус.
  • Полимерный вкладыш, который в него погружается.
  • Металлический палец или «шар» или стержень, названий много. С одно стороны имеет сферический элемент, с другой стороны стержень с резьбой.
  • Пыльник, защищает конструкцию от проникновения пыли и грязи.
  • Прижимная пружина или вообще дно. Кстати иногда ее нет, если опора не разборная.

Вот так вот бегло, но нам это нужно для того чтобы понять как производить восстановление.

Что выходит из строя

Конструкция шаровой опоры достаточно прочная, может ходить долгие тысячи километров. Однако со временем изнашивается полимерный вкладыш. Это единственное уязвимое место. Именно он принимает на себя, основную нагрузку от неровных дорог.

Усугубляет ситуацию порванный пыльник, когда он рвется — внутрь поступает грязь, пыль, песок и т.д. Все это начинает работать как «наждачная бумага», металлический шар (пальца), начинает стирать полимерную вставку.

То есть износу подвергаются всего два основных части – вставка из полимера и резиновый (силиконовый) пыльник – именно их и нужно восстановить.

Хочется отметить, что в совсем запущенных моментах, когда вкладыш стерся до основания, страдает и сам «металлический шар» ведь он начинает тереться об металл стенок корпуса. Но это совсем запущенный случай.

Как происходит восстановление?

Есть несколько способов восстановления или ремонта шаровой опоры. Если «пыльник» меняется достаточно легко, просто выкидываем и ставим новый. То вот с полимерным составом не так все просто. Есть всего два основных способа ремонта:

  • Физический ремонт, обычно применяется для разборной опоры. Когда разбираете «шаровую» и меняете полимерное наполнение.
  • Ремонт неразборной опоры. Здесь принцип другой, применяются жидкие полимеры, которые закачиваются в корпус.

Теперь более подробно о каждом способе.

Физический ремонт

Это самый легкий способ – когда шаровая опора разбирается. Дно у нее выкручивается, вынимаем изношенную полимерную вставку и заменяем ее. Раньше такой ремонт был на многих автомобилях, в том числе продавались и для наших заднеприводных ВАЗ. Продавались и ремкомплекты, которые можно было приобрести и поменять.

Поэтому опоры ходили очень долго, хотя «вставки» менялись достаточно часто. Чуть позже такие шаровые перестали выпускать, толи не выгодно, толи «заговор производителей». Сейчас в 95% случаев они неразборные.

Ремонт неразборной шаровой опоры

Мало того, что вы их разобрать не можете, так еще и снять иногда от рычага не получится! Просто абсурд – чтобы поменять «шаровую», меняем полностью рычаг! А ведь в рычаге их может быть две.

Тут тоже два пути:

Первый срезают физически дно – скажем болгаркой, подбирают вставку и заваривают дно. Метод не один из самых лучших, но возможный. Лично я вам его не советую.

Второй заливка жидкого полимера внутрь под давлением, то есть неразборное восстановление. Обычно применяют фторопласт. Стоит рассказать более подробно.

Восстановление жидким фторопластом своими руками

Сделать это можно, но сложно. Потребуется специальное оборудование и полимер (фторопласт). Принцип такой мы просто высверливаем в дне шаровой отверстие, дальше нарезаем резьбу, чтобы можно было закрутить специальный металлический «приемник».

В эту резьбу закручивается «трубка – приемник» от специального пресса (экструдера), который подает расплавленный фторопласт под давлением. Нужно отметить, что он расплавляется при температурах в 170 – 200 градусов Цельсия.

Затем нагреваем трубку, обычно и сам пресс с «жидкой массой». Внутри шаровой фторопласт также расплавляется + смешивается с массой которая поступает через трубку, происходит процесс под давлением в 2 атмосферы.

После заполнения трубка отсоединяется, пресс с полимером убирают. Полимер застывает и образует монолит, который обволакивает «шарик» все стуки и вибрации проходят – ведь разбитое место заполнилось полимером. В отверстие, которое было просверлено, закручивается специальный клапан или «тавотница».

После такого ремонта шаровая опора может ходить очень долго, иногда даже не меньше чем новая. Смотрим подробное видео.

Однако стоит отметить – если пыльник прорван и очень много всякой грязи попало внутрь «шарика», то стоит вначале отчистить его, иначе износ будет очень большой. Отчистка должна быть до зеркала.

Также полезное видео.

Шаровые опоры принимают на себя вес передней части автотранспортного средства, в том числе и силовой установки. Также во время движения этот узел подвергается воздействию постоянной ударной нагрузки. Вполне очевидно, что в таких условиях срок эксплуатации опоры ограничен, даже если она изготовлена из самых прочных сплавов. В результате многие владельцы машин сталкиваются с необходимостью восстановления шаровых опор.

Устройство и назначение

Шаровая опора позволяет обеспечить надежное подвижное соединение ступицы колеса с рычагом подвески. В состав узла входит корпус, шаровый палец , а также вкладыш, изготовленный из пластмассы. Корпус чаще всего имеет сварную конструкцию - две части со штампованным углублением сферической формы под палец соединяются с помощью точечной сварки.

По сути, этот элемент представляет собой толстостенный стакан, изготовленный из металла, в который затем вставляется вкладыш с пальцем. Чтобы сделать конструкцию корпуса неразборной, его края развальцовываются. Зачастую вкладыш не изготавливается отдельно, а область между стенками корпуса и шаровой поверхностью пальца заполняется специальным полимерным материалом. Для защиты узла от грязи и воды сверху надевается пыльник.

Следует отметить, что активный износ шаровой опоры начинается после повреждения пыльника . Пока этого не произошло, узел износу практически не подвержен. Таким образом, если контролировать состояние этого элемента и проводить его своевременную замену, то можно значительно увеличить срок работы узла.

Однако стоит помнить, что стыки сварного шва не обладают достаточной герметичностью и даже при неповрежденном пыльнике внутрь может попадать вода. Чтобы этого избежать, корпус стоит наполнить литолом.

Диагностика узла

О необходимости проведения работ по реставрации шаровых опор можно узнать благодаря диагностике. Как только во время движения по неровной дороге слышится скрип и стук от подвески, то узел изношен и его необходимо восстановить. Для точного определения источника этих звуков диагностику лучше проводить вдвоем - один человек заходит в смотровую яму и кладет руку на шаровую опору, а второй начинает раскачивать автомобиль.

Если звук ощущается рукой, то опору необходимо снять и проверить на наличие люфта в шарнирном соединении, закрепив ее в тисках. Следует помнить, что палец не должен двигаться под воздействием легких усилий, но при этом он не должен и закусываться. Также рекомендуется провести аналогичную проверку в следующих ситуациях:

  • При повороте рулевого колеса слышен скрип.
  • Во время движения по прямой наблюдается самопроизвольное виляние машины.
  • Для поворота руля приходится прикладывать достаточно большое усилие.

Съем и монтаж

Если после проведения диагностических мероприятий стало понятно, что узел изношен, его необходимо ремонтировать. Многие начинающие автовладельцы справляются со всеми работами и проводят восстановление шаровых опор своими руками. Чтобы снять, а после ремонта установить опору, потребуется несколько инструментов:

Чаще всего съемники для шаровых опор не являются универсальными. Если найти требуемый инструмент не удалось, решить поставленную задачу можно с помощью молотка. При этом его вес должен составлять около 600 грамм. Кроме этого, необходимо знать место, в которое следует наносить удар, чтобы не повредить узел.

Не нужно стараться выбить палец из посадочного гнезда. Удар должен быть направлен перпендикулярно пальцу по проушине. Чтобы снять шаровую опору, сначала необходимо ослабить крепление передних колес и поднять автомобиль с помощью домкрата. После этого колесо снимается.

Если гайка на пальце имеет шплинт, то его следует удалить с помощью пассатижей. Это позволит отвернуть гайку и с помощью съемника либо молотка выдавить палец. После этого следует отвернуть крепление корпуса и, отжимая с помощью монтировки нижний рычаг, снять опору.

Чтобы установить узел после ремонта, сначала предстоит прикрепить корпус к нижнему рычагу. Затянув крепеж, с помощью монтировки следует отжать рычаг и вернуть палец в гнездо. Затем на него накручивается и затягивается гайка. Если после этого палец проворачивается, то нижний рычаг необходимо потянуть вверх. Последним этапом станет установка шплинта на гайку или замена старой на самоконтрящуюся.

Ремонтные работы

Сразу следует отметить, что после завершения ремонта шаровая опора не восстановится полностью и срок ее службы будет меньше. Однако если все было сделано правильно, то можно не переживать за безопасность эксплуатации узла. Существует несколько способов восстановления работоспособности шаровой. В домашних условиях чаще всего используется две технологии:

  • Ремонт шаровых опор полимером по технологии SJR.
  • Разборная - из неразборного корпус переделывается в разборный, после чего проводится шлифовка шаровой поверхности пальца и меняются вкладыши.

С помощью полимера

Суть этого метода состоит в нагнетании разогретого полимерного материала в корпус. При этом опору не требуется разбирать, но необходимо изготовить экструдер. Стоит отметить основные преимущества этого метода:

Для применения этой технологии в нижней части корпуса следует просверлить отверстие, диаметр которого выбирается в соответствии с используемым экструдером. Необходимо тщательно очистить зазор между вкладышами и шаровой поверхностью пальца от грязи, а также продуть узел воздухом для удаления стружки и песчинок.

Полимер нагнетается в корпус с помощью экструдера через заранее просверленное отверстие. Как только пластмассовый состав застынет, ремонтные работы можно считать завершенными. Единственным недостатком этой технологии является отсутствие возможности проверить геометрию сферической поверхности пальца.

Разборный метод

После того как опора будет снята, необходимо разобрать корпус. Для этого потребуется высверлить в одной половине все точки сварки, разделив после этого деталь на две части с помощью молотка и зубила. Затем стачиваются развальцованные края и наносится удар по торцу пальца, чтобы отделить дно корпуса. После измерения внутреннего и наружного диаметров корпуса изготавливается кольцо с аналогичными размерами и внутренней резьбой, а также пробка, которая вворачивается в эту деталь. Высота кольца должна составлять порядка 10 см.

После этого в корпус помещается новый вкладыш и отреставрированный палец. Соединив две части корпуса, их следует прихватить сваркой. При этом необходимо проявить осторожность, чтобы избежать перегрева вкладыша.

Затем к корпусу необходимо приварить изготовленное ранее кольцо. После этого остается ввернуть пробку в корпус, чтобы поджать вкладыш и просверлить в ней маленькое отверстие (диаметр около 2 мм) под шплинт.