Упражнения после черепно мозговой травмы. Физические упражнения после чмт. Какими бывают занятия лечебной физкультурой

ЛФК, или лечебная физическая культура, - это использование физкультуры для лечения или профилактики большинства болезней и последствий . Она помогает восстановлению здоровья и качественной жизни человека. ЛФК при черепно-мозговой травме дает возможность не только восстановления организма, но и позволяет не допустить многие осложнения такой травмы.

Черепно-мозговая травма

Называют механическое повреждение черепа и находящихся внутри него головного мозга, черепных нервов, сосудов, мозговых оболочек).

К основным причинам возникновения черепно-мозговых травм относят следующие:

  • дорожно-транспортные происшествия;
  • производственные травмы;
  • падения;
  • бытовые травмы;
  • спортивные травмы.

В результате черепно-мозговой травмы может случиться повреждение мозга. Оно может быть результатом:

  • фокального повреждения, вызывающего внутричерепную гематому или же ушиб корковых отделов мозга;
  • диффузного аксонального повреждения, которое вовлекает глубинные отделы белого вещества.

Комплекс восстановительной физкультуры при черепно-мозговой травме подбирается в зависимости от вида и серьезности произошедшей травмы.

ЛФК при черепно-мозговой травме

Основным средством ЛФК, который применяется при черепно-мозговой травме, являются специальные, подобранные в нужных объемах физические упражнения. Используются групповой и индивидуальный методы проведения ЛФК. При индивидуальном методе проведения ЛФК больному дают задания для занятий самостоятельно. Эти занятия предусматривают многоразовые повторения специальных упражнений в течение дня.

Сроки назначения ЛФК при травме черепа индивидуальны для каждого пациента. Упражнения для мелкой моторики и дыхательную гимнастику назначают после прекращения тошноты и рвоты. Активную ЛФК назначают за несколько дней до того, как пациенту можно будет садиться.

Основные формы ЛФК, назначаемые при черепно-мозговой травме:

  • гигиеническая гимнастика утром;
  • лечебная гимнастика;
  • упражнения на медицинских реабилитационных тренажерах;
  • партерная гимнастика;
  • подходящие спортивные игры.

Пациенты с черепно-мозговой травмой могут страдать разными формами гипоксии (недостаточное снабжение организма кислородом). Занятия ЛФК значительно уменьшают вероятность такого заболевания.

ЛФК при черепно-мозговой травме характеризуется широким спектром лечебного воздействия. Это позволяет не допустить многих осложнений травмы, которые ранее считались неизбежными и борьба с которыми требовала значительного времени и усилий.

Реферат по физической культуре

Тема: Лечебная Физическая культура

При черепно-мозговых травмах.

Выполнила:

Студентка II курса ASEM

Факультет «Финансы»

Гр. FA – 225

Пырикова Элеонора

Кишинёв, 2003 г.

План:

1) Краткая история развития лечебной физической культуры.

2) Особенности метода лечебной физической культуры.

3) Периоды общей лечебной физической культуры.

4) Сотрясение мозга с медицинской точки зрения.

5) Общие основы методики проведения занятий при повреждениях головного мозга.

6) Система упражнений лечебной физической культуры при черепно-мозговых травмах.

7) Массаж головы.

8) Виды травматизма.

9) Приложение.

1. Краткая история развития лечебной физической культуры .

Ф

изические упражнения в оздоровительных целях использовались на протяжении многих тысячелетий. Наиболее ранние рукописи, в которых говорится о лечебном действии движений, найдены в Китае . Они относятся к 2000-3000 г.г. до н.э. Из них мы узнаем о том, что в древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где не только обучали лечебной гимнастике и массажу, но и применяли их в процессе лечения больных. Дыхательные упражнения, пассивные движения, упражнения с сопротивлением использовались при заболевании органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба).

О раннем развитии лечебной гимнастики свидетельствуют и находки в Индии. В священных книгах Веды (1800 г. до н.э.) говорится о роли пассивных и активных движений, дыхательных упражнений, массажа в лечении различных болезней.

В древней Греции лечебная гимнастика достигла особенно высокого развития в период освобождения науки от религии и развития естествознания. Широко пропагандировали лечебную гимнастику философы Платон и Аристотель.

Основоположник клинической медицины Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 г.г. до н.э.) большую роль в лечении болезней отводил диете и лечебной гимнастике. Причем он считал, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ подробно описывал применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.

В Риме лечебная гимнастика также занимала большое место. Своими работами в этой области был известен Гален (130- 200 г.г. н.э). Он использовал опыт греков, широко применяя не только лечебную гимнастику, но и трудотерапию.

Большое значение придавал лечебной гимнастике и массажу Целий, применяя их при параличах с использованием специальных аппаратов (механотерапия) для пассивного сгибания и разгибания конечностей.

В средние века , в период господства церкви, наука находилась в упадке, резко замедлилось и развитие медицины, в том числе и лечебной гимнастики.

В IX – X в.в. произошел некоторый сдвиг в медицине. Выдающийся врач и ученый Авиценна (980-1037 г.г.) в своем труде « Канон медицинских наук» отразил все достижения среднеазиатской, иранской, арабской медицины. В одной из своих книг он теоретически обосновал значение солнечной и воздушных ванн, режима питания и использования физических упражнений, пешеходных прогулок, занятий гимнастикой. Он подробно описал ряд гимнастических и прикладных упражнений.

Эпоха Возрождения (XV- XVII в.в.) характеризуется расцветом наук и искусств, освобождением естествознания от теологии, развитием анатомии, физиологии. К наиболее значимым работам того времени относятся: « Искусство гимнастики» Меркуриалиса, «Врачебная гимнастика» Тиссо.

В XVIII и особенно в XIX в.в появляется много работ о лечебном значении физических упражнений. В начале XIX века получила распространение шведская « система врачебной гимнастики», основателем которой был П. Линг. Эта система оказала значительное влияние на развитие лечебной гимнастики в Европе.

В России начали применять движение с лечебной целью в XVI-XVII веках, причем уже в те времена использовали сочетание движений с тепловыми процедурами при травматических повреждениях. Среди ученых в это время были хорошо известны: М. В.Ломоносов, А.П. Протасов, С.Г. Забелин.

В конце XIX века создаются частные врачебно-механические институты в Петербурге и Москве под руководством иностранных ученых.

Материалистические взгляды в понимании лечебной гимнастики отражены в работах П.Ф. Лесгафта, А.П. Полунина, С.П. Боткина и др. Их работы основаны на переводах философских идей революционных демократов: А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.

Великая Октябрьская Революция 1917 г. в России создала все условия для всестороннего развития духовных и физических способностей человека. Появились реальные возможности для организации научно обоснованной лечебной физической культуры (ЛФК), призванной служить интересам народа.

В 1921 г. В.И Лениным было подписано постановление Совета народных комиссаров о домах отдыха. В постановлении указывалось на необходимость физических упражнений с оздоровительной целью.

В 1923 г. вышло в свет первое руководство «Физическая культура на курортах», а в 1926 было издано руководство под названием «Физическая культура как лечебный метод».

Лечебная физическая культура стала широко применяться и в Красной Армии. Инициатором был начальник Военно-Санитарного управления Красной армии- З.П. Соловьев.

В 1925 г. в институтах физической культуры в Москве и Ленинграде были открыты кафедры лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура начинает применяться в стационарах, поликлиниках, акушерстве и гинекологии.

В 1934 г. под редакцией Б.А. Ивановского вышел сборник «Физическая культура как лечебный фактор».

Особенно широко лечебная физическая культура применялась во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г . при повреждениях опорно-двигательного аппарата, ранениях грудной клетки, черепа, брюшной полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановление нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.

В послевоенный период расширилась сфера применения лечебной физической культуры.

Сейчас физические упражнения как одно из основных средств лечения используются в больницах, санаториях, поликлиниках, на курортах. Ведутся углубленные исследования роли физических упражнений в клиническом лечении при оперативных вмешательствах на сердце, легких, а также при многих других заболеваниях.

2. Особенности метода ЛФК

П

рименение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.

Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения(режимов активности) и др. Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.

Физические упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей (например, посторонние разговоры и т.п.).

Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.

Введение................................................................................................................. 2

Этиология и патогенез......................................................................................... 3

Лечение и методы физической терапии............................................................ 3

Комплекс упражнений лечебной гимнастики.................................................. 7

Литература............................................................................................................. 9

В настоящее время в связи с урбанизацией, техиетизацией увели­чилось число больных с черепно-мозговыми травмами. Достиг­нуты определенные успехи в лечении острого периода заболе­вания, однако нередко после травмы длительное время оста­ются органические и функциональные расстройства, которые ведут если не к полной потере трудоспособности, то к длитель­ным ограничениям деятельности больных. Многие больные в дальнейшем требуют постоянного внимания в плане проведения мероприятий с целью сохранения трудоспособности.

Травмы головного мозга составляют по некоторым данным до 41,4% (в большинстве своем от уличного и бытового травма­тизма) .

Целью данной работы является ознакомление с наиболее эффективными методами физической терапии после черепно-мозговых травм.

Общим для всех травм черепа явля­ется внезапное повышение внутричерепного давления в момент удара. Возникающее в этот момент движение мозга с наруше­нием гемо- и ликвороциркуляции ведет в последующем к макро-и микроскопическим изменениям клеточных элементов мозга, независимо от повышения внутричерепного давления.

Различают закрытые и открытые повреждения го­ловного мозга. В клинике сотрясения мозга имеют место голов­ные боли, головокружения, функциональные нарушения со сто­роны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, стойкие вегета­тивные нарушения (акроцианоз, потливость, нарушение термо­регуляции). В отличие от сотрясения при ушибе мозга остаточ­ные явления заключаются в наличии очаговых симптомов вы­падения или раздражения (парезы нижних конечностей, трипарезы или гемипарезы), расстройстве чувствительности, нару­шении рефлексов, появлении эпилептических припадков. При проникающих повреждениях с кровоизлиянием в подкорковые узлы может развиться паркинсонизм с гиперкинезом, безыни­циативностью, нарушением психики.

При хроническом гипертензионном синдроме имеют место диффузные головные боли, усиливающиеся при утомлении, на­клоне головы и изменении атмосферного давления. Они сопро­вождаются головокружением, шумом в голове, тяжестью в ней, понижением работоспособности. Наиболее часто наблюдаются различные вазомоторные, вегетативные и обменные нару­шения.

При травме мозга все больные подлежат госпита­лизации с применением реанимационных мер по сохранению жизни (борьба с расстройством дыхания, травматическим шо­ком, хирургическое вмешательство в виде обработки раны, уда­ления интракраниальной гематомы и т.д.).

При гипертензионном синдроме рекомендуются бромиды, инъекции сульфата магния, препараты стрихнина, глутаминовая кислота, медикаментозный сон, дегидратационная терапия- фуросемид (лазикс). Рентгеновское облучение проводят через день, разовая доза на поле 50-100 К (облучают 4 поля), каж­дое поле облучают 3 раза.

Методы физической терапии применяют в ранние сроки, так, например, при коматозном состоянии, когда частым осложне­нием является пневмония, с целью ее профилактики вместо традиционных банок рекомендуется ежечасно проводить мас­саж {Лебедев В. В., Горенштейн Д. Я., 1977].

Физические методы лечения широко назначаются в восста­новительном периоде черепно-мозговых травм, при хроническом гипертензионном синдроме, параличах и парезах, посттравмати­ческом паркинсонизме. При двигательных нарушениях как мож­но раньше следует проводить мероприятия по профилактике контрактур, для чего необходимо следить за укладкой больного, рано начинать пассивные движения с переходом на активные, массаж парализованных конечностей.

В зависимости от тяжести сотрясения или ушиба мозга через несколько дней (4-12) рекомендуется электрофорез таких ле­карственных средств, как бром, магний, эуфиллин по воротни­ковой методике воздействия, а также кальция, йода по методу Бургипьона {Куликов Д. В. и др., 1974]. При поражении глазо-двигательного, отводящего нервов можно рекомендовать элек­тростимуляцию их (12-14 процедур) [Король А. П. и др., 1974]. При сотрясении головного мозга через 2-3 дня после травмы применяется трансцеребрально по Бургиньону электрофорез ноотропного препарата-пирацетама (анод-обл. глазницы) при плотности тока 0,01-0,02 мА/см 2 в течение 10 мин (3 про­цедуры), затем-0,04-0,05 мА/см 2 15-20 мин, всего 10-12 процедур. Метод оказался более эффективным, чем гальвани­зация; происходило уменьшение головных болей, слабости, тя­жести в голове, восстановление интеллектуальных и оператор­ских функций [Лукомский И. В., 1989].

Имеется опыт по применению электростимуляции кисти и пальцев рук у больных с гемиплегией после черепно-мозговых травм через 6 нед и более. Электростимуляция разгибателей пальцев и кисти проводилась ежедневно, до 3 раз в день, сна­чала в стационаре, а затем на дому, что вело к уменьшению контрактур.

В восстановительном периоде через 3-4 нед после нетяже­лой травмы и в позднем резидуальном периоде при отсутствии прогредиентного течения рекомендуется УФ-облучение позво­ночника отдельными полями (3 поля), каждое поле облучают 3-4 раза 4-5 биодозами, ежедневно или через день. При пре­обладании вегетативных, сосудистых и обменных нарушений рекомендуется УФ-облучение воротниковой зоны (3-4 биодо­зы), а также электрофорез новокаина в чередовании с магнием. Показан также электрофорез брома по глазнично-затылочной методике или по методике общего воздействия Вермеля, а так­же гальванизация по воротниковому методу с кальцием (по Щербаку). На область шейных симпатических узлов показано э. п. УВЧ в атермической дозе (по 5-10 мин, на курс 8-10 про­цедур). Применяются импульсные токи по методике электро-сна, частота 10 Гц, сила тока 2-3 мА, продолжительность им­пульса 0,2-0,3 мс, по 30-60 мин, на курс 10-15 процедур.

При гипоталамических проявлениях рекомендуются эндоназальный электрофорез витамина В, кальция, новокаина, мас­саж воротниковой зоны. При эпилепсии показано общее УФ-об-лучение (и позвоночника-эритемными дозами), электрофорез йода, кальция по воротниковой методике, назальный электро­форез седуксена, ДДТ или СМТ области шейных симпатических узлов, иногда нейрохирургическая помощь. При гемиплегии вследствие черепно-мозговой травмы большое значение имеют физические тренировки в виде укрепляющих физических упраж­нений, ходьбы, упражнения на тренажерах.

При двигательных нарушениях важно использовать лечеб­ную гимнастику, особенно в теплой ванне, бассейне, массаж, электрофорез брома или йода по глазнично-затылочной или лобно-затылочной методике либо электрофорез йода в области рубца (плотность тока 0,03-0,05 мА/см 2 по 20-60 мин, еже­дневно, на курс 30 процедур). При болях применяют местную дарсонвализацию, ДДТ или СМТ, на пораженные конечности- парафин.

После тяжелой открытой и закрытой (включая и состояние после удаления интракраниальной гематомы) черепно-мозговой травмы с двигательными нарушениями (гемипарезы) у лиц в возрасте до 40 лет в сроки от 4 нед до 3 лет после травмы нами в условиях клиники применялся метод воздействия ДМВ на область очага поражения (выходная мощность 20 Вт), ежеднев­но, по 10-12 мин, на курс 10-15 процедур. При наличии эпи­лептических припадков, даже если они только в анамнезе, при­падок можно спровоцировать. В этих случаях нами применялся метод воздействия на воротниковую область.

Одним из патогенетических механизмов травмы головного мозга является нарушение церебрального кровообращения, со­провождающееся развитием тканевой гипоксии [Угрюмов В. М. и др., 1972]. Как показали исследования, аноксемия в эпилеп­тическом очаге не развивается. Наоборот, при этом обнаружено увеличение кровенаполнения. Таким образом, для реализации эпилептического припадка необходимы достаточное кровоснаб­жение и высокий уровень окислитель­но-восстановительных процессов [Коровин А. М. и др., 1973, 1979]. Распространенная гипоксия мозга не способствует судо­рожным разрядам и генерализации судорожного припадка.

По данным реоэнцефалографии, после ДМВ отмечалось уве­личение кровенаполнения сосудов головного мозга на стороне поражения, уменьшение межполушарных асимметрий, улучше­ние венозного оттока (рис. 2). Наряду с этим происходило улучшение функциональной лабильности мозговых структур, повышалась амплитуда альфа- и бета-волн, уменьшалась амплитуда медленных волн, появлялась реакция усвоения ритма на раздражители, на которые прежде ее не было (ЭЭГ). По дан­ным ЭМГ, происходило нарастание биопотенциалов при макси­мальном мышечном сокращении как парализованных, так и паретичных мышц [Гаврилков А. Т., 1980, 1987]. Данные УЗ-доп-плерографии отражали увеличение коллатерального кровообра­щения и линейной скорости кровотока по глазничным артериям, появление перетока по передним соединительным артериям. По данным термографии, отмечалось уменьшение термоасимметрии в области лица и головы. При воздействии же ДМВ на ворот­никовую область достаточно хорошо выраженное кровоснабже­ние мозга в области поражения снижалось с повышением его в других системах (рис. 3).

Таким образом, увеличение кровенаполнения при воздейст­вии ДМВ на очаг поражения приводило к еще большей интен­сивности окислительно-восстановительных процессов, что могло провоцировать судорожные припадки при травмах. В этом случае применение ДМВ на воротниковую область являлось более обоснованным, ибо при наблюдении ни в одном случае не прово­цировались эпилептические припадки.

5962 0

Методика ЛФК при последствиях травм головного мозга определяется не только повреждением функций отдельных органов и систем организма (главным образом, парезами и параличами), но и общим состоянием и индивидуальными особенностями организма.

Сроки назначения средств ЛФК при открытых и/или закрытых повреждениях головного мозга сугубо индивидуальны. Они зависят от характера, степени, локализации повреждения, а также общего состояния больного, его индивидуальных особенностей.

При всех видах травматических повреждений мозга ЛГ начинают за несколько дней до того, как больному разрешат сесть на постели. После легкого сотрясения мозга ЛФК назначают на 6—10-й день с момента травмы. После сред нетяжелого и тяжелого сотрясения головного мозга, а также после ушиба мозга и травматического кровоизлияния средства ЛФК назначаются при условии установившегося общего удовлетворительного состояния (фаза стабилизации), при отсутствии рвоты, тошноты, головокружения, сильной головной боли (в состоянии покоя, т.е. лежа в постели).

При парезах и параличах, кроме коррекции положением, пассивные движения в суставах пораженной конечности назначают сразу же после выхода больного из тяжелого состояния.

Первый период

В первом периоде (соответствует переходу острого течения заболевания в подострое) применяют дыхательные упражнения (статические и упражнения для мелких суставов и мышц дистальных отделов конечностей. Противопоказаны движения головой, так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и др.

В занятия включается не более 5-8 упражнений, выполняемых в медленном темпе, не более 2—4 повторений 1 раз в день с постепенным переходом на двухразовые занятия. При парезах и параличах применяют упражнения в посылке импульсов. Для тренировки и совершенствования координационной деятельности нервной системы в занятия ЛГ включают упражнения, требующие внимания. По мере улучшения общего состояния продолжительность занятий увеличивается, но не за счет увеличения числа повторений, а за счет освоения новых упражнений. Продолжительность занятий к концу периода можно довести до 15—20 мин.

Второй период

Во втором периоде (переход из подострого состояния в хроническое или к выздоровлению) занятия ЛГ проводятся в и.п. лежа и сидя. Включают дыхательные упражнения (статические и динамические) активные движения головой (опускание и поднимание головы вместе с туловищем, повороты головы направо и налево вместе с туловищем, круговые движения). В дальнейшем выполняют движения только головой (по мере адаптации к нагрузке) в и.п. сидя на стуле, в медленном темпе и с минимальной дозировкой. Большое внимание уделяют упражнениям, направленным на восстановление координации и равновесия, постепенно включают упражнения на внимание и точность движений, на тренировку памяти, игровые элементы, упражнения в ходьбе. Ходьбе уделяется большое внимание, так как после травмы одним из наиболее частых осложнений является нарушение походки.

При парезах и/или параличах упражнения выполняют с помощью методистов, с участием здоровой руки, с применением аппаратов и приспособлений. Важно обучить больного самостоятельному расслаблению пораженных мышц (при их спастическом состоянии). Кроме того, больные должны самостоятельно выполнять рекомендованные физические упражнения перед тренировкой в ходьбе.

Третий период

В третьем периоде (период клинического выздоровления) в задачи ЛФК входят тренировка функций пострадавшего органа и всего организма в целом, а при невозможности полного восстановления — компенсация нарушенных функций к окружающей среде (тренирующий режим). В занятия включают упражнения с гимнастическими предметами, элементы различных видов спорта, а также упражнения на координацию движений и равновесие, причем обращают внимание на точность их выполнения.