Упражнения после черепно мозговой травмы. Физические упражнения после чмт. Какими бывают занятия лечебной физкультурой
ЛФК, или лечебная физическая культура, - это использование физкультуры для лечения или профилактики большинства болезней и последствий . Она помогает восстановлению здоровья и качественной жизни человека. ЛФК при черепно-мозговой травме дает возможность не только восстановления организма, но и позволяет не допустить многие осложнения такой травмы.
Черепно-мозговая травма
Называют механическое повреждение черепа и находящихся внутри него головного мозга, черепных нервов, сосудов, мозговых оболочек).
К основным причинам возникновения черепно-мозговых травм относят следующие:
- дорожно-транспортные происшествия;
- производственные травмы;
- падения;
- бытовые травмы;
- спортивные травмы.
В результате черепно-мозговой травмы может случиться повреждение мозга. Оно может быть результатом:
- фокального повреждения, вызывающего внутричерепную гематому или же ушиб корковых отделов мозга;
- диффузного аксонального повреждения, которое вовлекает глубинные отделы белого вещества.
Комплекс восстановительной физкультуры при черепно-мозговой травме подбирается в зависимости от вида и серьезности произошедшей травмы.
ЛФК при черепно-мозговой травме
Основным средством ЛФК, который применяется при черепно-мозговой травме, являются специальные, подобранные в нужных объемах физические упражнения. Используются групповой и индивидуальный методы проведения ЛФК. При индивидуальном методе проведения ЛФК больному дают задания для занятий самостоятельно. Эти занятия предусматривают многоразовые повторения специальных упражнений в течение дня.
Сроки назначения ЛФК при травме черепа индивидуальны для каждого пациента. Упражнения для мелкой моторики и дыхательную гимнастику назначают после прекращения тошноты и рвоты. Активную ЛФК назначают за несколько дней до того, как пациенту можно будет садиться.
Основные формы ЛФК, назначаемые при черепно-мозговой травме:
- гигиеническая гимнастика утром;
- лечебная гимнастика;
- упражнения на медицинских реабилитационных тренажерах;
- партерная гимнастика;
- подходящие спортивные игры.
Пациенты с черепно-мозговой травмой могут страдать разными формами гипоксии (недостаточное снабжение организма кислородом). Занятия ЛФК значительно уменьшают вероятность такого заболевания.
ЛФК при черепно-мозговой травме характеризуется широким спектром лечебного воздействия. Это позволяет не допустить многих осложнений травмы, которые ранее считались неизбежными и борьба с которыми требовала значительного времени и усилий.
Реферат по физической культуре
Тема: Лечебная Физическая культура
При черепно-мозговых травмах.
Выполнила:
Студентка II курса ASEM
Факультет «Финансы»
Гр. FA – 225
Пырикова Элеонора
Кишинёв, 2003 г.
План:
1) Краткая история развития лечебной физической культуры.
2) Особенности метода лечебной физической культуры.
3) Периоды общей лечебной физической культуры.
4) Сотрясение мозга с медицинской точки зрения.
5) Общие основы методики проведения занятий при повреждениях головного мозга.
6) Система упражнений лечебной физической культуры при черепно-мозговых травмах.
7) Массаж головы.
8) Виды травматизма.
9) Приложение.
1. Краткая история развития лечебной физической культуры .
Ф |
изические упражнения в оздоровительных целях использовались на протяжении многих тысячелетий. Наиболее ранние рукописи, в которых говорится о лечебном действии движений, найдены в Китае . Они относятся к 2000-3000 г.г. до н.э. Из них мы узнаем о том, что в древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где не только обучали лечебной гимнастике и массажу, но и применяли их в процессе лечения больных. Дыхательные упражнения, пассивные движения, упражнения с сопротивлением использовались при заболевании органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба).
О раннем развитии лечебной гимнастики свидетельствуют и находки в Индии. В священных книгах Веды (1800 г. до н.э.) говорится о роли пассивных и активных движений, дыхательных упражнений, массажа в лечении различных болезней.
В древней Греции лечебная гимнастика достигла особенно высокого развития в период освобождения науки от религии и развития естествознания. Широко пропагандировали лечебную гимнастику философы Платон и Аристотель.
Основоположник клинической медицины Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 г.г. до н.э.) большую роль в лечении болезней отводил диете и лечебной гимнастике. Причем он считал, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ подробно описывал применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.
В Риме лечебная гимнастика также занимала большое место. Своими работами в этой области был известен Гален (130- 200 г.г. н.э). Он использовал опыт греков, широко применяя не только лечебную гимнастику, но и трудотерапию.
Большое значение придавал лечебной гимнастике и массажу Целий, применяя их при параличах с использованием специальных аппаратов (механотерапия) для пассивного сгибания и разгибания конечностей.
В средние века , в период господства церкви, наука находилась в упадке, резко замедлилось и развитие медицины, в том числе и лечебной гимнастики.
В IX – X в.в. произошел некоторый сдвиг в медицине. Выдающийся врач и ученый Авиценна (980-1037 г.г.) в своем труде « Канон медицинских наук» отразил все достижения среднеазиатской, иранской, арабской медицины. В одной из своих книг он теоретически обосновал значение солнечной и воздушных ванн, режима питания и использования физических упражнений, пешеходных прогулок, занятий гимнастикой. Он подробно описал ряд гимнастических и прикладных упражнений.
Эпоха Возрождения (XV- XVII в.в.) характеризуется расцветом наук и искусств, освобождением естествознания от теологии, развитием анатомии, физиологии. К наиболее значимым работам того времени относятся: « Искусство гимнастики» Меркуриалиса, «Врачебная гимнастика» Тиссо.
В XVIII и особенно в XIX в.в появляется много работ о лечебном значении физических упражнений. В начале XIX века получила распространение шведская « система врачебной гимнастики», основателем которой был П. Линг. Эта система оказала значительное влияние на развитие лечебной гимнастики в Европе.
В России начали применять движение с лечебной целью в XVI-XVII веках, причем уже в те времена использовали сочетание движений с тепловыми процедурами при травматических повреждениях. Среди ученых в это время были хорошо известны: М. В.Ломоносов, А.П. Протасов, С.Г. Забелин.
В конце XIX века создаются частные врачебно-механические институты в Петербурге и Москве под руководством иностранных ученых.
Материалистические взгляды в понимании лечебной гимнастики отражены в работах П.Ф. Лесгафта, А.П. Полунина, С.П. Боткина и др. Их работы основаны на переводах философских идей революционных демократов: А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.
Великая Октябрьская Революция 1917 г. в России создала все условия для всестороннего развития духовных и физических способностей человека. Появились реальные возможности для организации научно обоснованной лечебной физической культуры (ЛФК), призванной служить интересам народа.
В 1921 г. В.И Лениным было подписано постановление Совета народных комиссаров о домах отдыха. В постановлении указывалось на необходимость физических упражнений с оздоровительной целью.
В 1923 г. вышло в свет первое руководство «Физическая культура на курортах», а в 1926 было издано руководство под названием «Физическая культура как лечебный метод».
Лечебная физическая культура стала широко применяться и в Красной Армии. Инициатором был начальник Военно-Санитарного управления Красной армии- З.П. Соловьев.
В 1925 г. в институтах физической культуры в Москве и Ленинграде были открыты кафедры лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура начинает применяться в стационарах, поликлиниках, акушерстве и гинекологии.
В 1934 г. под редакцией Б.А. Ивановского вышел сборник «Физическая культура как лечебный фактор».
Особенно широко лечебная физическая культура применялась во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г . при повреждениях опорно-двигательного аппарата, ранениях грудной клетки, черепа, брюшной полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановление нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.
В послевоенный период расширилась сфера применения лечебной физической культуры.
Сейчас физические упражнения как одно из основных средств лечения используются в больницах, санаториях, поликлиниках, на курортах. Ведутся углубленные исследования роли физических упражнений в клиническом лечении при оперативных вмешательствах на сердце, легких, а также при многих других заболеваниях.
2. Особенности метода ЛФК
П |
рименение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.
Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения(режимов активности) и др. Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.
Физические упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей (например, посторонние разговоры и т.п.).
Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.
Введение................................................................................................................. 2
Этиология и патогенез......................................................................................... 3
Лечение и методы физической терапии............................................................ 3
Комплекс упражнений лечебной гимнастики.................................................. 7
Литература............................................................................................................. 9
В настоящее время в связи с урбанизацией, техиетизацией увеличилось число больных с черепно-мозговыми травмами. Достигнуты определенные успехи в лечении острого периода заболевания, однако нередко после травмы длительное время остаются органические и функциональные расстройства, которые ведут если не к полной потере трудоспособности, то к длительным ограничениям деятельности больных. Многие больные в дальнейшем требуют постоянного внимания в плане проведения мероприятий с целью сохранения трудоспособности.
Травмы головного мозга составляют по некоторым данным до 41,4% (в большинстве своем от уличного и бытового травматизма) .
Целью данной работы является ознакомление с наиболее эффективными методами физической терапии после черепно-мозговых травм.
Общим для всех травм черепа является внезапное повышение внутричерепного давления в момент удара. Возникающее в этот момент движение мозга с нарушением гемо- и ликвороциркуляции ведет в последующем к макро-и микроскопическим изменениям клеточных элементов мозга, независимо от повышения внутричерепного давления.
Различают закрытые и открытые повреждения головного мозга. В клинике сотрясения мозга имеют место головные боли, головокружения, функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, стойкие вегетативные нарушения (акроцианоз, потливость, нарушение терморегуляции). В отличие от сотрясения при ушибе мозга остаточные явления заключаются в наличии очаговых симптомов выпадения или раздражения (парезы нижних конечностей, трипарезы или гемипарезы), расстройстве чувствительности, нарушении рефлексов, появлении эпилептических припадков. При проникающих повреждениях с кровоизлиянием в подкорковые узлы может развиться паркинсонизм с гиперкинезом, безынициативностью, нарушением психики.
При хроническом гипертензионном синдроме имеют место диффузные головные боли, усиливающиеся при утомлении, наклоне головы и изменении атмосферного давления. Они сопровождаются головокружением, шумом в голове, тяжестью в ней, понижением работоспособности. Наиболее часто наблюдаются различные вазомоторные, вегетативные и обменные нарушения.
При травме мозга все больные подлежат госпитализации с применением реанимационных мер по сохранению жизни (борьба с расстройством дыхания, травматическим шоком, хирургическое вмешательство в виде обработки раны, удаления интракраниальной гематомы и т.д.).
При гипертензионном синдроме рекомендуются бромиды, инъекции сульфата магния, препараты стрихнина, глутаминовая кислота, медикаментозный сон, дегидратационная терапия- фуросемид (лазикс). Рентгеновское облучение проводят через день, разовая доза на поле 50-100 К (облучают 4 поля), каждое поле облучают 3 раза.
Методы физической терапии применяют в ранние сроки, так, например, при коматозном состоянии, когда частым осложнением является пневмония, с целью ее профилактики вместо традиционных банок рекомендуется ежечасно проводить массаж {Лебедев В. В., Горенштейн Д. Я., 1977].
Физические методы лечения широко назначаются в восстановительном периоде черепно-мозговых травм, при хроническом гипертензионном синдроме, параличах и парезах, посттравматическом паркинсонизме. При двигательных нарушениях как можно раньше следует проводить мероприятия по профилактике контрактур, для чего необходимо следить за укладкой больного, рано начинать пассивные движения с переходом на активные, массаж парализованных конечностей.
В зависимости от тяжести сотрясения или ушиба мозга через несколько дней (4-12) рекомендуется электрофорез таких лекарственных средств, как бром, магний, эуфиллин по воротниковой методике воздействия, а также кальция, йода по методу Бургипьона {Куликов Д. В. и др., 1974]. При поражении глазо-двигательного, отводящего нервов можно рекомендовать электростимуляцию их (12-14 процедур) [Король А. П. и др., 1974]. При сотрясении головного мозга через 2-3 дня после травмы применяется трансцеребрально по Бургиньону электрофорез ноотропного препарата-пирацетама (анод-обл. глазницы) при плотности тока 0,01-0,02 мА/см 2 в течение 10 мин (3 процедуры), затем-0,04-0,05 мА/см 2 15-20 мин, всего 10-12 процедур. Метод оказался более эффективным, чем гальванизация; происходило уменьшение головных болей, слабости, тяжести в голове, восстановление интеллектуальных и операторских функций [Лукомский И. В., 1989].
Имеется опыт по применению электростимуляции кисти и пальцев рук у больных с гемиплегией после черепно-мозговых травм через 6 нед и более. Электростимуляция разгибателей пальцев и кисти проводилась ежедневно, до 3 раз в день, сначала в стационаре, а затем на дому, что вело к уменьшению контрактур.
В восстановительном периоде через 3-4 нед после нетяжелой травмы и в позднем резидуальном периоде при отсутствии прогредиентного течения рекомендуется УФ-облучение позвоночника отдельными полями (3 поля), каждое поле облучают 3-4 раза 4-5 биодозами, ежедневно или через день. При преобладании вегетативных, сосудистых и обменных нарушений рекомендуется УФ-облучение воротниковой зоны (3-4 биодозы), а также электрофорез новокаина в чередовании с магнием. Показан также электрофорез брома по глазнично-затылочной методике или по методике общего воздействия Вермеля, а также гальванизация по воротниковому методу с кальцием (по Щербаку). На область шейных симпатических узлов показано э. п. УВЧ в атермической дозе (по 5-10 мин, на курс 8-10 процедур). Применяются импульсные токи по методике электро-сна, частота 10 Гц, сила тока 2-3 мА, продолжительность импульса 0,2-0,3 мс, по 30-60 мин, на курс 10-15 процедур.
При гипоталамических проявлениях рекомендуются эндоназальный электрофорез витамина В, кальция, новокаина, массаж воротниковой зоны. При эпилепсии показано общее УФ-об-лучение (и позвоночника-эритемными дозами), электрофорез йода, кальция по воротниковой методике, назальный электрофорез седуксена, ДДТ или СМТ области шейных симпатических узлов, иногда нейрохирургическая помощь. При гемиплегии вследствие черепно-мозговой травмы большое значение имеют физические тренировки в виде укрепляющих физических упражнений, ходьбы, упражнения на тренажерах.
При двигательных нарушениях важно использовать лечебную гимнастику, особенно в теплой ванне, бассейне, массаж, электрофорез брома или йода по глазнично-затылочной или лобно-затылочной методике либо электрофорез йода в области рубца (плотность тока 0,03-0,05 мА/см 2 по 20-60 мин, ежедневно, на курс 30 процедур). При болях применяют местную дарсонвализацию, ДДТ или СМТ, на пораженные конечности- парафин.
После тяжелой открытой и закрытой (включая и состояние после удаления интракраниальной гематомы) черепно-мозговой травмы с двигательными нарушениями (гемипарезы) у лиц в возрасте до 40 лет в сроки от 4 нед до 3 лет после травмы нами в условиях клиники применялся метод воздействия ДМВ на область очага поражения (выходная мощность 20 Вт), ежедневно, по 10-12 мин, на курс 10-15 процедур. При наличии эпилептических припадков, даже если они только в анамнезе, припадок можно спровоцировать. В этих случаях нами применялся метод воздействия на воротниковую область.
Одним из патогенетических механизмов травмы головного мозга является нарушение церебрального кровообращения, сопровождающееся развитием тканевой гипоксии [Угрюмов В. М. и др., 1972]. Как показали исследования, аноксемия в эпилептическом очаге не развивается. Наоборот, при этом обнаружено увеличение кровенаполнения. Таким образом, для реализации эпилептического припадка необходимы достаточное кровоснабжение и высокий уровень окислительно-восстановительных процессов [Коровин А. М. и др., 1973, 1979]. Распространенная гипоксия мозга не способствует судорожным разрядам и генерализации судорожного припадка.
По данным реоэнцефалографии, после ДМВ отмечалось увеличение кровенаполнения сосудов головного мозга на стороне поражения, уменьшение межполушарных асимметрий, улучшение венозного оттока (рис. 2). Наряду с этим происходило улучшение функциональной лабильности мозговых структур, повышалась амплитуда альфа- и бета-волн, уменьшалась амплитуда медленных волн, появлялась реакция усвоения ритма на раздражители, на которые прежде ее не было (ЭЭГ). По данным ЭМГ, происходило нарастание биопотенциалов при максимальном мышечном сокращении как парализованных, так и паретичных мышц [Гаврилков А. Т., 1980, 1987]. Данные УЗ-доп-плерографии отражали увеличение коллатерального кровообращения и линейной скорости кровотока по глазничным артериям, появление перетока по передним соединительным артериям. По данным термографии, отмечалось уменьшение термоасимметрии в области лица и головы. При воздействии же ДМВ на воротниковую область достаточно хорошо выраженное кровоснабжение мозга в области поражения снижалось с повышением его в других системах (рис. 3).
Таким образом, увеличение кровенаполнения при воздействии ДМВ на очаг поражения приводило к еще большей интенсивности окислительно-восстановительных процессов, что могло провоцировать судорожные припадки при травмах. В этом случае применение ДМВ на воротниковую область являлось более обоснованным, ибо при наблюдении ни в одном случае не провоцировались эпилептические припадки.
5962 0
Методика ЛФК при последствиях травм головного мозга определяется не только повреждением функций отдельных органов и систем организма (главным образом, парезами и параличами), но и общим состоянием и индивидуальными особенностями организма.
Сроки назначения средств ЛФК при открытых и/или закрытых повреждениях головного мозга сугубо индивидуальны. Они зависят от характера, степени, локализации повреждения, а также общего состояния больного, его индивидуальных особенностей.
При всех видах травматических повреждений мозга ЛГ начинают за несколько дней до того, как больному разрешат сесть на постели. После легкого сотрясения мозга ЛФК назначают на 6—10-й день с момента травмы. После сред нетяжелого и тяжелого сотрясения головного мозга, а также после ушиба мозга и травматического кровоизлияния средства ЛФК назначаются при условии установившегося общего удовлетворительного состояния (фаза стабилизации), при отсутствии рвоты, тошноты, головокружения, сильной головной боли (в состоянии покоя, т.е. лежа в постели).
При парезах и параличах, кроме коррекции положением, пассивные движения в суставах пораженной конечности назначают сразу же после выхода больного из тяжелого состояния.
Первый период
В первом периоде (соответствует переходу острого течения заболевания в подострое) применяют дыхательные упражнения (статические и упражнения для мелких суставов и мышц дистальных отделов конечностей. Противопоказаны движения головой, так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и др.В занятия включается не более 5-8 упражнений, выполняемых в медленном темпе, не более 2—4 повторений 1 раз в день с постепенным переходом на двухразовые занятия. При парезах и параличах применяют упражнения в посылке импульсов. Для тренировки и совершенствования координационной деятельности нервной системы в занятия ЛГ включают упражнения, требующие внимания. По мере улучшения общего состояния продолжительность занятий увеличивается, но не за счет увеличения числа повторений, а за счет освоения новых упражнений. Продолжительность занятий к концу периода можно довести до 15—20 мин.
Второй период
Во втором периоде (переход из подострого состояния в хроническое или к выздоровлению) занятия ЛГ проводятся в и.п. лежа и сидя. Включают дыхательные упражнения (статические и динамические) активные движения головой (опускание и поднимание головы вместе с туловищем, повороты головы направо и налево вместе с туловищем, круговые движения). В дальнейшем выполняют движения только головой (по мере адаптации к нагрузке) в и.п. сидя на стуле, в медленном темпе и с минимальной дозировкой. Большое внимание уделяют упражнениям, направленным на восстановление координации и равновесия, постепенно включают упражнения на внимание и точность движений, на тренировку памяти, игровые элементы, упражнения в ходьбе. Ходьбе уделяется большое внимание, так как после травмы одним из наиболее частых осложнений является нарушение походки.При парезах и/или параличах упражнения выполняют с помощью методистов, с участием здоровой руки, с применением аппаратов и приспособлений. Важно обучить больного самостоятельному расслаблению пораженных мышц (при их спастическом состоянии). Кроме того, больные должны самостоятельно выполнять рекомендованные физические упражнения перед тренировкой в ходьбе.